Цель работы - выявить уровень употребления фразеологизмов в речи девятиклассников, собрать упражнения различных типов по теме "Фразеология" для подготовки к ОГЭ. Результат проекта - брошюра с упражнениями
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_rozhkovoy_aliny.docx | 46.18 КБ |
proektnaya_rabota_rozhkovoy.pptx | 1.1 МБ |
broshyura_s_risunkami.docx | 1.41 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Городская учебно-практическая конференция
по русскому языку
«Берестяная грамота»
Проектная работа
«Употребление фразеологизмов
в речи девятиклассников»
Автор: Рожкова Алина Аркадьевна, 10 а класс
Педагог: Быстрова Оксана Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Новомосковск
2018
Оглавление
1. Введение............................................................................................................2
2. Фразеология и её изучение в школе...............................................................4
3. Опрос «Употребление фразеологизмов в речи девятиклассников»..........6
4. Тренировочные задания и упражнения..........................................................9
5. Заключение........................................................................................................14
6. Список используемой литературы...................................................................15
Введение
«Богатство языка есть богатство мысли», – говорил Николай Михайлович Карамзин. Русский язык богат различными средствами выразительности, в том числе фразеологизмами. Правильное и уместное употребление устойчивых словосочетаний помогает нам точнее выразить свои мысли, чувства, настроение. Кроме того, девятиклассникам нужно знать фразеологизмы и уметь находить их в тексте для успешной сдачи обязательного государственного экзамена по русскому языку. Например, в сборнике «ОГЭ. Русский язык» (2018 год) под редакцией И.П. Цыбулько в задании 3, проверяющем знание средств выразительности, фразеологизмы нужно найти в 13 из 36 вариантов:
Также знание фразеологизмов проверяется и на экзамене в 11 классе. В журнале «Русский язык» (№1, 2017 год) я узнала интересные сведения: «Как показал ЕГЭ 2016 года, одним из самых сложных оказалось задание 22 – найти фразеологизмы во фрагменте текста. Значительное количество ошибок при выполнении этого задания связано с неумением выпускников отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, незнанием точного значения устойчивых выражений. В речи подростков, как устной, так и письменной, фразеологизмы встречаются редко, они часто не понимают их переносного значения, их выразительных возможностей. Изучению фразеологии как самостоятельного раздела науки о языке в школьном курсе отводится ограниченное время, после шестого класса к устойчивым сочетаниям, как правило, обращаются редко и бессистемно. Плохо помогают учителю действующие школьные учебники. В них не сформулированы правила употребления фразеологизмов, почти полностью отсутствуют задания, помогающие предупреждать лексические ошибки».
А как хорошо девятиклассники знают фразеологизмы и используют ли их в своей речи?
Цель моей проектной работы – исследовать уровень знания и употребления фразеологизмов в речи девятиклассников нашей школы и подобрать интересные упражнения для повторения и закрепления этой темы при подготовке к ОГЭ.
Достижение данной цели планируется через решение следующих задач:
1) обобщить сведения о фразеологии и её изучении в школе;
2) провести опрос девятиклассников;
3) собрать наиболее интересные упражнения по фразеологии из различных источников.
Фразеология и её изучение в школе
Энциклопедический словарь юного филолога поясняет, что термин «фразеология» происходит от греческих слов phrasis – «выражение» и logos – «учение», «слово». В русском языке этот термин употребляется в двух смыслах: 1) совокупность устойчивых идиоматических выражений: работать спустя рукава, собаку съесть, ничтоже сумняшеся и другие; 2) раздел языкознания, который изучает подобные выражения (они называются фразеологическими единицами или фразеологизмами).
Фразеологизмы – это готовые сочетания слов, которые почти всегда представляют собой яркие, образные выражения и являются важным экспрессивным средством языка.
Свойства фразеологизмов:
1) они не создаются в речи (как свободные словосочетания типа идти в школу, новый дом), а воспроизводятся – извлекаются из языковой памяти;
2) смысл каждого фразеологизма не складывается из смыслов входящих в него слов. Например, во фразеологизме «съесть собаку» («быть мастером в каком-нибудь деле»), собственные значения слов «съесть» и «собака» не участвуют в образовании понятия, которое обозначает все устойчивое словосочетание.
