Аализ образа русалки в мифологии и авторских произведениях.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_pro_rusalok.docx | 37.6 КБ |
Исследовательская работа
ученицы 2 «Б» класса МБОУ «Знаменская СОШ»
Старостиной Елизаветы
Тема. « Русалки в Русской мифологии»
Проблема. На уроках литературного и внеклассного чтения мы чаще знакомимся с героями мифов Греции, Египта, Скандинавии. Но ведь в русской мифологии очень много интересных, малоизвестных мифологических существ. Об одном из них мне захотелось узнать подробнее.
Цель. Проанализировать образ русалки в мифологии и авторских произведениях; сделать вывод о его сущности.
Задачи. Узнать из дополнительной литературы о русалках, найти и прочитать произведения, в которых есть образ русалок; проанализировать образ русалки и сделать выводы; провести опрос по теме работы среди учащихся.
Объект исследования. Русалка.
Предмет исследования. Энциклопедии, авторские сказки, стихотворения.
Гипотезы. Предположим, что – русалка водный дух.
Методы исследования. Чтение книг, опрос, анализ результатов, размышление.
I. Основная часть
1 Общая характеристика русалки.
С детства в наше сознание входят волшебные сказки:
Там чудеса, там леший бродит
Русалка на ветвях сидит…
Так А. С. Пушкин писал о русалках в своем произведении.
Так почему же он писал, что русалка на ветвях сидит, если это водный дух и все мы привыкли думать, живет на дне реки и вместо ног у нее рыбий хвост?
Меня заинтересовало это мифологическое существо. Я решила провести опрос среди своих одноклассников, так как мне хотелось узнать, как они представляют себе русалок, что они о них знают. Я предложила им ответить на следующие вопросы:
1. Кто такие русалки?
2. Как вы их себе представляете?
3. Где они живут?
4. Чем занимаются?
В опросе участвовало 29 учеников 2 «В» класса. По их ответам я составила таблицу 1, в которую включила самые интересные ответы.
Результаты опроса учащихся.
1. Кто такие русалки?
2.Как вы их себе представляете?
3. Где живут?
4. Чем занимаются?
1. Кто такие русалки? | |||
Подводные женщины с рыбьим хвостои. | Утонувшие девушки. | Фантастические существа. | Сказочные существа с рыбьим хвостом. |
2.Как вы их себе представляете? | |||
Рыбий хвост, красивые волосы в водорослях и тине. | Очень красивая, умная, добрая. | Бледная кожа, зелёные волосы. | Агрессивный. |
3. Где живут? | |||
В реке на глубине. | В море, океане, озёрах. | В подводных пещерах. | В больших раковинах . |
4. Чем занимается? | |||
Завлекают путников в воду и убивают их. Охраняют морские воды. | Пугает людей, ловят рыбаков и душат их. | Собирает ракушки, водит хороводы, ищут сокровища. | Разговаривают с рыбами, поют. |
5. Во что одеты? | |||
У них только красивые волосы с цветами. | Одежды нет. |
Проанализировав таблицу, я увидела, что русалок все представляют по-разному.
Так кто же такие русалки? Какие они? От кого ведут свой род?
Характеристика русалок
Русалка — мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола или дух, связанный с водоёмами.
По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы.
По распространённому народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а около Троицына дня выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. В эту, так называемую, «русальную неделю» (неделя Троицы) русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. На этой неделе и в следующий, Духов день, в открытых водоёмах не купались и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг — «русальичин велик день», в это день девушки ходили в лес «русалку крестить». Сёмицкая суббота называлась «кличальный день», отмечаемый как проводы русалок.
Особенно активны русалки также в ночь на Ивана Купалу (с 6 на 7 июля).
Согласно описанию Пушкина, русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом». По народным поверьям русалки «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут». В сосновом бору существуют деревья, вокруг которых не растёт трава, поскольку взявшись за руки, здесь часто пляшут русалки, вытаптывая круги. Где они бегают и резвятся, там трава растёт гуще и зеленее и хлеб родится обильнее.
Представления о внешнем виде русалки неоднородны. В одних местах (Полесье, Украина) говорили, что русалки выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу во время похорон). В других местах (Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи; они ходят голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пест. В южнорусских поверьях русалки характеризовались нейтральными чертами, которые, однако, сохраняли признаки потусторонней «нежити»: «русалка в белом, косы распустит длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая»; «в лице краски нет да руки тощие»; «волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде».
