В данной работе ученицы проверили на практике влияние музыки на функцианирование организма человека.
Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр»
142100, Московская область, г. Подольск, ул. Веллинга, дом 3 тел: 8 (4967) 68-91 09 Е-mail: pimc@inbox.ru
КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ «ШАГ В НАУКУ»
СЕКЦИЯ: МАТЕМАТИКА
Тема: “Влияние различных жанров музыки на работоспособность учащихся при занятии математикой”
Авторы: Жамнова Марина,
Крамаренко Наталья,
ученицы 8-А класса МОУ “Лицей N1”
Научный руководитель:
Латышева Наталья Алексеевна,
учитель математики
Городской округ ПОДОЛЬСК
2017 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы влияния музыки на человеческий организм…………………………………………………………………...4
Глава 2. Влияние музыки на детей 10-12 лет………………………..7
Глава 3. Влияние музыки на результативность выполнения учащимися заданий по математике………………………………………7
3.1. Анкетирование учащихся…………………………………………7
3.2. Влияние различных стилей музыки на результативность выполнения учащимися заданий по математике………………………..9
Заключение……………………………………………………………..9
Список используемой литературы……………………………………11
Приложение………………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
Умственная работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологические качества: внимание, память, восприятие и др.
Внимание - один из тех познавательных процессов человека, исследования которого ведутся уже много веков. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность .
Каждый человек хочет обладать высокой умственной работоспособностью, чтобы быстро и эффективно справляться с любыми нагрузками. От умственной работоспособности зависит, насколько умело исполняет человек свои служебные (учебные) обязанности. Проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности приобретает большое значение особенно в последнее время в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания школьного образования. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, влекущие интенсификацию умственной деятельности, - все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся.
Хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. К сожалению, жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Не найти, пожалуй, ни одного школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». И это несмотря на то, что существует большое количество методик для коррекции подобных нарушений. Возрастающий объем учебных нагрузок вряд ли позволит школьнику найти время активно заниматься упражнениями для тренировки внимания. В связи с этим, представляется актуальным поиск способов улучшения свойств внимания и повышения умственной работоспособности без дополнительных временных затрат.
В течение последних лет специалистами в области психофизиологии и медицины проведены сотни экспериментов, доказывающих возможность влияния на функционирование организма с помощью музыки. Исследования в этой области позволили ученым выяснить, что прослушивание музыкальных произведений способно активизировать нашу мозговую деятельность и повысить работоспособность .
В связи с этим, мы выдвинули гипотезу о том, что прослушивание музыки может повысить умственную работоспособность школьников. Объектом для нашего исследования стали учащиеся 5-го класса (2005 г.р.) в количестве 33 человек, предмет исследования – умственная работоспособность учащихся.
Целью нашей работы стало изучение влияния музыки на умственную работоспособность учащихся.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить на основе анализа литературных данных влияние музыки и звуков природы на организм человека;
выявить музыкальные предпочтения учащихся и определить, как часто школьники слушают музыку;
изучить характеристики внимания учащихся;
оценить динамику умственной работоспособности под воздействием прослушивания музыки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Звук является неотъемлемой частью нашей жизни: где бы мы не находились, нас всегда окружает множество различных звуков. Звук действует на человека сразу в нескольких направлениях: от нагрузки на барабанные перепонки до воздействия на физиологию и психику человека.
Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.
Наоборот, тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.
Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.
Всю историю существования человечества его жизнь сопровождает музыка.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Например, в Ветхом завете описано как Давид лечил нервное расстройство царя Саула игрой на гуслях .
В настоящее время проведено множество исследований, подтверждающих благотворное воздействие музыки на организм человека. Некоторые исследователи утверждают, что самый большой эффект на человека оказывает музыка Моцарта. Прослушивание произведений этого композитора нормализует сон, повышает иммунитет, успокаивает, снимает усталость, ускоряет выздоровление .
Физиологическое действие музыки на человека ученые объясняют способностью нервной системы усваивать ритм. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично. В исследованиях В. Тесленко показаны возможности применения музыкальной гармонизирующей физиотерапии на пациентов с целью профилактики и лечения заболеваний нервной, иммунной, эндокринной и дыхательной систем .
Но всегда ли влияние музыки на человеческий организм является положительным? В последние десятилетия уходящего века появилось множество музыкальных направлений и многие из них, как отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы. Современная коммерческая музыка – хип-хоп, рок, хард-рок, электронная и поп-музыка – пишется на низких частотах, что, согласно исследованиям, оказывает воздействие схожее с грохотом землетрясения, обрушением здания или сходом снежной лавины. Длительное воздействие низких частот вызывает изменение функционирования желез, ответственных за гормональный фон, изменяется уровень инсулина в крови, а также снижается или исчезает полностью способность к самоконтролю. Многие психологи и психотерапевты считают, что рок-музыка является для человека «звуковым ядом», так как содержит ультра- и инфразвуки, которые мы не слышим, но именно они оказывают разрушительное воздействие на нервную систему.
