Казалось бы, чего только не придумано для письма или рисунка! Гусиные и металлические перья, чернила и тушь, шариковая ручка, фломастер. Но все равно в рюкзаке любого школьника всегда найдется простой карандаш. Поистине универсальная вещь – пишет везде и всегда. Но часто ли мы задумываемся о том, когда впервые он появился? Кто его изобрел? Всегда ли он был таким, как сейчас? Эти вопросы интересовали Лизу. Для работы была выбрана тема «Волшебный простой карандаш».
Вложение | Размер |
---|---|
Волшебный простой карандаш | 787.43 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАРВИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(143083 Московская область, Одинцовский район, п. Барвиха, 41)
Тел. 8 (495) 635-82-33
«Волшебный простой карандаш»
(исследование, проект.)
Выполнила:
Кононова Елизавета 3 «б» класс
Московская область,
Одинцовский район,
п.Усово –Тупик, д.13., кв. 34.
Руководитель:
Бочкарева Любовь Михайловна,
учитель начальных классов
Одинцово 2018
Оглавление
1. Введение стр. 3
2. Основная часть стр. 4
2.1. История происхождения карандаша стр. 4
2.2. Технология изготовления карандаша стр. 6
2.3. Виды простых карандашей стр. 6
3. Практическая часть стр. 7
3.1. Сколько весит «след» карандаша стр. 7
3.2. Эксперимент по определению жира в графите стр. 7
3.3. Выбор карандаша при покупке (мнение продавца) стр.7
3.4. Выбор карандаша при покупке (мнение учащихся) стр. 8
4. Заключение стр. 9
5. Использованная литература стр. 10
6. Приложения стр. 11
Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж
Быстро нарисует...
Все знают ответ на эту загадку – это карандаш.
Но часто ли мы задумываемся о том, когда впервые он появился? Кто его изобрел? Всегда ли он был таким, как сейчас? А ведь история карандаша действительно интересна.
Цель моей работы: раскрыть тайны простого карандаша
Объект исследования: простой карандаш.
Предмет исследования: тайны простого карандаша
Проблемный вопрос: существует ли взаимосвязь оставляемого следа карандаша от его состава.
Гипотеза: возможно секрет простого карандаша скрывается в его происхождении или способе его применения.
Методы исследования:
Чтобы доказать или опровергнуть мои предположения мне нужно:
найти информацию о карандаше в разных источниках: энциклопедиях, в научно – популярной литературе, на сайте Интернета;
спросить, что знают по этой теме мои одноклассники;
проанализировать полученный материал, сделать выводы.
Казалось бы, чего только не придумано для письма или рисунка! Гусиные и металлические перья, чернила и тушь, шариковая ручка, фломастер. Но все равно и в рюкзаке любого школьника, чертежника и художника, плотника и бухгалтера, и на столе председателя правления банка всегда найдется несколько простых карандашей. Поистине универсальная вещь – пишет везде и всегда: и в перевернутом виде, и на морозе, и под водой, и в космосе. Карандаш в рекламе не нуждается. Статистика утверждает, что человеку в год нужно не менее 10 штук простых карандашей.
Интересно, что:
Я решила выполнить данную работу, чтобы больше узнать о простом карандаше и поставила перед собой следующие задачи:
Практическая значимость данный материал можно использовать на уроке окружающего мира по теме «Полезные ископаемые», на уроках ИЗО по теме «Рисунок простым карандашом», на классном часе «История создания карандаша».
Карандаш - такой обыденный предмет. Первый пишущий инструмент, который нам доверили взрослые. Он прост и уж совсем не загадочен. В самом деле?
А сколько, например, ему лет? И не занимал ли вас когда-нибудь вопрос: а как же в него запихивают грифель? И что было, когда карандаша не было? С этого, пожалуй, и начну.
2. Основная часть.
2.1 История происхождения простого карандаша.
Слово «карандаш» тюркского происхождения («кара» – черный, «даш» - камень).
Какими же были предки нашего карандаша?
