Сборник содержит интересные на мой взгляд задачи- загадки
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 198.84 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа№12»г.Пласта
Творческий проект по математике
«Сборник математических задач загадок»
Автор пректа: ученица 7 класса
Тодорашко Татьяна
Наставник проекта: учитель математики
Радаева Альфина Маниховна
2018г
Содержание
Паспорт проектной работы
Название проекта: «Сборник математических задач загадок»
Количество участников: 1
Возраст: 13 лет
Время работы над проектом: 3 месяца.
Проект: индивидуальный.
Продукт: презентация., сборник задач –загадок для начальных классов
Цель: доказать, что математические задачи загадки развивают логическое мышление и внимание детей
Задачи:
1.Собрать как можно больше математических задач загадок
2.Разобрать их для различного возраста
3.Оформить книжку математических задач загадок для начальных классов
4.Развить навыки работы с различными источниками и ИКТ
5.Выступить с презентацией проекта
Аннотация наставника.
Проектная работа «Сборник математических задач-загадок», была выбрана ученицей так как на уроках математике большее предпочтение она отдает устной части урока., где используются загадки, ребусы. Для создания своего проекта был изучен материал по истории возникновения загадок, и создан сборник задач загадок из 24 страниц с интересными картинками. В ходе работы были использованы ресурсы интернет.
Введение.
Зачем нам нужна математика?
Теперь я понимаю, что если бы не математика, мы бы не ездили в автомобилях, не летали бы на самолетах, не пользовались бы телефонами, не слушали бы музыку.
Появившись на свет, человек сразу попадает в мир чисел – у него уже измерили рост, вес, пульс. Во взрослой жизни человек тоже не может обойтись без математики
Математика - это шестое чувство, но развито оно у очень немногих. В математике важна особенная интуиция, понимание ее внутренней логики, гармонии. Именно поэтому истинных ученых - математиков не только в России, но и в мире, не так много.
Вышесказанное вовсе не означает, что «обычным» людям не надо изучать этот предмет. Как современному человеку обойтись без нее? Математика является той наукой, которая учит нас думать и рассуждать. Ведь уроки математики имеют целью научить не только оперировать цифрами, но и строить умозаключения, делать выводы, уметь обобщать, систематизировать,. Какую бы дорогу мы не выбрали в дальнейшем, эти умения будут востребованы. Ведь думающий человек предвидит последствия своих действий, он склонен отвечать за их результат, такого человека сложнее обмануть. Она – везде и во всем, без нее невозможно описать никакие процессы. Она в содружестве с другими науками творит чудеса. И мы этими чудесами (благами) пользуемся, не замечая этого.
И свою задачу я вижу в том, чтобы привести еще дополнительные доводы в пользу математики и показать что задачи в математике могут быть разными, использование задач –загадок можно широко применять на уроках математике и на внеклассных мероприятиях.
Цель моего проекта: создание сборника математических задач-загадок для начальной школы.
Задачами являются:
1.сбор математических задач загадок
2.разобрать их для различного возраста
3.Развить навыки работы с различными источниками
4.Оформить сборник задач загадок
Практическая значимость проекта: данный сборник можно будет использовать для работы на уроках и внеклассных мероприятиях.
Актуальность.
В школе очень большое внимание уделяется математике. У нас в классе многим нравится этот урок. Я тоже люблю математику. Люблю устно считать, решать задачи, особенно мне нравиться решать задачи-загадки. Мне кажется решение таких задач довольно интересным и познавательным.
И я решила собрать как можно больше интересных задач-загадок которые можно использовать в начальной школе.
Теоретическая часть.
История возникновения загадок.
Вступление .
Прежде чем начать работу по сбору различных задач –загадок , я решила узнать историю возникновения загадок от куда они берут своё начало.
История появления загадок.
Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражали их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них.
Первобытные люди верили, что природа одушевлена, разумна и враждебна, они боялись природы. Древнему охотнику, земледельцу и скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – русалки, Водяной, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык. И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, чтобы не навлечь гнев на себя и уберечься от неудачи в охоте, старались задобрить, обмануть и обхитрить силы природы, и поэтому вслух не произносили тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того, чтобы обхитрить реку, лес, зверей, огонь, дождь и Солнце и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый "тайный" язык, особую условную "загадочную" речь, которая не будет понятна природе. Получается, что придумал человек тайное словоизъяснение, не желая произносить вслух настоящее название того, что определяло его жизнь. Без знания этой «загадочной» речи человек не мог стать равноправным членом своего родного коллектива. Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли "коровой", а корову "рыкуша", коня – "долгохвостый". А ещё древние люди не говорили обычными словами, чтобы не привлечь к себе беды, такие как наводнение, неудачную охоту, пожар, плохой урожай, лихость и другие неприятности. С этими "подставными" словами связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей").
Загадки всегда были проверкой знаний человека – они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество – убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.
Человек при помощи загадок боролся с силами природы в мифологических образах, таких как русалки и другие сверхъестественные существа. Чтобы овладеть этими мифическими существами, человек пытался разгадать их загадки. У славян существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок.
А загадки у них были такие:
- Что растёт без коренья? (Камень);
- Что цветёт без цветка? (Папоротник);
- Что бежит без повода? (Вода).
- Загадка нашла свое место на праздниках, в различных обрядах и ритуалах, не смотря на то, что существует она много лет и веков, и давно утерялся ее первоначальный смысл. Если загадка разгадывается правильно, то исполняются все желания, совершается ограждение от опасности. Находчивость и ум с помощью загадок проверяла невеста у жениха. В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» записал пословицу, которую приводили в назидание жениху: "Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал".