В некоторых местах, где русалку считали водным духом, ее представляли в виде полуженщины - полурыбы.
2.Русалки в мифологии разных народов мира
Предания о русалках распространились по всему миру. В культуре многих народов известны легенды о духах вод, часто эти духи — поющие женщины, олицетворяющие красоту вида и звука воды. Русалки капризны, своенравны и могущественны, как и реки, в которых они обитают. Они могут сотворить добро, но могут и навредить.
Первой рыбохвостой женщиной была Деркето – сирийская богиня Луны и рыболовства.
Легенда о сирийской богине - русалке гласит, что никто из древних финикийцев не решался выйти в море без её разрешения, право на рыбную ловлю за немалые деньги выкупали у верховного жреца. На старинных финикийских монетах сохранилось изображение - это настоящая русалка. Римский историк Лукиан писал: «Деркето - полуженщина с рыбьим хвостом вместо ног».
Индейцы Бразилии так искренне верили в существование русалок, хозяек вод, что убедили в их реальности и европейских миссионеров. «До прихода и расселения христиан в этих местах много индейцев было утоплено иарами», – говорил в XVII веке падре Аншиетта, выражая надежду, что торжество истинной веры заставит языческих женщин-рыб присмиреть. Но и век спустя голландский путешественник Гаспар ван Баэрле свидетельствовал, что ненасытные иары, красавицы с длинными волосами и рыбьими хвостами, продолжают соблазнять пловцов и рыбаков и губят их. Тела этих несчастных, сообщает путешественник, находят потом на отмелях.
Индийские речные нимфы Апсарас имели человеческий облик, но многое объединяло их с русалками. Они искусно играли на лютне, обладали способностью русалок к пророчествам и, конечно, были необычайно красивы и соблазнительны. Непостоянные и ищущие все новых побед, они никогда не мстили мужчинам и стремились приносить радость.
В ирландском фольклоре есть мерроу – водяные фейри. Женщины-мерроу, дальние родственницы морских дев – красавицы с рыбьими хвостами вместо ног и перепонками между пальцев рук. Мерроу люди боятся, потому что их появление предвещает шторм, однако они благосклонно относятся к человеку и часто влюбляются в смертных. Дети от таких браков рождаются с рыбьей чешуей вместо кожи.
В Скандинавии, Шотландии и Ирландии распространены легенды о людях, живущих в море в облике тюленей и только иногда превращающихся в человека. По некоторым преданиям, тюлени считались падшими ангелами, по другим – душами утонувших людей или жертвами заклятий. В ирландских семьях существовало поверье, что предками людей были тюлени. В легендах о русалках тюлени обычно фигурируют как их неизменные спутники.
Асраи - в шотландском фольклоре водяные жители. Робкие, застенчивые, они обитают на дне моря и в глубоких озерах. На поверхность асраи поднимаются раз в сто лет, чтобы полюбоваться лунным светом. На солнце они испаряются, от них остается лишь крохотная лужица. Главный враг асраи - человек: эти маленькие существа в женском облике настолько прекрасны, что люди не могут удержаться от искушения схватить их. У них длинные зеленые волосы, а между пальцами ног - перепонки. Одежды они не носят.
На Северном Кавказе верят в Хы-гуаше, госпожу моря. У Хы-гуаше нижняя часть тела рыбья, а верхняя женская, как у русалки. Если ее поймать, то нетрудно выучить говорить по-человечески, утверждает поверье. В ее честь каждое лето устраивали массовые церемонии с хороводами, купаниями и обливанием друг друга водой.
В Средней Азии, недалеко от города Кара-Хисар, есть большое озеро Ойнар-гель, посередине торчит из воды скала. Там, как утверждает старинное предание, живут красавицы су-кызлары – наполовину девы, наполовину рыбы. Они выходят в солнечный день из воды на камень и расчесывают золотые косы. Глаза у них голубые, брови – изогнутые, подбородки круглые, кожа белая-белая. Бывает, что парни целыми днями стерегут красавиц у озера, да только напрасно: как увидят сукызлары человека, бросаются в воду и больше не появляются.
