Исследовательская работа для Царских чтений.
Вложение | Размер |
---|---|
popova_irina_vizindor.zhizn_i_zhivopis.doc | 89.5 КБ |
VII Республиканские молодежные Царские чтения, посвященные 1000-летию представления святого равноапостольного князя Владимира
«Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».
Направление «Наследие Равноапостольного князя Владимира в современной жизни и традиционной культуре народов России»
«Жизнь и живопись»
(отражение в живописи деяний Святого равноапостольного князя Владимира).
Работа обучающейся
8 класса муниципального
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа»
пст.Визиндор
Сысольского района Республики Коми
Поповой Ирины.
Руководитель-
Петухова Наталья Валерьевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ» пст.Визиндор
Сысольского района Республики Коми.
Визиндор – 2014.
Введение.
Князь Владимир – одна из самых известных исторических личностей в русской истории. При нем Русь стала православной. Жизнь князя подробно описана в летописях, в трудах историков. В учебниках истории тоже есть сведения об этом князе. В учебниках есть и иллюстрации. Мне показалось интересным проследить отражение жизни и деятельности князя Владимира в русской живописи. Цель моей работы: найти и систематизировать живописные произведения, отражающие деяния и личность Святого равноапостольного князя.
Сначала я рассмотрела иллюстрации в учебниках истории различных авторов и издательств. Затем нашла в Интернете сведения об увиденных картинах. А потом стала описывать их в соответствии с событиями жизни князя Владимира. Для этого мне пришлось обратиться к фрагментам летописи «Повесть временных лет», труду Н.М.Карамзина «История государства Российского».
Сведения о современных художниках – И.С.Глазунове и С.Ефошкине я нашла в Интернете.
Жизнь и живопись.
Князь Владимир был сыном Святослава от рабыни его матери Ольги по имени Малуша. В юности он вел жизнь, далекую от праведной. Одно из событий этой бурной жизни отражено в картине Антона Павловича Лосенко «Владимир и Рогнеда», написанной в 1770 году. В основу картины положено событие, произошедшее с князем Владимиром, будущим крестителем Руси, который с 970 по 980 год правил в Новгороде. Влюбившись в прекрасную Рогнеду, дочь полоцкого князя Рогвольда, Владимир посватался к ней, но получил отказ в грубой, оскорбительной форме. Тогда возмущенный князь пошел войной на Полоцк, где были убиты братья и отец Рогнеды, а гордая красавица стала его женой. Лосенко изображает момент появления Владимира в тереме полоцкой княжны. Юный князь, прижав руку к сердцу, почтительно склоняется перед Рогнедой и, как пояснял сам художник, «...изъясняется ей в любви и почтении», но плачущая княжна, отталкивая Владимира, отворачивается от него. Вместе с госпожой скорбят и ее служанки. За спиной Владимира видны воины его дружины. Владимир уже лишил девушку близких людей, но все-таки надеется на ее внимание. Рогнеда понимает, что ее судьба в руках князя, покорна судьбе, но не может радоваться. В трагическом конфликте этой сцены таится намек на дальнейшее развитие событий. Рогнеда будет разлучена с детьми, среди которых будущий князь Ярослав Мудрый, и отослана в город Изяславль, построенный специально для нее. Сейчас этот город находится в Белоруссии и называется Заславль.
Картина Антона Павловича Лосенко является одним из первых исторических полотен в истории русской живописи. Поэтому одежды героев не похожи на древнерусские, а больше напоминают одеяния поляков. Позы и жесты героев излишне театральны, как будто тщательно отрепетированы.
В начале своего княжения Владимир проявлял, кажется, самые темные стороны своей души. В 983 году, после удачного похода на ятвягов, он, по обыкновению, решил принести жертву идолам. Бояре бросили жребий, павший на Иоанна, сына варяга Феодора, который был христианином. Феодор отказался отдать своего сына-христианина в жертву идолам, сказав княжеским воинам: «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека…». Разъяренная толпа киевских язычников разрушила дом варягов, под обломками которого Феодор и Иоанн приняли мученическую кончину (память 12 июля). Предсмертные слова святого Феодора, переданные великому князю Владимиру, произвели на него сильное впечатление. Возможно, именно этот момент из биографии князя отражен на картине Виктора Михайловича Васнецова «Владимир-язычник». Общее впечатление от картины – отсутствие покоя. Тяжелые мысли одолевают князя. Он сомневается в правильности своих действий, в истинности языческих богов. Мрачно смотрит Владимир на идола Перуна, но ничего подсказать покосившийся идол не может.
