Исследовательская работа по русскому языку
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_psevdonimy.doc | 140 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стодолищенская средняя школа
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности использования псевдонимов в русском языке
Исследовательская работа
по русскому языку
Автор работы: Михейченко Анна Юрьевна, ученица 10 класса
Руководитель: Кузьменкова
Тамара Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Стодолище
2016
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….......3
псевдонимов писателей)……………………………………………………......15
Заключение……………………………………………………………………….…20
Список литературы……………………………………………....…..……………..22
Приложение 1..……………………………………………………………………...23
Приложение 2. Брошюра «Псевдонимы русских писателей XVIII–XX вв.»......25
Введение
У каждого человека есть имя. Оно дается нам еще при рождении, и мы живем с ним всю жизнь, стремясь прославить его, сделать известным. Но опыт показывает, что большая часть людей, сумевших добиться известности, предпочитает пользоваться вымышленным, чужим для них именем.
В процессе изучения литературы, истории, мировой художественной культуры мы сталкиваемся с тем, что многие писатели, поэты, политики и деятели искусства стали известны в обществе не под своим истинным именем, а под вымышленным, то есть под псевдонимом. Возникает вопрос: по какой причине человек вместо своей фамилии выбрал другую? Не меньший интерес вызывает и сам псевдоним, его происхождение, смысловое значение, способ образования. К сожалению, мы не всегда можем получить ответы на эти вопросы в наших учебниках.
Актуальность теме исследования придает и тот факт, что в современном обществе использование псевдонимов деятелями искусства, политиками и журналистами является очень распространенным явлением.
Для меня эта тема представляет определенный интерес, так я имею еще недостаточно знаний о псевдонимах.
Цель исследования: изучить особенности использования псевдонимов в русском языке на примере псевдонимов писателей, изучаемых в курсе литературы.
Задачи:
Объект исследования: псевдонимы русского языка
Предмет исследования: особенности использования псевдонимов русскими писателями XVIII – XX веков.
Для реализации цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Мы предположили, что псевдонимы – важное явление в русском языке. Имеются свои особенности образования и употребления псевдонимов, которые будут заметны при анализе псевдонимов русских писателей.
Анализ литературы по теме исследования показал, что в научной литературе не так много работ, посвященных анализу псевдонимов.
В России изучением псевдонимов начали заниматься еще в ХIХ веке, но сведения о них чаще всего были представлены лишь небольшими списками.
В ХХ веке большой вклад в изучение псевдонимов в России внёс библиограф И.Ф. Масанов. Им был составлен «Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей». В нем было собрано свыше 80 тысяч псевдонимов.
Большой интерес представляет работа В.Г. Дмитриева «Скрывшие свое имя» (1977). Автор не только рассматривает понятие «псевдоним», но и делает попытку классификации псевдонимов, положив в основу способ их образования.
Впоследствии к работе над псевдонимами обращались такие известные ученые, как М.В. Горбаневский, В.В. Виноградов, А.А. Реформатский.
Обратившись к этимологии слова «псевдоним», мы выяснили, что это слово происходит от греческих слов рseudos «ложный» и onymа «имя».
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается следующее определение псевдонима:«Вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля». [6]
Т.Ф. Ефремова в «Новом словаре русского языка» определяет два значения этого слова:
1) Вымышленное имя, которым некоторые писатели, артисты, политические деятели заменяют свое подлинное имя.
2) Лицо, выступающее под таким именем. [4]
В «Большом толковом словаре современного русского языка»
Д.Н. Ушакова значение слова «псевдоним» определяется как вымышленное имя, которым писатели, художники, артисты пользуются в публичных выступлениях. [9]
В словаре литературоведческих терминов псевдоним определяется как вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам надо скрыть.[8]
В Советском энциклопедическом словаре говорится, что псевдоним – условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящее имя или фамилию (либо и то и другое). Раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства. [7]
Дальнейшее изучение литературы показало, что причины, побуждающие публичных людей использовать в своей деятельности вымышленные имена, очень разнообразны.
Одной из основных причин является боязнь своего дебюта. Автор, впервые печатающий свое произведение, выпускает его под псевдонимом, опасаясь возможной неудачи на литературном поприще.
Часто за псевдонимами писатели и поэты скрываются, чтобы исключить критику в свой адрес.
Еще одной из частых причин употребления псевдонимов является стремление избежать преследований. Многие авторы писали произведения обличительного и сатирические характера, направленные против властей. При этом немногие из них осмеливались выступать открыто, большинство было вынуждено скрывать свое настоящее имя из-за боязни преследований.
