Работа на городскую научно-исследовательскую конференцию
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_proyavlenie_priznakov_vsd_u_podrostkov_s_raznym_tipom_nervnoy_sistemy.doc | 283.5 КБ |
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Секция биологии
Проявление признаков ВСД у подростков с разным типом нервной системы.
Ноговицина Екатерина Павловна
10 класс,
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 4»
г. Котласа
Архангельской области
Научный руководитель:
Данилова Ирина Адольфовна
учитель биологии МОУ «СОШ № 4»
г. Котлас
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Причины возникновения и проявление вегететативной дисфункции. | 5 |
| 5 |
1.2. Проявления вегетососудистой дисфункции. | 7 |
Глава 2. Типы нервной системы и состояние здоровья подростков. | 8 |
Заключение | 11 |
Список литературы | 13 |
Приложение 1 Анкета. | 14 |
Приложение 2 Таблицы 1 – 5 | 15 |
2
Введение.
Вегетососудистая дистония или вегетативная дисфункция[1] – это целый комплекс симптомов, который свидетельствует о нарушениях в вегетативной нервной системе. Вегетативная нервная система отвечает за жизнедеятельность всего организма: руководит работой сердца, желудка, печени, легких, обеспечивает постоянную температуру тела, нормальное кровяное давление, оптимальную частоту пульса, поддерживает необходимый уровень обмена веществ. Иначе говоря, она помогает человеку адаптироваться к изменчивым внешним условиям.
Однако некоторые факторы могут вывести эту систему из строя. Генетическая предрасположенность, хронические инфекции, неправильный режим дня, стрессы, избыточные нагрузки, гормональные изменения в пубертатный период – все это приводит к вегетативной дисфункции.
Синдром ВСД может проявиться уже в раннем детском возрасте неустойчивостью вегетативных параметров. Для него характерны быстрая смена окраски кожи, повышенная потливость, колебания пульса, артериального давления, боли и нарушения работы желудочно-кишечного тракта (запоры, поносы), частые приступы тошноты, склонность к субфебрилитету, метеочувствительность, непереносимость физического и умственного напряжения. Страдающие ВСД дети капризны, конфликтны, часто болеют, плохо переносят физическую и интеллектуальную нагрузку.
По различным данным, сегодня вегетативной дисфункцией страдают от 4 – 10% до 45 – 60 % детей и подростков. Обычно ВСД особенно ярко проявляется в подростковом периоде, основной пик приходится на 13-16 лет. В это время в организме происходит гормональный взрыв, обостряются все хронические заболевания. Специалисты убеждены: частые перепады давления, эмоциональная неустойчивость, приливы жара и обильной потливости "переходного" возраста, повышенная раздражительность, утомляемость, сниженная работоспособность, тревожность, расстройства сна и аппетита - не что иное, как проявление ВСД.
По мнению ученых одна из причин ВСД наследственно конституциональные особенности организма – наследственная предрасположенность, обусловленная типом высшей нервной деятельности. Известно, что существует несколько типов нервной системы человека, которые определяются конституцией и наследственностью. У людей с сильным типом нервной системы (процессы торможения и возбуждения уравновешены) даже очень большие эмоциональные и физические перегрузки, стрессы не вызывают срыва нервной деятельности. Функция нервной системы слабого типа, наоборот, под влиянием стрессов гораздо быстрее и легче расстраивается, даже при сравнительно небольших нервно-психических нагрузках. Зависимость между типом нервной системы подростков и проявлением симптомов ВСД мы хотим проследить в данной работе.
Цель нашего исследования – выявить зависимость появления вегетативной дисфункции от типа нервной системы подростков.