Фразеологизмы различаются степенью спаянности их компонентов. Есть фразеологизмы, в которых непонятны некоторые (а иногда и все) компоненты: точить лясы, попасть впросак, бить баклуши, ничтоже сумняшеся. Есть фразеологизмы, в которых каждое слово понятно, но общий смысл не равен сумме значений составляющих: тянуть лямку, намылить шею, мелко плавать. Наконец, есть фразеологизмы, в которых один из компонентов имеет связанное употребление: злость берет, щекотливый вопрос, закадычный друг.
Правильно понимать фразеологизмы помогает знание об их происхождении.
Основные источники русских фразеологизмов:
1) разговорная речь (в чем мать родила, чучело гороховое);
2) устная речь людей разных профессий (играть первую скрипку – из речи музыкантов; попасть в переплет – из речи типографских работников);
3) древнегреческие мифы (гордиев узел, ахиллесова пята, авгиевы конюшни).
4) священные книги (глас вопиющего в пустыне; внести свою лепту);
5) художественная литература, фольклор (на деревню дедушке, за тридевять земель, тришкин кафтан).
Большинство фразеологизмов употребляется в непринужденной разговорной речи. Они особенно ярки и выразительны. Многие фразеологизмы обладают определенной стилистической окраской. Водить за нос, хоть тресни, навострить лыжи – разговорная; игра слов, по свежим следам, время от времени – нейтральная; заснуть вечным сном, авгиевы конюшни, вводить в заблуждение – книжная, высокая.
Выделяют следующие правила употребления фразеологизмов:
1. Необходимо знать точное значение устойчивого выражения и понимать его переносный смысл. Примеры ошибок: 1) когда-то книги переписывали от руки и хранили их как синица око (правильно: как зеницу ока); 2) глупа как Валаамова ослица (правильно: упряма).
2. Нельзя изменять словарный состав фразеологизмов (т.е. разрушать его целостность):
• заменять лексическую форму слова: не обвенчался успехом (правильно: не увенчался); упали духом (пали духом); подошел конец терпению (пришел конец); плевательски относиться к работе (наплевательски);
• заменять грамматическую форму слова (число, падежную форму, время и управление глагола, предлог): возвращается на круги своИ (правильно: на круги своя); мучают угрызения совестЬЮ (угрызения совести); ругали на чем свет стояЛИ (на чем свет стоИТ); не за горОй тот день, когда … (не за горАМИ); аристократ до мозга до костей (до мозга костей); не умеют отличать черное и белое (отличать черное от белого);
• добавлять новые слова: лежачего (на полу) не бьют; он оказал мне (плохую) медвежью услугу; такое произношение (неприятно) режет слух; ходили (громкие) слухи; при большом несчастье нельзя опускать руки (вниз).
3. Нельзя нарушать лексическую сочетаемость компонентов фразеологизма.
Главная трудность при овладении языком (не только русским) – не нарушать лексическую сочетаемость, то есть способность вступать в сочетания не с любым словом, а только с некоторыми.
1) Современная молодежь мало читает, не повышает свой кругозор (правильно: не расширяет свой кругозор).
2) Путь писателя далеко не усеян лавровыми венками (усеян розами).
3) За отличную учебу школьников награждали Доской почета (их фотографии помещали на Доске почета или награждали их грамотами).
4) Убийство в Сараево стало последней каплей, переполнившей бочку с порохом (переполнившей чашу терпения).
4. Контаминация фразеологизмов (от лат. соприкосновение, смешение) – это тоже отступление от литературной нормы, когда компоненты двух похожих (близких) по смыслу или по структуре фразеологизмов меняются местами, образуя «ложный» фразеологизм.
