Аннотация
Ф.И. Жежель Марина
г.Назарово, МАОУ Лицей №8, 2 класс
Тема исследовательской работы:
Где язык у бабочки?
поставила цель: узнать, каким органом бабочка ощущает вкус.
Для реализации указанной цели выдвинула задачи:
- изучить теоретический материал по данной проблеме в интернете и справочной литературе;
- провести анкетирование;
- провести эксперимент;
- познакомить с результатами исследования учеников и родителей своей школы.
Руководитель: Макаенко И.А. - учитель начальных классов.
Методы проведенных исследований: теоретический метод, анкетирование, эксперимент, наблюдение.
Вложение | Размер |
---|---|
marina.docx | 40.39 КБ |
Направление конкурса | Окружающий мир |
Полное название темы работы | «Где язык у бабочки?» |
ФИО ученика, принадлежность к учреждению | Жежель Марина Евгеньевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №8»г.Назарово Красноярского края, 3 класс |
Руководитель | Макаенко Ирина Анатольевна, учитель начальных классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №8» |
Контактный телефон | Makaenko71@mail.ru 8-923-295-80-21 |
СОДЕРЖАНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1.1 Актуальность…………………………………………………………….. 4
1.2 Выдвижение гипотезы………………………………………………… 4
1.3 Цель и задачи исследования……………………………..………………4
1.4 Объект и предмет исследования…………………………………………5
1.5 Методы и методика исследования………………………………….……4
II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………5
2.1 Необычные насекомые…………………………………………………….5
2.2. Интересные факты………………………….. …………………………..7
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Наблюдение.………………………………………………………………7
3.2 Эксперимент.……………………………………………………………...8
3.3 Анкетирование……………………………………………………………8
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.1 Результаты работы……………………………………………………….9
4.2 Практическая направленность ………………………………………….9
V.ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….9
Аннотация
Ф.И. Жежель Марина
г.Назарово, МАОУ Лицей №8, 2 класс
Тема исследовательской работы:
Где язык у бабочки?
поставила цель: узнать, каким органом бабочка ощущает вкус.
Для реализации указанной цели выдвинула задачи:
- изучить теоретический материал по данной проблеме в интернете и справочной литературе;
- провести анкетирование;
- провести эксперимент;
- познакомить с результатами исследования учеников и родителей своей школы.
Руководитель: Макаенко И.А. - учитель начальных классов.
Методы проведенных исследований: теоретический метод, анкетирование, эксперимент, наблюдение.
I. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность
Красота летающих в садах бабочек восхищает. По внешнему виду они схожи с живыми цветами. Бабочки являются предвестниками наступления весны. Они служат символами любви, тепла, верности. Когда бабочка садится на растение, она высасывает хоботком нектар, но как она выбирает необходимый цветок и каким органом ощущает вкус? Я решила самостоятельно разобраться в этом вопросе. Проведя исследовательскую работу.
1.2 Выдвижение гипотезы
Я предположила, что:
Вкус бабочка ощущает при помощи своего хоботка.
1.3 Цель и задачи исследования
Я поставила цель: узнать, каким органом бабочка ощущает вкус.
Для реализации указанной цели выдвинула задачи:
- изучить теоретический материал по данной проблеме в интернете и справочной литературе;
- провести анкетирование;
- провести эксперимент;
- познакомить с результатами исследования учеников и родителей своей школы.
1.4 Объект и предмет исследования:
Объект: бабочка.
Предмет: органы вкуса бабочки.
1.5 Методы и методика исследования.
Для реализации задач были выбраны следующие методы:
1) теоретический метод; 2) анкетирование; 3) наблюдение
4) эксперимент;
Для того чтобы доказать или опровергнуть мою гипотезу я:
Сроки проведения с 26.07.2017г.- 11.11.2017 г.
I I. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Необычные насекомые
Изучив теоретический материал по данной проблеме в интернете и справочной литературе, я узнала, что Чешуекры́лые, или ба́бочки получили своё название в связи с тем, что их крылья покрыты чешуйками, представляющими собой видоизменённые щетинки. Чешуекрылые являются одной из крупнейших групп насекомых, общее число существующих на планете видов чешуекрылых может быть оценено приблизительно в 200 000— 225 000 видов. Размеры представителей отряда колеблются в широких пределах. Самая крупная ночная бабочка в мире- павлиноглазка атлас, размах ее крыльев составляет 30 см.
