Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и упокоение.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Храмы нашей малой Родины | 35.22 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛОСАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ТЕМА: «ХРАМЫ НАШЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»
Выполнили: ученики 3класса
Руководитель проекта:
учитель начальных классов
Анисимова Маргарита Юрьевна
п.Новый Быт
2016 год
Содержание
Введение
1. Что есть храм?
Список литературы. Интернет-ресурсы
Слайд 2
Мой Храм меня встречает тишиной,
где свежий воздух - древних стен прохлада,
Вся суета осталась за спиной,
Душе уставшей церковь как награда.
Здесь нет призывов, суетных речей,
немыслимо злословие и крики,
мерцает пламя золотых свечей,
на тёмных досках оживают лики.
Их доброта струится от икон,
Под взглядами Святых немного трушу
и бьётся в сердце колокольный звон,
когда пред Богом обнажаю душу.
Мой Храм меня встречает тишиной,
Привычны взгляду старые иконы.
Вся суета осталась за спиной,
Здесь мир иной и здесь свои законы.
Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и упокоение.
Строительство любого города, села или завода сопровождалось возведением церкви. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая церковь. Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение.
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана.
Храмы на Руси посвящались Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги.
Храм в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.
Храм всегда был не только местом служения, но и больницей, где излечивались духовные и телесные недуги, и школой, учившей наших прапрадедов не только читать и писать, но и молиться, верить, любить Бога и ближнего.
Слайд 3
Цель: изучить историческое прошлое, внутреннее и внешнее строение храмов России и показать историческую значимость церкви в жизни людей.
Задачи:
- изучить особенности архитектуры православных храмов;
- ознакомиться с внешним и внутренним устройством храма;
- узнать о самых необычных храмах России;
- познакомить с храмами Селивановского района.
Актуальность работы по изучению православных храмов. Изучение истории России, культуры нашей страны неразрывно связано с изучением православных святынь, храмов и икон. Каждый из православных храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. В своей проектной работе мы попытался передать красоту православного храма.
Слайд 4
Что есть храм?
Храм - культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В 988 году произошло Крещение Руси. После чего по решению князя Владимира Русь приняла православие. Среди верующего населения России преобладают православные. В христианстве храмом является только, то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.
Строительство Храмов.
Слайд 5
Храмы на Руси начали строить в 10 веке. Их строили из дерева. Дерево - особый материал - «живой». Русские люди с древних времен любили и умели обрабатывать древесину. В свой труд они вкладывали душевное тепло и любовь. Существовала особая методика обработки древесины - «ТЁС»: доски с силой расщепляли на волокна, в результате чего древесина приобретала блеск.
Слайд 6
В 12 веке стали возводиться первые белокаменные храмы, которые имели своеобразную белокаменную архитектуру и оформление, несмотря на то, что они возводились под руководством греческих, итальянских и немецких строителей. Архитектура русских каменных храмов, колоколен и звонниц бывает нескольких стилей: древнее зодчество, русское барокко, классицизм и другие.
Слайд 7
Внешний вид храма.
Строили храмы на возвышенности. В храм не просто шли, к нему ВОСХОДИЛИ. Каждая деталь храма, от притвора до купола имеет свое значение:
Паперть - место, где находятся нищие и просящие.
Аркатурный пояс (молитва из камня) - переход из земного царства в царствие небесное.
Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов
Закомары - символ ангелов или облаков.
Купол (голова) - выражает собой Вселенную, небесный свод, объединяющий понятие о Боге и о всем мире в гармоничное единство.
Крест - символ спасения, связи земного мира с миром небесным.
Слайд 8
Форма православного храма
Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно Ноеву ковчегу, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
Слайд 9
Издревле храмы также имели круглую и восьмиугольную формы. Храмы в форме круга - Ротонда -, как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.
Слайд 10
Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.
Слайд 11
Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти тьмы, Крестом открыт вход в рай.
Существуют также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.
Символика куполов
Главное в храме – купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.
Слайд 12
Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил.
Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды.
Слайд 13
Количество куполов
По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.
Одноглавый храм - купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
Двуглавый храм - два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа.
Трехглавый храм - три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Пятиглавый храм - пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.
Семиглавый храм - семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм - девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
Тринадцатиглавый храм - тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Двадцать пять глав - могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.
Слайд 14
Цвет купола
Цвет купола также важен в символике храма.
Золотые купола - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами
В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.
Слайд 15
Внутреннее убранство православного храма
Устройство православного храма предполагает его деление на три части: алтарь, иконостас и притвор.