1) Не только талант имеет главную роль в достижении цели,.. (правильно: играет главную роль, но имеет большое значение);
2) морочить мозги (морочить голову, но пудрить мозги (разг.));
3) одержать первенство (одержать победу, но выиграть первенство);
4) мерить под одну гребенку (причесать под одну гребенку, но мерить на свой аршин);
5) нелегкая судьба легла на плечи… (нелегкая судьба выпала на долю, но нелегкая ноша легла…);
6) чаша терпения лопнула (чаша терпения переполнилась, но терпение лопнуло);
7) поднять тост (поднять бокал, но предложить тост).
5. Необходимо следить за стилистической уместностью фразеологизма:
1) Соня Мармеладова сумела вправить Раскольникову мозги (вправить мозги – не литературное, просторечное выражение);
2) Средневековые мастера не делились опытом с подмастерьями (современное значение, неприменимое к той эпохе, можно: не передавали опыт).
Тема «Фразеология» изучается в 6 классе. В учебнике М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой по данной теме даются теоретические сведения (что такое фразеологизмы, их источники, синтаксическая функция, синонимы и антонимы среди фразеологизмов). Даются различные упражнения: найти фразеологизмы и объяснить их значение, сопоставить устойчивые словосочетания с их значением, составить предложения с фразеологизмами, подготовить сообщения о происхождении одного из них.
После шестого класса при повторении темы упражнения по фразеологии встречаются редко, и в основном к этой теме мы возвращаемся только в 9 классе при подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Опрос «Употребление фразеологизмов
в речи девятиклассников»
С целью выявления уровня употребления фразеологизмов было опрошено 20 девятиклассников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» города Новомосковска. Им было предложено выполнить 4 задания.
Задание 1. Назовите 5 фразеологизмов
Задание 2. Восстановите фразеологизмы – назовите недостающие глаголы.
Из ума …
… как курица с яйцом
… в облаках
… у разбитого корыта
… язык за зубами
… на ладан
кошки … на душе
… на свой аршин
…сложа руки
… как мышь на крупу
глаз не …
… в собственном соку
… как липку
… как звали
… впросак
… фимиам
… как огня
… фиаско.
Задание 3. В составе каких фразеологизмов встречаются следующие слова?
Альфа
закадычный
рожон
олух
филькина
краеугольный
гордиев
гомерический
рубикон
мякина
велосипед
баклуши
типун
авгиевы
Задание 4. Восстановите фразеологизмы – исправьте ошибки.
Боюсь как пожара.
Закадычные враги.
Как белка в клетке.
Курам для смеха.
Заклятый друг.
Щекотливое решение.
Потерпеть проигрыш.
Иметь роль.
Груша раздора.
Делать из комара слона.
Человек в тесном футляре.
Девяти пядей во лбу.
Как в речку опущенный.
Не оставаться с долгом.
Задания 2,3,4 составлены на основе материалов журнала «Русский язык» (№1, 2017 год)
Результаты выполнения заданий представлены в таблице:
Опрошенный (№ п/п) | Задание 1 (из 5) | Задание 2 (из 17) | Задание 3 (из 14) | Задание (из 14) |
1 | 5 | 11 | 6 | 11 |
2 | 5 | 10 | 8 | 10 |
3 | 5 | 7 | 4 | 9 |
4 | 3 | 7 | 5 | 7 |
5 | 3 | 6 | 5 | 6 |
6 | 4 | 2 | 5 | 4 |
7 | 2 | 7 | 7 | 12 |
8 | 1 | 11 | 7 | 11 |
9 | 4 | 9 | 5 | 6 |
10 | 5 | 11 | 6 | 11 |
11 | 1 | 10 | 8 | 13 |
12 | 5 | 9 | 6 | 11 |
13 | 5 | 8 | 4 | 7 |
14 | 5 | 10 | 6 | 10 |
15 | 2 | 2 | 3 | 3 |
16 | 2 | 8 | 6 | 7 |
17 | 5 | 7 | 6 | 8 |
18 | 2 | 5 | 4 | 4 |
19 | 3 | 4 | 5 | 6 |
20 | 2 | 6 | 4 | 7 |
Только 8 из 20 участников опроса смогли назвать 5 (и более) фразеологизмов. У остальных вопрос вызвал затруднение, назвали 2, и даже 1 фразеологизм, в основном заученные примеры-образцы: бить баклуши, сломя голову, спустя рукава. Это говорит о том, что девятиклассники не так часто используют фразеологизмы в своей речи или не обращают внимание на то, что это устойчивое сочетание слов. Об этом свидетельствует выполнение следующих заданий, с которыми справились все в той или иной мере, а значит, знают о существовании различных выражений. При этом никто не дал максимально правильное количество ответов.
