Актуальность данной работы объясняется желанием понять, разобраться, почему космос так привлекает внимание людей, манит в свои глубины?
Почему человек мечтает об этом? Почему Серей Есенин объяснял это желанием постичь что-то неопределенное, ради чего человек способен совершать невероятные поступки. Всем знакомо это ощущение полета, когда, глубоко задумавшись о чем-то желанном, уносишься в другой мир. Мечта – это образ того, что мы так хотим, но в данный момент не можем получить. Воображение у всех развито по-разному. Именно оно дает нам возможность мечтать. Мечтать о полете к звездам. Почувствовать себя частью Вселенной.
Объект исследования – поэзия Сергея Есенина.
Гипотеза - никогда человек не останется равнодушен к загадочному и суровому космосу.
Цель работы – на примере стихотворений Сергея Есенина исследовать, почему поэт обращается к космическим мотивам, что помогает ему осмыслить происходящие события, понять окружающий мир, почувствовать себя частью Вселенной.
Задачи исследования:
• изучить астрономические понятия в лирике С.Есенина
• оценить закономерность появления космической метафоры
• сделать выводы о «космизме» в творчестве С.Есенина
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskie_mechty_sergeya_esenina.doc | 40.5 КБ |
Космические мечты Сергея Есенина
Карнаухов А.,
студент Поволжского государственного колледжа II курс
научный руководитель - Никонова О.Н.,
преподаватель гуманитарных дисциплин
Актуальность данной работы объясняется желанием понять, разобраться, почему космос так привлекает внимание людей, манит в свои глубины?
Почему человек мечтает об этом? Почему Серей Есенин объяснял это желанием постичь что-то неопределенное, ради чего человек способен совершать невероятные поступки. Всем знакомо это ощущение полета, когда, глубоко задумавшись о чем-то желанном, уносишься в другой мир. Мечта – это образ того, что мы так хотим, но в данный момент не можем получить. Воображение у всех развито по-разному. Именно оно дает нам возможность мечтать. Мечтать о полете к звездам. Почувствовать себя частью Вселенной.
Объект исследования – поэзия Сергея Есенина.
Гипотеза - никогда человек не останется равнодушен к загадочному и суровому космосу.
Цель работы – на примере стихотворений Сергея Есенина исследовать, почему поэт обращается к космическим мотивам, что помогает ему осмыслить происходящие события, понять окружающий мир, почувствовать себя частью Вселенной.
Задачи исследования:
• изучить астрономические понятия в лирике С.Есенина
• оценить закономерность появления космической метафоры
• сделать выводы о «космизме» в творчестве С.Есенина
Я выбрал профессию, которая неразрывно связана с освоением космического пространства, профессию, от которой зависит, долетит ли космический корабль до цели... Я - будущий сварщик! Я - житель космической столицы страны! Это, во-первых...
А во-вторых, я очень люблю поэзию Есенина, поэта, который не видел преград между небом и землей, а воспринимал их как единое целое...
Именно его творчество и привело меня к желанию понять, разобраться, почему космос так привлекает внимание людей, манит в свои глубины?
Тема космической дали, стремление познать непознанное роднит меня с любимым поэтом.
За всю историю человечества у людей не существовало более дерзкой мечты, чем мечта о полете к звездам. Наверное, никогда человек не останется равнодушен к загадочному и суровому космосу.
Поступки, которые совершает человек, берут свое начало в мечтах.
Вековые традиции изображения космических тел, нашли свое отражение в творчестве Сергея Есенина. По мнению самого поэта, «стихи его не несут ни солнечного тепла, ни холодность лунного сияния. Они лишь будят в душе потребность остановиться, осмотреться, услышать самого себя».
Познакомившись со стихами Сергея Есенина, я увидел, что они наполнены лаской солнечных лучей, лунным светом и сиянием звёзд. Астрономических понятий в его творчестве так много, что С. Есенина называют и «звёздным», и «лунным», и «солнечным» поэтом. Мир поэзии Сергея Есенина противостоит обычному понятию «космос». В космосе человек и Вселенная существуют отдельно. В мире поэта - человек и космос неразделимы. «Человек есть ни больше, ни меньше, как чаша космических обособленностей» и наступит время, пророчествует поэт, когда «опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба». Не найдется сейчас человека, кто усомнится в достоверности поэтических пророчеств Есенина?... Как утверждают космонавты: «Верха и низа в ракете нет, потому что нет относительной тяжести… Мы чувствуем верх и низ, только места их сменяются с переменой направления нашего тела в пространстве». Это ведь и есть мир Есенина.