Алтарь — священное место принесения жертвы или вознесения молитвы Богу. Наиболее важная по смыслу часть храма. В православной традиции алтарем называют всю часть храма, окружающую место евхаристического жертвоприношения. Алтарь расположен в восточной части христианского храма.
Слайд 16
Иконостас составляет одну из важнейших архитектурных принадлежностей православного храма. Он представляет собой сплошную преграду из икон, отделяющую алтарь, где совершается таинство Евхаристии, от средней части храма, нефа, где стоят молящиеся. Он состоит из нескольких рядов икон.
Слайд 17
Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.
Слайд 18
Притвор (предхрамие) — самая отдаленная от алтаря (обычно западная) часть храма, В притвор могут входить и находиться оглашенные (т. е. готовящиеся принять крещение и прошедшие чин оглашения) и кающиеся (в качестве меры прощения не допущенные в храм), инославные и иноверцы для слушания богослужения и проповеди.
Слайд 19
Храмы нашей малой родины
Слайд 20
Храм Покрова на Колпи в деревне Матвеевка
Двойник храма Покрова-на-Нерли в селивановской глуши. Именно так пишут в интернете и газетах о храме в деревне Матвеевке Селивановского района Покрова-на-Колпи.
В апреле 2014 года, на Пасху, в церкви Покрова-на-Колпи было совершено первое богослужение. Храм-двойник церкви Покрова-на-Нерли был возведен на территории подворья Троице-Сергиевского монастыря над рекой Колпь около деревни Матвеевка Селивановского района Владимирской области.
Матвеевка находится примерно в 15 километрах к северо-западу от Красной Горбатки. Скит появился здесь в середине 1990-х годов. До революции на его месте стояла барская усадьба, а после 1917 года матвеевская средняя школа. Основателями скита, как пишет газета «Селивановский вестник», был священник Дмитрий (Болтрукевич) и монахиня Ольга.
В 1995 года на живописном холме над колпьской плотиной была построена деревянная Покровская церковь, часовня, кельи и другие хозяйственные постройки. В скит потянулись паломники из Владимирской и других областей. Сейчас в скиту проживает 5 монашек и еще несколько послушниц. Богослужения проводят священники, приезжающие из Троице-Сергиевой Лавры. Кроме молитв, обитатели скита возделывают землю, разводят пчел, держат скот и птицу, шьют церковное облачение и монашескую одежду, - сообщает «Селивановский вестник».
Возводить новый кирпичный Покровский храм по образу и подобию знаменитой церкви Покрова-на-Нерли начали более 10 лет назад - в 2001 году. В апреле 2014 года храм освятили и в нем прошло первое богослужение.
Пристрастный глаз, конечно, найдет немало отличий матвеевской церкви от оригинала, построенного Андреем Боголюбским. Но это не делает факт ее появления среди селивановских лесов менее примечательным. И, конечно, вызывает удивление упорство строителей храма, которые в течение почти 13 лет не опускали руки и довели постройку до конца.
Слайд 21
Церковь Николая Чудотворца в деревне Копнино
Копнинская церковь, основанная в 1809 году, построена в традициях древнего византийского зодчества. Она имеет форму «наоса» (продолговатого корабля). Над входом в нее возвышалась колокольня, которую держали две белые квадратные колонны. Как все православные храмы, построена по линии «запад – восток». Вход в храм – паперть обращен на запад, а главная часть храма, его «святая святых» - алтарь, обращен в сторону восхода солнца.
Каждая церковь после постройки проходила освящение во имя какого-либо священного события, иконы Божьей Матери или угодника Божьего, (святого).
Копнинская церковь была освящена во имя святого Николая –Чудотворца.
Церковь в Копнино была необычайно красива и хороша. Ее называли не иначе, как «белая лебедь». Внутри потолок и стены были расписаны (по рассказам очевидцев), на полу был цветной плиточный паркет, который и сейчас еще сохранился. Обнесена была церковь чугунной узорной оградой, а на воротах ограды сидели ангелы.
При церкви была открыта и действовала школа.
Как началась коллективизация, пришли к батюшке люди, золото стали искать в церкви, но не нашли и батюшку убили. Матушку держали в подвале с завязанным ртом, от чего она в скорости и скончалась. Похоронили прихожане их на церковном кладбище. До сих пор видна еще их могилка, за которой ухаживают.
А батюшкин дом сгорел. Горку, на которой этот дом стоял, так до сих пор «поповской горкой» или «поповкой» до сих пор зовут и каждую зиму не одно поколение ребятишек катаются с нее на санках и на лыжах. Многие и не знают, почему у нее такое название.
В 1956 году закрыли церковь, сделали там колхозный склад. В церкви имелся большой иконостас. Почти все иконы были переданы Дубровской церкви, но некоторые иконы и крест Спасителя спрятали жители деревни у себя в домах. До сих пор с этим крестом совершаются крестные деревенские ходы, хоронят односельчан.