Встречаются также авторы, которые из скромности или равнодушия к славе не желали выставлять свое имя напоказ. Многим людям не хотелось, чтобы у них были толпы поклонников, множество подражателей и завистников.
Некоторые авторы, принадлежавшие к аристократическим кругам, были вынуждены издавать свои сочинения анонимно или под псевдонимами из-за общественного положения. «Сочинительство» да еще с получением за это платы считалось занятием недостойным высокопоставленных особ.
Отмечаются случаи, когда псевдоним используется в том случае, когда автор решил издать литературное произведение, несоответствующее его имиджу писателя. Например, автор, писавший всю свою жизнь юмористические произведения, написав серьезное и глубокое по смыслу произведение, не хочет нарушать созданный для читателей свой неповторимый образ.
В последнее время распространенной причиной появления псевдонима у публичных людей (актеров, режиссеров, певцов, политиков др.) оказывается неблагозвучность фамилии или отсутствие созвучности имени с фамилией. Действительно, некоторые фамилии способны вызвать улыбку, а иногда и смех. Кроме этого есть трудно запоминающиеся фамилии.
Встречаются случаи, когда известные люди вынуждены брать себе псевдонимы, даже не имея причины скрывать свою настоящую фамилию. Это происходит из-за наличия однофамильцев. Особенно это актуально в тех случаях, когда те тоже причастны к искусству. Чем обычнее настоящая фамилия писателя, тем больше у него однофамильцев.
Зачастую принятие псевдонима-характеристики было связано с желанием подчеркнуть особенность своей личности или творчества, а не со стремлением скрыть настоящую фамилию. В этом случае псевдоним мог указывать на профессию, национальность, место рождения, жительства автора или главную черту его творчества.
Сатирики и юмористы часто берут забавные псевдонимы, чтобы произвести дополнительный комический эффект. Также с помощью псевдонима могло маскировалось количество авторов: произведение, написанное несколькими авторами, выдавалось за произведение одного или наоборот. Иногда псевдонимы использовали, отдавая дань моде.
Исследователи выделяют около 50 видов различных приёмов, с помощью которых можно создать псевдоним. [1].
По способу образования все псевдонимы условно можно разделить на 2 типа:
В псевдонимах первого типа истинное имя автора спрятано различными способами, но его можно найти, расшифровав подпись. Зашифровать имя можно было одним из следующих способов:
1)Сокращение своего имени и фамилии, которое можно было произвести за счет следующего:
Встречается также сокращение настоящих фамилий путем отсекания их начала или конца. Псевдоним писателя Александра Грина образовался путем сокращения его настоящей фамилии Гриневский.
2) Сложение сокращенных именных основ (аббревиатур), представленное тремя типами:
Активность употребления аббревиатур вызвана соответствием их основному назначению псевдонима – сокрытию настоящего имени.
Довольно часто псевдоним является видоизменением настоящей фамилии. Таким способом известный детский писатель Николай Васильевич Корнейчуков из своей длинной фамилии образовал свои литературные имя и фамилию – Корней Иванович Чуковский.
Среди русских псевдонимов встречается создание двойных фамилий, сочетающих настоящую фамилию и вымышленную. При этом вторая часть очень часто означает название места жительства, происхождения, работы и т.д. Примерами таких псевдонимов среди русских писателей являются Новиков-Прибой, Сергеев-Ценский, Мамин-Сибиряк, Салтыков-Щедрин, Бестужев-Марлинский. Иногда при таком способе образования псевдоним выходит на первый план, а настоящая фамилия присоединяется к нему: Гарин-Михайловский.
Русские авторы довольно часто брали в качестве псевдонима свое отчество. Например, имя отца сделал своим литературным именем Горький (настоящее имя писателя – Алексей). Александр Степанович Гриневский не сразу принял литературную фамилию Грин: несколько ранних рассказов он напечатал с псевдонимом А. Степанов. Иногда основой для псевдонима становилась фамилия матери или ее имя, а также имена других родственников. Например, Анна Ахматова в качестве псевдонима выбрала татарскую фамилию бабушки, происходившей от древнего рода хана Ахмата.
Псевдонимы не связанные с истинным именем не содержат никаких элементов настоящих имен, отчеств или фамилий авторов. Пролить свет на происхождение псевдонима в этом случае могут биография писателя, среда, где он вырос, места, где он жил, отдельные факты из его жизни.
