Работа выполнена в рамках муниципального конкурса "Энциклопедия моей семьи".
Вложение | Размер |
---|---|
poka_v_rossii_est_uchitelya.doc | 63.5 КБ |
Районный конкурс «Энциклопедия моей семьи»
Номинация «Наша династия»
Пока в России есть Учителя…
Автор: Герасименко Мария Николаевна, 14 лет, 8 класс,
МБОУ-СОШ с.Новиковки Асиновского района Томской области
Руководитель: Герасименко Любовь Александровна,
учитель истории, МБОУ-СОШ с.Новиковки тел.89528902961
2018 г.
1. Введение
1.1. Обоснование выбора темы и её актуальность.
На уроке истории нам дали задание: составить свою родословную. Составляя генеалогическое древо своей семьи, я узнала, что 10 моих родственников в разное время были учителями в школе. Я знаю, что моя бабушка и мама всю свою жизнь посвятили работе с детьми, но мне очень мало известно об этом, поэтому я решила глубже изучить их жизненный и профессиональный путь.
Изучение родословной своей семьи в настоящее время является актуальной темой.
1.2. Цели и задачи.
Цель:
- Исследование биографии и профессионального пути своей бабушки Гришкевич Веры Владимировны и мамы Герасименко Любови Александровны.
Задачи:
- Изучить родословную своей семьи.
- Сформировать умения собирать информацию на основе устной истории.
- Ознакомиться с детством, юностью и трудовой деятельностью моей бабушки Гришкевич Веры Владимировны и мамы Герасименко Любови Александровны.
1.3. Методы:
- Биографический (исследование биографии родственников).
- Поисковый (сбор фотографий, интересной информации из жизни родственников).
- Практическая работа (составление генеалогического древа семьи Масловых).
2. Основная часть
2.1. Детские годы и юность моей бабушки Гришкевич Веры Владимировны.
Моя бабушка выросла в селе Михайловка Асиновского района. Семья была многодетной. Вера была десятым ребёнком в семье (Приложение, стр.12) и родилась в победоносном для нашей страны году - 1945, а в 1947 году её маме, Масловой Евдокии Николаевне было присвоено почётное звание «Мать Героиня» (Приложение, стр.13). Её папа Маслов Владимир Павлович прошёл Первую мировую войну и Гражданскую и Великую Отечественную (Приложение, стр.13). В 1943 году с фронта пришла похоронка. К счастью, в 1944 году он вернулся домой живым после тяжёлого ранения. Ушёл защищать родину и брат Михаил, которому было всего 18 лет. К сожалению, 23 февраля 1944 года он погиб.
Я интересовалась у своей бабушки, как родители в такое тяжёлое, голодное время смогли поднять на ноги и достойно воспитать десятерых детей (только одиннадцатый ребёнок Вася умер совсем маленьким)? Она сказала, что главное, на чём держалась их большая семья – это любовь родителей друг к другу и своим детям (Приложение, стр.14).
Летом в гости к бабе приезжали её сестры тётя Зина, тётя Катя и тётя Маша. Они много разговаривали, вспоминали, как жили в деревне. Оказывается, в детстве она была весёлой, озорной девчонкой. Многое старалась сделать самостоятельно, показывая этим, что она способна на поступки. Это сейчас мне всегда говорит: «Будь осторожна! Не ударься! Подумай!», а сама раньше могла с мальчишками залезть на вышку, бегала по узким доскам строящегося здания, верхом на лошади возила копны сена в колхозе, на спор ходила по тонкому льду и даже провалившись не испытывала страха и не сожалела о своём поступке.
Её родители с раннего детства прививали любовь к природе. Бабушка рассказывала, что зимой они с папой подкармливали птиц и белочку, которая жила в ближайшем лесу. Летом слушали пение птиц. У них за речкой жил соловей. Его трели она помнит до сих пор. Однажды она с подружками пошла за черёмухой и принесла домой целую охапку веток с ягодой, хотела обрадовать свою маму. Но мама огорчилась. С тех пор она очень бережно относится к окружающей природе. Когда бабушке было двенадцать лет, деревенские мальчишки разорили гнездо сороки с маленькими птенчиками и бегали по улице. Она этого выдержать не смогла – отобрала у них птенца и принесла домой. Воспитывали и кормили его всей семьёй. Раззорка (так они его называли) подросла, стала летать по деревне, но всегда возвращалась домой, когда хотела есть. Любовь к природе и всему живому она пронесла через всю свою жизнь.
