Пробные рецензии учеников на исторические монографии и исторические романы.
Вложение | Размер |
---|---|
tsvigun_elena_esse_po_istorii_11_m_klass.docx | 19.68 КБ |
Анри Труайя Иван Грозный. М.: ЭКСМО 2003. - 228с.
Цвигун Е.А.
Анри Труайя, чье настоящее имя Лев Асланович Тарасов, французский писатель. Член Французской академии, лауреат многочисленных литературных премий, автор более сотни томов исторических и художественных произведений, исследователь исторического наследия России. Его книга «Иван Грозный» входит в серию книг «Великие Россияне», к которой также относятся книги: «Екатерина Великая», «Григорий Распутин», «Петр I», «Борис Годунов», «Александр III», «Николай II» и другие. Книга охватывает эпоху правления Ивана Грозного в период с 1533 по 1584 год. В ней описывается становление великого царя, его достижения и неудачи, его отношение к Богу, близким людям и народу.
Данное произведение повествует о жизни Ивана IV с самого детства, когда после смерти матери бояре начали бороться за власть, вследствие чего мальчик с каждым днем становился жестче, хитрее и злее; о том как он получил прозвище грозный; как завоевал Казань и Астрахань; как организовал поход в Сибирь, в результате чего она стала частью России.
Книга была написана в 1982 году. Речь автора, несмотря на факты и практически полное отсутствие диалогов , критичность к "персонажу", очень красочна и точна. Как и сама жизнь Ивана IV, в книге эпизоды мирной жизни гармонично переходят в сцены насилия, казни и пыток. Книга полна контрастов: жестокости, фанатичной веры, нежной любви и кровожадности.
Все факты, описанные в книге, соответствуют правде. Например, действительно, в 1550 году Иван Грозный принял судебник, целью которого было объединить страну, отобрать у местных князей их судебную, административную и финансовую власть. Также в 1550 году был издан указ об «избранной тысяче», целью которого было справиться с основной задачей судебника. Для этого он ищет сторонников не среди неспокойной знати, а среди простых людей, которых он ставит на ключевые посты в государстве.
Нельзя не сказать об опричнине, которая так хорошо показана в книге. 3 февраля 1565 года Иван IV принимает указ о введении опричнины, в соответствии с котором страна была разделена на две части: опричнина и земщина. Образование опричнины– это реализация планов, задуманных в пятидесятых годах царем и его окружения, целью которых было поставить дворянство на место. Он был уверен, что данный способ поможет ему укрепить свою власть. Вместо высокомерных бояр, хвастающихся своим происхождением, создается привилегированная каста опричников, крепко связанных с царем, которые могут свободно и безнаказанно совершать любые преступления от его имени. Для начала в ряды опричников он набирает тысячу не очень знатных молодых людей, они становятся его личной охраной, которая должна заниматься поиском и разоблачением предателей. Вскоре их число достигает шести тысяч. Царские фавориты (Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский и Алексей Басманов) следят за тем, чтобы в опричники шли люди грубые и жестокие. К земщине относились те, кого Иван Грозный не хотел видеть в составе опричного двора (Боярская Дума).
Не стоит забывать и о походе Ивана Грозного на Новгород. В 1570 году царь и опричное войско отправились в Новгород с карательным походом, так как город был обвинен в измене. Этот прекрасный, цветущий, населенный город, гордый своими европейскими традициями превратился в тривиальный провинциальный городок. Согласно новгородской летописи были убиты около восемнадцати тысяч человек всего за несколько недель.
Факты, приведенные автором книги, являются достоверным. Убедиться в этом можно прочитав книгу Николая Михайловича Карамзина «История государства Российского», основанную на летописях.
Актуальность биографии Ивана Грозного обосновывается тем, что помогает современным людям погрузиться в историческую среду и воссоздать для себя эпоху, во время которой жил царь.
В заключении я хочу сказать, что книга мне очень понравилась, читается легко и быстро, так как невозможно оторваться. Автор заинтересовывает и погружает читателя в атмосферу 16 века с первых строк, раскрывает сложный характер великого царя, подробно описывает его взлеты и падения, моральное и физическое состояние на протяжении всей его жизни. Я с удовольствием прочитаю другие книги Анри Труайя, так как теперь данный формат изучения истории является моим любимым.
Васильев Б.Л. Владимир Красное Солнышко: роман. М.: Вече, 2016. - 288с.
Усович Д.Д.
Книга русского писателя и лауреата Государственной премии СССР Васильева Бориса Львовича "Владимир Красное Солнышко"-часть серии исторических романов «Романы о Древней Руси», в которую также входят "Вещий Олег", "Ольга, королева русов", "Князь Святослав", "Александр Невский", "Государева тайна" и "Владимир Мономах". Книги охватывают русскую историю 879-1125 годов, в них описываются события, происходившие на Руси в этот временной период, показываются роли правителей в этих событиях, их жизнь, чувства и намерения.
