Исследовательская работа для Царских чтений.
Вложение | Размер |
---|---|
petuhov_andrey._romanovy.docx | 63.24 КБ |
VII Республиканские молодежные Царские чтения, посвященные 1000-летию представления святого равноапостольного князя Владимира
«Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».
Направление «Наследие Равноапостольного князя Владимира в современной жизни и традиционной культуре народов России»
«Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит»
(династия Романовых и память о Святом равноапостольном князе Владимире).
Работа обучающегося
11 класса муниципального
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа»
пст.Визиндор
Сысольского района Республики Коми
Петухова Андрея.
Руководитель-
Петухова Наталья Валерьевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ» пст.Визиндор
Сысольского района Республики Коми.
Визиндор – 2014.
Введение.
Среди особо чтимых Русской Православной Церковью святых особое место занимает Святой Равноапостольный князь Владимир. Немногие исторические деятели могут претендовать на роль правителя, осуществлявшего цивилизационный выбор для своей страны. Владимир из числа таких деятелей. Именно этот князь на века вперед предопределил будущее России, выбрав для нее православную веру. Князя Владимира Святославича вполне можно назвать человеком необычной судьбы. Он был порождением своего времени, и все в его судьбе было по максимуму: ненависть и милосердие, идолопоклонство и истинная вера, страсти и смирение, героизм и трусость. Множество исторических свидетельств оставлено об этом князе его современниками и потомками. Под именем Владимира Красное Солнышко он стал героем русского былинного эпоса. Бесспорно, такая личность должна была привлекать внимание людей в более позднее время, а особенно тех, кто от рождения был предназначен для государственного служения – управления Россией. Владимир принадлежал к династии Рюриковичей, на смену которой в 1613 году пришла династия Романовых.
Цель данной работы: выяснить, как представители династии Романовых пытались увековечить память о своем великом предшественнике.
Задачи: найти сведения о создании памятников и храмов, посвященных князю Владимиру и систематизировать их по царствованиям императоров династии Романовых.
Отдельных книг от отношении императоров дома Романовых к князьям легендарного периода русской истории нет. В качестве источников были выбраны материалы сети Интернет, статьи о праздновании 1000-летия России, 900-летия крещения Руси, биографические книги о российских императорах.
Не обо всех представителях династии Романовых мне удалось найти сведения, вне данной работы оказались Михаил Федорович, правители эпохи дворцовых переворотов, Павел I. Но найденные сведения позволяют показать весьма значительное внимание императоров – потомков к князю – предку.
«Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит»
Представители династии Романовых, начало которой относится к 1613 году, немало сделали для увековечивания памяти Святого Равноапостольного князя Владимира. При царе Алексее Михайловиче (1645-1676) появляется «Большая государева книга или Корень российских государей», известная также как «Царский титулярник» — созданная в 1672 году рукопись, богато иллюстрированная портретами русских монархов и гербами русских земель. Книга была составлена русским дипломатическим ведомством в царствование Алексея Михайловича. Она стала подарком, преподнесенным царю главой Посольского приказа боярином Артамоном Матвеевым 23 мая 1672 года. «Титулярник» иллюстрировали лучшие художники и золотописцы Оружейной палаты и Посольского приказа, в том числе жалованный иконописец Иван Максимов (ученик Симона Ушакова), «золотописец» Григорий Благушин, патриарший иконописец Дмитрий Львов, а также Федор Лопов, Матвей Андреев, специально вызывавшийся из Твери в Москву для написания «персон» Макарий Митин-Потапов. Присутствовал в книге и портрет князя Владимира Святославича. Скорее всего, он очень далек от оригинала, ведь изображений князя практически нет, но художник изобразил мудрого государственного мужа с царскими регалиями. Владимиру Святославичу была посвящена и статья «Титулярника».