Не только музыка, но и другие звуки воздействуют на организма человека. Звуковая среда современного крупного города состоит преимущественно из техногенных шумов - транспортных, производственных и бытовых. Природные звуки в урбанизированном окружении человека почти полностью отсутствуют. Известно, что природные звуки представляют собой естественную звуковую среду, эволюционно закрепленную в генетической памяти человека, и необходимы для создания благоприятного акустического окружения. Исследователи Института изучения звука (штат Аризона, США) выяснили, что прослушивание расслабляющих звуков природы помогает отдыхать после тяжёлых физических, умственных и эмоциональных нагрузок. В работах отечественных ученых показано, что прослушивание фонограмм звуковых картин природы («Журчание ручья», «Морские просторы») улучшают механизмы регуляции сердечного ритма.
Специалисты из британского Национального фонда установили, информирует онлайновое издание лондонской Daily Telegraph, что достаточно послушать пение птиц в течение 5 минут, чтобы вернулось жизнерадостное настроение. Петер Сёке, создатель орнитомузыкотерапии, предлагает использовать пение птиц для лечения различных заболеваний человека. В институте проблем экологии и эволюции Академии наук (ИПЭЭ РАН) при сотрудничестве с Центральной клинической больницей Академии наук и Российским университетом дружбы народов В.Д. Ильичевым и О.Л. Силаевой была разработана методика проведения сеансов экологической реабилитации для жителей крупных городов с использованием особых звуковых сред, включающих голоса птиц, морских млекопитающих и насекомых .
Благотворное влияние музыки на состояние человека упоминается древнегреческой и средневековой арабской медицине. Пифагорейцы занимались математикой под музыку, заметив повышение результативности обучения при прослушивании определённых мелодий.
Начиная с XIX в. наука накопила много важных сведений о воздействии музыки на человека, подтверждая знания древних мудрецов о том, что музыка - мощнейший источник энергии. Еще в XIX веке учёный И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания. Известный русский хирург академик Б. Петровский считал, что под воздействием музыки организм человека начинает работать более гармонично, поэтому он использовал музыку во время сложных операций.
Современные исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. То есть она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но только прослушивание музыки Моцарта активизировало практически всю кору. (Именно поэтому, при про ведении нашего исследования, мы использовали произведение Моцарта).
Глава 2. Влияние музыки на детей 10-12 лет.
В наши дни широко распространенно понятие функциональной музыки. Многие говорят о благотворном влиянии классической музыки на работоспособность человека. Беременным даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш хорошо развивался и смог раскрыть свои таланты. Существуют теории, которые говорят о стимулирующем воздействии музыки на внимание, подчеркивают эффект музыкального ритма, способствующего более экономному расходованию физической энергии. Большинство исследователей указывают на то, что музыка, звучащая во время работы, повышает эффективность труда.
В России исследованием влияния музыки на организм детей занимался невролог Бехтерев. Он отметил способность мелодии воздействовать на развитие, оздоровление и сохранение детского здоровья. В наши дни музыку широко применяют для коррекции психического состояния детей школьного возраста, борьбы с детскими страхами, переживаниями, эмоциональными отклонениями.
Обычно детям младшего школьного возраста рекомендуют заниматься музыкой для развития памяти, фантазии и воображения, а также формирования эстетического вкуса. Таким образом, результаты исследований последних лет показывают, что прослушивание произведений классической музыки или музыкальных композиций на основе звуков природы обладает терапевтическим эффектом, улучшает функциональное состояние организма человека в целом, и способствует оптимизации психофизиологических процессов.
Глава 3. Влияние музыки на результативность решения учащимися заданий по математике.
3.1. Анкетирование учащихся.
После изучения литературы по теме исследования мы провели анкетирование учащихся 5 класса с целью выяснить музыкальные предпочтения учащихся при выполнении домашнего задания.
Анкета .
1) Какой музыкальный жанр предпочитаете?
а) поп, электронная музыка
б) рок, альтернатива
в) рэп, РнБ (и другие хип-хоп стили)
г) классика
д) другое
2) Как Вы делаете домашнее задание?
а) под музыку
б) под телевизор
в) в тишине
3) Сколько времени в сутки вы слушаете музыку через плеер?