В древнегерманских сказках рассказывается о том, что в прудах и озерах среди водяных лилий и тростников живут постоянно нимфы-никсы. Верхняя часть тела этих водяных красавиц представляет собой прекрасно сложенных красивых женщин с всегда улыбающимся приветливым лицом, а нижняя часть – безобразный рыбий хвост. Они завлекают людей в воду и тащат их на дно, во влажную преждевременную могилу. В Шварцвальде в Германии существует большое красивое озеро, носящее название Муммельзе, от старинного немецкого слова «die Mummel» – нимфа, которыми оно, будто, во множестве заселено. Народное поверье говорит, что эти нимфы укрываются здесь в цветах и на листьях кувшинок. В полночь нимфы начинают водить хоровод и, кружась в вихре, увлекают за собой проходящих мимо озера людей. Особенно оживлены и веселы бывают эти хороводы в светлые лунные ночи. Если смельчак вздумает сорвать растущие на озере лилии, то нимфы схватывают его и увлекают с собой вглубь, в свое подводное царство; а если бы ему и удалось как-нибудь от них убежать, то горе его иссушит.
3. Местообитания русалок.
Ответ на этот вопрос далеко не так прост. У нас издавна считают русалок речными девами, но русалки живут не в одном месте, а главным образом в водах, в лесах и полях; местожительство их не одинаково в разные времена года.
Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесившуюся, склонившуюся над водою иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.
В лесах русалки избирают преимущественно старые деревья. В лесу увидел русалку и тургеневский плотник Гаврила, который называет русалку словами: лесное зелье, лесная нечисть.
Не зря Пушкин писал: «Русалка на ветвях сидит». Оказывается, что качание на древесных ветвях - любимое времяпрепровождение русалок. Излюбленное их дерево - береза, о чем поется и в народных песнях. Иногда русалки посещают селения и дома, также они приходят греться в бани, где они моются, парятся, причем смеются и шутят.
Чаще же всего, конечно, русалки живут в водах, в хрустальных дворцах, построенных на дне глубоких рек.
Но все это непостоянные местожительства русалок, это места их временного пребывания летом, преимущественно на Троицкой неделе. О месте нахождения русалок зимою имеются лишь смутные и неопределенные представления. После Семицкой недели в лесу уже не бывает русалок. Одни говорят, что они поднимаются вверх и живут на облаках; другие думают, что они скрываются под землею и спят там остальное время года; иные думают, что будто они переселяются в реки.
4.Обереги от русалок
Русалка заплакала, когда плотник Гаврила перекрестился: «Не креститься бы тебе, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней».
Как и всякая нечистая сила, русалки боятся креста. Потому они и нападают на человека, у которого крест на груди, только сзади.
Очерченный на земле круг, особенно освященный крестным знамением, является вторым после креста оберегом от русалок. Чтобы избавиться от них, надо очертить круг около себя и закрестить. Они не переступят запрещенной черты и не схватят стоящего в кругу.
Чеснок также служит оберегом от русалок. Увидев ее, нужно съесть чеснок, тогда она не тронет.
Подобно тому, как русалки не могут перейти через очерченный около человека круг, так не могут они перейти и через межу, поэтому люди убегают от русалок поперек межи.
Среди иных оберегов от русалок можно найти железное колющее орудие, а именно иголку или булавку. Если уколоть хотя бы одну из них, то весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где еще долго раздаются их голоса.
Кочерга тоже пугает русалок. Чтобы избавиться от русалок, надо взять кочергу и на ней подъехать к ним. Они разбегутся от того человека, так как подумают, что к ним едет ведьма, которой они боятся.
Но больше всего распространены обереги растительные, особенно полынь. В четверг на Троицкой неделе, когда русалки нападают на людей, нужно сказать при встрече с русалками: «Полынь». Они обязательно разбегутся, так как не любят этого растения. Русалка не станет щекотать девушку, если в волосы у нее вплетена полынь. Если увидишь русалку и на вопрос «Что у тебя в руках?», скажешь «Петрушка», то она ответит «Ты ж моя душка» и защекочет до смерти. Если же скажешь «Полынь», она ответит «Чур тебя, сгинь!» и сама исчезнет. Крапиву жгучую и осину нечистая сила вообще не любит. Русалкам страшен гром, особенно весенний. Некоторые русалки-дети очень боятся первого весеннего грома: после него они уже не могут ходить к людям под окна.
У русского народа существует много заговоров – оберегов от русалок. Вот некоторые из них.
Русалка-сестрица, красна девица,
Велесова соседушка!