Началом истории возникновения карандаша стоит считать головешку от костра, которой наши далекие предки чертили наскальные рисунки. Именно этот инструмент для письма стал прообразом карандаша.
Когда человек каменного века впервые поднял остывший уголек у костра, горевшего в его пещере, и провел им черную черту на стене – вот тогда и родился предок нашего карандаша.
Наши далекие предки писали свинцовой палочкой, которую, для удобства, вкладывали в трубочку из кожи. Свинцовая палочка оставляет бледно-серого цвета буквы. Их легко можно было стереть хлебным мякишем или пемзой. Богатые люди писали серебряными палочками, а художники рисовали ими. Серебряные палочки (или штифты, как их еще называли) делали более темную четкую линию, нежели свинцовые. Но тут было другое неудобство: эти линии невозможно было ничем стереть. Так что не всякий художник рисковал делать ими рисунки.
История карандаша началась приблизительно триста лет назад, когда вместо свинца стали использовать новый минерал – графит. Конечно, пользоваться графитом было очень неудобно - руки пачкались! Приходилось обматывать графит веревкой, бумагой, а то и просто зажимать между дощечек, поэтому у него появилась «одежда». Она стала деревянной.
Оказывается, не каждое дерево подойдёт для изготовления корпуса карандаша. Нужно дерево, которое легко строгается и режется, но оно не должно лохматиться. Идеальным оказался для этой цели сибирский кедр.
Характер у карандашей бывает разный – твёрдый и мягкий. Графит очень мягкий и поэтому в графитную массу стали добавлять глину. Если в стержне больше глины, то карандаш получается твёрдый. На нём стоит буква «Т». Другие карандаши имеют мягкий характер, в них больше графита. Он оставляет более чёрный след. На нём ставят букву «М». За рубежом твёрдость обозначается буквой «Н» (Hard – твёрдый), а буквой «В»(Black –чёрный). Поэтому и бывают карандаши разных видов: твёрдый, средний и мягкий.
Условные знаки на грифельных карандашах.
Если на карандаше стоят знаки:
М(B) - карандаш мягкий
2М(2B) - в 2 раза мягче
Т(H) – карандаш твёрдый
2Т(2H) – в 2 раза твёрже
ТМ(HB) – твёрдо-мягкий
Вывод: разное обозначение зависит от количества жира добавленного в графит при изготовлении карандашей.
2.2. Технология изготовления карандаша?
Изготавливали карандаши тогда вручную. Разбавленную водой смесь графита, глины, жира, сажи и клея заливали в отверстие в деревянной палочке и специальным образом выпаривали. Один карандаш изготавливали около пяти дней, и стоил он очень дорого. Такие карандаши могли позволить себе лишь богатые люди.
В России же, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс - дневная норма выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире - «гросс» единица измерения количества именно карандашей.
В настоящее время простые карандаши изготавливают на заводах и фабриках. Для производства одного карандаша, требуется свыше 80 технологических операций: надо изготовить грифели, дощечки, соединить их вместе и обработать.
Самая главная часть карандаша – это его стержень. Для его изготовления используют сухой порошок графита, который смешивают с глиной и водой.
Для деревянной оболочки карандаша используют древесину тополя, ольхи, липы, дуба. Сначала из древесины выпиливают дощечки величиной с ладонь. Дают им время для высыхания, а затем пропитывают специальным составом, промазывают дощечки клеем. Потом делают в них шесть пазов, в которые укладывают грифель. Сверху кладут такие же дощечки и прижимают их друг к другу. После высыхания клея дощечки разрезают на шесть заготовок, которые шлифуют. Затем четырежды покрывают краской, дважды лаком. И наконец, карандаш получает «паспорт» — его маркируют.