А затем наступает длительный перерыв. Петр I с его сложным отношением к религии соотносил деяния святых со своими глобальными замыслами полностью переделать Россию. Места для князя Владимира в его деяниях не нашлось. А после его смерти началась полоса дворцовых переворотов, где правители чаще всего думали, как удержаться на троне. И о Святом Равноапостольном князе Владимире заговорили вновь при Екатерине II (1762-1796). В ее царствование был присоединен к Российской империи Крым (Таврида). Императрица в ходе путешествия на юг страны посетила и Крым, при этом выделила время для посещения развалин древней греческой колонии Херсонес. Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Уже в I вв. в Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь оканчивает свою жизнь римский папа Климент I. К IV веку относится время жития Херсонесских святых. В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из её военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем (Корсунью). Вплоть до XIII в. он был форпостом Византии в Крыму. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. Именно здесь принял обряд крещения сам князь Владимир. В сознании древнерусских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с Крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа. В память посещения развалин Херсонеса Екатериной II, во время ее путешествия в Крым в 1787 г., были выбиты монеты с надписью «Царица Херсонеса Таврического». Но еще до путешествия на юг Екатериной II был учрежден в честь князя Владимира Крестителя в 1782 году Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира (сокращенно он назывался орден Святого Владимира) — орден Российской империи в 4-х степенях за военные отличия и гражданские заслуги. До 1917 года он являлся наградой для широкого круга военных в чине от подполковника и чиновников среднего ранга. 22 сентября (3 октября) 1782 года императрица праздновала 20-летний юбилей своего царствования, в честь этого знаменательного события и был учрежден новый орден. Количество кавалеров не ограничивалось. Орден сразу стал популярной наградой. Орден давался за государственную службу и общественно-полезную деятельность (в документе: «в награду подвигов, совершаемых на поприще государственной службы, и в воздаяние трудов, для пользы общественной подъемлемых») (10, с.93), его девизом были слова «Польза, честь и слава». Орден имел 4 степени, высшей считалась первая. Вот как описываются варианты данного ордена в «Своде Учреждений Государственных» (статья «Статут Императорского ордена Св. Равноапостольного Князя Владимира»): «387. Орден Св. Владимира разделяется на четыре степени, из коих две первые именуются степенями большого креста. Знаки его суть: 1) Первая степень. Крест большой золотой, покрытый с обеих сторон красной финифтью; по краям креста черные финифтяные и золотые каймы; в середине лицевой стороны, на горностаевом поле, обведенном золотою каймою, вензелевое имя Святого Владимира, под Велико-Княжескою короною, а на задней стороне: день, месяц и год учреждения ордена, т.е. 22 сентября 1782 года; носится через правое плечо, на ленте, шириною два с четвертью вершка, о трех полосах, из коих крайние черные, а средняя красная. Звезда, носимая на левой стороне груди, восьмиугольная; углы ее попеременно серебряные и золотые; посреди, в черном круглом поле, малый золотой крест, знаменующий просвещение России Святым крещением и Евангелием; около креста литеры: С. Р. К. В., т.е. Святой Равноапостольный Князь Владимир; а вокруг, в красной кайме, девиз ордена: Польза, Честь и Слава. 2) Вторая степень. Крест и звезда, подобные установленным для первой степени. Крест носится на шее на ленте, шириною в один с четвертью вершок, а звезда на левой стороне груди. 3) Третья степень. Крест меньшей величины, нежели вторая степень… Крест носится на шее на ленте шириною в один вершок. 4) Четвертая степень. Крест такой же, но меньшей величины; носится в петлице на ленте шириною в полвершка. На кресте, жалуемом за тридцатипятилетнюю службу, на поперечных концах с обеих сторон серебряная надпись: 35 летъ. 5) К знакам ордена Св. Владимира, когда он жалуется за военные, против неприятеля, подвиги, присоединяются по два, накрест лежащих, меча: посредине креста и звезды». (10, с.94). В день учреждения ордена его кавалерами стали сразу 11 человек: Александр Голицын, Пётр Румянцев, Григорий Потёмкин, Никита Панин, Г. Г. Орлов, Н. В. Репнин, З. Г. Чернышёв, Иван Чернышёв, Иван Бецкой, Пётр Шувалов, А. А. Безбородко. Все они представляют плеяду видных полководцев и государственных деятелей екатерининской эпохи.