Книга "Владимир Красное Солнышко" повествует о том, как Владимир Святой, вошедший под этим именем в историю, жил в детстве, как его воспитывали, в особенности его бабушка, княгиня Ольга, как он "пришел" к Киевскому трону, повествует о сражениях Владимира Святого, о его решениях, о главных событиях на Руси во время его правления.
Работа Б.Л.Васильева над книгой пришлась на 2006-2007 года. Написана книга красивым, живым языком, читается очень легко, содержит в себе много архаизмов, но несмотря на это рассчитана на массового читателя. Интересной особенностью книги является то, что автор показывает события, происходившие в разных княжествах и городах в одно и то же время, тем самым показывая читателю разные стороны Руси. Автор затрагивает взаимоотношения Владимира Красное Солнышко с его родственниками, с народом, с его многочисленными любовницами, женами и другими правителями.
Большее количество фактов и описаний в книге соответствует правде, к примеру, одно из главных событий в книге, а также и в самой жизни Владимира Красное Солнышко, крещение Руси в 988 году. Автор описывает крещение людей в Киеве, когда всем киевлянам велели идти креститься на Днепр. Многие современные православные богословы и церковные проповедники рассказывают и пишут о том, что крещение на Руси прошло довольно мирно и большинство людей последовало за Владимиром Святым, принимая его веру, потому что они сами этого хотели. Но на самом деле, как и описывается в книге, крещение проходило с помощью принуждения, а не убеждения. Одна часть жителей согласилась принять христианство только потому что они не хотели проблем, ведь сам Владимир Красное Солнышко сказал, что тот, кто не придет на крещение, тот будет его врагом. Вторая часть людей из-за нежелания принимать новую веру сбежала из города в леса и степи, надеясь продолжить свой образ жизни. А третья, наибольшая часть людей, была против крещения. Но почему же идеологи современного русского православия твердят об обратном? Они думают, что если уверить людей в том, что крещение Руси прошло мирно и быстро, то люди будут думать, что принятие христианства было промыслительным, под воздействием "благодати божией". Но у большей части людей это было не так, а как описывает нам автор. То-есть, с применением силы.
Но есть в книге и исторические неточности. К примеру, в книге автор повествует о том, что крещение в Киеве состоялось только после крещения в Новгороде, но исторические источники утверждают обратное, ведь Киев был главным городом Руси на тот момент, где и проводил большую часть своего времени сам Владимир Святой. Хоть в книге крещение в Новгороде и описывалось правильно, с применением силы, также, как и в Киеве, а также и с помощью пожаров, откуда и появилось высказывание "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем", но все же хронологический порядок был нарушен автором.
Также, в книге написано, что когда посланники Владимира приехали крестить Новгород, то им не удалось захватить Угоняя, под предводительством которого и было совершенно восстание против крещения новгородцев, и только потом, когда Путята был послан в Псковские земли под городом Порховом, он смог захватить Угоняя, после чего он привез его в Киев и Владимир Святой велел его поднять на мечи. Но доктора философских наук, к примеру Н.С. Гордиенко в своей книге утверждает, что Путята захватил Угоняя еще тогда, когда они крестили Новгород.
Одна из самых неприемлемых неточностей, по моему мнению является описание в книге Ярослава Мудрого и Святополка Окаянного. Автор пишет о том, что после смерти Владимира Святого, Ярослав Мудрый, его сын, решает захватить власть и хитростью убивает своих братьев, любимых сыновей Владимира, Глеба и Бориса, а когда он становится правителем Руси, то повелевает всем летописцам исказить правду и написать о том, что Бориса и Глеба убил Святополк, за что и получил прозвище Окаянный. Однако многие знаменитые историки, в том числе Николай Михайлович Карамзин, писал о том, что именно Святополк совершил эти действия и с помощью обмана убил своих братьев Бориса и Глеба, а Ярослав Мудрый пытался предупредить Олега, но он, прибывая в горе из-за смерти отца, не послушал его и поверил Святополку, а эта ошибка стоила ему жизни.
Подводя итоги, хочется сказать, что книга действительно интересная, она завораживает читателя и каждое действие, описанное в ней, остается у читателя в памяти. Но несмотря на плюсы книги, важно помнить, что автор приводит недостоверные факты, а в книгах исторического характера недопустимы ошибки.
Карандаши в пакете
За еду птицы готовы собирать мусор
Н. Гумилёв. Жираф
Сказка "Колосок"
Есть ли лёд на других планетах?