2.3 Виды простых карандашей
Карандаш постоянно совершенствовался. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным, а есть трех и восьмигранные. Изготовляют даже плоские карандаши. Есть карандаши – «стиралки»— с ластиком на конце, есть карандаши-подсказки — с таблицей умножения и алфавитом. Есть «веселые» карандаши — к ним прикреплен бубенчик, который весело позванивает. Бывают карандаши с кисточкой — нарисовал и тут же раскрасил. Выпускают даже карандаши ароматические — рисуешь розу и, вдруг, чувствуешь ее тонкий аромат. А для тех, кто грызет, не переставая кончик карандаша, придумали карандаши витаминизированные.
Люди продолжали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.
Надежные карандаши выручат вас тогда, когда ручка может закапризничать и отказаться работать. Их берут с собой аквалангисты, чтобы делать зарисовки под водой. На них не оказывает губительного влияния даже невесомость и мороз! Так что в космосе и на полярных станциях без них никак не обойтись.
С первыми полётами в космос, американские учёные потратили миллионы долларов на изобретение ручки, которая способна писать в невесомости. А в нашей стране нашли простой выход – космонавты писали карандашом.
3. Практическая часть
3.1. Сколько весит «след» карандаша …
Учёные подсчитали, что одна буква, написанная карандашом, весит 0,00033 г. Сколько же будет весить моё имя, написанное карандашом?
Я решила подсчитать, сколько графитного стержня необходимо затратить на написание моего имени из 9 букв (Елизавета)
1 буква – 0,00033г
9 букв - ?
Вычисляем: 9 умножить на 0,00033 получится 0, 00297г . Я предложила ребятам узнать, сколько «весят» их имена. Результаты поместила в таблицу (Приложение 1) .
Вывод: больше всего грифеля тратится для написания моего имени и имён Владика и Суната, а самые «лёгкие « имена у Ани, Вани, Киры, Юли и Умара.
3.2 Эксперимент по определению наличия жира в графите.
Цель: Подтвердить или опровергнуть, что след оставляемого карандаша зависит от содержания жира в грифеле.
Чтобы подтвердить или опровергнуть, что грифельный карандаш оставляет разный след из-за различного количества жира, добавленного в карандаш, мною был проведён эксперимент.
Условия эксперимента: я взяла кусочки белой ткани, грифельные стержни из карандашей с разными обозначениями на корпусе карандаша.
В течение 1 минуты, по очереди, стержни протирала тканью. После этого кусочки ткани постирала обычным стиральным порошком и разгладила утюгом.
В результате этого эксперимента я пришла к следующему выводу: лучше всего след на ткани оставляли те грифельные стержни, у которых по условным знакам на корпусе карандаша были обозначения М, 2М. И после стирки на ткани остались жирные пятна и особенно они были чётко видны после использования стержней с обозначением М,2М.
Вывод: в результате эксперимента мне удалось подтвердить, что разный след грифельные карандаши оставляют из-за разного содержания жира. (Приложение 2)
3.3. Выбор карандашей при покупке (мнение продавца).
Для того чтобы узнать, какие карандаши выбирают покупатели, я отправилась в магазин «Канцтоваров».
Из беседы с продавцом магазина канцелярских товаров я узнала, что при покупке карандашей люди чаще всего смотрят на красивую упаковку, в которой находятся карандаши или по их яркой окраске, не задумываясь о том, какого они качества или для какого вида изобразительного творчества они нужны.
Вывод: выбираем мы карандаши по внешнему виду.
3.4 Выбор карандаша при покупке (мнение учащихся).
Опрос учащихся
Цель: Выяснить, как обычно происходит выбор карандашей при покупке?
Чтобы узнать, как выбирают карандаши мои одноклассники, я предложила им ответить на несколько вопросов, по которым можно было бы судить, как дети выбирают карандаши для своего использования.
( Приложение 4).
Вывод: выбор карандашей чаще всего происходит по цене, необычной
форме и красочной упаковке, следовательно, выбор происходит
необдуманно.
Памятка: «Как правильно выбрать карандаш?»
1. Подумай, для чего нужен карандаш
(чертить, рисовать, штриховать).
