Хлеб - гениальное изобретение человечества, значение которого трудно переоценить. Он рождён четырьмя стихиями и каждой из них можно поклоняться - солнцу, земле, воде и огню.
Хлеб связывает наше прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. И тем он велик. Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник и надёжный товарищ. Мыслимо ли без хлеба? Изучение свойств хлеба, способов его хранения, всегда актуально, так как хлеб есть и всегда будет продуктом номер один. Удлинение сроков хранения хлеба так же имеет значение для нашего региона.
«Хлеб на стол - и стол престол! А хлеба ни куска - и стол доска» - гласит народная мудрость.
Цель работы: определить наилучший способ сохранения свойств хлеба.
Для достижения цели мы решали следующие задачи:
значении в питании человека;
синтетических и натуральных материалов;
предотвращающие развитие плесени на хлебе.
Вложение | Размер |
---|---|
buharova_karina_1_d_v_chem_hranit_hleb.docx | 849.08 КБ |
prezentatsiya_kariny_o_hranenii_hleba.pptx | 2.72 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.НЯГАНЬ «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
_____________________________________________________________________________________________
В ЧЁМ ХРАНИТЬ ХЛЕБ?
Исследовательская работа
Автор:
Бухарова Карина Маратовна
ученица 1-Д класса
Руководитель:
Глубоковских
Вероника Андреевна
учитель начальных классов
Нягань 2017
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………………….....4
1.1. История возникновения хлеба…………………………………………………….……4
1.2. Структура и состав хлеба, пищевая ценность хлеба………………………………….5
1.3. Способы хранения хлеба………………………………………………………………..7
2. Практическая часть………………………………………………………………… …….9
2.1. Применение на практике способов хранения хлеба в таре из различных
материалов……………………………………………………………………………………9
2.2. Применение на практике способов предотвращения развития плесени
на хлебе………………………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………….. ……...19
Использованная литература………………………………………………………………...20
Введение
Хлеб - гениальное изобретение человечества, значение которого трудно переоценить. Он рождён четырьмя стихиями и каждой из них можно поклоняться - солнцу, земле, воде и огню.
Хлеб связывает наше прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. И тем он велик. Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник и надёжный товарищ. Мыслимо ли без хлеба? Изучение свойств хлеба, способов его хранения, всегда актуально, так как хлеб есть и всегда будет продуктом номер один. Удлинение сроков хранения хлеба так же имеет значение для нашего региона.
«Хлеб на стол - и стол престол! А хлеба ни куска - и стол доска» - гласит народная мудрость.
Цель работы: определить наилучший способ сохранения свойств хлеба.
Для достижения цели мы решали следующие задачи:
значении в питании человека;
синтетических и натуральных материалов;
предотвращающие развитие плесени на хлебе.
Пшеничный хлеб.
Объект исследования – белый пшеничный хлеб.
Предмет исследования – способы хранения хлеба.
Методы работы – анализ литературы, опыты, наблюдение, сравнение.
Время проведения работы - исследования проводились с 03.04.17 по 09.04.17.
Гипотеза – мы предположили, что хлеб будет лучше сохранять свои свойства в таре из натурального материала (из глины и дерева).
1. Теоретическая часть
1.1. История возникновения хлеба
По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей. Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Возможно, во время охоты или прогулки были найдены семена пшеницы. Вскоре люди начали строить свои жилища около пшеничных полей, научились смешивать протертые семена с водой, а затем запекать получившуюся смесь на плоских горячих камнях. Около 1000 лет до нашей эры люди стали использовать углекислый калий и прокисшее молоко для изготовления первого хлеба.
Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.
Хлеб был и остается одним из важнейших продуктов в мире. Возьмем, к примеру, историю Австралии. Многие из первых поселенцев были сосланы на этот материк за кражу хлеба. Мука была важнейшим продуктовым сырьем на государственных рынках. Первая булочная была открыта жителем Сиднея Джоном Палмером, который попал в Австралию на военном корабле.
Хлебопроизводство опиралось на ручной, мануфактурный труд до начала 1900 годов. В 1908 году в Мильбурне этот процесс был впервые механизирован с помощью техники.
