1.Вступление.
Россия…Необъятны ее просторы, велики природные богатства, поучительна история, творимая народами, населяющими ее территорию. История нашего села Макашевка может затеряться в величии деяний Большой Родины. Однако постигнуть значимость великой страны можно и через Малую Родину. Для этого необходимо вернуться к истокам, к той земле, которая вскормила предков и растит нынешнее поколение.
Не знать историю своей Малой Родины - значит не уважать себя и своих предков.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 528.15 КБ |
Слайд 1
Работа ученицы 9 класса МКОУ БГО Макашевской СОШ Мещеряковой Снежаны Руководитель Попова Елена Ивановна Поисково-исследовательская работа Российское учительство в военные гоы .Слайд 2
1.Вступление. 2.Основная часть. Учителя в годы Великой Отечественной войны. 3.Основные задачи школы в военный период. -Учителя в годы войны. -Учителя Макашевской школы, ковавшие победу в тылу. -Учителя-фронтовики нашей школы. 4.Заключение. 5.Список литературы. План
Слайд 3
«Для нас не кончилась война»… 1.Вступление. Россия…Необъятны ее просторы, велики природные богатства, поучительна история, творимая народами, населяющими ее территорию. История нашего села Макашевка может затеряться в величии деяний Большой Родины. Однако постигнуть значимость великой страны можно и через Малую Родину. Для этого необходимо вернуться к истокам, к той земле, которая вскормила предков и растит нынешнее поколение. Не знать историю своей Малой Родины - значит не уважать себя и своих предков. Жители села Макашевка переживали резкие повороты в общественном устройстве, участвовали в войнах, погибали в боях за Отечество. Село внесло свой вклад в историю государства. А как известно, история государства, складывалась и складывается из больших и малых дел своих граждан.
Слайд 4
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Немалый вклад в победу над врагом внесли в годы Великой Отечественной войны жители села Макашевка . Много человек ушли на фронт из нашего села. На разных фронтах сражались наши односельчане. Среди них были и мужчины и женщины. Многие остались лежать в братских и одиночных могилах в Подмосковье, под Сталинградом, на Украине, в Прибалтике, во многих странах Европы. Имена их занесены в Книгу Памяти. В войну похоронки приходили почти в каждый дом, для всех это было большим горем. Беда не обошла стороной ни одну сельскую избу. Где один – два погибших, а где – то четыре – пять – считай, весь род истреблен.
Слайд 5
«Для нас не кончилась война» - это название книги поэта Юрия Орябинского , в ней он написал о тех, кто был известен ему, а я могу рассказать о вкладе в дело победы над фашистами моих земляков. В нашем школьном музее уже собрано немало материалов о ветеранах, вдовах, детях Великой Отечественной войны. Я же решила пополнить музейный архив материалами, рассказывающими об участии в войне учителей нашей Макашевской школы. Считаю, что эта тема приобретает особую актуальность . Людей этой профессии я всегда считала выдающимися, передовыми, лидерами. И работая над темой своего исследования, я еще раз убедилась в том, что учителя не только словом воспитывали в своих учениках чувство любви к Родине и готовность её защитить, а личным примером учили и воевать, и помогать фронту, и оказывать помощь в трудное для страны время , оказывать помощь всем, кому она была необходима. Эта мысль подтверждается и словами маршала Советского Союза А.М. Василевского: « Учитель и на фронте, в окопах оставался верным своей профессии – личным примером учил, как воевать».
Слайд 6
Цель моего исследования – выяснить, какой вклад внесла в дело Победы наша сельская школа, её учителя и ученики, как жили они в то тяжёлое время, что делали, как вели себя, какие жизненные ценности считали для себя главными. Хочу надеяться, что моя работа будет ценна не только в наши дни, а и через много лет, потому что считаю глубоко справедливыми слова древних мудрецов: «Когда войну забывают, начинается новая, память – главный враг войны». Вернусь к книге Юрия Орябинского . В предисловии он сетует: «Видел, как уходят они, фронтовики, понимал, что все мы не вечны. Представлял, что настанет день, когда из первых уст не узнаешь, какой была Великая война. Ан нет! Все тянул…». Эти слова он написал еще в год 56-летия Победы. Сегодня Победе уже более семидесяти лет! А значит, время еще поубавило свидетелей той войны и совсем не терпит отлагательств. Чувствую перед собой ответственность написать о том, что смогла узнать, чтобы продлить память поколений о событиях тех героических лет.