В 1783 году одним из первых был удостоен высшей 1-й степени полководец А. В. Суворов, «за присоединение разных кубанских народов к Российской империи» (10, с.97). Позднее, 26 ноября (7 декабря) 1789 года, Екатерина II особым указом определила как дополнительное видимое отличие для знака 4-й степени, получаемого за военные подвиги, бант из орденской ленты. Первым кавалером ордена Св. Владимира 4-й степени с бантом стал капитан-лейтенант Д. Н. Сенявин, вторым — М. Б. Барклай-де-Толли. Особо ценились ордена Владимира 4-й степени с бантом как боевые офицерские награды, стоявшие только на ступень ниже ордена Святого Георгия 4-й степени. Среди кавалеров ордена огромное число людей самых разных сословий, профессий, талантов. Например, награждались орденом представители императорской семьи (Николай II), полководцы и флотоводцы (Ф.Ф.Ушаков), представители разночинной интеллигенции (И.Н.Ульянов).
12 июля 1853 года император Николай I утвердил доклад Священного Синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, а уже в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица. Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому. Но сбор пожертвований шел очень медленно, а после смерти митрополита Филарета в 1857 году фактически совсем прекратился. Но в этом же году в Киев приехал новый император Александр II. Проект его заинтересовал, было изменено место строительства собора. Уже через 2 года проект был отправлен императору, одобрен им, строительство собора началось. 15 (28) июля 1862 года в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма. Через 4 года собор был выстроен до куполов, но неожиданно по стенам пошли трещины, стало ясно, что в расчетах допущены ошибки и стены не выдержат вес куполов, строительство было остановлено. В 1875 году Киев снова посетил император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга
немедленно вызвали одного из известнейших архитекторов Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов. В 1882 году строительство было завершено, императором был уже Александр III. Решено было начать внутреннюю отделку стен, росписи должны были соответствовать стилю времени, в которое жил князь Владимир. Для росписей стен были приглашены известные живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, а также Павел Сведомский и Вильгельм Котарбинский. Весной 1896 года росписи были завершены. Для участия в церемонии освящения собора в Киев приехал уже новый император Николай II и 1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор. Данный собор фактически стал детищем четырех императоров династии Романовых, правивших Российской империей в ХIХ веке.
При Николае I был сооружен и знаменитый памятник князю Владимиру в Киеве. В 1843 году ректор Императорской Академии художеств, русский скульптор Василий Демут-Малиновский подал на высочайшее рассмотрение первый «Проект на сооружение в городе Киеве на высшей крутости угла Александровской горы, над самым тем местом, где совершилось крещение русского народа — памятника Св. Равноапостольному Князю Владимиру». Император Николай I одобрил эту инициативу. 28 сентября (10 октября нов ст.) 1853 года памятник был торжественно открыт. Над созданием памятника работали такие скульпторы и архитекторы, как Пётр Клодт (статуя Владимира), Александр Тон (пьедестал) и Василий Демут-Малиновский (барельефы). Памятник стоит на Владимирской горке – месте, где по преданию князь Владимир крестил киевлян. В 1895 году на средства мецената и киевского предпринимателя Семёна Могилевцева было организовано электрическое подсвечивание креста. Писатель Михаил Булгаков в романе «Белая гвардия» писал: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь в Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил над темными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста»(3,с.44). Памятник был и является одним из неофициальных символов Киева.