Как у всех насекомых, тело бабочек делится на три главных отдела: голову, грудь и брюшко. Снаружи оно защищено твёрдым хитиновым покровом, образующим наружный скелет.
Бабочки улавливают запахи с помощью усиков. У них нет легких. Кровь этих насекомых зеленого цвета. Некоторые из них могут летать со скоростью 48 км/ч. И что самое удивительное: вкусовые рецепторы бабочек находятся на лапках. (Отдельные виды также ощущают вкус с помощью своих яйцекладов, расположенных на конце брюшка и предназначенных для откладки яиц.)
Обладая способностью различать вкус с помощью лапок, бабочки легко определяют, подходит ли данное растение для откладывания яиц и вкусный ли у него нектар
«Пробуя» еду на вкус лапками, бабочки все же предпочитают есть (или лучше сказать, пить) более традиционным способом: посредством своих хоботков, если они имеются. У некоторых видов бабочек полностью отсутствует что-либо похожее на рот, и они вынуждены поддерживать существование за счет запасов питательных веществ, накопленных в то время, когда были гусеницами.
Мне повезло, в наш город приехала выставка тропических бабочек. Из рассказа экскурсовода я узнала, что окраска и внешний вид многих бабочек связаны с защитой от врагов. Методы защиты от хищников очень разнообразны. Ряд видов обладают скверным запахом и неприятным вкусом, либо ядовиты, всё это делает их несъедобными. Попробовав такую бабочку один раз, хищники будут избегать подобный вид в дальнейшем. Ядовитые и несъедобные виды часто обладают предостерегающей яркой окраской. Бабочки, лишённые таких средств защиты, часто мимикрируют под несъедобные виды, «подражая» не только окраске, но и форме крыльев.
Некоторые бабочки подражают осам и шмелям.
Многие виды имеют покровительственную окраску, маскируются под сухие листья, веточки, кусочки коры
Одним из видов отпугивающей окраски являются «глазки» на крыльях. Они располагаются на передних и/или задних крыльях и имитируют глаза позвоночных животных. В спокойном состоянии бабочки с такой окраской обычно сидят, сложив крылья, а будучи потревоженными, раздвигают передние крылья и демонстрируют отпугивающие ярко окрашенные нижние крылья. У некоторых видов, например бабочек рода Калиго, на нижней стороне крыльев отчётливо выделяются большие и очень яркие тёмные округлые пятна с бело-жёлтым контуром, похожие на глазсовы
2.2. Интересные факты
Во время экскурсии нам рассказали, что с древних времён разные народы связывали бабочек с любовью, душой, возрождением. Южноамериканские индейцы верили что бабочки это души умерших людей, стремящиеся ввысь. Древние римляне считали, что бабочки — это цветы, которые сорвал ветер. У христиан стадии жизненного цикла бабочки олицетворяли жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочку иногда изображали в руке младенца Христа как символ возрождения и воскресения души .Увидеть бабочку у себя дома-к счастью. На экскурсии нам сказали, что если на вас сядет бабочка, вы будите счастливые. Многим ребятам посчастливилось ощутить на себе бабочку. Часто в названиях бабочек встречаются имена древнегреческих богов и героев.(Перламутровка Пандора, Павлиноглазка Артемида)
Нам рассказали, что роль бабочек в природе заключается в том, что, они являются неотъемлемыми участниками пищевых цепей. Личинки и куколки являются звеньями в питании птиц, насекомых , млекопитающих, пресмыкающих. Бабочки также выступают опылителями многих видов цветковых растений.
ВЫВОД: изучив теоретический материал я узнала, что бабочки обладают не только красотой, но и необычным поведением. В природе бабочки необходимы.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучив информацию по теме, я решила провести эксперимент и анкетирование, чтобы подтвердить теоретическую информацию
3.1. Наблюдение
На экскурсии я заметила, что бабочки быстро находили тарелку, в которой лежали разрезанные фрукты. Садясь бабочки, активно шевелили усами и перебирали лапками и только потом разворачивали хоботок.
