Представлено исследование ученика 8 класса, целю работы было доказать, что учащиеся МБОУ Игримской СОШ№1 часто употребляют в своей речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Вложение | Размер |
---|---|
slova-parazity.doc | 229.5 КБ |
anketa.doc | 33.5 КБ |
buklet.doc | 1.37 МБ |
Районная научная конференция молодых исследователей
научно-социальной программы «Шаг в будущее»
Исследовательская работа по русскому языку:
«Слова – паразиты».
Социально-экономические и гуманитарные науки: литературоведение, языкознание.
Выполнил:
ученик 8 Б класса
Редникин Никита
учитель русского языка и литературы:
Айдемирова Татьяна Романовна
Игрим, 2018
Исследовательская работа по социологии
«Слова – паразиты».
Редникин Никита
Тюменская область Манты - Мансийский Автономный Округ- Югра
Березовский район п.г.т. Игрим.
МБОУ Игримская СОШ №1
8 Б класс.
Цель данной работы: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Данная исследовательская работа проводилась во внеурочное время. По доминирующему способу деятельности проект является информационно-исследовательским. По предметно-содержательной области: межпредметной, т.к. требуются знания по литературе, информатике.
По продолжительности выполнения работа заняла 2 месяца, защищалась на школьном конкурсе творческих и исследовательских работ, результат- 1 место.
В ходе работы:
Было проведено анкетирование обучающихся нашей школы. Задачей анкетирования было выявления слов паразитов в лексиконе как на уроке, так и во внеурочное время. В ходе данной работы был создан буклет -памятка «Способы избавления от слов-паразитов». Данная работа может использоваться при изучении русского языка по разделу «Лексика» и на классных часах.
Содержание
І. Введение
ІІ. Основная часть
1.Теоретическое содержание исследования.
5) Как слова-паразиты характеризуют человека
6) Слова-паразиты в художественной литературе.
2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся .
3.Способы избавления от слов-паразитов.
4. Выводы.
ІІІ. Заключение.
Литература.
Приложения.
Введение.
Мы нынче как бы все глупеем —
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы неумело,
И чаще как бы невпопад.
Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовании я попытался ответить на эти вопросы. По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами (сорняками, пустышками), их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.
Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования:
Объект исследования: речь учащихся МБОУ Игримской СОШ №1
Предмет исследования: слова- паразиты
Методы исследования:
1.Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;
3.Анкетирование;
4. Устный опрос;
5. Анализ полученных результатов.
Гипотеза: привлечение внимания школьников к вредной привычке: употреблению слов-«паразитов», должны изменить речь школьников и сделать их более внимательными к своей речи и речи собеседников.
Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи.
Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.
II. Основная часть
1.Теоретическое содержание исследования .
1)Определение термина
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»
Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль.
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там
2).Причины употребления
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.
Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:
1.Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):
2.Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3.Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4.Мода на некоторые слова
3). Список литературных слов-паразитов
и так далее | прямо | |
блин | как бы | скажем |
буквально | как говорится | собственно говоря |
ведь | как его | |
видишь / видите (ли) | как сказать | так |
в натуре | короче | так вот |
в некотором роде | можешь/ете вообразить | так сказать |
в общем (-то) | можешь/ете представить | там |
вообще (-то) | на самом деле | типа |
вот | на фиг | типа того |
в принципе | того | |
в самом деле | нет | только |
все такое | ну | то есть |
в целом | ну вот | уже |
дело в том, что... | правда | это |
ёшкин кот | понимаешь | это самое / эт самое |
знаешь / знаете (ли) | послушай | я имею ввиду |
значит | прикинь | (я) скажу |
итак | просто |
4).Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы
70-е годы |
80-90-е годы | 2000-е годы |
На самом деле | Как бы | Ну, ну ваще |
Типа | Да? | Короче |
Так сказать | Блин | Прикинь |
Вот, вот так, ну вот | Это самое | Шикарно |
Практически | М-м-м | Пипец |
Фактически |
| Да не вопрос, без базара |
5).Как слова-паразиты характеризуют человека
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это
сказывается и на речи.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.
6).Слова – паразиты в художественной литературе
В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Приведем примеры:
1. В речи генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина встречается много слов-паразитов как одно из средств речевой характеристики героев. Слова-паразиты: «вот», «эдак», «гм..», «да», «кабы», «тьфу» - подчёркивают никчёмность генералов, их стремление жить за счёт труда крестьянина, паразитизм.