Но не только строительством собора и памятника в Киеве увековечили память святого князя Владимира представители дома Романовых. В 1862 году в царствование императора Александра II (1855-1881) прошли масштабные празднества по поводу тысячелетия России. Споры «откуда есть пошла Русская земля» не утихали давно, но в 1852 году Николай I официально признал 862 год началом государственной жизни России, по сути придав этой дате сакральный статус символического атрибута власти. 21 августа 1852 года последовало высочайшее повеление «держаться строго летоисчисления преподобного Нестора и руководствоваться оным в точности во всех учебных заведениях Министерства народного просвещения». Таким образом, было решено праздновать тысячелетие России именно в 1862 году. Эта дата вполне могла бы и потеряться при смене власти; проводимые Александром II реформы столь глубоко захватили и уже частично трансформировали общество, направив государственную жизнь в новое русло, что «завещанный» юбилей мог показаться просто неуместным – торжеством старой, николаевской России, от которой новое царствование недвусмысленно отказывалось. Тем не менее, Александр предпочел все-таки отметить легендарное событие, ставшее отправной точкой русской государственности, и развернул масштабную подготовку к этому торжеству. Одним из первых шагов по подготовке празднования Тысячелетия России стало решение министра внутренних дел Ланского, внесшего 27 марта 1857 года в Комитет министров предложение о сооружении в Новгороде Памятника первому русскому государю Рюрику. Рассмотрев это предложение, Комитет министров вынес такое постановление: «...Призвание Рюрика составляет без сомнения одну из важнейших эпох нашего государства, но потомство не должно и не может пройти забвением заслуг других своих самодержцев полагая, что эпоха 1862 г. должна быть ознаменована не увековечением подвига Рюрика, но воздвижением народного Памятника „Тысячелетию России“, где бы могли быть в барельефах или других изображениях показаны главнейшие события нашей отечественной истории...». Был объявлен конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе участвовали три проекта: архитектора Антипова, академика Горностаева и художника Микешина. Первые два были отклонены, как не в полной мере выражающие идею российской государственности. Памятник создавали скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. На памятник было выделено 400 тысяч рублей из государственной казны, около 150 тысяч составили народные пожертвования.
Памятник представляет собой гигантский шар - державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России»). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м). Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружности горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов) (9, с.14). Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня: 1 уровень - группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра IIго лета 1862».
Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (так называемые «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей.
Князю Владимиру на этом памятнике отведено почетное место. Во-первых, он представлен среди «колоссальных фигур»: скульптурное изображение великого князя киевского
Владимира Святославича в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна. Фигуры обращены на юг. С юго-западной стороны под фигурой Владимира Святославича расположена скульптурная группа «Просветители» из 31 фигуры. Среди них тоже есть изображение князя. Это не случайно, ведь Владимир Святославич не только открыл для Руси православную веру, но и был известен, как создатель школ в Киеве. Кстати, в составе этой группы есть и фигура Стефана Пермского.
Открытие памятника стало грандиозным этапом празднеств в Великом Новгороде. 7 сентября в Великий Новгород прибыл император Александр II с семьей и огромной свитой. По задуманному сценарию, император должен был попасть в город по реке, пройдя по Волхову от Соснинской пристани до Новгорода, тем самым как бы повторяя путь легендарных варягов, приплывших на княжение из-за моря.
Во время путешествия, "берега близ деревень украшены были декорациями из зелени, вензелями их величеств и разноцветными флагами; народ собирался густыми толпами, приветствовал и провожал проходивший пароход громкими «ура» (6, с. 285).
Сама город в этот день совершенно изменились: более семисот флагов всех возможных цветов, форм и размеров развевались на казенных зданиях, частных домах и лавках. Торжественность момента встречи парохода с августейшим семейством подчеркивалась яркими декорациями – у обитой красным сукном длинной, до фарватера, пристани были установлены украшенные цветами арки, искусно сделанные из дерева, зелени и даже из соломы, разноцветные флаги и штандарты развивались на высоких древках.