Псевдонимы, образованные этим способом, весьма разнообразны, их надо различать по функциональному значению:
Принятие псевдонима-характеристики не всегда связано со стремлением скрыть настоящую фамилию. На первый план здесь выдвигается стремление подчеркнуть то или иное качество автора: особенность его внешности, главную черту характера или творчества, место рождения или жительства, национальность, профессию, социальное положение и т.д. Как правило, в основе таких псевдонимов лежит использование качественных прилагательных, указывающих на основные черты характера автора.
В русском языке есть примеры использования в качестве псевдонимов прилагательных, связанные с названием цвета. Например, поэт Б.Н. Бугаев взял себе псевдоним Андрей Белый, а поэт-сатирик А.М. Гликберг избрал псевдоним Саша Черный.
Есть в русском языке много примеров использования псевдонимов, связанных с географическими объектами (чаще всего с местом рождения или жительства). Например, Алексей Алексеевич Перовский взял псевдоним Антоний Погорельский от села Погорельца, доставшееся в наследство от отца. Игорь Васильевич Лотарёв был уроженцем Петербурга и его псевдоним Северянин, скорее всего, призван был подчеркнуть его духовную связь с севером России. А.К. Толстой в самом начале своей литературной деятельности подписывался псевдонимом Краснорогский (его имение называлось Красный рог). М.М. Пришвин, родившийся в имении Хрущево Елецкого уезда, свои корреспонденции в газетах подписывал псевдонимом Мих. Хрущевский. У Маяковского один из псевдонимов – Югов (по месту рождения).
Иногда такие псевдонимы добавлялись к настоящей фамилии. Будущий писатель Д.Н. Мамин в раннем детстве с семьей переехал в Сибирь. Впоследствии он возьмет себе псевдоним Сибиряк, который будет добавлен к основной фамилии – Мамин-Сибиряк.
Некоторые писатели стремились взять псевдоним, характеризующий направление их творчества, гражданскую позицию, эстетические предпочтения. Псевдонимы, указывающие на занятие, звание, общественное положение часто употребляли В.Г. Короленко (Архивариус, Журналист, Зритель, Летописец, Старожил, Старый читатель), Н.М. Карамзин (Русский путешественник), К.М. Станюкевич (Откровенный писатель).
К псевдонимам–характеристикам относятся и имена литературных и мифологических героев, которые ставились вместо подписи с целью подчеркнуть идейную близость данного персонажа автору. Так А.И. Куприн ранние рассказы в газетах подписывал псевдонимом Алеко – именем персонажа пушкинских «Цыган». Этим псевдонимом он указывал на общие черты с персонажем Пушкина.
В русском языке широкое распространение получили шуточные псевдонимы. Такими псевдонимами чаще подписывались сатирические и юмористические произведения. Желание скрыть свое имя здесь отходило на второй план, а основная цель заключалась в том, чтобы добиться комического эффекта. Например, И.С. Тургенев фельетон «Шестилетний обличитель» подписал так: Отставной учитель российской словесности Платон Недобобов. Валентин Катаев подписывался именами Митрофан Горчица и Товарищ Рашпиль.
Литературные маски представляли автора не таким, каков он на самом деле. Иногда автор не ограничивался тем, что подписывался вымышленным именем, а создавал и вымышленный облик его носителя, со своим характером, внешностью и даже биографией. Любой псевдоним, если к нему присоединялось выдуманное жизнеописание, становился литературной маской.
Яркий пример – «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Автор в предисловии дает словесный портрет И.П. Белкина, приводит данные о его родителях, его характере, образе жизни, занятиях, обстоятельствах его смерти, то есть Пушкин старался уверить читателей в реальности существования выдуманного им автора, а это уже настоящая маскировка.
К этой группе псевдонимов относят и случаи, когда женщина в качестве псевдонима использует мужское имя и наоборот. Такими псевдонимами пользовались чаще всего писательницы, так как они боялись, что произведение, принадлежащее перу женщины, может быть не напечатано или подвергнуто резкой критике. Чтобы избежать этого, женщины-литераторы часто подписывали свои произведения мужскими именами. Например, А.Я. Панаева под псевдонимом И. Станицкий издала совместно с Н.А. Некрасовым романы «Три страны света» и «Мертвое озеро». Под этим же именем она выступала и самостоятельные романы. Мариэтта Шаганян свой приключенческий роман «Месс-Менд» выпустила под псевдонимом Джим Доллар.