Задачи:
Объект исследования – подростки 13 – 16 лет
Предмет исследования – проявления симптомов ВСД в пубертатном периоде
Методы исследования:
- анкетирование подростков 13-16 лет;
- измерение пульса
- измерение артериального давления
- проведение исследования типа нервной системы (теппинг-тест)
Как известно, на первое место в лечение всегда ставится профилактика. Как избежать чрезмерных проявлений ВСД у подростков, какие методы может использовать человек для укрепления и тренировки нервной и сердечно-сосудистой систем? Ответы на данные вопросы могут быть полезны для подростков, потому что при современных темпах жизни не только взрослые испытывают эмоциональные и умственные перегрузки, но и дети, и подростки, которые вынуждены постоянно напрягать все внутренние ресурсы и силы во время учебы. Практическая значимость работы – овладение методами для нормализации психоэмоционального состояния в целом и функционального состояния внутренних органов в частности.
4
Глава 1. Причины возникновения и проявление вегететативной дисфункции.
С академической точки зрения целесообразно рассматривать:
- наследственно-конституционная предрасположенность
- периоды гормональной перестройки организма (беременность, роды, пубертатный период)
- особенности личности человека (повышенная тревожность, мнительность)
- гиподинамия с детских лет
- очаговая инфекция
- острые и хронические психоэмоциональные стрессы
- инфекции
- физические и химические воздействия (токи СВЧ, вибрация, ионизирующая радиация, травмы, интоксикации)
- злоупотребление алкоголем
- переутомление
Неблагоприятный ход беременности и родов — одни из основных причин возникновения ВСД. Внутриутробная или родовая гипоксия непосредственно влияет на наиболее чувствительный к повреждению отдел мозга — гипоталамус, который поддерживает на оптимальном уровне обмен веществ, энергии, деятельность желез внутренней секреции и внутренних органов, обеспечивает изменение сна на состояние активной деятельности, поддерживает и регулирует температуру тела. Гипоталамус регулируется корой головного мозга, которая координирует висцеральные и соматические функции.
Большую роль в возникновении ВСД играют повреждения нервной системы: открытые и закрытые травмы черепа, инфекции, опухоли. Психоэмоциональное напряжение у детей дома (алкоголизм в семьи, жестокость родных) или в школе (конфликты с учителями, товарищами), умственное переутомление, хронические заболевания и очаги инфекции, нарушение гормонального баланса в пубертатный период. ВСД часто развиваются у тех, кто подвергается постоянному длительному нервному перенапряжению (по данным врачебных исследований, около 80% взрослых с диагнозом
5
ВСД - это те, кто занимается умственным трудом)[2], недостаточно отдыхают, систематически недосыпают и вообще находятся на работе и дома в неблагоприятных для нервной системы условиях. Эти факторы могут обусловить повреждение вегетативной нервной системы на разных уровнях и повлечь за собой вегетативные дисфункции и психологические отклонения.
Развитию ВСД способствуют также физические перегрузки, нарушение питания, режима дня, курение и чрезмерное употребление алкоголя. Эти два яда - алкоголь и никотин, поражают прежде всего сердечно-сосудистую и нервную системы. Алкоголь, который расстраивает работу нервной системы, нарушает обмен веществ и функции сердца, сосудистого аппарата, является основным "фактором риска", повышающим вероятность возникновения ВСД.
Те или иные функциональные расстройства нервной системы могут развиться вследствие однократного, но сильного и тяжелого нервного потрясения. Если и в дальнейшем человек продолжает подвергаться сильным нервно-психическим нагрузкам, а окружающая среда продолжает оставаться неблагоприятной, функциональные нарушения могут перерасти в действительно серьезное заболевание.
Симптомы вегетососудистой дисфункции связаны с нарушением контролирующих функций вегетативной нервной системы в одной или сразу в нескольких системах организма.
7
Глава 2. Типы нервной системы и состояние здоровья подростков.
Выдающиеся советские физиологи И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин и другие выделяют три основных свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Сила (и соответственно слабость как другой полюс этого свойства) выражается в степени выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю, а также в переносимости сильных раздражителей, хотя бы и кратковременных. Сила нервных процессов проявляется и в том, как адекватно нервная система реагирует на раздражители различной силы, что свидетельствует о ее чувствительности и возбудимости.