При выполнении второго задания все 20 участников восстановили фразеологизм «бояться как огня», минимум затруднений вызвали выражения «носится как курица с яйцом», «держать язык за зубами», «сидеть сложа руки». Никто из девятиклассников не знает фразеологизм «курить фимиам», многие не смогли восстановить сочетания «витать в облаках» (называли «летать в облаках»), «мерить на свой аршин», «надуться как мышь на крупу», «поминай как звали», «попасть впросак», «потерпеть фиаско».
Выполняя третье задание, все вспомнили выражения «бить баклуши», «типун на язык», «авгиевы конюшни». Наименее знакомыми оказались фразеологизмы «перейти Рубикон», «гордиев узел», «олух царя небесного», «гомерический хохот».
С заданием 4 (исправить ошибки в устойчивых словосочетания) в целом справились неплохо, это говорит о том, что многие фразеологизмы на слуху у ребят (как белка в колесе, закадычные друзья, заклятый враг, яблоко раздора, делать из мухи слона). При этом только четверо девятиклассников восстановили выражение «девяти пядей во лбу».
Результаты опроса показывают, что учащиеся 9 класса знают, что такое фразеологизмы, но используют их в своей речи неактивно, с трудом воспроизводят их в готовом виде, не знают значение многих выражений, особенно если в них входят устаревшие слова.
Е.В. Юминова в своей статье «Фразеологизмы. Тренировочные упражнения и задания» («Русский язык», №3, 2015 год) объясняет ошибки старшеклассников в употреблении фразеологизмов следующим образом: «Как правило, они забывают определение, особенности этих языковых единиц. Но даже после повторения необходимых теоретических сведений дети затрудняются в нахождении фразеологических оборотов. В тестах ЕГЭ и ОГЭ чаще всего встречаются стилистически нейтральные фразеологизмы, которые употребляются в различных стилях речи (начать издалека, выпускать в свет, играть роль, иметь значение, иметь в виду, более или менее, опустить руки и т.д.). Они не обладают привычной детям яркостью содержания и образностью (сравните: с гулькин нос, вешать лапшу на уши, кот наплакал), а именно подобные рассматривались на занятиях в 6 классе, когда изучалась тема «Фразеологические обороты». Поэтому вычленение устойчивых выражений из предложения представляет большую трудность для учеников 9–11-х классов. Сложно приходится и с разговорными фразеологизмами, часто используемыми в обыденных ситуациях. Дети их не видят именно по причине частого употребления. Следовательно, при подготовке к итоговым аттестациям в 9-х и 11-х классах необходимо расширить представление учеников о том, что такое фразеологизм, какими бывают эти языковые единицы, показать, как их использование влияет на речь, потренировать в их нахождении. Именно для этого была продумана система тренировочных упражнений и самостоятельных работ. Ее можно использовать как при проведении элективных курсов, так и на обычных уроках во время актуализации знаний и умений, систематизации и обобщения, распределив задания».
Тренировочные упражнения и задания
Исследовав различные источники, я выделила несколько интересных заданий, которые помогут лучше изучить тему «Фразеологизмы», научат правильно использовать их в речи, расширят наш кругозор и будут способствовать успешной подготовке к экзамену по русскому языку.
Задание 1. Прочитаем известные с детства строчки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.Пушкина:
Вот неделя, другая проходит.
Еще пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство».
• Как понять выражение белены объелась? О чем спрашивает старик свою старуху? Выберите правильный ответ: 1) о проблемах пищеварения; 2) об отравлении ядовитым растением; 3) о причинах необычного поведения; 4) не обезумела ли она, не сошла ли с ума?