Ну а в русских народных сказках очень часто встречается такая картина, когда царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
Сейчас мы с вами послушаем такую сказку. И называется она «Царевна, разгадывающая загадки».
Итак, из сказок мы знаем, что загадка была средством к существованию, умение героев отгадывать загадки делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми. Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Само слово "загадка" образовано от слова "гадать", которое означало "думать", "размышлять". Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Мудреными словами описывается какой-либо предмет, который необходимо разгадать. Для формирования интеллекта загадки имеют очень большое значение. Загадки дают большую пользу для мозга, помогают расширить кругозор, научиться наблюдать и на предмете, который нужно отгадать, сосредотачивать внимание. Нужно иметь знания и иметь представление о многих предметах, чтобы отгадать загадку.
Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие – попробуйте! Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3 – 4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда – потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке – образное, поэтическое восприятие окружающего мира.
Часто слово «загадка» мы употребляем и тогда, когда хотим сказать о чем-то неразгаданном, непонятном, удивительном и даже мистическом. Например, мы говорим «загадка природы», «чудо», когда видим снег, выпавший в Африке. Мы говорим слово «чудо», когда видим пирамиду Хеопса, которая находится в Египте.
Египетские пирамиды – это одно из семи чудес света. Так в древности называли необычные творения человеческих рук, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения. Учёные до сих пор спорят о том, как же возводились эти огромные сооружения. Высота пирамиды Хеопса, в объёме которой свободно мог поместиться любой европейский собор - около 147 метров. Длина каждой её наклонной стороны около 235 метров, площадь основании 55000 квадратных метров. Для постройки пирамиды Хеопса потребовалось 2300000 каменных кубов, весом 2 тонны каждая. Блоки эти были плотно пригнаны друг к другу, что между ними не просунешь и иголку. Строили пирамиду Хеопса 20 лет, дорогу для доставки каменных глыб из каменоломен на берегах Нила – 10 лет. Прочность пирамиды Хеопса изумительная. За 47 веков у пирамиды оказалась поврежденной лишь верхушка.
О загадочных творениях человеческих рук – чудесах света, вы можете прочитать в интернете или в книгах. И, оказывается, что чудес таких намного больше.
Вернемся к загадке словесной. Предметом своих загадок народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.
Загадки бывают разные: прямые, загадки-обманки, загадки на образное мышление, математические, логические, юмористические и другие. Они учат нас быть внимательными и активными, развивают наше воображение и любознательность, тренируют память и просто веселят.
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? Ответ: замок.
Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных:
Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит. Ответы: (Солнце, туча, река, сердце).
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Примеры детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ... Белка
В порту разыгралась буря. Корабль плывет к нему, ориентируясь на маяк. Маяк то потухнет, то погаснет. Доплывет ли корабль до причала? Ответ: (Нет, потому что маяк то потухнет, то погаснет, в общем, не работает).
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. Примеры:
Что можно приготовить, но нельзя съесть? Ответ: (Уроки).
Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3,..,) ни названий (понедельник, вторник, среда...). Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело? Ответ: (36 гусей. Т.к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100). В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком.
5. Юмористические загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Пример: Что это – зеленое, белое, квадратное и летает? Ответ: Квадратный бело-зеленый летающий арбуз!
В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками, иногда приспосабливаясь для устного загадывания. Вот, например, загадку о пиле:
"Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб"
знают все и воспринимают ее как народную. А ведь ее сочинил известный детский писатель С.Я.Маршак. И хотя большинство из них возникло давно, многие воспринимаются как современные. А многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные.
Вот, оказывается, какая интересная история у загадки. Окунитесь в этот мир – и она не даст вам скучать!
Практическая часть.
Для составления заданий использовались ресурсы интернет. Собирая различные задачи-загадки у меня получился огромный материал из которых я выбрала 24 более интересных и внесла их в свой сборник. Вот некоторые из них.
1.К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
(Четыре)
2.К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(15)
3.Если Грушам дать по груше,
То одна в избытке груша,
Если дать по паре груш,
То не хватит пары груш.
Сколько Груш и сколько груш?
(3 Груши, 4 груши.)
4.Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один - у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?
(3)
5.В нашем классе два Ивана,
Две Татьяны, два Степана,
Три Катюши, три Галины,
Пять Андреев, три Полины,
Восемь Львов, четыре Саши,
Пять Ирин и две Наташи
И всего один Виталий.
Сколько всех вы насчитали?
(40 человек)
6.Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи
Ёж, баксук, енот,»косой»
Волк с плутовкою лисой
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог
От труда медведь вспотел
Он считать ведь не умел
Помоги ему скорей
Посчитай ка всех зверей
Поработав с данным материалом получились вот такого вида странички.
1 страница моего сборника
2 страница получилась вот такой
На мой взгляд страницы сборника вышли красочными, и с интересными картинками и задачами.
Заключение.
Узнав историю загадок мне еще больше захотелось собрать задачи-загадки в книжку для начальных классов. Я планирую продожить работу по данной теме и в скором будущем создать большой сборник математических задач-загадок.
Учите дети математику!
Конева Елена
Эй, девчонки и мальчишки!
Жизнь сегодня не проста,
Зацифрованная слишком –
Важно в ней уметь считать,
Ведь без правильных расчётов
Не построить школ, домов,
Не отправиться в полёты,
Не открыть других миров.
И комфортней мир вокруг
Нужно стать математичней,
С королевою наук ….
Список литературы:
Ласточка
Аэродинамика и воздушный шарик
Этот древний-древний-древний мир!
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Можно от Солнца уйти...