Каждый ребёнок из дружной семьи Масловых состоялся в жизни и стал ЧЕЛОВЕКОМ. Например, Валентин был управляющим в колхозе «Коммунист», в который входили три села: Михайловка, Ново-Николаевка и Караколь. Старшая дочь Екатерина сразу после девятого класса стала работать учителем и училась заочно. Анастасия с 1965 по 1997 гг. работала учителем начальных классов в Мало-Жировской школе. Зинаида несколько лет преподавала в Михайловке, позже переехала в город Томск.
Я согласна с мнением, что всё закладывается в семье, поэтому в такой дружной, трудолюбивой, порядочной и любящей семье Верочка выросла доброй, отзывчивой, ласковой, активной, жизнерадостной и целеустремлённой. На протяжении всей жизни все братья и сёстры всегда были рядом и в горе и в радости, помогали и поддерживали друг друга. Многие сегодня о такой семье могут только мечтать (Приложение, стр.14).
2.2. Путь к профессии учителя.
Почему же моя бабушка выбрала именно профессию учителя? Что и кто повлиял на её решение? Однажды, в восьмом классе, ей поручили быть вожатой у младших ребят. Во время проведения мероприятия в класс заглянул директор школы Гора Юрий Васильевич. На следующий день он подошёл к Вере Масловой и посоветовал ей в будущем поступить в педагогическое училище. Сказал, что из неё получится хороший педагог. Так, после девятого класса Вера поехала в город Томск и последовала совету своего учителя (Приложение, стр.15).
Уехав в незнакомый город, моя бабушка впервые оторвалась от родного дома и сразу на несколько месяцев. Жила в общежитии. Быстро нашла новых друзей. На втором курсе студентов распределяли по школам на практику. Нужно было работать со слабыми детьми после уроков. Вере досталась ученица первого класса Галя Боброва. Очень агрессивная слаборазвитая девочка. Она могла без причины закричать, заплакать, отказаться работать. Эта практика оказалась первым «крещением». Вера поняла, что работа учителя очень трудная.
А первый свой самостоятельный урок она провела в школе №8 города Томска. В памяти остались не столько уроки, сколько учительница, в классе которой она работала. Это была простая и умная женщина. Именно она дала начинающей учительнице первые практические советы по работе со школьниками, разговаривала на равных. В дальнейшем, спустя годы, когда Вера Владимировна стала опытным педагогом, она также мудро и по-человечески вела себя, когда дело касалось молодых и неопытных учителей.
2.3. Трудовая деятельность.
Моя бабушка рассказывала мне, что ей всегда везло на хороших людей. После окончания училища она получила направление в деревню Городок Первомайского района. «Прошёл учебный год с первоклассниками. Итоги года меня огорчили. Я чувствовала свои недоработки и считала, что недостаточно хорошо научила ребят. Но директор школы Валентина Ефремовна меня ободрила: «Ты научила детей читать? Научила. Дети пишут под диктовку? Пишут. Считаю, решают? Это очень хорошо». И ни слова упрёка. А это даёт желание работать ещё лучше и оправдать доверие старшего товарища».
Там, в Городке, Вера Владимировна вышла замуж и переехала в Асино. Устроиться на работу в школу было очень трудно, и она устроилась воспитателем в детский сад №5, где ей пришлось учиться работать с дошколятами. А помогла ей в этом заведующая садом Чувякова Лидия Игнатьевна. Она очень часто посещала её группу, наблюдала, как она проводит занятия. Причём сразу же сказала ей: «Верочка, пока я не научу тебя грамотно работать, до тех пор я буду посещать твои занятия». И посещала, и научила её работать с детьми-дошкольниками. Она ей очень благодарна за это. В этом же саду Веру Владимировну повысили в должности – назначили методистом. Коллектив детского сада был очень дружным и сплочённым (Приложение, стр.16).
Через несколько лет, моя бабушка перешла в детский сад №16 «Солнышко», где проработала методистом 6 лет (Приложение, стр.16). Она ещё была активным работником профсоюзной организации. Отвечала за культурно-массовую работу, за что была награждена бесплатной туристической путёвкой в Волгоград.
Бабушка мне рассказывала, что все годы, пока она работала в детских садах, она втайне от всех скучала о школе. Помог случай. В конце восьмидесятых годов начался активный призыв к воспитателям и учителям города получить высшее образование. Вера Владимировна быстро подхватила эту идею и поступила в Томский государственный педагогический институт на школьное отделение. А через год (это был 1988 год), ей позвонили из Гороно и предложили перевестись из детского сада в школу №1. Её мечта сбылась. Не раздумывая, она ушла в школу и работала там до 2011 года.