Для встречи императора на берегу собралось огромное количество людей. Справа от пристани вытянулась шпалера гвардии под командованием великого князя Николая Николаевича, слева расположилось местное дворянство и чиновничество; также на берегу стояли и представители «всякого люда», многие из которых уже неделю жили здесь и питались принесенными с собой сухарями. По описанию корреспондента «Северной пчелы» «вокруг Кремля весь берег устлан был народом», в другом сообщении говорилось – «Народ покрывал собой весь берег, собралось более 10 тысяч». Один из очевидцев отмечал, что в ожидании царя «все население Новгорода покрыло берега Волхова, мост, всю набережную до царской пристани и от нее до крепостной стены»: «Надо было видеть эту огромную массу народа, оставившего домы свои пустыми, чтобы взглянуть на своего державного Отца!». По словам П.А. Валуева, организатора и официального распорядителя торжества, «толпы народа уходили далеко от города по обоим берегам реки в надежде несколько ранее завидеть приближение парохода, на котором ожидалось прибытие государя», «у пристани и в городском саду столпились еще более густые массы народа», а перед самым появлением парохода начался звон во всех церквах: «Была торжественная минута. Со всех сторон слышалось: „Царь едет! Царь едет!“ — и эти возгласы звучали необыкновенным умилением. Звон продолжался с лишком четверть часа, прежде чем мы ясно могли увидеть приближающиеся пароходы… Раздались громкие, затем уже не умолкавшие крики „ура“. Я был свидетелем всеобщего порывистого одушевления. Лица всех званий и возрастов ему одинаково поддавались» (6, с.286).
Основные мероприятия празднования Тысячелетия России прошли 8 сентября 1862 года. С раннего утра свежий ветер унес дождевые облака, и появилось солнце; погода в праздничный день по воспоминаниям современников была самая прекрасная. После данных официальных приемов в 11 часов государь объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор. Когда «Божественная литургия и молебствие соборне», совершенные митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором с тремя архимандритами и при участии великолепных певчих придворной капеллы, закончились, крестный ход двинулся от Софийского собора к памятнику, вокруг которого выстроились войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. Впереди несли хоругви, иконы, кресты, затем шли исполнявшие тропарь «Спаси Господи люди Твоя» певчие и духовенство, возглавляемое митрополитом и викариями. Государь верхом на коне сопровождал императрицу, идущую «об руку с Наследником Цесаревичем» к специально построенной возле памятника палатке. «Как великолепно было это шествие! Все духовенство в белом богатом облачении, придворные певчие в своих золотых кафтанах, весь царствующий дом, придворные чины, свита, в парадных мундирах; — это зрелище невиданное в Новгороде! Тишина на всей площади, при стечении пяти тысяч народа, торжественное духовное пение, — все это невыразимо поражало душу…» (6, 288).
В момент, когда процессия направилась к монументу, с него был сдернут покров. «Послышался крик удивления среди зрителей, – и не мудрено. Этот возвышающийся крест, эта фигура ангела, благословляющего Россию в образе женщины, вид затем главных деятелей земли русской, окружающих державу, изображенную в виде шара, наконец, изображение главных событий истории, – все это разом поражает душу и много, много говорит сердцу, отзываясь в нем родным и близким», – свидетельствовал корреспондент газеты «Сын Отечества». Открытие памятника сопровождалось салютом из 61 пушки, ружейных залпов и несмолкаемого «ура».
Вслед за этим последовало молебствие о благоденствии России, о многолетии «Государю и Царствующему Дому» и вечной памяти великим князьям, царям и императорам, а также «всем избранным сынам России, в течение веков верно подвизавшимся за ее единство, благо и славу, на поприщах благочестия, просвещения, управления и победоносной защиты Отечества».
Праздничные торжества прошли также в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Судьба памятника сложилась сложно, как и вся история нашей страны. После революции 1917 года было приказано уничтожить памятник – символ императорской России, но местные власти решили спрятать монумент. Памятник был обшит досками, на нем была сделана трибуна, а на боковых стенах обшивки вывешивали агитационные плакаты и объявления. Во время Великой Отечественной войны Новгород был занят фашистами. Нацистский генерал фон Герцог приказал разобрать памятник на отдельные фрагменты, часть из которых была отправлена в Германию. Остальные фрагменты беспорядочно были брошены на площади. В 1944 году после освобождения Новгорода начались работы по восстановлению монумента. 7 ноября 1944 года памятник вновь был открыт.