2.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся МБОУ Игримской СОШ №1
На уроках в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся 5, 6, 7, 9 класса приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Пятиклассникам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперименты «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов обучающимися разных возрастных групп»
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:
80 опрошенных 10% учащихся не знают, что такое слова-паразиты
70 учащихся 90% учащихся знают, что такое слова-паразиты
Из 90 % опрошенных учащихся, которые знают, что такое слова-паразиты только 8 человек написали в анкете, что они не употребляют слова-паразиты в речи. Если выразить это в процентах то, 10% - не употребляют слова - паразиты, а 90% - употребляют слова – паразиты в речи.
Опрошенные учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами. Одни писали, что нужно применять другие методы искоренения слов- паразитов («ругать», «наказывать») Другие считают, что «нужно меньше говорить», «не сидеть в интернете». Только 3 ученика отметили, что нужно больше читать и повышать культуру речи. Следовательно, большинство учащихся нашей школы знают, что такое слова-паразиты, но не замечают их в речи и не знают способов борьбы с ними.
На основании наблюдений на уроках, переменах и внеурочных занятиях в течение длительного времени, я пришёл к выводу, что самыми распространенными из слов-паразитов в моем классе являются слова: «блин», «короче», «ну», «как бы», «типа», «это», «ваще», «чё…»
Кроме того, некоторые учащиеся нашей школы к словам паразитам добавляют нецензурную речь. Такие слова становятся частью их лексикона, т.е. словарного запаса.
3.Способы избавления от слов-паразитов
В книжных источниках я нашёл несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.
4. Вывод
Изучая употребление слов-паразитов учащимися нашей школы, я:
4) в результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировал наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты.
5) Выпущен буклет-памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов»
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью
В ходе исследовательской работы я убедился, что среди учащихся нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов». III.Заключение
Самыми распространенными словами-«паразитами» стали слова «ну», « блин» «короче», «ваще», и т.д.
«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев.
IV. Литература
1.Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, М. juliadar@mail.ru..
2.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984
3.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.
4.«Словарь по общественным наукам» http:// www/ i-u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx.
5. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.
6.Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15. |
7.Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/ |
8.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987. |
9.Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005. |
Приложение 1
Анкета
1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты? | |
2. Какие Вы знаете слова-паразиты? | |
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете? | |
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты? | |
5.Какие способы борьбы Вы можете предложить? |
Приложение 2
Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?
В анкетировании принимали участие 80 человек.
Приложение 3
Данные анкетирования по классам:
Классы | Всего опрошенных | Знают слова паразиты | Не знают слова паразиты | % |
5 - е | 20 | 16 | 4 | 80 | 20 |
6 - е | 20 | 17 | 3 | 85 | 15 |
7 - е | 20 | 18 | 2 | 90 |10 |
9 - е | 20 | 19 | 1 | 95 | 5 |
Приложение 4
Употребляете ли Вы слова-паразиты?
Из 90 % опрошенных учащихся, которые знают, что такое слова-паразиты, из них 8 человек написали в анкете, что они не употребляют слова-паразиты в речи. Если выразить это в процентах то, 10% - не употребляют слова - паразиты, а 90% - употребляют слова – паразиты в речи.
Следовательно, большинство учащихся нашей школы знают, что такое слова-паразиты, но употребляют их в речи.
Приложение 5
СПОСОБЫ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СЛОВ- ПАРАЗИТОВ
( буклет прилагается)
Дорогой друг!
Прими пожалуйста участие в данном анкетировании. Ответь на следующие вопросы. Заранее благодарен!
1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты? | |
2. Какие Вы знаете слова-паразиты? | |
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете? | |
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты? | |
5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты? | |
6.Какие способы борьбы Вы можете предложить? |
Дорогой друг!
Прими пожалуйста участие в данном анкетировании. Ответь на следующие вопросы. Заранее благодарен!
1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты? | |
2. Какие Вы знаете слова-паразиты? | |
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете? | |
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты? | |
5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты? | |
6.Какие способы борьбы Вы можете предложить? |
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Свадьба в Малиновке
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Простые летающие модели из бумаги