Но человеку свойственно меняться, изменять свои помыслы. Владимир задумался о выборе веры. Согласно летописной легенде, к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам и иудаизм. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабушка – княгиня Ольга, отвергла католичество. Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: «Идите обратно. Отцы наши не принимали веры от папы». Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Безымянный философ, присланный греками, опровергнув не во многих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового завета: историю творения, рая, греха, потопа, первых людей, избранного народа, искупление христианства, семи соборов, и в заключении показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай и грешных - осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!». «Крестися, - ответствовал философ, - и будешь в раю с первыми». Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: «Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной». Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. «Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его». Великий князь решил быть христианином. Моменту выбора веры посвящена картина Федора Семеновича Завьялова «Выбор веры великим князем Владимиром», выполненная в 1847 году и находящаяся в Святых сенях Грановитой палаты Московского Кремля. Поза князя свидетельствует о внимании к рассказу православного священника, который чувствует силу, данную Богом. Он свободно держится, его фигура выше всех, даже выше и масштабнее князя, хотя цвет одежды темный. Именно монах, а не князь является центром композиции. Внимают ему и воины князя. Чувствует свою несостоятельность представитель католической церкви. Становится понятно, на чью сторону склоняются помыслы Владимира.
В судьбе русского народа князь Владимир совершенно особую роль: именно ему удалось обратить в христианство Древнюю Русь и сделать Православие государственной религией. Вот как описывает крещение Владимира «Повесть временных лет»: «И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата — за алтарем». Это великое событие отражено и в живописи. Фреска Виктора Михайловича Васнецова «Крещение князя Владимира» является одной из росписей Владимирского собора в Киеве. Она выполнена в 1895-1896 годах. В центре фрески – князь Владимир. Он погружен в купель, украшенную крестом. У него русая борода и такого же цвета волосы. Они распущены. Художник изобразил у Владимира лицо правильной овальной формы, глаза его очень сосредоточены, а брови нахмурены. Весь образ говорит о важности принятого решения, которое стало судьбоносным для всего государства. Очень напряженный взгляд свидетельствует и о том, что Владимир заново обрел способность видеть. В легенде говорится, что Владимир в Корсуни ослеп и прозрел лишь в момент крещения. Князя осматривает все вокруг, пытаясь осознать, что зрение действительно вернулось. Придворные, стоящие рядом, держат его роскошное, расшитое золотом, одеяние. Ещё на картине изображены священники, которые расположились справа от князя. Его рать изображена слева. Над ними возвышается купол храма с очень красивыми росписями. Художник использовал много цветовых оттенков светлых тонов, тем самым он хотел показать, что помыслы князя чисты.
Вернувшись в Киев, прежде всего князь Владимир крестил своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. Затем наступило время крещения всего народа. В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Об этом событии рассказывает летопись: «На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу». Моменту крещения киевлян посвящено несколько живописных полотен. Самой масштабной является фреска Виктора Михайловича Васнецова «Крещение Руси». В центре картины – Владимир Святославович. Владимир одет в красивую праздничную одежду. От обилия золотой вышивки солнечный свет, ниспадающий с небес, отражается от его одежд. Создается впечатление, что князь излучает свет. Становится понятным прозвище князя Красное Солнышко. Лицо Владимира выражает несколько эмоций – в его лице сосредоточенность, серьезность и торжественность. Руки он простирает к небу, подчеркивая этим нисходящую с небес к народу благодать от Господа. Князь стоит на возвышении, покрытом нарядным ковром. Это подчеркивает исключительную важность происходящего. На небесах над облаками видны образы ангелов, которые наблюдают за тем, что происходит на земле. С разверзшихся небес исходит божественный свет. Князя окружает множество людей. Наиболее близко к Владимиру Святославовичу стоят религиозные служители. Они изображены художником в белых одеждах. Служители духовенства помогают князю в таинстве крещения. Один из служителей держит икону Божией Матери, еще один держит большой деревянный крест как символ распятия Иисуса Христа. В контрасте с великолепием центрального плана картины выступают изображения крестьян. Полуголые, измученные они опускаются в священные воды реки, а обряд крещения проводит пожилой священник. На заднем плане – сотни тысяч лиц. Все они пришли для того, чтобы предстать перед Господом и принять новую веру. Они боятся этого таинства, и вместе с тем стремятся к Божией благодати.