Трагедией закончилась жизнь императора Александра II, он был убит террористами. От нового императора Александра III (1881-1894) сама история требовала объяснения неразрывной связи царя и народа. Такое объяснение представляло корень народной привязанности не в узах взаимной любви, на которые опирался Александр II, а в особой моральной, духовной связи, позволяющей править от имени народа. Подобная связь между монархом и его подданными обретала, прежде всего, религиозный характер. Православие казалось исключительной национальной особенностью и служило проверенным средством для сплочения власти и населения. Поэтому народная преданность императору теперь выражалась не в постановочных сценах верности самодержавию, а в религиозных молитвенных действах. Церковь получала роль посредника между царем и народом, обретая статус главного символа правления Александра III. Усиливать воздействие Православной церкви должно было уже само количество религиозных праздников. За период правления Александра III Российская империя отпраздновала семнадцать больших религиозных юбилеев, каждый из которых был отмечен грандиозным крестным ходом.
В день коронации Александра III, 26 мая 1883 года, был торжественно освящен Храм Христа Спасителя в Москве (архитектор К.А.Тон). Этот храм тоже строился по повелениям императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова). История этого великого храма, пережившего славу, гибель и возрождение достойна отдельной работы. Хочется только отметить, что на одном из фасадов храма был медальон со скульптурным изображением князя Владимира. На восстановленном соборе при арке малых ворот северного фасада находится бронзовая скульптура Святого равноапостольного благоверного князя Владимира.
В 1888 году наступало 900-летие крещения Руси. Это всероссийское торжество стало самым крупным юбилейным празднеством за время всего правления Александра III, что логично совпадало со значением отмечавшегося события. Ведь речь шла о самом зарождении Русского государства и главное - условиях появления русской нации. Эта дата предоставляла возможность лишний раз дистанцироваться от предыдущего царствования и дать символический ответ главному юбилею Александра II - празднованию тысячелетия России. Юбилей крещения Руси оказался очень кстати для возвеличивания роли Православной церкви в сознании людей того времени. А главное - такой праздник мог весьма содействовать укреплению национального самосознания, что неизбежно вело к появлению политических оттенков в этом формально исключительно религиозном торжестве. Инициаторами празднества выступили Славянское благотворительное общество и киевский митрополит Платон. В феврале 1888 года Синод издал постановление, в котором главным днем мероприятий, согласно постановлению Святейшего Синода от 17 февраля 1888 г., объявлялось 15 июля - день смерти и одновременно церковной памяти святого князя Владимира. Постановление утверждало обязательный церковный порядок празднования, признавая непременными специальные мероприятия не только 15-го, но и 14-го июля. 20 июня 1888 г. во всех российских газетах было опубликован майский Указ Императора: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: к празднованию события девятисотлетия Крещения Русского народа привлечь все воинские части, освободить их в сей день от занятий. Участие войск в торжестве будет заключаться в расположении их в местах квартирования шпалерами по одну сторону пути следования крестного хода местного кафедрального причта, а в лагерях - военного для освящения. При прохождении крестного хода войскам будет отдана установленная честь, музыка исполнит гимн «Коль славен», и при погружении креста в воду - последует салют в 101 выстрел». Основная масса гостей стала стекаться в Киев после 10 июля. К этому же времени прибыли и наиболее почётные гости, и гости из-за рубежа, среди которых выделялись сербский митрополит Михаил и черногорский митрополит Митрофан. Ожидались и весьма необычные депутации. В частности, приехали два православных японца - Клемент Намеда и Сергей Сюзи. Они добрались до Киева за счёт Русской Духовной Миссии в Японии для окончания богословского образования. Помимо японцев, особое внимание приковывала к себе депутация монахов из Абиссинии, принятая лично Императором Александром III. К 15 июля большинство киевских зданий оказались в праздничном убранстве: на многих окнах и балконах были выставлены бюсты Государя Императора, изображения святого равноапостольного князя Владимира, святой княгини Ольги, святых Кирилла и Мефодия и святого Николая Чудотворца. Весь Киев был расцвечен флагами и гирляндами с золотым инициалом святого равноапостольного князя Владимира. Грандиозному Крестному ходу предшествовала праздничная Божественная Литургия в Софийском соборе, которую совершили митрополиты Платон, Михаил и Митрофан вместе с 12 архиепископами и епископами и другими представителями чёрного и белого духовенства. По окончании Литургии торжественная процессия с иконами и хоругвями, знамёнами и цеховыми знаками двинулась под колокольный звон Софийского собора к памятнику князю Владимиру. Около монумента, сооружённого в 1853 году, была отслужена лития. После этого Крестный ход по Александровскому спуску продолжил своё движение, где к нему примкнули крестные ходы из других лаврских и киевских церквей, и остановился у приготовленной на берегу Днепра купели. К этому времени тысячи людей уже стеклись к месту водоосвящения. Они заполнили все площади, вершины городских холмов и крыши домов, а на Днепре скопилось множество судов, в том числе 20 больших пароходов, переполненных публикой.
