Исследовательская работа направлена на изучение и оценку школьных завтраков, их влиянию на работоспособность учеников.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 474.44 КБ |
Полное название темы работы | Как влияет завтрак на активность и успеваемость школьников? |
Направление | Чудеса природы (биология) |
Фамилия, имя, отчество автора | Малюгина Светлана Сергеевна |
Фото автора | |
Территория, населённый пункт | Красноярский край, Ермаковский район, п.Новоозёрный |
Наименование образовательного учреждения | МБОУ «Новоозёрновская основная общеобразовательная школа» |
Класс | 4 |
Место выполнения работы | школа |
Руководитель | Сенькова Наталья Владимировна |
e-mail.ru.,контактный телефон | 89233308723 |
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема является актуальной потому, что питание играет большую роль в физическом и умственном развитии человека, его здоровье. А завтрак является частью нашего питания.
Я утром не всегда успеваю позавтракать. На первых уроках хочется спать, иногда не понимаешь объяснения учителя. Сидишь на уроке и думаешь, когда и чем нас кормить будут перемене. Задумалась я: может ли влиять завтрак на успеваемость и активность учащихся на уроке?
Цель, которую я перед собой поставила в исследовании –изучить влияние завтрака на успеваемость и активность школьников.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
Гипотеза исследования: я предполагаю, что завтрак способствует лучшей успеваемости учащихся школы, повышению их работоспособности, настроения, активности.
Объект исследования:
завтрак
Предмет исследования:
влияние завтрака на активность и успеваемость школьников
Методы исследования:
- теоретическое исследование;
- наблюдение;
- анкетирование;
- опрос;
- анализ;
- сравнение;
- обобщение
Теоретическая часть
1.Завтрак
1.1.Завтрак и питательные вещества.
Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе, в интернет-сети, я выяснила, что:
Клетки нашего организма после сна (не менее 8 часов) нуждаются в замене и энергии потому, что работают всегда. Поэтому мы утром испытываем вялость, сонливость. Для восстановления организму необходимы питательные вещества -белки, жиры, углеводы и витаминами.
Белки — незаменимая часть пищи. Они идут на построение новых клеток и замену износившихся, активно участвуют в обмене веществ. Для сохранения ясности мышления организму нужен белок. Он нужен и для роста мышц, поддерживания иммунитета, при физических нагрузках.
Жиры - наиболее мощный источник энергии. Кроме того, жировые отложения защищают организм от потери тепла и ушибов. Жир является основным источником энергии при острых заболеваниях, когда аппетит снижается, и усвоение пищи ограничивается. Для обеспечения правильного жирового обмена необходимо в достаточном количестве принимать витамины.
Углеводы служат для организма основным источником энергии, помогают работать нашим мышцам. Они необходимы для нормального обмена белков и жиров. Простые углеводы нужны для быстрой работы мышц, а сложные - для чтения, зрения, мышления и т.д.
Наиболее оптимальным в отношении белков, жиров и углеводов считается соотношение 1 : 1 : 4.
Завтрак для ребенка должен обязательно состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых элементов, молочных продуктов. Завтрак, по мнению ученых, должен состоять из 6 групп продуктов:
Ребёнок школьного возраста, согласнонормам, должен ежедневно получать:
Сливочное масло: 30–40 г
Растительное масло: 15–20 г
Хлеб (пшеничный и ржаной): 200–300 г
Крупы и макаронные изделия: 40–60 г
Картофель: 200–300 г
Овощи: 300–400 г
Фрукты свежие: 200–300 г
Сок: 150–200 мл
Сахар: 50–70 г
Кондитерские изделия: 20–30 г
Молоко, молочные продукты: 300–400 г
Мясо птицы (филе): 100–130 г
Рыба (филе): 50–70 г
1.3.Роль завтрака в жизни школьников.