а) менее 1-го часа
б) от 1 до 3 часов
в) от 3 до 6 часов
г) Не слушаю вообще
4) Знаете ли Вы, что прослушивание громкой музыки пагубно влияет на Ваше здоровье?
а) нет
б) слышал, но так не считаю
в) слышал, ну и пусть
г) полностью соглашаюсь
5) Запишите уровень избирательности внимания ____________
уровень концентрации внимания__________ , определенные ранее.
Анкетирование показало, что большая часть опрошенных предпочитают слушать рок и поп музыку , меньшая доля – поклонники хип-хоп культуры и классической музыки.
Большая часть опрошенных учащихся (56%) работают над домашним заданием, слушая любимую музыку, 12% учеников предпочитают работать при включенном телевизоре, и только 32% выполняют домашнее задание в тишине.
В свободное от уроков время ребята также часто слушают музыку через плеер, причем 48% опрошенных делают это довольно большое количество времени.
Музыку, играющую в плеере всегда хочется сделать погромче, поэтому часто слышно музыку, которую слушает кто-то из сверстников, находящийся рядом. Тем не менее, все участники анкетирования знают о вредном влиянии громкой музыки на организм человека, хотя не все понимают серьёзность данного вопроса.
Выяснив, что значительная доля учащихся беззаботно проводит большое количество времени «в компании» играющей в плеере музыки, к тому же многие выполняют домашнюю работу под музыку, мы решили изучить как различные стили музыки влияют на результативность выполнения заданий по математикн.
3.2. Влияние различных стилей музыки на результативность выполнения упражнений по математике.
В исследовательской работе участвовали ученики 5-ого класса. Каждому учащемуся были предложены примеры на действия с натуральными числами, которые они должны были решать под музыку определенного стиля. На выполнение задания отводилось 4 минуты.
Для выполнения данного исследования было выбрано четыре различных жанра музыки, а так же ребята решали примеры в полной тишине. Использовались следующие музыкальные композиции:
1. Классика – Моцарт - Турецкий мар
2.Тяжелый рок (металл) - All Shall Perish - The True Beast.
3. Популярная музыка - Время и Стекло – Имя 505
4. Джаз – Kenny G - You're Beautiful.
Результаты исследования смотри в приложении.
Заключение
Изучив результаты нашей исследовательской работы, мы сделали следующие выводы:
1. Различные жанры музыки способны влиять на результативность учащегося.
2. Классическая музыка повысила эффективность работы учеников почти на 14%, музыкальные произведения других жанров не оказали положительного воздействия на работоспособность учащихся. Тяжелый рок и джаз слегка понизили эффективность работы, а вот попса снизила успеваемостью учеников кардинально, почти на 43%.
Благотворное влияние классической музыки на организм человека можно объяснить тем, что она основана на звуках высокой (естественной) частоты (волны длиной 20-30 секунд), а так же написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту). Мы также заметили, что тяжелый рок оказывает сильное возбуждающее воздействие на нервную систему детей. После написания работы под «металл» учащиеся не могли успокоиться продолжительное время. Однако самый низкий показатель оказался у попсы. Это можно объяснить примитивной “привязчивой” мелодией, которая отвлекает от работы и мешает сосредоточиться.
3. Мы считаем, что учимся лучше всего выполнять домашние задания под классическую музыку. Ни в коем случае не стоит включать тяжелый рок, а тем более попсу. Такая музыка снизит успеваемость или приведет к нервному перевозбуждению, что тоже негативно скажется на учебе. Всем, кто выполняет домашнее задание под музыку, рекомендуем делать это в сопровождении музыки классической или содержащей звуки природы.
Рекомендации по выбору музыкальных композиций, содержащих звуки природы:
1. Качество. Запись должна быть акустически чистой — любые посторонние звуки или помехи могут свести на нет оздоровительный эффект или даже оказать негативное влияние на состояние здоровья.
2. Простота. Наиболее благоприятно действуют звуки родной природы. Старайтесь выбирать записи, например, с напевами соловьёв, а тропических птиц слушайте непродолжительное время.
3. Натуральность. Необходимо убедиться в том, что композиция действительно «природного происхождения», а не синтезирована на компьютере — от такой записи не будет никакого эффекта.
Список используемой литературы и интернет-источников
Приложение.
Результативность выполнения работ.
Средний балл успешшно решенных примеров (из десяти предложеных)
Распределение баллов в каждом испытании.
Классика
Рок
Без музыки
Популярная музыка
Джаз
Сравнительная таблица полученных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ласточка
Компас своими руками
За еду птицы готовы собирать мусор
Есть ли лёд на других планетах?
Фокус-покус! Раз, два,три!