Задание 2. Подумайте: отличаются ли устойчивые сочетания слов от свободных сочетаний? Выделите грамматическую основу в предложениях: 1) Река вышла из берегов. 2) Женя не мог уступить, не мог сдать позиции, не мог быть мягче, хоть ему и хотелось. 3) Заранее признаемся, что старичок если и не выжил из ума, то давно уже выжил из памяти и поминутно сбивается, повторяется и даже совсем завирается. (Ф. Достоевский) 4) Записка лейтенанта Отса на имя Анны О’Нейль попала в руки русского матроса Василия Седых. (К.Паустовский)
Задание 3. Составьте с каждым словосочетанием предложение (или короткий текст). Какие из них являются фразеологизмами, а какие свободными словосочетаниями?
Образец: Староста в классе – правая рука учителя (фразеологизм). – Правая рука больного была забинтована.
Плыть по течению, рассыпать крупу, рассыпаться мелким бесом, кануть в лету, махнуть рукой, умывать руки, вымыть руки, развязать кому-то руки, не подать руки, намылить шею, держать камень за пазухой, злые языки, злые взгляды.
Задание 4. Составьте предложения, употребив данные выражения как свободные и как устойчивые.
Не разгибая спины. Дать прикурить. Протянуть ноги. Правая рука. Рука не поднимается. Носить на руках. Считать ворон. Прикусить язык.
Задание 5. Объясните значение следующих фразеологизмов. Укажите их стилистическую окраску (используйте пометы разг., нейтр., книжн.). Подберите синонимы.
Тянуть кота за хвост, увенчать лаврами, козел отпущения, лаптем щи хлебать, кожа да кости, рукой подать, за тридевять земель, смешать с грязью, ни рыба ни мясо, развесистая клюква, потерпеть фиаско, стреляный воробей, при царе горохе, хоть пруд пруди, сесть в калошу, возносить до небес, нести околесицу, собака на сене, краеугольный камень, пули лить.
Задание 6. К следующим устойчивым выражениям подберите синонимы – сначала однословные, затем – выраженные фразеологизмами.
Образец: Рукой подать – близко, в двух шагах, под самым носом.
За тридевять земель. Верста коломенская. Во все лопатки. Идти в авангарде. Во что бы то ни стало. Хоть пруд пруди. Кожа да кости. Среди бела дня. Со всех ног. Никуда не годится. Втирать очки. Как снег на голову.
Задание 7. Объясните, в каких случаях, с какой целью вы могли бы употребить следующие устойчивые выражения.
Горькая истина, хоть пруд пруди, надулся как мышь на крупу, из огня да в полымя, как снег на голову, ума палата, с гулькин нос, плясать под чужую дудку, яблоко раздора, волк в овечьей шкуре, маковой росинки во рту не было, переливать из пустого в порожнее, денно и нощно, еле-еле душа в теле, ни зги не видно.
Задание 8. Выделите фразеологизмы во фрагментах из художественных текстов, объясните значение каждого из них.
А. 1) Твердила я: в любви не будет этой прока ни во веки веков. 2) Звонками только что гремя, и день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. И как вас нахожу? … И все-таки я вас без памяти люблю. 3) Который же из двух? «Ах! батюшка, сон в руку!» и говорит мне это вслух! 4) Любезнейший! Ты не в своей тарелке. С дороги нужен сон. Дай пульс. Ты нездоров. 5) Я от испуга дух перевожу едва. 6) Когда ж печальное ничто на ум нейдет... 7) Подите, сердце не на месте. (А.С. Грибоедов. Горе от ума)
Б. 1) Всеобщее одушевление распространялось и на прислугу. Дуняша бегала взад и вперед как угорелая и то и дело хлопала дверьми. 2) Когда им овладевала страсть, во всем существе его внезапно проявлялась порывистая, стремительная деятельность; только он не тратил своей силы по-пустому и никогда, ни в коем случае не становился на ходули. 3) Герасим считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках. 4) Отец его, боевой генерал 1812 года, всю жизнь тянул лямку, командуя сначала бригадой, затем дивизией. (И.С. Тургенев)
Задание 9. Восстановите фразеологизмы – допишите недостающие глаголы.