Подвижность нервных процессов (на противоположном полюсе - инертность) определяется тем, насколько быстро происходит перестройка нервной системы на меняющиеся раздражители. По-видимому, данное свойство нервной системы является одной из главных детерминант скорости центральной переработки информации, в том числе и скорости процесса принятия решения (В.Д. Небылицин, 1966).
Уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов раскрывает соотношение и баланс возбуждения и торможения по их силе.
Каждому человеку присуще своеобразное сочетание этих свойств. Определение свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных отраслях психологии. Многие из лабораторных методов требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Поэтому на протяжении ряда лет ведутся поиски экспресс-методов. Определение силы нервной системы проведено при помощи теппинг-теста (автор Е.П.Ильин)[3]. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку чем слабая. Использованная для данного опыта методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Результаты исследования приведены в таблице: Типы нервной системы подростков 7-10 классов.
класс | Слабый тип | Средне-слабый тип | Сильный тип | Средний тип | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
7 | 10 | 47 | 9 | 43 | 1 | 5 | 1 | 5 |
8 | 3 | 13 | 12 | 50 | 2 | 8 | 7 | 29 |
9 | 8 | 61 | 5 | 38 | 0 | 0 | 0 | 0 |
10 | 13 | 61 | 8 | 38 | 0 | 0 | 0 | 0 |
всего | 34 | 43 | 34 | 43 | 3 | 4 | 8 | 10 |
С целью анализа субъективных ощущений и объективных параметров состояния здоровья учащихся 13-16 лет было проведено:
- анкетирование учащихся
- измерения частоты пульса и АД.
Для определения нарушений пульса проводилось измерение пульсовых ударов в течение целой минуты на запястье. В результате измерения учитывались следующие показатели:
- количество ударов (норма - 60-80 ударов в минуту);
- ритмичность ударов;
- тонус (не кажется ли пульс "мягким" или "сжимающимся");
- напряженность (не производит ли пульс впечатления натянутой нитки).
Частый пульс (свыше 100 ударов в минуту), называется тахикардией (от греческого tachys - быстрый). Редкий пульс (менее 45 -50 ударов в минуту) называется брадикардией (от греческого bradys - медленный).
Давление измеряли с помощью тонометра. Отличительный признак вегетативно-сосудистой дистонии - необычно малая разница между верхним (систолическим) и нижним (диастолическим) показателями АД. Верхняя цифра на циферблате тонометра показывает то давление, с которым кровь выбрасывается сердцем в аорту, а нижняя - то, каким поддерживают его сосуды в то время, когда сердце отдыхает. В норме эта разница составляет 30-50 мм рт. ст., поэтому давление 120 и 70 можно считать нормальным.
При определении нормального давления у подростков руководствовались таблицей: Показатели максимального и минимального АД у здоровых школьников 7-17 лет[4].
Возраст | Мальчики | Девочки | ||
макс | мин | макс | Мин | |
12 | 86 - 107 | 47 - 64 | 85 - 106 | 50 – 64 |
13 | 89 - 108 | 48 - 65 | 86 - 106 | 50 – 66 |
14 | 92 - 112 | 49 - 66 | 90 - 113 | 52 – 69 |
15 | 95 - 115 | 48 - 69 | 91 - 113 | 52 – 67 |
16 | 98 - 121 | 50 - 71 | 91 - 114 | 55 – 69 |
17 | 95 - 117 | 54 - 71 | 96 - 116 | 54 – 67 |
В определении субъективных ощущений состояния здоровья участвовало 79 подростков (7 класс – 21 человек, 8 класс - 24 человек, 9 класс – 13 человек, 10 класс – 21 человек). Ответы на вопросы анкеты представлены в таблице: «Проявление вегетативной дисфункции у подростков» (табл. № 5).