Этот же сюжет у картины Клавдия Васильевича Лебедева «Крещение киевлян». Картина показывает берег Почайны. В реке множество людей. Священник с берега читает молитву. За ним стоят князь Владимир и принцесса Анна. Здесь князь совсем другой, он молится Богу о своем народе, просит дать всем благодать. Композиция более проста и буднична, чем на фреске В.М.Васнецова. Это понятно, ведь фреска размещалась в храме, должна воздействовать на чувства верующих, показывать им торжество веры. А картина К.В.Лебедева просто иллюстрация исторического сюжета.
Для вновь принятой веры князь Владимир повелел строить по всей Руси православные храмы. В Киеве было начато строительство первого каменного храма на Руси – Десятинной церкви. Согласно летописям и данным историков, сооружение церкви началось в конце 980-х годов и было завершено в 996-м году. Церковь имела типичный внешний вид в Византийском архитектурном стиле, интерьер был богато украшен фресками и мозаиками. Десятинная церковь в Киеве была построена недалеко от предполагаемого месторасположения детинца – княжеского дворца и сопутствующих строений. Название «десятинная» получила в связи с тем, что князь Владимир выделил на строение церкви десятую часть своих доходов. Также, церковь именовали, как «мраморную» в связи с обилием мрамора в интерьере храма, кроме того, в древних летописях Десятинная церковь фигурирует, как церковь Пресвятой Богородицы.
Десятинная церковь была освящена дважды – первый раз сразу же после завершения строительства, второй раз – в 1039-м году, во времена правления Ярослава Мудрого. В Десятинном храме был захоронен князь Владимир с его женой, братья князя Владимира, с Вышгорода были перенесены останки княгини Ольги.
Момент закладки церкви отражен в картине Василия Петровича Верещагина «Закладка Десятинной церкви в Киеве». На картине князь Владимир закладывает символический камень с изображением креста в основание будущей церкви. Его наклон уважителен, он делает важное и Богоугодное дело. Все присутствующие (священники, монахи, зодчие, горожане) словно сплотились в едином действии. Они понимают важность момента, свою сопричастность к великому событию.
В советский период не принято было показывать положительную роль религии, поэтому картин с изображением князя Владимира почти нет. Но в конце ХХ века появилось огромное полотно Ильи Сергеевича Глазунова «Вечная Россия» («Сто веков»). Споры об этом живописном произведении не утихают до сих пор. Даже у Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина возникли вопросы и замечания по поводу картины. На ней художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля. На переднем плане ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, ученых, создававших, возвышавших и защищавших Россию. В правом нижнем углу картины, в первом ряду крестного хода помещена и фигура Святого равноапостольного князя Владимира. Он стоит в одном ряду с Сергием Радонежским, своими сыновьями Борисом и Глебом, первыми русскими святыми, цесаревичем Алексеем. Таким образом, художник подчеркивает роль князя в создании русского государства, принятии православной веры.
Среди современных православных художников, иллюстрирующих жизнь князя Владимира, можно выделить Сергея Ефошкина. Этот художник-живописец, член Союза Художников России и Международной ассоциации Изобразительных искусств, живет и работает в Москве. Окончил Московский Государственный Художественный институт им. В.И.Сурикова Академии художеств. А уже с 1988 года сам стал преподавателем в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.
Художник работает в жанрах исторической картины, портрета, пейзажа, книжного оформления и иллюстрации. В своих картинах он показал практически всю жизнь князя Владимира. Мне особенно понравились две картины, которые показывают князя Владимира в юности. Картина «Князь Владимир. Под вечным небом». Совсем еще молодой князь показан среди бескрайнего пространства, он как будто на пороге каких-то неизвестных, но очень важных событий. Другая картина «Князь Владимир в юности» наполнена радостью. Владимир здесь еще ребенок. В сопровождении верного воеводы, он едет на соколиную охоту. Это дело ему знакомо, он умело держит птицу, ловко сидит в седле. Мне понравилась эта картина тем, что здесь еще нет раздумий, нет совершенных плохих поступков, нет сложного выбора. У юного князя все еще впереди, он счастлив. Таким и должно быть детство.