Псевдонимы-инкогнито были полностью направлены на сохранение тайны имени. Самыми частыми примерами таких псевдонимов являются две подписи: N. и NN., являющиеся сокращениями латинских слов Nemo (никто) и Nomen nescio (имени не знаю или некое лицо). Такие подписи ставили десятки авторов, ибо это был самый простой способ сохранить инкогнито, не утруждая себя придумыванием псевдонима. Иногда с этой же целью ставились буквы X, или Y, или Z или названия букв писались полностью: Икс, Игрек, Зет. Также использовались ***.
Таким образом, понятие «псевдоним» в различных источниках определяется как вымышленное имя, используемое вместо настоящего. В большинстве определений есть указание на то, в какой среде распространено употребление псевдонимов: писатели, артисты, политические деятели, то есть публичные люди, которые по какой-то причине не хотят, чтобы знали их настоящее имя. Причины, которые приводят к использованию псевдонимов, достаточно разнообразны.
В русском языке существует большое количество способов образования псевдонимов. Они различаются в зависимости от того, связан ли псевдоним с настоящим именем или нет. Связанные с именем псевдонимы могут образовываться путем сокращения, сложения, перестановки букв имени.
Псевдонимы, не связанные с истинным именем, основываются на характеристике автора.
С целью выяснения особенностей употребления псевдонимов в русском языке мы изучили имена и фамилии русских писателей, чье творчество изучается в курсе литературы 5 – 9 класса. Преподавание литературы в нашей школе ведется по программе В.Я. Коровиной, поэтому вначале мы подробно изучили содержание данной программы и выяснили, что с 5 по 9 класс предполагается изучение творчества 87 русских писателей XVIII – XX веков (Приложение 1):
• литература XVIII века – 6 авторов;
• литература XIX века – 25 авторов;
• литература XX века – 56 авторов.
Изучение псевдонимов писателей проводилось с помощью Электронного научного издания «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей». [10]
Данный ресурс основан на одноименном словаре И. Ф. Масанова, дополненном и исправленном. Также были привлечены и другие ресурсы сети Интернет.
Изучение псевдонимов помогло установить, кто из данных писателей в своем творчестве использовал псевдонимы, а кто ограничивался настоящим именем. Были получены следующие результаты: из 87 русских писателей XVIII – XX веков, чье творчество изучается в школьном курсе литературы, 67 пользовались псевдонимами. 19 авторов подписывали произведения своим настоящим именем. Имя М. А. Шолохова и наличие у него псевдонима по сей день вызывает споры, поэтому мы затруднились отнести его к определенной группе.
Собранный материал был систематизирован и оформлен в виде брошюры «Псевдонимы русских писателей XVIII – XX вв.». (Приложение 2)
Анализ псевдонимов писателей показал, что в России псевдонимы появляются в середине XVIII века. Из представленных шести писателей этого периода псевдонимами пользовались пять. Под своим именем работал баснописец И.И. Дмитриев.
Писатели XVIII века большей частью предпочитали использовать псевдонимы-характеристики: Потомок Атиллы, житель реки Ра (Г.Р. Державин); Аноним, Издатель; Русский путешественник, Старый московский житель (Н.М. Кармазин); Отечеству своему всякого блага желающий Россиянин (А.Н. Радищев); Любопытный зритель, Правдин (Д.И. Фонвизин). Также представлены псевдонимы-аббревиатуры инициального типа. Ими пользовались Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов.
Д. И. Фонвизин иногда пользовался шуточными псевдонимами (Дурыкин).
Наиболее популярны псевдонимы были в XIX веке. Это доказывает тот факт, что все 25 писателей этого периода пользовались вымышленными именами. При этом, как правило, писатели использовали не один псевдоним, а несколько. Больше всего псевдонимов насчитывается у А.П. Чехова (около 50), Н.А. Некрасова, Н. С. Лескова, А С. Пушкина, М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Большая часть псевдонимов этого периода – это псевдонимы-аббревиатуры инициального и смешанного типа. Только таким видом псевдонимов пользовались Е. А. Баратынский, А. С. Грибоедов, И.А. Крылов; Ф.И. Тютчев, Л.Н. Толстой. Широко они представлены у А.С. Пушкина. Иногда поэт использовал псевдонимы в виде цифр:«1..4-16».