Вывод: Бабочки улавливают запахи с помощью усиков. Вкусовые рецепторы бабочек находятся на лапках.
3.2. Эксперимент
Для подтверждения выводов своего наблюдения я провела эксперимент. Я поймала обычную бабочку-белянку и осторожно, чтобы не повредить, взяла её пинцетом за крылышки. В другой руке я держала кусочек ваты, смоченный сахарным сиропом. Сахар не пахнет, бабочка его и не замечает. Её хоботок свёрнут как пружинка. Затем я тихонько тронула ваткой кончик передней ноги бабочки. Она встрепенулась, развернула хоботок и стала сосать сладкую воду.
ВЫВОД: вкусовые рецепторы у бабочек находятся на лапках.
3.3 Анкетирование.
Знают ли мои одноклассники и близкие где у бабочек находятся вкусовые рецепторы, я выявила, проведя анкетирование. Я попросила заполнить таблицу.
Ф. И___________________________________________ | ||||||
Выберите, пожалуйста, ответ на вопрос: Чем бабочка ощущает вкус? Поставьте + в нужный столбик | ||||||
языком | хоботком | брюшком | лапками | крыльями | другое | Не знаю |
В анкетировании приняли участие 22 человека . 5 человек отметили, что у бабочки вкусовые рецепторы находятся на языке, 3 человека не смогли ответить на вопрос, 6 человек указали, что бабочка ощущает вкус хоботком, 4 человека- брюшком, 4 человека лапками.
ВЫВОД: большинство анкетированных выбрали неверный ответ.
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.1 Результаты работы.
В ходе изучения литературы и проведения опытов моя гипотеза не подтвердилась. У бабочек нет языка. Вкусовые рецепторы бабочек находятся на лапках. (Отдельные виды также ощущают вкус с помощью своих яйцекладов, расположенных на конце брюшка и предназначенных для откладки яиц.)
4.2 Практическая направленность.
Результатами своей работы я поделилась с ребятами в классе. Теперь мои одноклассники не только узнали, где у бабочки расположены вкусовые рецепторы, но и познакомились с её необычным поведением и значением и в природе, и в жизни человека.
Кроме того, выполняя свою работу, я развиваю свои навыки исследователя. Я училась работать с разными источниками информации и выбирать главное; училась наблюдать. Эти умения мне пригодятся в жизни.
V. ЛИТЕРАТУРА
1. Ю.А. Дунаева,/ Бабочки- СПб «БКК»
2. Насекомые. Энциклопедия./ Пер.с анг. М.Авдониной. М. Эксмо, 2009
3. Яхонтов. А.А. Зоология для учителя. Т. 1-М. Просвящение 1968.
4. Виталий Танасийчук. Публичная библиотека. Москва 1990г. «Зоологические истории»
Ф. И___________________________________________ | ||||||
Выберите, пожалуйста, ответ на вопрос: Чем бабочка ощущает вкус? Поставьте + в нужный столбик | ||||||
языком | хоботком | брюшком | лапками | крыльями | другое | Не знаю |
Ф. И___________________________________________ | ||||||
Выберите, пожалуйста, ответ на вопрос: Чем бабочка ощущает вкус? Поставьте + в нужный столбик | ||||||
языком | хоботком | брюшком | лапками | крыльями | другое | Не знаю |
Ф. И___________________________________________ | ||||||
Выберите, пожалуйста, ответ на вопрос: Чем бабочка ощущает вкус? Поставьте + в нужный столбик | ||||||
языком | хоботком | брюшком | лапками | крыльями | другое | Не знаю |
Ф. И___________________________________________ | ||||||
Выберите, пожалуйста, ответ на вопрос: Чем бабочка ощущает вкус? Поставьте + в нужный столбик | ||||||
языком | хоботком | брюшком | лапками | крыльями | другое | Не знаю |
Извержение вулкана
Просто так
Пейзаж
Учимся ткать миленький коврик
Загадка старого пирата или водолазный колокол