Выводы.
1. Князь Владимир – необычный человек и знаменитый правитель.
2. Картины об этом князе отражают разные моменты его жизни, показывают разные стороны его характера.
3. Больше всего картин о событиях, связанных с крещением Руси, потому что это главное событие в жизни князя.
4. В современной живописи появилось много картин о Святом равноапостольном князе Владимире.
5. Нужно издавать больше книг для детей с яркими современными картинами, чтобы можно было с детства узнавать об этом великом человеке.
Литература.
1. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., Просвещение, 2003.
2. Рассказы русских летописей., М., Просвещение, 1992.
Интернет-ресурсы.
http://pravnovosti.ru/blog/2014/07/28/святой-равноапостольный-князь-влади/
http://prometey-spb.su/svetochi/0/vladimir_svyatoy.html
Князь Владимир – одна из самых известных исторических личностей в русской истории. При нем Русь стала православной. Жизнь князя подробно описана в летописях, в трудах историков. В учебниках истории тоже есть сведения об этом князе. В учебниках есть и иллюстрации. Мне показалось интересным проследить отражение жизни и деятельности князя Владимира в русской живописи. Цель моей работы: найти и систематизировать живописные произведения, отражающие деяния и личность Святого равноапостольного князя.
Сначала я рассмотрела иллюстрации в учебниках истории различных авторов и издательств. Затем нашла в Интернете сведения об увиденных картинах. А потом стала описывать их в соответствии с событиями жизни князя Владимира. Для этого мне пришлось обратиться к фрагментам летописи «Повесть временных лет», труду Н.М.Карамзина «История государства Российского».
Сведения о современных художниках – И.С.Глазунове и С.Ефошкине я нашла в Интернете.
В своем выступлении я остановлюсь на нескольких картинах. В начале своего княжения Владимир проявлял, кажется, самые темные стороны своей души. В 983 году, после удачного похода на ятвягов, он решил принести жертву идолам. Выбор бояр пал на христианина Иоанна. Его отец Феодор отказался отдать своего сына-христианина в жертву идолам, сказав княжеским воинам: «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека…». Разъяренная толпа киевских язычников разрушила их дом, под обломками которого Феодор и Иоанн приняли мученическую кончину (память 12 июля). Предсмертные слова святого Феодора, переданные великому князю Владимиру, произвели на него сильное впечатление. Возможно, именно этот момент из биографии князя отражен на картине Виктора Михайловича Васнецова «Владимир-язычник». Общее впечатление от картины – отсутствие покоя. Тяжелые мысли одолевают князя. Он сомневается в правильности своих действий, в истинности языческих богов. Мрачно смотрит Владимир на идола Перуна, но ничего подсказать покосившийся идол не может.
Но человеку свойственно меняться, изменять свои помыслы. Владимир задумался о выборе веры. Моменту выбора веры посвящена картина Федора Семеновича Завьялова «Выбор веры великим князем Владимиром», выполненная в 1847 году и находящаяся в Святых сенях Грановитой палаты Московского Кремля. Поза князя свидетельствует о внимании к рассказу православного священника, который чувствует силу, данную Богом. Он свободно держится, его фигура выше всех, даже выше и масштабнее князя, хотя цвет одежды темный. Именно монах, а не князь является центром композиции. Внимают ему и воины князя. Чувствует свою несостоятельность представитель католической церкви. Становится понятно, на чью сторону склоняются помыслы Владимира.
Великое событие – принятие Крещения князем отражено в фреске Виктора Михайловича Васнецова «Крещение князя Владимира», которая является одной из росписей Владимирского собора в Киеве. В центре фрески – князь Владимир. Он погружен в купель, украшенную крестом. Весь образ князя говорит о важности принятого решения, которое стало судьбоносным для всего государства. Придворные, стоящие рядом, держат его роскошное, расшитое золотом, одеяние. Ещё на картине изображены священники, которые расположились справа от князя. Его рать изображена слева. Над ними возвышается купол храма с очень красивыми росписями. Художник использовал много цветовых оттенков светлых тонов, тем самым он хотел показать, что помыслы князя чисты.