Из ума …, … как курица с яйцом, … в облаках, … у разбитого корыта, … камень за пазухой, … язык за зубами, … на ладан, кошки … на душе, … на свой аршин, … сложа руки, … как мышь на крупу, глаз не …, … в собственном соку, … как липку, … как звали, … из пушки по воробьям, … как белка в колесе, … впросак, … фимиам, … как огня, … фиаско.
Задание 10. В составе каких фразеологизмов встречаются следующие слова?
Альфа, закадычный, рожон, фимиам, олух, филькина, впросак, фиаско, краеугольный, гордиев, гомерический, рубикон, мякина, велосипед, легион, баклуши, типун.
Задание 11. Восстановите фразеологизмы – исправьте ошибки.
Боюсь как пожара. Закадычные враги. Как белка в клетке. Курам для смеха. Заклятый друг. Щекотливое решение. Потерпеть проигрыш. Иметь роль. Груша раздора. Вправить мозг. Делать из комара слона. Человек в тесном футляре. Девяти пядей во лбу. Как в речку опущенный. Не оставаться с долгом.
Задание 12. Опишите речевые ситуации, в которых уместно употребление фразеологизмов.
Авгиевы конюшни, седьмая вода на киселе, рука руку моет, бешеные деньги, на произвол судьбы, попасть пальцем в небо, бросить якорь, в поте лица своего, менять кукушку на ястреба, земля обетованная, кровь с молоком, у страха глаза велики, на ком-то лица нет, мертвая тишина, час пик, волка ноги кормят, камень преткновения.
Задание 13. Замените фразеологизм синонимичным словом или словосочетанием.
1) Служить верой и правдой –
2) Оказаться (быть) между двух огней –
3) Поразить до глубины души –
4) Добиться любой ценой –
5) Мчаться сломя голову –
6) Промокнуть до нитки –
7) Трудиться бок о бок –
8) Согласиться скрепя сердце –
9) Говорить положа руку на сердце –
10) Оставить с носом –
11) Обвести вокруг пальца –
12) Появиться как снег на голову –
13) Клевать носом –
14) Развязать себе руки –
15) Вертеться как белка в колесе –
Что отличает фразеологизм от подобранного вами словосочетания?
Задание 14. С какими глаголами употребляются данные устойчивые сочетания? Составьте предложения с любыми из них.
1) До глубины души; 2) От (всей) души; 3) По душам; 4) Душа в душу; 5) С душой; 6) Всей душой (всем сердцем).
Задание 15. Определите, что обозначают данные фразеологизмы, когда они употребляются в речи, какую оценку содержат.
1) С глазу на глаз –
2) Иметь голову на плечах –
3) Семи пядей во лбу –
4) Курам на смех –
5) Кровь с молоком –
6) Пожинать лавры –
7) Цены нет (кому-, чему-либо) –
8) На живую нитку –
9) Ни рыба ни мясо –
10) Рубаха-парень –
Задание 16. Подумайте: с какими пометами вошли в словари эти фразеологизмы? Как вы их понимаете? Приведите свои примеры.
1) Пальца в рот не клади –
2) Отойти в вечность –
3) <И> в хвост и в гриву –
4) Кануть в Лету –
5) Лебединая песня –
6) Навострить лыжи –
7) Темна вода во облацех –
8) Закрыть (закрывать) на что-либо глаза –
9) В аккурат –
10) Вправить (вправлять) мозги –
Задание 17. В каком предложении нет фразеологизма? Выпишите номер этого предложения.
1) То и дело норовят затащить в компании, забрасывают ненужными подарками, соблазняют заманчивыми предложениями, стараются ублажить так и этак – ты сам не успеваешь ничего толком захотеть, так и живешь тем, что захотели и придумали другие.
2) Так и живешь без смысла и места.
3) А как тяжко обаятельным, да еще, не дай бог, и красивым, в любви!