Анализ результатов наблюдений (табл. № 1 – 4) показывает, что зависимость между типом нервной системы и проявлением симптомокомплекса вегетативной дисфункции определяется в среднем в 59 % случаев. Симптомы ВСД проявляются в большей степени у подростков 15-16 лет.
В зависимости от реакции сердечно-сосудистой системы выделяют 3 типа вегето-сосудистой дистонии: сердечный, гипотензивный и гипертензивный.
1. Сердечный тип - жалобы на сердцебиение, перебои в области сердца, иногда ощущение нехватки воздуха, могут отмечаться изменения сердечного ритма. Но сердечной недостаточности не развивается, на ЭКГ изменения незначительны.
2. Гипотензивный тип – артериальное давление склонно к понижению, характерны утомляемость, мышечная слабость, головная боль (нередко провоцируется голодом), зябкость кистей и стоп, склонность к обморочным состояниям.
3. Гипертензивный тип - преходящее повышение артериального давления, которое почти у половины больных не сочетается с изменением самочувствия и впервые обнаруживается во время медицинского осмотра.
Симптомы сосудистой дистонии могут быть постоянными или проявляться приступами - так называемые вегетативно-сосудистые пароксизмы.
Учащимся, которые отмечают субъективные жалобы, рекомендовано обратиться в лечебное учреждение для проведения необходимых диагностик и обследований с целью оценки функционального состояния ЦНС, выявления изменения церебральных и периферических сосудов. При вегетососудистой дистонии необходимы консультации невролога, ЛОР-врача, кардиолога, эндокринолога, а в ряде случаев - и психиатра.
10
Заключение.
Проведенные наблюдения позволяют сделать следующие выводы:
Нужно помнить, что бессмысленно говорить о «хороших» или «плохих» типах нервной системы. Каждый тип по своему хорош и эффективен в зависимости от конкретных условий и целей деятельности. Люди с разным типом нервной системы могут по разному добиваться одинаково успешных результатов. Совокупность характерных для того или иного человека приемов работы, учебы, общения, называется индивидуальным стилем деятельности[5]. Учет индивидуальных особенностей нервной системы и темперамента поможет подросткам выработать свой стиль учебы, подготовки и сдачи экзаменов, сделать учебную деятельность максимально эффективной.
Работу следует продолжить в направлении более глубоко изучения типов нервной системы подростков, особенностей темперамента, проведении психологических тренингов для уменьшения проявлений эмоциональной неустойчивости, тревожности.
Практическая задача, над которой следует поработать в дальнейшем, состоит не в нахождении способов изменения свойств нервной системы, а в нахождении наилучших для каждого типа нервной системы путей и методов обучения, организации труда и жизни подростков, с целью нормализации эмоционального состояния, уменьшения проявления симптомов ВСД и укрепления здоровья.
Лечение ВСД должно носить комплексный подход. Каких-либо специфических принципов терапии вегетососудистой дистонии нет. Не всегда удается устранить причину заболевания. Идеальной ситуацией является предупреждение психотравмирующих факторов или повышение стрессоустойчивости личности. Помимо устранения причин, проводятся общеукрепляющие мероприятия, санаторно-курортное лечение, массаж, мануальная терапия, психотерапия, медикаментозная терапия, фитотерапия.
Чтобы дистония не стала сопутствовать нам по жизни, ее в детском возрасте лучше все-таки лечить. При незначительных или редких проявлениях помогут такие консервативные, но надежные методы:
1. Оздоровление режима дня: ликвидация недосыпания (8-10 часов сна в день), утренняя гимнастика, посильное уменьшение школьной нагрузки, прогулки не менее 2-3 часов в день, ограничение просмотра телевизора до 1-1,5 часов в день.