В Санкт-Петербурге 900-летие Крещения России праздновалось с «подобающим величием» при участи Государя и членов Царствующего Дома. Император 15 июля принял участие в торжественном Крестном ходе, который закончился на Дворцовой площади, поздоровался с войсками, участвовавшими в церемонии, а затем он и особы Императорской фамилии сели в экипажи и отбыли на яхту «Александрия», которая пошла в Петергоф.
При императоре Александре III был открыт и Владимирский собор в Херсонесе. Он стоит на том месте, где по преданию принял крещение князь Владимир. Впервые идея увековечивания места крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А.Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом, все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя святого Владимира — крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни. Уже в 1850 году ходатайством святителя Инокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель. А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны. Собор строился до 1891 года, когда был торжественно освящен. Это был один из самых больших соборов страны (высота — 36 м, общая площадь — 1726 кв.м., диаметр купола 10,5 м), который может вместить до тысячи верующих. Окончательная отделка собора была завершена в 1894 году. Посещала собор в Херсонесе греческая королева Ольга, герцог Спартский Константин, принц греческий Георгий, российский император Александр III. Неоднократно бывал здесь последний российский император Николай II с семьей. Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен, сейчас восстановлен.
В Севастополе есть еще один храм в честь князя Владимира. История собора началась в 1825 году, когда командующий Черноморского флота адмирал А.С.Грейг подал прошение императору Александру I установить памятник на развалинах Херсонеса, в котором был крещён князь Владимир. В 1829 году был объявлен конкурс на создание памятника. Утверждение получил проект архитектора К. А. Тона (1794—1881) — крестово-купольный пятиглавый кубовидный храм в русско-византийском стиле. В 1842, по ходатайству адмирала М. П. Лазарева, обеспокоенного недостаточным числом православных храмов в Севастополе, было принято решение о строительстве собора в центре города, а не на развалинах Херсонеса. Подготовительные работы начались в 1848 году. Через три года, в 1851 году, умер адмирал М. П. Лазарев, командующий Черноморского флота, и в память о его заслугах решено было похоронить его в специально сооруженном склепе на месте будущего собора. Закладка собора была произведена 15 июля 1854, и к началу осады Севастополя успели возвести только фундамент. Во время Крымской войны в склепе будущего храма были захоронены адмиралы В. А. Корнилов, В. И. Истомин, П. С. Нахимов, погибшие на бастионах Севастополя. После Крымской войны, в 1862, работы по возведению собора возобновились. Для этого пригласили известного архитектора, академика А.А. Авдеева (1818—1885). Строительство завершилось в 1888 году уже при Александре III. Сейчас этот собор имеет 2 название – Усыпальница адмиралов. Там проходят важные церемонии Черноморского флота России.