Британские ученые из Кардиффского университета пришли к заключению, что успеваемость школьников напрямую зависит от полноценности их завтрака. В качестве доказательства этого утверждения ученые приводят данные эксперимента, в который привлекли свыше 5 тысяч детей младшего школьного возраста (9-11 лет). Детей периодически опрашивали на предмет того, что они ели на протяжении предыдущего дня. Особенно ученых интересовал рацион завтрака. Помимо опроса школьников, каждые полгода ученые проверяли их успеваемость и сопоставляли ее с рационом питания ребенка.
В итоге было установлено, что дети, употребляющие по утрам каши, творог, овощи, фрукты, отличались более высокой успеваемостью, чем те, кто пренебрегал завтраком или перекусывал чипсами, гамбургерами, конфетами и газированными напитками.
2. Практическая часть
Анализ анкет показал, что половина опрошенных детей не завтракают дома, остальные иногда. Но школьный завтрак съедают почти все учащихся. Активность на 1-2 уроках невысокая, настроение у большинства плохое. Отметки, полученные на 1-2 уроках, в большинстве положительные, хотя и тройки встречаются.
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Диаграмма №4
Вывод: завтрак не всегда влияет на успеваемость, но активность снижается.
2.2. Результаты опроса учителей.
На основании опроса среди учителей школы можно сделать вывод, что утром дети пассивные, отвечают с неохотой. Отметки у некоторых учеников хуже, но причина может быть не только в завтраке.
2.3. Результаты анализа школьного меню и расписания уроков.
В течение февраля я записывала меню по дням недели.
Таблица №1 «Школьное меню за февраль»
Посчитав количество белков и углеводов в блюдах по таблице белков, жиров и углеводов, я выяснила, что по содержанию белков на первом месте стоят супы: гороховый суп (52.3г), рассольник (39,5), уха (25,2).
Таблица № 2 «Блюда, содержащие большее количества белка на 100 граммов продукта»
гороховый суп | 52,3 г |
рассольник | 39,5г |
уха | 25,2г |
Сравнив меню и расписание уроков, я выяснила, что в те дни, когда идут уроки физкультуры, иногда в рационе мало белков.
Таблица №2 «Результаты сравнения содержания белков и углеводов в блюдах и уроков физкультуры»
Неделя | Понедельник | Четверг | Суббота | |||
Белки г | Углеводы г | Белкиг | Углеводы г | Белки г | Углеводы г | |
1 | 27,5 | 76,9 | 23,0 | 68,0 | 25,2 | 17,6 |
2 | 23,4 | 77,5 | 18,8 | 73,0 | 12,6 | 69,0 |
3 | 21,8 | 82,5 | 39,5 | 120,8 | 35,3 | 73,0 |
4 | 27,.4 | 76,9 | 25,0 | 73,0 | 9,3 | 73,7 |
После беседы с поваром, я узнала, что при составлении меню используют нормы, а расписание уроков не учитывают. Эти блюда я бы рекомендовала включать в меню тогда, когда есть уроки физкультуры. Универсальным блюдом можно считать гречку с разными гарнирами. В ней много белков и сложных углеводов. Она подходит для любого вида деятельности. Для повышения белка в основные блюда можно добавлять зелёный горошек (5,0 г) или сыр плавленый.
Для родителей, детей и повара можно порекомендовать использовать для завтрака мои выводы по исследованию. Есть ещё семь продуктов, для повышения умственной активности ребёнка: ягоды, яйца, орехи, молочные продукты, морская рыба, зелень и яркие овощи.
Заключение
Изучив завтрак и его влияние на школьников, я пришла к выводу, что завтрак влияет на активность школьников, а на успеваемость – иногда. Поэтому утром перед школой необходимо завтракать, чтобы быть активными и с хорошим настроением.
Список литературы
1. В.В.Пасечник. Биология 8 класс. М: Просвещение»2010 стр. 21,110.
2. Детская энциклопедия. Микромир. М: Росмен. 2015. стр. 22-23.
3.Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1996
4. http://ziv.ru/nauka/26524-uchenyie-uspevaemost-detey-v-shkole-zavisit-ot-zavtraka.html
На горке
Ласточка
Рукавичка
Рисуем "Осенний дождь"
В Китае испытали "автобус будущего"