Проект по литературе «Сцены дуэлей в произведениях А.С. Пушкина»
Вложение | Размер |
---|---|
stseny_dueli_v_proizvedeniyah_a.s._pushkina.pptx | 2.15 МБ |
2014-15._9_kl._stseny_dueley_v_proizvedeniyah_a.s.pushkina.docx | 35.66 КБ |
Слайд 1
Сцены дуэлей в произведениях А.С.Пушкина Проект подготовила: Аверченкова Т атьяна , ученица 9 класса МБОУ «Богородицкая СОШ» Руководитель: Ипатова Р.М., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Исследовать, что такое дуэль и каковы её истоки почему дуэли были популярны во времена А. С. Пушкина какова роль дуэли в произведениях А.С. Пушкина («Выстрел», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин») Цель проекта
Слайд 3
История дуэлей Дуэль имеет свою историю. Ее истоки отыскивают в рыцарских турнирах, типичных для европейского средневековья; тогда рыцари затевали поединки ради демонстрации мужества и силы - и, как правило, во имя “Прекрасной Дамы”. Противники большей частью не испытывали друг к другу никакой вражды, мало того: они могли быть незнакомы между собой и выступать инкогнито, в масках. Победителя увенчивали наградой.
Слайд 4
В XVII-XVIII вв. уже не требовалось совершать подвиги с именем Дианы или Лауры на устах, зато возникла потребность, как мы бы сегодня сказали, выяснять отношения, связанные с понятиями чести, достоинства, благородства, провоцируемые к тому же спором, ссорой, взаимной неприязнью.
Слайд 5
Из Европы дуэль перешла в Россию, для русского XVIII века дуэлянт (тогда говорили “дуэлист”) - уже достаточно симптоматичная фигура. За французским “заимствованием” тянулся кровавый след, что вызвало беспокойство властей. Петр I категорически запретил поединки и повелел их участников “смертию казнить и оных пожитки описать”.
Слайд 6
Позднее Екатерина II подтвердила запрет Петра, и потом ситуация не претерпела изменений. В XIX веке смертная казнь дуэлянтам не угрожала, но офицер мог поплатиться разжалованием в солдаты и ссылкой на Кавказ, в зону боевых действий - наказание достаточно суровое. Тем не менее, россияне “стрелялись” и в столице, и в провинции.
Слайд 7
Русское дворянство органично впитало идею чести. Дворянин «из человека с оружием» превратился «в человека чести». Дворянин, лишившийся чести, в глазах общества становился изгоем в государстве. Серьёзным инструментом для восстановления чести являлась дуэль.
Слайд 8
Поединок (дуэль) есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя Что такое дуэль?
Слайд 9
Различают три рода оскорблений Оскорбление легкое. Кто был оскорблен за оказанную другому невежливость, тот считается всегда оскорбленным. 2 . Оскорбление обруганием . Оно может быть вызвано как произнесением ругательных слов, так и обвинением в позорных качествах. 3. Оскорбление ударом. Под ударом подразумевается всякое преднамеренное прикосновение.
Слайд 10
Дуэлянт - участник дуэли Секундант - посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель Картель - письмо с вызовом на дуэль Сатисфакция - удовлетворение за оскорбление чести Бретёр – задира, скандалист, забияка, заядлый дуэлянт Значение понятий
Слайд 11
Дуэль во всем многообразии своих проявлений запечатлена в русской литературе XIX - начала XX веков. Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его преддуэльных размышлениях и переживаниях, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальное знание.
Слайд 12
Гениальные художники слова: Пушкин и Лермонтов в своих бессмертных шедеврах проверяют своих героев дуэлью, в результате читатель видит эгоистическую сущность Онегина, озлобленную жестокость Швабрина, трусость, подлость и мстительность Грушницкого.
Слайд 14
«…принадлежал нашему (офицерскому) обществу не будучи военным... Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя... Искусство (стрельбы) коего он достиг было неимоверно. ... нам и в голову не приходило подозревать в нем что-нибудь похожее на робость". "Есть люди, коих одна наружность удаляет подобные подозрения". Сильвио
Слайд 15
«Я доволен: я видел твоё смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».