4) И такая досада разбирает – хоть вешайся. (По М.Булгакову)
Задание 18. В каком из указанных предложений употреблено устойчивое выражение? Выпишите фразеологизм.
1. Я расстелил на земле куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья.
2) Облака терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.
3) Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
4) Был в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз. (По Ю.Ковалю)
Задание 19. В каком предложении использован фразеологизм? Выпишите его.
1) Настя посылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.
2) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.
3) Они (палые листья) громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.
4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (К.Паустовский)
Задание 20. Игра «Кто быстрее?»
Назвать по 5 (можно и больше) фразеологизмов с общим словом (существительным): нос, глаз, рука, нога, голова, язык, ухо, зуб.
Заключение
Проведённое исследование показало, что девятиклассники не знают значение многих фразеологизмов, не всегда видят их в тексте, не используют активно в своей речи, путаются в лексической сочетаемости слов. А знать эту тему необходимо не только для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, но и для того, чтобы сделать нашу речь богатой, образной и выразительной, понимать тексты художественных произведений и просто быть культурным и образованным человеком.
Я выделила только 20 заданий и упражнений, которые помогут лучше усвоить тему «Фразеология». Конечно, этих упражнений в различных источниках намного больше, в том числе тестовых заданий. Но главное – нужно научиться различать фразеологизмы и свободные словосочетания, уметь находить их в тексте и правильно употреблять в соответствии с речевой ситуацией. А для этого необходимо больше читать, прислушиваться к речи старших, интересоваться незнакомыми выражениями, чаще заглядывать в различные словари, в том числе фразеологические, выполнять задания разного уровня трудности. Как гласит русская народная пословица, «Без труда не вынешь и рыбки из пруда».
Список используемой литературы
1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988, стр. 161–204.
2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1989.
3. ОГЭ. Русский язык. 36 вариантов / под. ред. И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.
4. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. /М.Т. Баранова, ТА. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2013.
5. Сергеева Н.М. Фразеологизмы в речи школьников. Ошибки в употреблении. /
Русский язык, № 1, 2017.
6. Фразеологический словарь русского языка. / Сост. Степанова М.И. – С.-П.: Виктория плюс, 2005.
7. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. –М.: Педагогика, 1984. – стр. 323.
8. Юминова Е.В. Фразеологизмы. Тренировочные упражнения и задания. /Русский язык в школе, № 3, 4, 2015.
9. Я познаю мир. Русский язык: энциклопедия/ С.В. Волков. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
Слайд 1
Проектная работа «Употребление фразеологизмов в речи девятиклассников» Автор: Рожкова Алина Аркадьевна, 10 а класс Педагог: Быстрова Оксана Юрьевна, учитель русского языка и литературыСлайд 2
Введение «Богатство языка есть богатство мысли», – говорил Николай Михайлович Карамзин. В сборнике «ОГЭ. Русский язык» (2018 год) под редакцией И.П. Цыбулько в задании 3 фразеологизмы нужно найти в 13 из 36 вариантов.
Слайд 3
грешным делом, спит как убитый, предоставлены сами себе, валились с ног от усталости (вариант 2, нужно указать предложение, где нет фразеологизма) оглядел с головы до ног (вариант 3) возвращались с пустыми руками (вариант 4) всем сердцем хотел помочь (вариант 5) не по годам (вариант 15) перевёл дыхание (вариант 18) с ума сойду (вариант 20) залился краской (вариант 22) не приходило в голову (вариант 25) от души (вариант 29) то там то сям (вариант 30) не спускал глаз (вариант 33) попадалось под руку (вариант 35)
Слайд 4
Цель моей проектной работы – исследовать уровень знания и употребления фразеологизмов в речи девятиклассников нашей школы и подобрать интересные упражнения для повторения и закрепления этой темы при подготовке к ОГЭ. Задачи: 1) обобщить сведения о фразеологии и её изучении в школе; 2) провести опрос девятиклассников; 3) собрать наиболее интересные упражнения по фразеологии из различных источников.