2. Занятия спортом в игровом, "безнормативном" режиме. Ошибочно совсем освобождать таких детей от физических нагрузок, нужно лишь исключить предельные напряжения. Таким детям рекомендуются общеукрепляющие занятия в группе здоровья, катание на коньках, велосипеде, подвижные игры, настольный теннис, а больше всего - плавание.
3. Пересмотр меню. Стоит ограничить потребление поваренной соли, жирных сортов мяса, сладкого, мучного. Увеличить же необходимо поступление в организм калия и магния (гречневая, овсяная каши, соя, фасоль, горох, абрикосы, шиповник, курага, изюм, морковь, баклажаны, лук, салат, петрушка, орехи). Необходимо ежедневное поступление в организм полиненасыщенных жирных кислот в виде растительных масел - подсолнечного, кукурузного, а лучше всего оливкового.
4. Лечебный массаж и физиопроцедуры: электрофорез, электросон, водные процедуры, словом все, что стимулирует нервную систему. Особенно полезны любые закаливающие процедуры, ведь нервная система, как и весь наш организм для безотказной работы нуждается в тренировке.
5. И лишь на самых запущенных стадиях, когда приступы дистонии буквально отравляют жизнь или серьезно препятствуют нормальному существованию, стоит прибегать к медикаментозному лечению. В любом случае, какой бы вид дистонии не лечили врачи-специалисты - гастроэнтеролог, кардиолог всегда работают в паре с невропатологом. Ведь вегетососудистая дистония все же заболевание именно нервной системы.
12
Список литературы:
13
Приложение № 1.
Анкета.
а) да б) нет
а) да б) нет
1. Вы не выключите новости, пока не прослушаете прогноз погоды?
2. Вы держите график неблагоприятных дней под стеклом на рабочем столе?
3. Подолгу и с интересом обсуждаете погоду дома и на работе?
4. Вернувшись домой после отдыха или дальней командировки, связанной со сменой климата, вы некоторое время чувствуете себя "не в своей тарелке"?
5. Вы тонко чувствуете перемену погоды и ваши прогнозы, как правило, сбываются?
6. Если надвигается магнитная буря или происходит резкая смена погоды, вы ощущаете подавленность, упадок сил или становитесь раздражительным, резким, страдаете бессонницей?
7. В неблагоприятные по геофизическим факторам дни у вас появляются "мешки" и темные круги под глазами, лицо приобретает нездоровый цвет, на лбу проступает испарина?
8. При грозе, ветре, похолодании и геомагнитных возмущениях у вас возникает головная боль, а иногда и носовое кровотечение?
Если вы ответили "да" на 5 и более вопросов, значит, ваше самочувствие во многом зависит от изменений погоды, то есть вы метеозависимы.
14
Приложение № 2.
Таблица № 1. Проявление симптомов ВСД у подростков 7 класса.
ФИО | Диагноз ВСД (по данным м/о | Положительные ответы на вопросы анкеты (проявление симптомов ВСД) | Отрицательные ответы | АД | Тип Н.С. | Зависимость | |||
Нормальное | Пониженное | Повышенное | |||||||
1 | Баженина | - | 2 | 10 | + | Средне-слабый | |||
2 | Волчецкая | - | 4 | 8 | + | Слабый | - | ||
3 | Гладышева | - | 2 | 10 | + | Средне-слабый | |||
4 | Гиричева | - | 4 | 8 | + | Слабый | - | ||
5 | Дурапов | - | 3 | 9 | + | Средне-слабый | |||
6 | Добрынская | - | 3 | 9 | + | Средне-слабый | |||
7 | Евтюкова | - | 1 | 11 | + | Средне-слабый | |||
8 | Казаков | - | 4 | 8 | + | Сильный | |||
9 | Кибиткина | - | 5 | 7 | + | Средний | |||
10 | Кряквина | - | 5 | 7 | + | Средне-слабый | |||
11 | Кляузова | - | 8 | 4 | + | Слабый | + | ||
12 | Махина | - | 4 | 8 | + | Средне-слабый | |||
13 | Мамонов | - | 3 | 9 | + | Средне-слабый | |||
14 | Мигалкина | + | 7 | 5 | + | Слабый | + | ||
15 | Лобанцев | - | 7 | 5 | + | Слабый | + | ||
16 | Парамзина | - | 5 | 7 | + | Слабый | - | ||
17 | Петухов | - | 3 | 9 | + | Слабый | - | ||
18 | Патюков | - | 4 | 8 | + | Слабый | - | ||
19 | Сосновская | - | 5 | 7 | + | Средне-слабый | |||
20 | Шергина | - | 7 | 5 | + | Слабый | + | ||
21 | Ятченко | - | 7 | 5 | + | Слабый | + | ||
всего | 9 | 1 | 11 | Средний – 1; Слабый –10; Средне-слабый – 9; Сильный – 1 | Установлена – 5 Не установлена – 5 |
Зависимость проявление симптомов ВСД у подростков со слабой нервной системой установлена в 50% случаев. В остальных 50% случаев проявление симптомов незначительное.