Не загуби моей душки, не дай удавиться,
А дай домой возвратиться!
На сём тебе кланяюсь.
Слово моё твёрдо,
Водою неразмовимо,
Никем непреодолимо.
Гой!
Водяница-лесовица, шальная девица,
Отвяжись, отступись, на моём дворе не кажись!
Тут тебе не век жить, а седмицу быть;
Ступай в реку глубокую, на осину высокую.
Осина,трясись; водяница, уймись!
Я по Правде жил, Богов Родных чтил;
Мне с тобой не водиться, не кумиться.
Ступай в бор, в чащу, к Лесному Хозяину,
Он тебя ждал, на мху постелюшку стлал,
Муравой устилал, в изголовьице колоду клал.
С ним тебе спать, а меня, внука Даждь божьего(имя),не видать!
Слово моё крепко, водами не размовимо,
Никем неодолимо! Гой!
5. Образ русалки в русском фольклоре, в произведениях поэтов и писателей.
О том, что русалки играли важную роль в жизни наших предков, свидетельствуют праздники названные в их честь (Русалочья неделя), обычаи (Русалочьи проводы) - устраивались в ночь на Ивана Купалу. Этот мифологический персонаж в фольклорных сказках встречается очень редко. А вот в литературной сказке он получил более широкое распространение - В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, В.В. Набоков, И.В. Гёте и другие. И, конечно, всемирно известна русалка, вернее, русалочка, созданная талантом и фантазией великого датского сказочника Х.-К. Андерсена. Я сама прочитала некоторые произведения, а с некоторыми меня познакомила моя мама.
Результаты своего исследования по произведениям мне помог записать в таблице мой учитель.
Таблица 2.
Автор и название произведения. | Образ русалки в произведении. | Характер русалки. |
Г.Х.Андерсен «Русалочка». | Красивая девушка с рыбьим хвостом, любящая принца и ради него променявшая свой дивный голос на ноги и возможность ходить. | Беспомощная и униженная внешне, полна мужества и великой нравственной силы. |
М.Лермонтов «Русалка» | Юная дева, поющая песню об утонувшем витязе. | |
А.С.Пушкин пьеса «Русалка» | Привлекательная девушка, отвергнутая князем, утопилась и жаждала мести. | Мстительная, холодная, расчётливая русалка. |
«Русалка» повесть А.Н.Толстого | Повесть о старом рыбаке, который нашел и приютил русалку. | Капризная, заставляет рыбака делать все, что ей хочется. |
«Майская ночь или Утопленница» повесть Н.В.Гоголя | Добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой. | Прекрасная и добрая русалка |
6.Анализ результатов исследования.
В результате моего исследования я сделала вывод о том, что русалка – водный дух. Может помочь человеку, а может и навредить. Опираясь на мифологию и художественные произведения, сделала вывод, что русалка существо исключительно женского пола. Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях, для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут. Цвет волос преимущественно русый отсюда и название «русалка».
II. Общие выводы.
Итак, я нашла ответ на вопрос: «Кто такая русалка и какова ее сущность?».
Русалка - мифологическое существо (чаще утонувшая девушка), которая живет в воде, а на Троицу выходит на землю, сидит на ветках деревьев, собирает полевые цветы и плетет из них венки, бегает по полям с песнями, хороводами и хохотом. Может защекотать до смерти, если встретить ее в это время. Но есть и польза, после того как русалки побегают по земле на том месте даже трава расти начинает лучше чем обычно, а если уж по полю, то будет хороший урожай.
III. Заключение.
В ходе исследования, я узнала много нового, нашла ответы на интересующие меня вопросы. Я прочитала много дополнительной литературы, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди одноклассников по теме исследования. По прочитанным мною произведениям, я сделала вывод о том, что люди остерегались русалок, а потому русалка это больше отрицательный персонаж мифологии. Мне понравилось анализировать сказки, стихотворения. Я поняла, что необходимо очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать неожиданное, новое открытие.
Литература.
Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа
Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии
Гоголь Н.В. «Майская ночь или Утопленница».
Андерсен Г.Х. «Русалочка».
Толстой А.Н. «Русалка».
Лермонтов М. «Русалка»
Пушкин А.С. «Русалка».
Акварель + трафарет = ?
Военная хитрость
Шелковая горка
Ребята и утята
Загадочная система из шести экзопланет