«У России есть только два союзника – армия и флот», - любил повторять своим министрам Александр III. В составе военно-морского флота России при разных императорах были корабли, названные в честь князя Владимира. В 1771- 1802 годах в составе линейных кораблей Балтийского флота был 100- пушечный «Святой Равноапостольный князь Владимир», 66-пушечный «Святой князь Владимир». В составе линейных кораблей Черноморского флота за 1880- 1896 годы числится 66 – пушечный «Святой Владимир». Созданный корабельным мастером С.И.Афанасьевым, он принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
Таким образом, отдавая дань памяти великому князю, причисленному к лику святых, династия Романовых подчеркивала свою преемственность государственных традиций от Рюриковичей, показывала трепетное отношение к русской истории и православной вере.
Основные выводы.
Более чем 300-летнее правление династии Романовых оставило огромный след в российской истории, во многом определило нашу сегодняшнюю жизнь. Большинство представителей этой династии были действительно яркими правителями, ответственными за свой народ. Быть истинным царем невозможно без твердых убеждений, прежде всего религиозных. В противном случае власть превращается в забаву или в надоедливую обязанность. Именно вера дает правителю возможность оценить свои действия с точки зрения Божественных норм, понять правильно ли ты поступаешь с нравственной точки зрения. Большинство царей и императоров из династии Романовых прекрасно знали историю России, искали в ней образцы для подражания. Без сомнения, таким образцом был для многих и князь Владимир Святославич – Святой Равноапостольный князь Владимир.
Кажется абсолютно точным совпадением или воплощением Божественного промысла, что в 2014 году в состав Российской Федерации возвратился Крым. Места, где принимал крещение князь Владимир, откуда пришло на нашу землю православие, снова наши. Но вызывает огромное сожаление, что в Киеве, городе жизни святого князя, до сих пор бушуют политические распри, власти уже давно нет дела до памятников и храмов, идет притеснение православных священников и верующих. Но «есть и Божий суд». Именно так написал великий русский поэт А.С. Пушкин. И рано или поздно все получают то, что заслужили. Жаль только, что многие культурные ценности уже могут быть утрачены.
Мне кажется абсолютно правильным, что и в сегодняшней России не забыт Владимир Святославич – Святой и великий государственный деятель. Появляются храмы в честь князя Владимира, в Русской Православной церкви есть орден Святого Равноапостольного князя Владимира. О нем снимают фильмы. В честь князя называют корабли и подводные лодки.
Так и должно быть, ведь сказано в книге Притчей Соломоновых: «Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие».
Литература.
1. Барковец О., Крылов-Толстикович А. Александр III — царь Миротворец. СПб, 2007.
2. Боханов А. Н., Кудрина Ю. В. Император Александр III и императрица Мария Федоровна: Переписка 1884—1894 годы. — М.: Русское слово — РС, 2011.
3.Булгаков М. Романы. М., Современник, 1987.
4. Володихин Д.М. Крещение Руси: как это было. Журнал «Фома», №7, 2013.
5. Галкин А., Берташ А., Шкаровский М. Князь-Владимирский собор. Краткий исторический очерк. — СПб., 2005.
6. Дневник графа П. А. Валуева 1861—1865 гг. — М.: «Канон+», 2014.
7. Ляшенко Л. М. Александр II, или История трёх одиночеств. — М.: Молодая гвардия, 2002. — (ЖЗЛ).
8. Павленко Н.И. Екатерина Великая. — М.: Молодая гвардия, 2000.
9. «Памятник «Тысячелетие России». — М.: Советская Россия, 1974.
10. Р. Серков. Орден Святого равноапостольного князя Владимира // Военно-исторический журнал. — 1990. — № 3. — С. 93-95.
Интернет-ресурсы
http://www.xxc.ru/complex/xxc/sculptur/index.htm
http://foretime.ru/pamytnik-rossii/
http://www.vladimirskysobor.ru/istorija-sobora/
http://onlyneeds.ucoz.com/publ/sevastopol_istorija_foto/khersones_tavricheskij/10-1-0-80
Вокруг света за 80 дней
Горка
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Спасибо тебе, дедушка!