15
Таблица № 2. Проявление симптомов ВСД у подростков 8 класса.
ФИО | Диагноз ВСД (по данным м/о | Положительные ответы на вопросы анкеты (проявление симптомов ВСД) | Отрицательные ответы | АД | Тип Н.С. | Зависимость | |||
Нормальное | Пониженное | Повышенное | |||||||
1 | Алябышева | - | 0 | 12 | + | Средний | + | ||
2 | Абрамов | - | 0 | 12 | + | Слабый | - | ||
3 | Архангельский | - | 4 | 8 | + | Средне-слабый | |||
4 | Бондаренко | - | 2 | 10 | + | Средне-слабый | |||
5 | Бурковская | - | 2 | 10 | + | Средний | + | ||
6 | Власенко Л | - | 2 | 10 | + | Сильный | + | ||
7 | Долгополова | - | 4 | 8 | + | Средний | + | ||
8 | Зуев | - | 2 | 10 | + | Слабый | - | ||
9 | Игнатьев | - | 3 | 9 | + | Средне-слабый | |||
10 | Климов | - | 0 | 12 | + | Средний | + | ||
11 | Кондратов | - | 1 | 11 | + | Средне-слабый | |||
12 | Лахтионов | - | 7 | 5 | + | Слабый | + | ||
13 | Ломакина | - | 2 | 10 | + | Средне-слабый | |||
14 | Михайлюк | - | 0 | 12 | + | Средне-слабый | |||
15 | Нерадовская | - | 2 | 10 | + | Средний | + | ||
16 | Никонова | - | 4 | 8 | + | Средне-слабый | |||
17 | Приймак | - | 2 | 10 | + | Сильный | + | ||
18 | Сидельников | - | 0 | 12 | + | Средне-слабый | |||
19 | Сухарева | - | 3 | 9 | + | Средне-слабый | |||
20 | Таротина | - | 2 | 10 | + | Средне-слабый | |||
21 | Таротин | - | 3 | 9 | + | Средний | + | ||
22 | Торопов | - | 2 | 10 | + | Средне-слабый | |||
23 | Теванян | - | 1 | 11 | + | Средне-слабый | |||
24 | Шубенко | - | 2 | 10 | + | Средний | + | ||
всего | 13 | 4 | 7 | Средний – 7; Слабый –3; Сильный – 2; Средне-слабый – 12 | Установлена – 10; Не установлена – 2 |
Зависимость проявление симптомов ВСД у подростков со слабой нервной системой установлена в 33% случаев. С сильной и средней нервной системой симптомы ВСД проявляются незначительно, зависимость наблюдается в 100% случаев. В среднем % совпадений – 83%.
16
Таблица № 3. Проявление симптомов ВСД у подростков 9 класса.