Слайд 5
Фразеология и её изучение в школе Энциклопедический словарь юного филолога поясняет, что термин «фразеология» происходит от греческих слов phrasis – «выражение» и logos – «учение», «слово». В русском языке этот термин употребляется в двух смыслах: 1) совокупность устойчивых выражений; 2) раздел языкознания, который изучает подобные выражения (они называются фразеологическими единицами или фразеологизмами).
Слайд 6
Правила употребления фразеологизмов Необходимо знать точное значение устойчивого выражения и понимать его переносный смысл. Примеры ошибок: 1) когда-то книги переписывали от руки и хранили их как синица око (правильно: как зеницу ока). Нельзя изменять словарный состав фразеологизмов (т.е. разрушать его целостность): не обвенчался успехом.
Слайд 7
Правила употребления фразеологизмов Нельзя нарушать лексическую сочетаемость компонентов фразеологизма: путь писателя далеко не усеян лавровыми венками (усеян розами). Смешение разных фразеологизмов: чаша терпения лопнула (чаша терпения переполнилась, но терпение лопнуло). Необходимо следить за стилистической уместностью фразеологизма: Соня Мармеладова сумела вправить Раскольникову мозги (вправить мозги – не литературное, просторечное выражение).
Слайд 8
Опрос «Употребление фразеологизмов в речи девятиклассников» Задание 1. Назовите 5 фразеологизмов Задание 2. Восстановите фразеологизмы – назовите недостающие глаголы. Из ума … …как курица с яйцом (всего – 17 ) Задание 3. В составе каких фразеологизмов встречаются следующие слова? Альфа Закадычный (всего – 14) Задание 4. Восстановите фразеологизмы – исправьте ошибки. Боюсь как пожара. Закадычные враги. Как белка в клетке. (всего – 14)
Слайд 9
Опрос «Употребление фразеологизмов в речи девятиклассников»
Слайд 10
Опрошенный (№ п / п ) Задание 1 (из 5) Задание 2 (из 17) Задание 3 (из 14) Задание (из 14) 1 5 11 6 11 2 5 10 8 10 3 5 7 4 9 4 3 7 5 7 5 3 6 5 6 6 4 2 5 4 7 2 7 7 12 8 1 11 7 11 9 4 9 5 6 10 5 11 6 11 11 1 10 8 13 12 5 9 6 11 13 5 8 4 7 14 5 10 6 10 15 2 2 3 3 16 2 8 6 7 17 5 7 6 8 18 2 5 4 4 19 3 4 5 6 20 2 6 4 7
Слайд 11
Тренировочные упражнения и задания Сборник заданий
Слайд 12
Заключение Проведённое исследование показало, что девятиклассники не знают значение многих фразеологизмов, не всегда видят их в тексте, не используют активно в своей речи, путаются в лексической сочетаемости слов. В сборник включены 20 заданий и упражнений, которые помогут лучше понять тему «Фразеология», повторить изученное и подготовиться к экзамену.
Слайд 13
Список используемой литературы 1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988, стр. 161–204. 2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1989. 3. ОГЭ. Русский язык. 36 вариантов / под. ред. И. П. Цыбулько . – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. 4. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват . учреждений. /М.Т. Баранова, ТА. Ладыженская , Л.А. Тростенцова . – М.: Просвещение, 2013. 5. Сергеева Н.М. Фразеологизмы в речи школьников. Ошибки в употреблении. / Русский язык, № 1, 2017. 6. Фразеологический словарь русского языка. / Сост. Степанова М.И. – С.-П.: Виктория плюс, 2005. 7. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. –М.: Педагогика, 1984. – стр. 323. 8. Юминова Е.В. Фразеологизмы. Тренировочные упражнения и задания. /Русский язык в школе, № 3, 4, 2015. 9. Я познаю мир. Русский язык: энциклопедия/ С.В. Волков. – М.:АСТ: Астрель , 2008.
Вокруг света за 80 дней
Сорняки
Что есть на свете красота?
Знакомимся с плотностью жидкостей
Три способа изобразить акварелью отражения в воде