Слайд 16
Выстрел Сильвио становится демонстрацией его силы, а не расправой. Его внутренняя сила – в глубине его натуры, в его природном благородстве, в его способности прощать.
Слайд 17
Дуэль в романе «Евгений Онегин» Дуэль Онегина и Ленского — самый трагичный и самый загадочный эпизод романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегин — в лучшем случае «ученый малый, но педант», однако не хладнокровный убийца и бретер. В романе нет указаний на это. Владимир Ленский — наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка.
Слайд 18
Поклонник Канта и поэт, Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.
Слайд 19
«Теперь сходитесь». Хладнокровно, Ещё не целя, два врага Походкой твёрдой, тихо, ровно Четыре перешли шага, Четыре смертные ступени.
Слайд 20
Онегин выстрелил… Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет, На грудь кладёт тихонько руку И падает. Туманный взор Изображает смерть, не муку.
Слайд 21
В тоске сердечных угрызений, Рукою стиснув пистолет, Глядит на Ленского Евгений. «Ну, что ж? убит», - решил сосед. Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражён, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовёт.
Слайд 22
Поединок в повести «Капитанская дочка» В “Капитанской дочке” поединок изображен сугубо иронически. Ирония начинается с княжнинского эпиграфа к главе: - Ин изволь и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Слайд 23
Рыцарские, хотя и смутные, представления Гринева отнюдь не совпадают со столичным гвардейским цинизмом Швабрина, для которого важно убить противника, что он однажды и сделал, а не соблюсти правила чести. Он хладнокровно предлагает обойтись без секундантов, хотя это и против правил. И не потому, что Швабрин какой-то особенный злодей, а потому, что дуэльный кодекс еще размыт и неопределен.
Слайд 24
«Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостью на него наступать и загнал его почти в реку».
Слайд 25
«Вдруг услышал я своё имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже плеча; я упал и лишился чувств».
Слайд 26
Выводы Не зря говорят, что по произведениям А. С. Пушкина можно изучать психологию человеческой души. Замечательный поэт и писатель создал целую галерею образов, каждый из которых со своим характером, темпераментом, даже речью. Часто Пушкин помещает своих героев в сложные ситуации, когда возникает необходимость бороться, защищая честь и достоинство. В зависимости от того, как они поведут себя, проявят ли храбрость, решительность или трусость, неуверенность зависит не только дальнейший ход сюжета, но и наше к ним отношение.
Слайд 27
Спасибо за внимание!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Проект по литературе
«Сцены дуэлей в произведениях А.С. Пушкина»
Выполнила: Аверченкова Татьяна,
ученица 9 класса
Руководитель проекта: Ипатова Р.М.
2014 – 2015 учебный год
ПРОЕКТ
Сцены дуэлей в произведениях А.С.Пушкина
Время дуэлей - важный период в истории русского народа, который нашёл соответствующее отражение в литературе.
В нашей работе мы хотели проследить историю русской дуэли, выявить её особенности и стиль проведения, а также изучить сцены поединка в произведениях А.С. Пушкина («Капитанская дочка», «Выстрел», «Евгений Онегин»). Изучая их, мы обращали внимание на поведение героев, на их преддуэльные размышления и переживания, состояние во время поединка, которые несомненно помогают понять и причину дуэли и её последствия.
Цель нашего проекта – исследовать,
Задачи:
- Проанализировать сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина.
- Изучить характер главного героя и причины произошедшей дуэли в повести «Выстрел».
- Рассмотреть дуэль в романе «Евгений Онегин», понять смысл дуэли между Онегиным и Ленским, проанализировать поведение секундантов и самих героев во время поединка.
- Узнать отношение А.С. Пушкина к дуэли, отражённое как в повести «Капитанская дочка», так и на примере его собственной жизни.
- Сделать вывод.