ФИО | Диагноз ВСД (по данным м/о) | Положительные ответы на вопросы анкеты (проявление симптомов ВСД) | Отрицательные ответы | АД | Тип Н.С. | Зависимость | |||
N | Пон. | Пов. | |||||||
1 | Бекряшева Д. | - | 6 | 6 | + | Слабый | + | ||
2 | Зыбкина А. | - | 2 | 10 | + | Средне-слабый | |||
3 | Капетькина О. | - | 4 | 8 | + | Слабый | - | ||
4 | Клепиковская Н. | - | 2 | 10 | + | Средне-слабый | |||
5 | Коломинова Ж. | - | 3 | 9 | + | Средне-слабый | |||
6 | Лойко Т. | - | 5 | 7 | + | Слабый | - | ||
7 | Митрюк Ю. | - | 5 | 7 | + | Средне-слабый | |||
8 | Савельева В. | - | 8 | 4 | + | Слабый | + | ||
9 | Савенкова М. | - | 9 | 3 | + | Слабый | + | ||
10 | Тюкавин М. | - | 6 | 6 | + | Слабый | + | ||
11 | Шабалина В. | - | 5 | 7 | + | Средне-слабый | |||
12 | Шестакова Н. | - | 5 | 7 | + | Слабый | - | ||
13 | Ядрихинская О. | - | 2 | 10 | + | Слабый | - | ||
всего | 8 | 2 | 3 | Слабый – 8; Средне-слабый - 5 | Установлена – 4; Не установлена – 4 |
Зависимость проявление симптомов ВСД у подростков со слабой нервной системой установлена в 50% случаев. В остальных 50 случаях проявление симптомов незначительное.
17
Таблица № 4. Проявление симптомов ВСД у подростков 10 класса.
ФИО | Диагноз ВСД ( по данным м/о | Положительные ответы на вопросы анкеты (проявление симптомов ВСД) | Отрицательные ответы | АД | Тип Н.С. | Зависимость | |||
Нормальное | Пониженное | Повышенное | |||||||
1 | Алиева С. | - | 11 | 1 | + | Слабый | + | ||
2 | Быкова А. | - | 7 | 5 | + | Слабый | + | ||
3 | Велиев А. | - | 5 | 7 | + | Средне-слабый | |||
4 | Власова | - | 5 | 7 | + | Средне-сильный | |||
5 | Гвоздева Л. | - | 8 | 4 | + | Слабый | + | ||
6 | Запольская А. | - | 4 | 8 | + | Средне-слабый | |||
7 | Зароян А. | - | 7 | 5 | + | Средне-слабая | |||
8 | Зароян Д. | - | 5 | 7 | + | Средне-слабый | |||
9 | Колпакова Н. | - | 5 | 7 | + | Слабый | - | ||
10 | Лемешонок И. | - | 0 | 12 | + | Слабый | - | ||
11 | Марина И. | - | 6 | 6 | + | Слабый | + | ||
12 | Ноговицина К. | - | 4 | 8 | + | Средне-слабый | |||
13 | Пархачёва Т. | - | 5 | 7 | + | Средне-слабый | |||
14 | Радомский С. | - | 4 | 8 | + | Слабый | - | ||
15 | Садовникова М. | - | 5 | 7 | + | Слабый | - | ||
16 | Третьяков М. | + | 6 | 6 | + | Слабый | + | ||
17 | Тюмин А. | - | 8 | 4 | + | Слабый | + | ||
18 | Усова Н. | - | 4 | 8 | + | Средне-слабый | |||
19 | Черткова О. | - | 5 | 7 | + | Слабый | - | ||
20 | Шивринская В. | - | 2 | 10 | + | Слабый | - | ||
21 | Ядрихинская | - | 7 | 5 | + | Слабый | + | ||
всего | 9 | 3 | 9 | Слабый –13; Средне-слабый – 8; Средний – 0; Сильный – 0 | Установлена –7 Не установлена -6 |
Зависимость проявление симптомов ВСД у подростков со слабой нервной системой установлена в 53,8% случаев. Нет явной взаимосвязи типа слабой нервной системы и проявлений симптомов ВСД в 38% случаев.