«Годы работы в школе №1 – рассказала моя бабушка – это особая страница моей жизни (Приложение, стр.17). Судьба подарила мне встречу с новыми замечательными людьми: это директор школы Шабанова Галина Ивановна, завучи школы Галанова Людмила Оскаровна, Попова Мария Ивановна, Некрасова Ольга Владимировна. Это они поверили в меня, заметили во мне УЧИТЕЛЯ, и в первые же месяцы работы в школе доверили мне провести открытый урок по русскому языку на районном семинаре. Я очень хорошо помню этот урок. Помню, что очень боялась за себя и за детей. Но ребята меня не подвели. Оказывается, они волновались не меньше меня. После семинара, когда я пошла домой, я увидела в школьном дворе своих второклашек. Они бросились ко мне с вопросом: «Ну как? Что сказали о нас?». Я была очень счастлива!».
Окружающий мир, экология, природоведение стали любимыми предметами, которые преподавала моя бабушка. Вера Владимировна вместе с ребятами часто ходили на экскурсии, проводили опыты с водой, воздухом, растениями, потом стали готовить проекты: «Лекарственные растения», «Пчёлы», «Собака – мой друг» и другие.
Самыми удачными и интересными проектами были те, в ходе которых дети самостоятельно проводили наблюдения, практические работы. Так, например, проект «Тополёк» был интересен тем, что дети её класса зимой срезали веточку тополя, принесли в класс и поставили ветку в вазу с водой. Они решили проверить: распустятся ли на ветке почки? Результат детей просто ошеломил. На ветке появились не только листочки, но и корешки. Кто-то из детей предложил веточку посадить в землю. Посадили в горшок с землёй. Стали поливать, подкармливать. К великой радости у них выросло маленькое деревце. Весной они его высадили в школьный парк (Приложение, стр.18).
Когда я слушала рассказ моей бабушке о её работе с ребятами, я поняла насколько ей дороги эти воспоминания. Проходит время, но всё было как будто вчера.
Бабушка рассказывала, что очень трудным для неё и для детей оказался проект «Пшеница на подоконнике». Они решили вырастить пшеницу в классе, то есть в домашних условиях. «Посеяли» пшеницу в землю. Она проросла. Появились дружные всходы. Но потом вдруг всходы «упали» как трава. Посеяли второй раз, третий – пшеница расти, не хотела. И только после беседы со специалистом со станции защиты растений они, наконец, добились того, чтобы пшеница выпрямилась, выросла, расцвела. Появились колосья, которые сначала были зелёные, а потом созрели. Из 20 колосьев собрали урожай из 250 зёрен. Зёрна смололи на кофемолке – получилась мука. Из муки испекли булочку. Этот проект показал детям, как много надо потрудиться, чтобы вырастить хлеб (Приложение, стр18).
Рассказ моей бабушки натолкнул меня на мысль, что я очень похожа на неё. Я тоже очень люблю природу и всё, что с ней связано. В следующем году, я тоже попытаюсь что-нибудь вырастить, а Вера Владимировна станет руководителем нашего совместного проекта!
На протяжении 23 лет работы в школе, помимо проектов было много различных интересных уроков, дел и мероприятий, за участие и победы в которых она была награждена множеством почётных грамот, в 1988 году получила звание «Ветеран труда», в 1996 году стала «Отличником народного просвещения». Её имя занесено в книгу по Томской области «Учитель, имя твоё…» (Приложение, стр.19)
2.4. Отзывы родителей и учеников о своей учительнице.
Наверное, об учителе лучше всего могут сказать сами ребята и их родители. Среди многочисленных детских работ, я нашла сочинения, которые писали пятиклассники о своей первой учительнице. Пальцев Саша пишет: «…У нас была добрая учительница, её звали Вера Владимировна. Она очень мне нравилась. Мы сейчас в пятом классе, но всегда заходим к ней. Мне кажется, что Вера Владимировна самая добрая. Мне так не хотелось уходить от неё. Я написал это сочинение для неё. Очень плохо, что она ведёт только начальные классы».