В исследовании мы опиралась на работы следующих авторов: Никулина И. , Дурасова В., Щеголева П. Е. , Герцена А.И. , Эйдельмана Н. , Набокова В. , Лотмана Ю. М., Интернет- ресурсы.
Краткая история дуэли
Дуэль имеет свою историю. Ее истоки отыскивают в рыцарских турнирах, типичных для европейского средневековья; тогда рыцари затевали поединки ради демонстрации мужества и силы - и, как правило, во имя “Прекрасной Дамы”. Противники большей частью не испытывали друг к другу никакой вражды, мало того: они могли быть незнакомы между собой и выступать инкогнито, в масках. Победителя увенчивали наградой.
С течением времени рыцарство утратило свой авторитет, но обычай открытого поединка сохранился - хотя функция его изменилась.
В XVII - XVIII веках уже не требовалось совершать подвиги с именем Дианы или Лауры на устах, зато возникла потребность, как мы бы сегодня сказали, выяснять отношения, связанные с понятиями чести, достоинства, благородства, провоцируемые к тому же спором, ссорой, взаимной неприязнью.
Из Европы дуэль перешла в Россию. Для русского человека XVIII века дуэлянт (тогда говорили “дуэлист”) - уже достаточно привычная фигура. Но за французским “заимствованием” тянулся кровавый след, что вызвало беспокойство властей. Петр I категорически запретил поединки и повелел их участников “смертию казнить и оных пожитки описать”.
Позднее Екатерина II подтвердила запрет Петра, и потом ситуация не претерпела изменений.
В XIX веке смертная казнь дуэлянтам не угрожала, но офицер мог поплатиться разжалованием в солдаты и ссылкой на Кавказ, в зону боевых действий - наказание достаточно суровое. Тем не менее, россияне “стрелялись” и в столице, и в провинции.
Русское дворянство органично впитало идею чести. Дворянин «из человека с оружием» превратился «в человека чести». Дворянин, лишившийся чести, в глазах общества становился изгоем в государстве. Серьёзным инструментом для восстановления чести являлась дуэль.
Русская дуэль была жесточе и смертоноснее европейской. В России восприятие дуэли как судебного поединка, а не как ритуального снятия бесчестия, оставалось гораздо острее. Отсюда и шла жестокость дуэльных условий.
Наряду с холодным оружием, применяли пистолеты; это заставило твердо определить правила поединка: так сложился дуэльный кодекс.
Что есть дуэль?
Поединок (дуэль) есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени,
оружия и вообще обстановки выполнения боя.
Причина дуэли
Причина ее – вызов одного лица другим за нанесенное оскорбление.
Цель дуэли
Цель дуэли – получение силою оружия удовлетворения за оскорбление. Оскорбленный дерется, чтобы получить удовлетворение; оскорбитель – чтобы дать удовлетворение
Различают три рода оскорблений:
1. Оскорбление легкое.
2. Оскорбление обруганием.
3. Оскорбление ударом.
Дуэль в русской литературе 19 века
Дуэль, во всем многообразии своих проявлений, запечатлена в русской литературе XIX - начала XX веков, от Бестужева-Марлинского и Пушкина до Чехова и Куприна. Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его преддуэльных размышлениях и переживаниях, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальное знание.
Сцены дуэли мы видим во многих произведениях А.С.Пушкина: в повести «Выстрел», в романе - стихах «Евгений Онегин», в историческом романе «Капитанская дочка». Эти варианты дуэли изображены по-разному: где негативно, где иронически.
Проанализируем сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина.
Изображение дуэли в повести «Выстрел»
Главный сюжет повести «Выстрел» - поединок, история дуэли Сильвио и графа Б. Ведётся повествование в повести от лица основного рассказчика – полковника И.Л.П.