18
Таблица № 5. Проявление вегетативной дисфункции у подростков.
Вопросы | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | всего | ||||||
Кол-во ответов | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во ответов | % | Кол-во | % | ||
1 | Испытываете ли боль в левой половине грудной клетки | 8 | 38 | 8 | 33 | 8 | 61 | 4 | 20 | 28 | 35 |
2 | Есть ли у вас частые жалобы на головные боли? | 9 | 42 | 4 | 16 | 6 | 46 | 7 | 35 | 26 | 33 |
3 | Жалуетесь ли вы на бессонницу или другие постоянные нарушения сна? | 2 | 9 | 4 | 16 | 6 | 46 | 7 | 35 | 19 | 24 |
4 | Характерно ли для вас состояние повышенной тревожности? | 9 | 42 | 2 | 8 | 5 | 38 | 9 | 45 | 25 | 32 |
5 | Вы часто жалуетесь на раздражительность, слабость, нарушение памяти, внимания? | 7 | 33 | 0 | 0 | 7 | 53 | 10 | 50 | 24 | 30 |
6 | Бывает ли у вас головокружение и обмороки | 2 | 9 | 6 | 25 | 2 | 15 | 3 | 15 | 13 | 16 |
7 | Присутствует ли у вас нарушение сердечного ритма? | 2 | 9 | 6 | 25 | 1 | 7 | 7 | 35 | 16 | 20 |
8 | Бывает ли у вас кратковременные повышения температуры, не связанные с инфекционными заболеваниями? | 4 | 19 | 2 | 8 | 5 | 38 | 6 | 30 | 17 | 22 |
9 | Отмечает ли вы у себя кожные расстройства: резкое побледнение или покраснение кожных покровов, потливость? | 7 | 33 | 5 | 20 | 8 | 61 | 11 | 55 | 31 | 39 |
10 | Есть ли у вас метеозависимость? | 2 | 9 | 1 | 4 | 2 | 15 | 5 | 25 | 10 | 13 |
11 | Наблюдаются ли у вас функциональные нарушения со стороны ЖКТ? | 0 | 0 | 2 | 8 | 5 | 38 | 8 | 40 | 15 | 19 |
12 | Артериальное давление: | ||||||||||
Нормальное АД | 9 | 43 | 13 | 54 | 8 | 62 | 9 | 43 | 39 | 49 | |
Низкое АД | 3 | 14 | 4 | 17 | 2 | 15 | 3 | 14 | 12 | 15 | |
Повышенное АД | 9 | 43 | 7 | 29 | 3 | 23 | 9 | 43 | 28 | 36 | |
13 | Слабый тип нервной системы | 10 | 47 | 3 | 13 | 8 | 61 | 13 | 61 | 34 | 43 |
14 | Средне-слабый тип нервной системы | 9 | 43 | 12 | 50 | 5 | 38 | 8 | 38 | 34 | 43 |
15 | Средний тип нервной системы | 1 | 5 | 7 | 29 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 | 10 |
16 | Сильный тип нервной системы | 1 | 5 | 2 | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 4 |
19
[1] В Международной классификации болезней 10-й редакции (используемой в России) существует отдельное заболевание, к которому можно отнести вегетативно-сосудистую дистонию - соматоформная вегетативная дисфункция (F45.3).
3
[2] Курцин И. Т., Теоретические основы психосоматической медицины, Л., 1973;
6
[3] Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер,2003. – 271 с.: ил.
8
[4] Данные НИИ педиатрии Министерства Здравоохранения России.
9
[5] Никандров В. В., Психология, М., «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г., с. 751-752.
11
Весенние чудеса
Нора Аргунова. Щенята
Самый главный и трудный вопрос
Без сердца что поймём?
Астрономический календарь. Февраль, 2019