Вернувшись в Киев, прежде всего князь Владимир крестил своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. Затем наступило время крещения всего народа. В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Моменту крещения киевлян посвящено несколько живописных полотен. Самой масштабной является фреска Виктора Михайловича Васнецова «Крещение Руси». В центре картины – Владимир Святославович. Владимир одет в красивую праздничную одежду. От обилия золотой вышивки солнечный свет, ниспадающий с небес, отражается от его одежд. Создается впечатление, что князь излучает свет. Лицо Владимира выражает несколько эмоций – в его лице сосредоточенность, серьезность и торжественность. Руки он простирает к небу, подчеркивая этим нисходящую с небес к народу благодать от Господа. Князь стоит на возвышении, покрытом нарядным ковром. Это подчеркивает исключительную важность происходящего. На небесах над облаками видны образы ангелов, которые наблюдают за тем, что происходит на земле. Князя окружает множество людей. Наиболее близко к Владимиру Святославовичу стоят религиозные служители. Они изображены художником в белых одеждах. В контрасте с великолепием центрального плана картины выступают изображения крестьян. Полуголые, измученные они опускаются в священные воды реки, а обряд крещения проводит пожилой священник. На заднем плане – сотни тысяч лиц. Все они пришли для того, чтобы предстать перед Господом и принять новую веру. Они боятся этого таинства, и вместе с тем стремятся к Божией благодати.
Для вновь принятой веры князь Владимир повелел строить по всей Руси православные храмы. В Киеве было начато строительство первого каменного храма на Руси – Десятинной церкви. Момент закладки церкви отражен в картине Василия Петровича Верещагина «Закладка Десятинной церкви в Киеве». На картине князь Владимир закладывает символический камень с изображением креста в основание будущей церкви. Его наклон уважителен, он делает важное и Богоугодное дело. Все присутствующие (священники, монахи, зодчие, горожане) словно сплотились в едином действии. Они понимают важность момента, свою сопричастность к великому событию.
В советский период не принято было показывать положительную роль религии, поэтому картин с изображением князя Владимира почти нет. Но в конце ХХ века появилось огромное полотно Ильи Сергеевича Глазунова «Вечная Россия» («Сто веков»). Споры об этом живописном произведении не утихают до сих пор. Даже у Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина возникли вопросы и замечания по поводу картины. На ней художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля. На переднем плане ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, ученых. Тех, кто создавал, возвышал и защищал Россию. В правом нижнем углу картины, в первом ряду крестного хода помещена и фигура Святого равноапостольного князя Владимира. Он стоит в одном ряду с Сергием Радонежским, своими сыновьями Борисом и Глебом, первыми русскими святыми, цесаревичем Алексеем. Таким образом, художник подчеркивает роль князя в создании русского государства, принятии православной веры.
Среди современных православных художников, иллюстрирующих жизнь князя Владимира, можно выделить Сергея Ефошкина. Художник работает в жанрах исторической картины, портрета, пейзажа, книжного оформления и иллюстрации. В своих картинах он показал практически всю жизнь князя Владимира. Мне особенно понравились две картины, которые показывают князя Владимира в юности. Картина «Князь Владимир. Под вечным небом». Совсем еще молодой князь показан среди бескрайнего пространства, он как будто на пороге каких-то неизвестных, но очень важных событий. Другая картина «Князь Владимир в юности» наполнена радостью. Владимир здесь еще ребенок. В сопровождении верного воеводы, он едет на соколиную охоту. Это дело ему знакомо, он умело держит птицу, ловко сидит в седле. Мне понравилась эта картина тем, что здесь еще нет раздумий, нет совершенных плохих поступков, нет сложного выбора. У юного князя все еще впереди, он счастлив. Таким и должно быть детство.
В заключении я могу сделать следующие выводы. Князь Владимир – необычный человек и знаменитый правитель. Картины об этом князе отражают разные моменты его жизни, показывают разные стороны его характера. Больше всего картин о событиях, связанных с крещением Руси, потому что это главное событие в жизни князя. В современной живописи появилось много картин о Святом равноапостольном князе Владимире. Нужно издавать больше книг для детей с яркими современными картинами, чтобы можно было с детства узнавать об этом великом человеке.
Извержение вулкана
Юрий Визбор. Милая моя
Рисуем кактусы акварелью
Две снежинки
Ах эта снежная зима