Также можно отметить, что отдельные писатели предпочитают использовать псевдонимы-характеристики, не связанные с истинным именем автора: Любитель литературы (И.А. Гончаров); Летописец (Ф.М. Достоевский), Праводум (В.А. Жуковский); Любитель старины; Любитель часов, Псаломщик (Н.С. Лесков); Новый поэт (Н.А. Некрасов); Лишний человек (А.Н. Плещеев); Крестьянин; Крестьянин-самоучка (И. 3. Суриков); Старый публицист (А. К. Толстой). Также представлены псевдонимы-характеристики по месту жительства: Деревенский житель (А. А. Фет), Петербургский житель (Н.А. Некрасов); Замоскворецкий житель (А. Н. Островский).
Кроме этого псевдонимы А. Погорельского (настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский), М. Е. Салтыкова-Щедрина (настоящая фамилия Салтыков) и А.А. Фета (настоящая фамилия Шеншин) закрепились и стали употребляться в качестве основной фамилии.
Характерно для этого периода и использование литературных масок: Аполлодор Гностик – литературная мистификация А.Н. Майкова; Иван Петрович Белкин – литературная маска А.С. Пушкина, Пасичник Рудый Панько – литературная маска Н.В. Гоголя.
Есть примеры использования в качестве псевдонима имени противоположного пола: поэт И. С. Никитин иногда подписывал свои стихи как Софья Северная.
Шуточные псевдонимы активно используют Н.А. Некрасов (Ф.А. Белопяткин, Назар Вымочкин, Савва Намордников, Феклист Боб, Иван Бородавкин, Зубоскалов, Наум Перепельский, Чурмень; А.С. Пушкин (Феофилакт Косичкин). Больше всего шуточных псевдонимов у А.П. Чехова (Антоша Чехонте, Врач без пациентов, Крапива Лаэрт, Человек без селезенки, Академик Тото и т.д.)
Результаты использования псевдонимов русскими писателями XX века следующие: из 56 рассматриваемых писателей (за исключением М.А. Шолохова) 37 использовали псевдонимы. 18 писателей псевдонимами не пользовались. Большей частью это писатели и поэты советского периода (В.А. Абрамов, В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, Е.И. Носов, В.М. Шукшин, А.Т. Твардовский, М.М. Исаковский, Н.М. Рубцов, B.С. Высоцкий). Также не прибегали к использованию псевдонимов поэты-песенники (К.Я. Ваншенкин, И.А. Гофф, М.Л. Матусовский, Л.И. Ошанин, А.И. Фатьянов). Не отмечено использование псевдонимов в творчестве М.И. Цветаевой и Б.Л. Пастернака.
В ХХ веке псевдонимы чаще используются в начале века. Количество псевдонимов у писателей тоже различно. Больше всего псевдонимов использует А.И. Куприн, В.Г. Короленко, В.Я. Брюсов, М. Горький. Одним псевдонимом пользовались А.А. Ахматова, А. Н. Вертинский (Jamias), Надежда Александровна Лохвицкая (Тэффи), С.А. Есенин (Аристон), Д.Б. Кедрин (Вася Гашеткин), Ю.Ч. Ким (Ю. Михайлов), Д. Мережковский (Д. М), Б.Ш. Окуджава (А. Долженов), Н. Оцуп (М. Снарский), К. Г. Паустовский (К. Балагин), Н.А. Заболоцкий (Я. Миллер) В.Г. Распутин (Р. Валентинов), А.И. Солженицын (Александр Рязанский), И.С. Шмелев (Варламов).
Некоторые писатели начинают использовать вымышленное имя в качестве основной фамилии: А.А. Ахматова (настоящее имя – Горенко Анна Андреевна); Саша Чёрный (настоящее имя – Гликберг Александр Михайлович); Дон-Аминадо (Шполянский Аминад Петрович); Ф. Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников); М. Горький (Алексей Максимович Пешков); К. М. Симонов (имя Константин – псевдоним, настоящее имя – Кирилл); Д. С. Самойлов (настоящее имя – Давид Самойлович Кауфман); М.А. Осоргин (настоящая фамилия Ильин); A.П. Платонов (Андрей Платонович Климентов). При этом А.А. Ахматова и М.А. Осоргин в качестве псевдонима взяли фамилию бабушки.
Анализ способов образования псевдонимов показал, что в XX веке меньшее распространение получают псевдонимы инициального типа. Они в основном используются поэтами начала века: В. Я. Брюсов (В. Б.; В. Я. Б.),З. Гиппиус (З. Г—с), Д. Мережковский (Д. М.).