Слайд 7
Основные задачи школы в военный период Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. Особенно трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. Неслучайно её называют Великой. Она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на нашу страну. Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». Перед школой тоже ставились определенные задачи :
Слайд 8
1) организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста; 2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве; 3) перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне; 4) повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины; 5) улучшение военно-физической подготовки; 6) всемерное развертывание массовой оборонной и политико- просветительской работы среди учащихся и населения; 7) оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков.
Слайд 9
В первый учебный день на классных собраниях учителя должны были проработать следующие вопросы: 1. О начале учебного года в условиях Отечественной войны; 2. О новых правилах поведения учащихся; 3. Об обеспечении учащихся учебными пособиями. В военное лихолетье хлебнули горя сполна и колхозники, и интеллигенция. Учителя принимали самое активное участие во всех делах села. Они были не только агитаторами, но и трудились в поле, на току, в лесу на заготовке дров для школы, для матерей и вдов погибших на фронтах Отечественной войны. Как только учителя услышали слово «война», буквально на второй - третий день все учителя школы были на месте, без всякого вызова вернулись на место работы.
Слайд 10
Шла мобилизация и все школьные дела легли на плечи учителей. Надеяться, что кто – то сделает ремонт школы и заготовит дрова, было нельзя. К тому же началась страда в поле. Хлеб уродился хороший, а убирать было нечем и некому. Все люди, что остались в Макашевке от детей до стариков, вышли в поле с серпами. Круглыми сутками люди работали в поле, на току, на сушилке. И вместе со всеми на сельхоз работах трудились учителя . Учителя ежедневно сообщали жителям сводки информбюро. Радио и газет не было. Сводки слушали в сельском Совете по телефону, записывали и затем распространяли среди населения . Все виды работ, которые пришлось испытать учителю, не перечислить. Спали по 5- 6 часов в сутки, а остальное время работали в школе, в поле .
Слайд 11
Непосильные испытания легли на детские неокрепшие плечи в дни войны. Несмотря на трудности, дети с первого по седьмой классы ходили в школу. Много учеников было из соседних деревень. Тетрадей не было, писали на старых газетах и списанных книгах. Зимой было очень холодно, сидели в шапках . Хотя дрова летом готовили, но привезти их из леса было сложно, весь транспорт на школу – один бык. На нем и возили дрова. Весной свои сложности: распутица, все овраги заполнены водой, трудно и опасно пускаться в путь даже на лошади. Занятия в школе начинались в 9.00, дежурный учитель приходил к 8.00. Вынужденно школы шли на сокращение времени, отводимого на урок (до 35-40 мин.), перемен между ними (до 5 мин.) В школе было холодно. Топливом школы, были обеспечены на 10-15%, поэтому ученики часто собирали дрова или другое топливо и сдавали в школу, а в селах учителя вместе с учениками сами изготавливали такое топливо, как кизяк. В классах было так холодно, что замерзали чернила. В такое время на доске писать было трудно, так как после мокрой тряпки мел не писал по ледяной корке. Школы испытывали острую необходимость буквально во всем.