И дальше не пощадили люди церковь. В 1964 году по решению Волосатовского сельского Совета во главе с Г.И.Тяпкиным ее решили передать под клуб. Да никак не поддавалась церковь строителям. И решили тогда ее взорвать, но побоялись близости деревни и стащили колокольню тракторами. Она до сих пор лежит на том же месте рядом с церковью (см. приложение 2). Причем принимали в этом участие внуки и правнуки тех, кто строил эту церковь.
В церкви устроили клуб, а рядом прямо на могилах сделали пристройку, где разместилась библиотека. Веселилась здесь молодежь и коротала долгие зимние вечера.
В 1980 году построили новое здание, куда и переехал Дом культуры. Церковь опустела и стала совсем не нужна. Стали потихоньку растаскивать ее местные жители. Да только никому это счастье не принесло: у кого дом сгорел, кто-то скоропостижно скончался. Может это случайность, а может это наказание Божье за кощунство над своим храмом.
В 1999 году местная молодежь и другие жители деревни вышли на работу по очистке церкви. Несколько тракторных телег с мусором, землей и щебнем вывезли из здания церкви.
После очищения в церковь был приглашен отец Игорь из Тучковской церкви . Он освятил стены церкви святой водой и провел первый молебен. Им была подарена икона Николая Чудотворца. Он обратился к жителям деревни с просьбой не останавливаться на достигнутом.
В заключении хотелось бы отметить, несмотря на то, что церковь пуста, она жива. На церковные праздники приходят местные жители и ставят свечи.
Слайд 22
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в с. Тучково.
Расположенное в 6 километрах западнее Красной Горбатки село Тучково на реке Колпь - одно из наиболее значимых исторических мест нынешнего Селивановского района.
Храм там существовал еще в XVII столетии, являясь центром обширного прихода. Так, сельцо Хвосцово на правом берегу Колпи было вотчиной старинного дворянского рода Колтовских. Эта фамилия прославилась в истории благодаря браку Анны Колтовской в 1572 году с царем Иваном Грозным. Потомки братьев царицы Анны проживали в окрестностях Тучково вплоть до конца 1850-х годов, последним из них был генерал-майор Евгений Колтовский. Существует предание, что и сама царица приезжала отдыхать на Колпь и гостила в недалеком селе Мошок у боярина Воротынского.
С 1778 года Тучково входило в состав Судогодского уезда. До 1874 года церковь в этом селе была деревянной. Однако как-то раз пономарь по недосмотру оставил в храме после службы зажженную свечку. Из-за начавшегося пожара храм сильно пострадал. Новую каменную церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери в Тучково, сохранившуюся до сих пор, выстроил на свои личные средства местный уроженец Платон Герасимов. Работы велись до 1881 года. Тогда же Герасимов устроил при храме школу для крестьянских ребятишек, для которой возвел отдельное здание. Всего он потратил более 100 тысяч рублей - огромную сумму по тем временам. За столь обширную благотворительность император Александр III наградил купца орденом св. Анны III степени и шейной золотой медалью.
Революционные потрясения не миновали Тучкова и его округи. Тучковского священника Василий Виноградова арестовали и репрессировали, а церковь разрушали.
Сегодня храм в Тучково вновь благолепен и внутри, и снаружи. Он сравнительно невысок и даже кажется приземистым. На бугре, поросшем деревьями и кустарником, точно прямо из земли вырастают пять куполов: 4 голубых со звездами по краям и золоченый посередине. В погожий день особенно ярко сияют золотые кресты возрожденной святыни.
В нашем Селивановском районе имеются и другие храмы и церкви, такие как, Церковь успения Пресвятой Богородицы в Шульгино, Храм ….. в поселке Красная Горбатка, с. Ильинское,
Слайд 23
Вывод
Работая над проектом, мы узнали для себя много нового и полезного о храмах нашей малой родины, о внутреннем и внешнем убранстве храмов, проследили историю создания храмов нашего округа. Мы узнали о прекрасном творении человеческих рук, от вида которого замирает сердце.
Для себя мы поняли, что храм — это место особенное, специально предназначенное:
1) для встречи с Богом каждого человека;
2) для соборных молитв;
3) для совершения богослужений;
4) для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).
Лучшие русские храмы стали славой России. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Слайд 24
Список используемой литературы
Интернет - ресурсы
Слайд 25
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
Мастер-класс "Корзиночка"
Марши для детей в классической музыке
Самый богатый воробей на свете
Под парусами
Как я избавился от обидчивости