По-прежнему присутствуют псевдонимы-характеристики по месту жительства: Деревенский, Старозаводский (П.П. Бажов); Москвитянин, Спасский (В.Я. Брюсов), Киевлянин (А.И. Куприн), Югов (В. В. Маяковский). Также большое количество псевдонимов-характеристик по качествам: Архивариус, Всякий обыватель, Журналист, Зритель, Провинциальный наблюдатель, Пассажир (B. Г. Короленко), Заслуженный деятель Конопляников (М. Зощенко).
Встречаются псевдонимы-имена, заимствованные из других произведений: Дон-Кихот (М. Горький), Аристон (C.А. Есенин), Алеко (А.И. Куприн), Уэллер (С.Я. Маршак).
З. Гиппиус часто для подписи своих произведений использует мужские имена: Витовт, Л. Денисов, Антон Крайний, товарищ Герман. В. Я. Брюсов наоборот иногда подписывает свои стихи женскими именами: Нелли, З. Фукс.
Есть псевдонимы, где в качестве фамилии используется имя отца: A. П. Платонов, (А Климентов), С. Яковлев (С.Я. Маршак), Д. С. Самойлов (Давид Самойлович Кауфман.
Некоторые писатели использовали шуточные псевдонимы: Назар Синебрюхов, Гаврила (М.М. Зощенко), Гораций Ч. Брюква (Л.Н. Андреев).
В литературе ХХ века отмечены и примеры использования коллективного псевдонима (поэты А.А. Прокофьев и А.А. Сурков подписывались общим псевдонимом Вася Гранаткин).
Изучение причин использования псевдонимов русскими писателями показало, что основная причина – тяжёлые цензурные условия, а также стремление авторов высказывать свои взгляды, скрыв свое подлинное имя и служебное положение. Еще одной из причин обилия псевдонимов в русском языке является негативное отношение к сочинительству. В России лица, сделавшие литературный труд своей профессией, были не в почете. Особенно сторонились их в высших кругах русского общества.
Встречались случаи, когда появление псевдонима было связано с протестом родных автора, чтобы он выступал в печати под их общей фамилией (А.А. Ахматова).
Таким образом, проведенное исследование показало, что использование псевдонимов было достаточно распространенным явлением среди русских поэтов и писателей. Большая часть писателей, изучаемых в школе, имеет псевдонимы. Особое распространение псевдонимы получают в XIX – начале XX вв. Способы, которыми образовывали свои вымышленные имена русские писатели – разнообразны.
Заключение
В процессе работы над темой исследования был собран и проанализирован разнообразный теоретический материал. Были рассмотрены основные определения понятия «псевдоним». Также удалось установить причины, которые побуждают публичных людей взять тот или иной псевдоним.
Особое внимание было уделено изучению различных способов образования псевдонимов в русском языке.
Далее в ходе работы было проведено практическое исследование псевдонимов русских писателей XVIII – XX века с целью изучения особенностей функционирования псевдонимов в русском языке. Полученные результаты были проанализированы и описаны.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Таким образом, можно сделать главный вывод: псевдонимы – важное явление в русском языке. Их многообразие напрямую зависит от богатства языка, от представленных в нем способов словообразования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы учителями при подготовке уроков русского языка и литературы, внеклассной работы. Данный материал может быть использован учащимся при подготовке сообщений, а также будет полезен всем, кто интересуется таким явлением в русском языке как псевдонимы.
В процессе работы над темой исследования я получила разнообразные знания по теории псевдонимов, способах их образования и функционирования в русском языке, а также об особенностях их использования русскими писателями.
Я считаю, что результаты проведенного исследования помогут пробудить интерес к изучению псевдонимов как к одному из интереснейших явлений русского языка. Работа в данном направлении может быть продолжена, так как без внимания осталось современное состояние вопроса, а также особенности использования псевдонимов другими группами известных в обществе людей.
Список литературы
Приложение 1
Русские писатели, изучаемые в курсе литературы 5 – 9 класса
(по программе В.Я. Коровиной)
Писатели XVIII века | Писатели XIX века | Писатели XX века |
|
|
|
_________________________________________________________________
Г.Р. Державин* – писатели, использующие псевдонимы.
И.И. Дмитриев* – писатели, не пользовавшиеся псевдонимами.
Денис-изобретатель (отрывок)
По морям вокруг Земли
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Музыка космоса
Для чего нужна астрономия?