Сергей Есенин творит свой собственный поэтический миф о космосе и природе, в котором «мир и вечность» близки как «родительский очаг», холмы напоены «неизреченностью животной», а сам он выразитель и защитник этой неизреченности. Есенин чувствовал себя странником, несущим на плечах «нецелованный мир» Вселенной.
«Космизм» Есенина казался наивным и неведомым, как и «космизм» Циолковского. По словам великого ученого:«Освоение космоса принесет человеку «горы хлеба» и «бездну могущества». Об этом же говорил и Есенин:
Плечьми трясем мы небо,
Руками зыбим мрак
И в тощий колос хлеба
Вдыхаем звездный злак.
Космос, как явление, требовал новых ритмов, других размеров, диктовал смелую головокружительную метафору.
У Есенина - ковш Большой Медведицы «черпает волю сном», небо «изливает ведром лазури», а вытекшая душа «удобряет чернозем русских небесных пажитей». Поэт отказывается от рифмы и объясняет это стремлением вырваться на волю из привычных оков:
Ей, россияне!
Ловцы вселенной,
Неводом зари
Зачерпнувшие небо…
Внутренний космический огонь - в глубине поэзии Есенина - это огонь изнутри, отсвет космического пламени. И вновь мы убеждаемся, что космос Есенина свидетельствует о закономерности появления космической метафоры в русской поэзии тех лет. У Сергея Есенина земля - телега в оглоблях небесного коня, золотой калач, теленок, рожденный небом. Небо и земля - чаша двух полусфер, отражающихся друг в друге. Освоение космоса, как считал поэт, задача не чисто техническая. Нужно еще и новое космическое зрение. Человек должен «родиться» для космоса. «Многие пребывают в слепоте от рождения. Их глазам нужно сделать какой-то надрез, чтобы они видели, что небо не оправа для алмазных звезд, а необъятное, неисчерпаемое море…» Фантазия поэта неистощима, и месяц предстает то «рыжим гусем», то «всадником унылым», то он «жеребенком запрягался в наши сани», то «рогом облако бодает, в голубой купается пыли», то, «словно желтый ворон, кружит, вьется над землей». Есенинская Вселенная - это космическая деревня, гигантское крестьянское хозяйство, где «отелившееся небо лижет красного телка», а синий сумрак похож на стадо овец, где солнце - «золотое, опущенное в мир ведро» и двурогий серп скользит по небу коромыслом, где вьюга щелкает кнутом, а «дождик мокрыми метлами чистит ивняковый помет по лугам». А «земные» пейзажи Есенина - это среднерусская природа во всей ее неброской, скромной красоте: «буераки... пеньки... косогоры опечалили русскую ширь». Солнечно-лунный космический человек Есенина - образ дивной красоты, и он прекрасен в своей поэтической завершенности. К нему не следует искать научных отмычек и разъяснений.
Есенинский лирический герой - сеятель слова, ловец Вселенной, собирающий звездный урожай, неводом слова вытягивающий звездный улов.
Затем небо превращается в колокол, где язык - месяц, а звонарь - поэт, который призывает к «вселенскому братству людей». Для крестьянского поэта Есенина хлеб земной и небесный - одна краюха. Жатва словесная, и жатва земная, и жатва космическая - единый труд. Его полет к небу не от земли, а вместе со всей землей.
Анализируя лирику С. Есенина, мне стало понятно, почему поэт обращается к космическим мотивам, потому что именно они помогают осмыслить происходящие события, понять окружающий мир, почувствовать себя частью Вселенной, поверить в свою мечту, приблизиться к ней и осуществить.
Литература
Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М., «Айрис», 1990 г.
Есенин С. Собрание сочинений в 2 томах. Т 2., М. Советская Россия. 1990 г.
Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. М., 1972 г.
Интернет-ресурсы
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии
http://www.litsoul.ru/solits-230-1.html - Луна в поэзии Есенина
http://www.rusnauka.com/17_AVSN_2012/Philologia/7_112678.doc.- Национальное своеобразие образа небесных светил в поэзии начала ХХ века
Цветение вишни в лунную ночь
Прекрасная арфа
Лупленый бочок
Твёрдое - мягкое
Заповеди детства и юности