2. Для работы выбери карандаш с подходящим значком на
корпусе:
Т – твёрдый (след маловидимый)
М – мягкий (след хорошо видно)
ТМ - твёрдо-мягкий (след зависит от нажима)
НВ - для худ. работ высокого качества,
СОLОR - для фонового оформления (след размытый)
3. Выясни у продавца, какие карандаши больше всего покупаемы и попроси
разрешения, если это возможно, попробовать, как они рисуют.
Мне нравится рисовать: люблю рисовать цветными карандашами, красками. Объёмные работы получаются и при рисовании только простым карандашом, главное правильно сделать штриховку. Я уже знаю, что на рисунке должны быть и тень, и полутень, и блик, и падающая тень. Мне нравится растирать штрихи кусочком ваты или клочком бумаги.
Несколько моих работ. (Приложение 5)
ВЫВОД
В результате проведённой исследовательской работы я выяснила, что
1. Существует взаимосвязь оставляемого следа карандаша
на бумаге от его состава?
2. Что есть способ, по которому можно выбрать подходящий
карандаш для работы, если он не подстроган.
3. Составлена памятка:
«Как правильно выбрать карандаш?»
В результате поделанной исследовательской работы, я выяснила:
на бумаге от его состава;
поделилась опытом с одноклассниками.
Таким образом, гипотеза доказана, цель работы достигнута, выполнены поставленные задачи.
Эта исследовательская работа была для меня очень интересна и имеет практическое значение для меня и моих одноклассников. Теперь я могу сама правильно выбирать карандаши и поделиться опытом, как правильно их выбрать для разного вида работы, чтобы не затрачивать время и дополнительные денежные средства на их покупку.
Использованная литература:
1. Дитрих А. Почемучка. М., 1993
2. Заточи карандаши и рисуй, черти, пиши. Отчего и почему? – 2005, № 12
3. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. М., 1985
4. Куликова Р. Ивашка в деревянной рубашке. Читайка – 2008, № 9
5. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас М.,1992г.
6. Сколько лет карандашу? А почему? 2004, № 7
Источники
Свободная энциклопедия, статья "Карандаш" [электронный ресурс] ru.wikipedia.org
История карандаша. [электронный ресурс] evolutsia.com
Чем наши предки писали-чертили-рисовали? [электронный ресурс] shkolazhizni.ru
Приложение 1
имя | граммы |
Матвей | 0,00198 |
Анна | 0,00132 |
Алина | 0,00165 |
Софья | 0,00165 |
Андрей | 0,00198 |
Федор | 0,00165 |
Марина | 0,00198 |
Иван | 0,00132 |
Мария | 0,00165 |
Варвара | 0,00241 |
Сунатулло | 0,00297 |
Максим | 0,00198 |
Кира | 0,00132 |
Елизавета | 0,00297 |
Юлия | 0,00132 |
Полина | 0,00198 |
Артур | 0,00165 |
Георгий | 0,00231 |
Валерия | 0,00231 |
Платон | 0,00198 |
Лилия | 0,00165 |
Степан | 0,00198 |
Кирилл | 0,00198 |
Евгений | 0,00231 |
Виктория | 0,00264 |
Михаил | 0,00198 |
Евгений | 0,00231 |
Савелий | 0,00231 |
Максим | 0,00198 |
Владислав | 0,00297 |
Артем | 0,00165 |
Умар | 0,00132 |
Кристина | 0,00264 |
Приложение 2
Приложение 3
Беседа с продавцом отдела «Канцтовары» Лебедевой Г. Н.
Из беседы с продавцом магазина канцелярских товаров я узнала, что при покупке карандашей люди чаще всего смотрят на красивую упаковку, в которой находятся карандаши или по их яркой окраске, не задумываясь о том, какого они качества или для какого вида изобразительного творчества они нужны.
Приложение 4
Выбор карандашей при покупке (мнение учащихся).
Вокруг света за 80 дней
Попробуем на вкус солёность моря?
Два морехода
Лиса Лариска и белка Ленка
Повезло! Стихи о счастливой семье