Слайд 12
Учащиеся изготавливали самодельные географические карты, плакаты, таблицы. Не было парт, вместо них часто использовали самодельные столы и скамейки. Хоть и было трудное время, дети охотно учились. Было и такое что, не в чем было ходить в школу, не было одежды, обуви, многие ходили в лаптях, осенью и весной к лаптям прибивали колодки, так спасались от воды и грязи, ведь асфальта не было… В классах всегда было холодно, иногда писали в варежках. Карандашей и ручек почти не было. Часто не было чернил, насыпали сажу в воду и писали. Осенью при уборке урожая вся школа уходила собирать колоски, за каждый килограмм себе оставляли 100граммов. Часто дети приходили в школу расстроенные и заплаканные, потому что почтальон приносил им похоронки – это извещение о смерти их отцов или братьев…
Слайд 13
В школе для детей готовили обеды: брали две ложки муки, заваривали её в кипяченой воде, и давали каждому ребенку, это очень поддерживало. Многие дети голодали. Многодетным семьям было особенно тяжело. Летом переходили на подножий корм. Мешками с лугов приносили листья коневника и все варили в большем котле с двумя - тремя картофелинами. Садились за большой стол, если было молоко, то добавляли его в эту похлебку. Кроме этого, собирали молодые листья липы, сушили, терли, пекли лепёшки, их есть без молока было очень трудно. Но никто не сетовал на судьбу. Все, не только взрослые, но и дети понимали, что все это когда-то закончится и крепко верили, что закончится непременно победой нашего народа. Эта непоколебимая вера и помогала преодолевать жизненные испытания. Эту веру внушало подрастающему поколению правительство, родители, но прежде всего учителя.
Слайд 14
Подвиг учителей в годы войны подтвердил «мудрость» истины о значении личного примера в воспитании подрастающего поколения. Воспитать патриота и гражданина, готового служить Родине, сформировать стойкий характер, способный к преодолению любых трудностей, увлечь молодые сердца и умы жаждой знания в столь тяжелые времена – с такой задачей может справиться только учитель, в котором его воспитанники видели образец яркой личности, посвятившей себя служению людям. Но никто не сетовал на судьбу. Все, не только взрослые, но и дети понимали, что все это когда-то закончится и крепко верили, что закончится непременно победой нашего народа. Эта непоколебимая вера и помогала преодолевать жизненные испытания. Эту веру внушало подрастающему поколению правительство, родители, но прежде всего учителя.
Слайд 15
Учителя Макашевской школы, ковавшие победу в тылу . Ушли на фронт учителя, их ученики, почти все мужское население села защищать Родину, а школа продолжала работать. Тяжело было: не хватало педагогов, не хватало учебников и тетрадей, не хватало топлива, не хватало еды, а самое главное не хватало спокойствия – постоянно тревожили вопросы: «А как там на фронте?», « Все ли я сделал, чтобы помочь победить?». Учителя военной поры… Их жизнь, их ежедневный труд они скромно считали обыденностью, а мы, нынешнее поколение, с уверенностью скажем: «Это был подвиг». К сожалению не обо всех учителях сохранились данные в архиве музея и школы.
Слайд 16
Учителя-фронтовики нашей школы . Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле, могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Были среди них и педагоги нашей маленькой школы. Учителя – ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях. 17 – 20 – летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями. По – разному сложились их фронтовые судьбы.
Слайд 17
Качевский Николай Федорович С 19 ноября 1942 года участник Сталинградской битвы. В должности командира взвода участвовал в боях за тракторный завод и Мамаев Курган. Позже в составе 1-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов освобождал восточную, южную и западную Украину и Польшу. Награжден медалью «За оборону Сталинграда», орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны I и II степеней.
Слайд 18
Животенко Николай Григорьевич Служил в Москве в составе отдельного полка НКВД по охране Центрального Комитета партии. Принимал участие в боевых действиях по обороне Москвы. За проявленную храбрость награжден медалями «За отвагу», «За оборону Москвы».
Слайд 19
Ермаков Николай Иванович Начал службу в рядах Красной армии в 1939 году в авиабомбовом полку. В 1941 году закончил Ленинградскую авиационно-техническую школу по специальности авиамеханик. В сентябре 1941 года был тяжело ранен в бою. После долгого лечения в госпитале уволен в запас. Награжден медалью «За оборону Ленинграда».
Слайд 20
Гончаров Михаил Филиппович В составе саперных подразделений Воронежского, 1го Украинского фронтов обеспечивал наведение мостов и переправ через реки и труднопроходимые места. Был агитатором и пропагандистом в своем подразделение. Награжден медалью «За боевые заслуги».