Главный гперсонаж, Сильвио – настоящий романтический герой, загадочный и благородный. Герой в молодости жаждал первенства во всём: в гусарской компании он старается приобрести славу «первого буяна по армии», он «перепивает» самых знаменитых пьяниц, и он становится грозным дуэлянтом. Это стремление к первенству и приводит его к столкновению с молодым графом Б., которого он возненавидел из зависти к его достоинствам и успехам. Рассказчик говорит о Сильвио: «Ему было около тридцати пяти лет, опытность давала ему…многие преимущества; к тому же его необыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые… умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Искусство стрельбы, коего он достиг, было неимоверно. ... нам и в голову не приходило подозревать в нем что-нибудь похожее на робость". "Есть люди, коих одна наружность удаляет подобные подозрения».
В то время дуэли считались доблестью и необходимой защитой собственной чести. Если бы Сильвио не был романтическим героем, то он просто убил бы графа метким выстрелом. Сильвио поражён, взбешён и в то же время преклоняется перед самообладанием графа. Его удивляет и восхищает презрение к смерти противника.
Сильвио – тёртый дуэлянт и повидал на дуэлях и страх соперников, и заискивание, и мольбы о пощаде и примирении. Он ошеломлён безмятежностью молодого графа настолько, что не смог произвести выстрела. Долгие годы он жил с мыслью о том, что оскорбление не смыто кровью, и дуэль не завершена.
Во второй дуэли Сильвио открывается как человек не только гордый, страстный, упорный, но и как человек по-настоящему благородный. Он вновь предлагает тянуть жребий, хотя право выстрела принадлежит ему. Сильвио ещё раз испытывает судьбу, силу духа и совесть соперника. И выходит победителем. Он добивается смятения и растерянности графа, вынуждает его сделать первый выстрел. Как настоящий герой, Сильвио уходит достойно. «Я доволен: я видел твоё смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести». Выстрел Сильвио становится демонстрацией его силы, а не расправой. Его внутренняя сила – в глубине его натуры, в его природном благородстве, в его способности прощать.
В конце повести мы узнаём, что Сильвио сыграл роль романтического героя до конца. Он погиб, сражаясь за свободу греческого народа.
Таким образом, пушкинская повесть заключает в себе глубокий смысл. Это не просто история необыкновенной дуэли, это история человеческой души, история «внешнего» и «внутреннего» человека.
Эпизод с черешнями в повести автобиографичен. В Кишиневе некто Зубов вызвал Пушкина на дуэль. "Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первый и не попал... Вместо того, чтобы требовать ответного выстрела, Зубов бросился с объятиями. "Это лишнее" — заметил ему Пушкин и, не стреляя, удалился" (Липранди)
Изображение дуэли в романе «Евгений Онегин»
Дуэль Онегина и Ленского — самый трагичный и самый загадочный эпизод романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегин — в лучшем случае «ученый малый, но педант», однако не хладнокровный убийца и бретёр. В романе нет указаний на это. Владимир Ленский — наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка. В Ленском Пушкин изобразил характер совершенно отвлеченный, чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе.
Поклонник Канта и поэт,
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Но трагичный финал нелепого события, пережитый героем романа как драма личного порядка, да, пожалуй, искреннее сожаление автора о гибели «юного поэта» заставляют более внимательно рассмотреть шестую главу романа. В связи с этим возникает два вопроса:
Во-первых, в чём причина необъяснимого поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее.
Во-вторых, почему герой романа, личность независимая и даже дерзкая, признает навязанное ему Зарецким поведение, теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли?
Дуэль – это поединок, происходящий по определённым правилам. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий, «в дуэлях классик и педант». Но, как видно из романа, ведет дело с большими упущениями.
Во-первых, Онегин опаздывает более чем на час. В этом случае, согласно дуэльному кодексу, противник объявляется не явившимся на поединок. И это повод для отмены дуэли.
Во-вторых, в качестве секунданта Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, мотивируя тем, что тот по крайней мере «честный, малый»:
А это было уже явным и недвусмысленным оскорблением Зарецкого. Ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание.
Итак, Зарецкий развел противников на 32 шага, поставив барьеры на «благородном расстоянии», видимо шагов десять, а то и меньше, и не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела.
Таким образом, «знаток» дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли - смертельном исходе.
Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый — потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, второй — чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Все поведение Онегина на поединке свидетельствует о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле.
И для Пушкина, и для его современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет сходу, а, идя на риск, дает по себе выстрелить, требует противника к барьеру и с короткой дистанции расстреливает его как неподвижную мишень.
«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Ещё не целя, два врага
Походкой твёрдой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Однако почему же Онегин стрелял во Владимира Ленского, а не мимо?
Ответ кроется в том, что демонстративный выстрел в воздух или в сторону вряд ли мог способствовать примирению. Скорее это было бы расценено как оскорбление. И потом, известно, что в случае безрезультативной дуэли она перестреливалась до получения первой раны или гибели одного из дуэлянтов.
Евгений Онегин не заботится о первенстве и не ведет игру, более того, ему понятна легковесность вызова, сделанного Ленским - разгоряченным юношей-романтиком; тем не менее, он берет в руки пистолет - берет, подчиняясь нравам “большого света”, опасаясь сплетен, “хохотни глупцов”, иначе говоря, уступая тому, что в душе презирает. “Пружина чести” здесь играет роль ложного стимула, предопределяющего неизбежность бессмысленного убийства.
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
На грудь кладёт тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Какова роль дуэли в произведении?
Дуэль для Онегина служит толчком к новой жизни. В нем просыпаются чувства, и он живет не только умом, но и душой.
Изображение дуэли в повести «Капитанская дочка»
В “Капитанской дочке” поединок изображен сугубо иронически. Ирония начинается с княжнинского эпиграфа к главе:
- Ин изволь и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Хотя Гринев дерется за честь дамы, а Швабрин и в самом деле заслуживает наказания, но дуэльная ситуация нарисовано забавно.
Эта сцена и все дальнейшее выглядит как пародия на дуэльный сюжет и на саму идею дуэли. Героическое отношение Гринева к поединку кажется смешным потому, что оно сталкивается с представлениями людей, выросших в другие времена, не воспринимающих дуэльную идею как необходимый атрибут дворянского жизненного стиля. Она кажется им блажью. Иван Игнатьич подходит к дуэли с позиции здравого смысла.
“Да зачем же мне тут быть свидетелем? – вопрошает Иван Игнатьич. – С какой стати? Люди дерутся; что за не'видальщина, смею спросить? Слава Богу, ходил я под шведа и под турку: всего насмотрелся”.
Для старого офицера поединок ничем не отличается от парного боя во время войны. Только он бессмыслен и неправеден, ибо дерутся свои.
С другой же стороны, рыцарские, хотя и смутные, представления Гринева отнюдь не совпадают со столичным гвардейским цинизмом Швабрина, для которого важно убить противника, что он однажды и сделал, а не соблюсти правила чести. Он хладнокровно предлагает обойтись без секундантов, хотя это и против правил. И не потому, что Швабрин какой-то особенный злодей, а потому, что дуэльный кодекс еще размыт и неопределен.
Поединок окончился бы купанием Швабрина в реке, куда загонял его побеждающий Гринев, если бы не внезапное появление Савельича. И вот тут отсутствие секундантов позволило Швабрину нанести предательский удар.
Именно такой поворот дела и показывает некий оттенок отношения Пушкина к стихии “незаконных” дуэлей, открывающих возможности для убийств, прикрытых дуэльной терминологией.
Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства не был чужд и Пушкину, как показывает его биография.
Выводы
- Не зря говорят, что по произведениям А. С. Пушкина можно изучать психологию человеческой души.
- Замечательный поэт и писатель создал целую галерею образов, каждый из которых со своим характером, темпераментом, даже речью.
- Часто Пушкин помещает своих героев в сложные ситуации, когда возникает необходимость бороться, защищая честь и достоинство.
- В зависимости от того, как они поведут себя, проявят ли храбрость, решительность или трусость, неуверенность зависит не только дальнейший ход сюжета, но и наше к ним отношение.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Ледяная внучка
В Китае испытали "автобус будущего"
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?