А вот это письмо было опубликовано в газете «Томский вестник» в апреле 2010 года от выпускников 11 «Б» класса 2000 года и их родителей. «… Для нас, её первых школьников, десять лет назад отзвенел последний звонок. Она нам как мама. Добрая, отзывчивая, очень контактная и внимательная, она обучала нас школьным премудростям, учила понимать окружающий мир и любить его. Помнятся школьные праздники, дни рождения, однодневные маленькие походы. Однажды в день рождения Веры Владимировны мы, малыши, большей частью класса явились к ней в гости. И не было недовольства, всем нашлось место в её небольшой квартире. Было весело. Она не умела ругать, она просто учила. Мы помним это и благодарны этой прекрасной женщине за её труд, доброе сердце матери и учителя….» (Приложение, стр.20)
Галя Ковачук (тоже бывшая ученица моей бабушки) даже нарисовала её портрет. Получилось просто замечательно! (Приложение, стр.20)
Я думаю, что не только ученики гордятся своей учительницей, но и Вера Владимировна может в полной мере испытывать это чувство. Перебирая и рассматривая фотографии 30-летней давности, видишь детские лица, такие открытые, непосредственные, серьёзные и смешные и узнаёшь в них людей, которые сейчас взрослые, успешные, состоявшиеся в жизни, которые многого добились. Мне это приятно осознавать, я рада за них, ведь в том, что они такие, есть вклад моей бабушки.
Среди многочисленных выпускников Веры Владимировны есть люди разных профессий. Вожов Дмитрий – бывший начальник Управления Образования Асиновского района, Ярощук Светлана работает заместителем директора одной из школ области, Бабенкова Ирина стала учителем математики, Шамина Мария – следователь, Трубчик Денис – судебный пристав, Жуков Евгений – военный, Матвеева Надежда – бухгалтер. Когда в кругу своей семьи мы вспоминаем, то всегда в памяти возникает выпускник Коля Огнев, который погиб в 2007 году при исполнении своего воинского долга в Чечне. Он был отважным, замечательным парнем.
Не смотря на то, что уже шестой год моя бабушка не работает в школе, она продолжает вести активный образ жизни, и не теряет связи со своими учениками. Ребята приходят в гости, звонят по телефону, приглашают на мероприятия. Вера Владимировна всегда готова откликнуться и поддержать их. Успехи её учеников – это и её успехи тоже. (Приложение, стр.21)
2.5. Юность и профессиональный путь моей мамы Герасименко Любови Александровны.
Моя мама добрый, внимательный, отзывчивый и душевный человек. Она всегда говорит, что своим характером, манерой поведения обязана своим родителям, своей прекрасной семье. Выбор профессии не стал для неё проблемой, поскольку всю свою сознательную жизнь она имела возможность наблюдать за работой сначала воспитателей, потом учителей. Кроме того, маме всегда нравилось изучать историю своей страны, родного края, поэтому она стала учителем истории. Заочно она закончила исторический факультет Томского Государственного педагогического университета. Учёба давалась ей довольно легко, хотя уже была своя семья, маленькая дочка и работа в школе №1. Она сейчас, вспоминая те годы, думает, как же было сложно… Ещё совсем молодая учительница, опыта нет, со старшеклассниками вообще не знаешь как найти общий язык, но в то же время очень важные и нужные навыки были приобретены именно тогда.
Через некоторое время мама перешла работать в гимназию №8. Было непросто: новый коллектив, ученики, но большую помощь и поддержку оказала ей директор школы Доценко Наталия Семёновна. Моя старшая сестра Катя в то время была дошкольницей, но отчётливо помнит, как с удовольствием приходила к маме в класс, на школьные вечера, общалась с ребятами.
Вот уже двенадцать лет мама работает в школе села Новиковки. Эту школу закончила Катя и я учусь в восьмом классе. И у Кати ранее, и теперь у меня мама классный руководитель и преподаватель истории и обществознания (Приложение, стр.22). На уроках Любовь Александровна с одной стороны требовательная, с другой очень доброжелательная, понимающая. Человек она творческий, каждый урок необычный.
В 2012 году мама принимала участие в районном конкурсе «Учитель года» и заняла почётное третье место (Приложение, стр. 23). Я была в группе поддержки, сильно волновалась и переживала. Я считаю, что она действительно лучшая! (Приложение, стр. 23).
В 2010, 2011, 2012 годах мама была награждена премией Губернатора Томской области.
Моя мама не останавливается на достигнутом! Сейчас она работает над созданием на базе нашей школы инновационной площадки “Центр гражданского образования”, а также ежемесячно проводит профориентационные мероприятия для старшеклассников.
Когда я рассуждаю о своём будущем, то ясно представляю себя в роли педагога, как мои мама и бабушка. Я хочу продолжить династию учителей в нашей семье. Я считаю, что эта профессия одна из самых важных и нужных на Земле!
3. Заключение
Проведя исследование, я сделала следующие выводы:
Как напиться обезьяне?
Простые новогодние шары из бумаги
В Китае испытали "автобус будущего"
Рисуем ананас акварелью
Этот древний-древний-древний мир!