Слайд 21
Животенко Александр Григорьевич В качестве командира орудия участвовал в войне с Финляндией 1939-1940гг. За боевые заслуги был награжден орденом Красной звезды. С первых дней войны с Германией принимал участие в боевых действиях. Четыре года прошагал дорогами войны. Был ранен, контужен. Награжден медалью «За Отвагу», орденом Великой Отечественной войны II степени. Летом 1944 года в боях под городом Яссы около Бухареста был тяжело ранен и скончался в госпитале.
Слайд 22
Старков Ростислав Константинович Был призван в ряды Красной Армии в 1939 году. Служил в Забайкалье. В звании капитана, в должности заместителя командира полка участвовал в разгроме японской квантунской армии и освобождении Китайской Народной республики. Награжден медалью «За победу над Японией».
Слайд 23
Егоров Анатолий Сергеевич Участник Великой Отечественной войны с Японией 1945 г., освобождения Китая и Северной Кореи. Награжден медалью «За победу над Японией».
Слайд 24
Антонов Николай Петрович В 1942 г., по окончанию, артиллерийского училища, прибыл в действующую часть командиром огневого реактивно-гаубичного взвода («Катюш»). Летом 1943 г. В составе войск Центрального фронта участвовал в Курской битве. Был награжден медалью «За Отвагу».Освобождал Украину, Чехию. За проявленное мужество награжден орденами Отечественной войны I и II степени. После войны служил на крейсере «Аврора».
Слайд 25
Заключение Наших дорогих учителей – фронтовиков и тех, кто трудился в тылу, вёл по жизни вечный, неугасимый огонь гражданского беспокойства, чувство ответственности за каждую жизнь. Ради этого они воевали, ради этого трудились во время войны и после, не зная отдыха и покоя. Учителя военной поры… Каждый день они шли в школу, голодные и истощённые, учили русскому языку и литературе, математике и физике, географии и истории. Они учили детей без скидок на войну, они были строги и требовательны. Учителя, по воспоминаниям учеников военной поры, как могли, старались украсить скудную радостями жизнь. Как и в мирное время, проводили вечера, концерты, новогодние ёлки, приёмы в октябрята и пионеры, вели занятия в кружках. Педагоги учили своих учеников состраданию, умению не жаловаться, не стонать, не перекладывать беды на чужие плечи .
Слайд 26
Поэтому невероятно справедливыми являются слова С. М. Михалкова об учителях той поры: «Советским учителям есть чем гордиться! Это их ученики трудом, мыслью, вдохновением своим превратили нашу страну в великую, непобедимую державу. Это их ученики…спасли человечество от ужасов фашистского порабощения. Это их ученики подняли …страну к звездам. Вот какие взошли семена, посеянные советским учительством. Честь и слава такому учительству!». Для людей того времени - это жизнь, тревожная, полная лишений, горя, но жизнь. Для нас, их потомков, этот период – история, героическая, славная, достойная памяти и великой благодарности. Благодарности за то, что выжили, выстояли, победили, спасли родную землю, вернули счастье мирного труда .
Слайд 27
9 мая 1945 года стал днем, когда закончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 27 миллионов советских людей погибли в этой войне. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь о войнах. Наши односельчане внесли огромный, незабываемый вклад в историю страны. « Белоснежная стая летит в облаках, Осеняя земную обитель. Да пребудет на всех языках священное имя -учитель !
Слайд 28
Список литературы Орябинский Ю. М. Для нас не кончилась война. Документально-художественное повествование. – Оренбург: ИПК « Газпромпечать » ООО» Использованы ресурсы библиотеки: документальная и художественная литература, ресурсы интернет, ресурсы семейных архивов, ресурсы аудио и видео. www.podvignaroda.ru , содержащая электронный банк документов о награжденных и награждениях периода Великой Отечественной войне с 1941 по 1945 годы. www.obd-memorial.ru включает в себя информацию о защитниках Отечества, которые погибли или пропали без вести во время войны и в послевоенный период. - www.pamyat-naroda.ru позволяет установить места захоронений, получить сведения о прохождении службы, о победах и лишениях на полях сражений.
Яблоко
Кто должен измениться?
Валентин Берестов. Аист и соловей
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как нарисовать осеннее дерево акварелью