Теперь вернемся в Россию. На Руси основным видом хлеба был кисловатый черный хлеб. Пекли также ситный (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки. Но простой люд, вряд ли, мог себе позволить даже на праздник отведать «Боярского» хлеба. Хлеб очень ценился. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение. В некоторых странах они даже освобождались от налогов. В неурожайные годы хлеб был на вес золото, в муку подмешивались всевозможные овощные добавки. В 1638 г. Согласно переписи в Москве было 2367 ремесленников, из них: 52 хлебные пекари, 43 – пекли пряники, 7 - блины, 12 – пекли ситный хлеб. В то время в Москве было много пекарен, называемых «хлебными избами». В конце XIX - начале XX в Росси были популярны крендели, бублики, баранки, калачи.
1.2. Структура и состав хлеба, пищевая ценность хлеба
Хлеб важен и как источник минеральных веществ. В хлебе содержится калий, фосфор, сера, магний; в несколько меньших количествах - хлор, кальций, натрий, кремний и в небольших количествах другие элементы. Хлеб из низших сортов муки содержит больше минеральных веществ. Биологическая ценность хлеба характеризуется аминокислотным составом, содержанием зольных элементов, витаминов и полиненасыщенных жирных кислот. Белки хлеба являются биологически полноценными.
Основными компонентами хлеба являются мука, сахар, дрожжи, масло, жидкость, яйца, сахар, соль. Хлеб – это важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка. В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном. В хлебе много углеводов, жиров и витаминов. Он служит безотказным поставщиком растительной клетчатки. В нём также есть необходимые для жизни минеральные вещества. Хлеб относится к высококалорийным продуктам. Энергетическая ценность пшеничного хлеба несколько выше, чем ржаного. Основной химический компонент хлеба – углеводы. Они наряду с простыми сахарами служит для человека основным энергетическим материалом. Кроме того, с хлебом человек получает необходимые для жизни белки, витамины и минеральные вещества. Также в хлебе есть и много витаминов.
Качество хлеба оценивают органолептически (по внешнему виду, состоянию мякиша, вкусу и запаху) и по физико-химическим показателям (влажности, кислотности, содержанию сахара, жира, пористости).
Мякиш хлеба более светлый и пористый; по вкусу этот хлеб менее кислый, чем хлеб ржаной простой из обойной муки. Форма ржаного хлеба должна быть правильной, без боковых выплывов, не мятой; для формового хлеба - соответствующей хлебной форме, в которой его выпекали, с несколько выпуклой верхней коркой; для подового - круглой, овальной или продолговато-овальной, не расплывчатой, без притисков. Поверхность должна быть гладкой, для отдельных видов изделий - шероховатой, без крупных трещин и подрывов; булки, батоны - с надрезами; для подовых изделий допускаются наколы.
Корка должна иметь цвет от светло-желтого до темно-коричневого в зависимости от сорта, без подгорелости и бледности. Толщина корки хлеба должна быть не более 4 мм, для батонов и мелкоштучных изделий не нормируется.
Состояние мякиша. Хлеб должен быть хорошо пропеченным, не липким и не влажным на ощупь, без комочков, пустот и следов непромеса, с равномерной пористостью, эластичным.
Мякиш после легкого нажатия пальцами должен принимать первоначальную форму, быть свежим. Вкус и запах должны быть свойственными данному виду хлеба. Влажность предусмотрена стандартом с учетом вида, способа выпечки и рецептуры хлеба: для ржаного простого и заварного - не более 51 %, для пшеничного хлеба из обойной муки - не более 48 %, подовые изделия имеют меньшую влажность, чем формовые.
Кислотность хлеба обусловлена способом приготовления теста и сортом муки. Ржаные изделия, приготовленные на закваске, имеют большую кислотность (до 12°), чем пшеничные, которые готовят на дрожжах, и кислотность их не превышает 4°.
Состояние мякиша изделий характеризуется его пропеченностью, промесом, пористостью, эластичностью и свежестью. У пропеченных изделий мякиш сухой, нелипкий, невлажный на ощупь, без комочков и следов непромеса, эластичный, нечерствый и некрошливый. Пористость объективно определяют как отношение объема пор мякиша к общему объему хлебного мякиша, выраженное в процентах. Пористость ржано-пшеничного хлеба - 46-62 %. Мякиш с хорошей эластичностью у остывшего хлеба быстро приобретает первоначальную форму после продавливания.
Свежие изделия имеют сухую корку с ровной поверхностью, мякиш однотонный, эластичный, мягкий, вкус и запах, свойственные названию изделий, без признаков горечи, посторонних привкусов и запахов.
На основе этих данных мы составили таблицу, по которой можно определить качество хлеба:
Внешний вид | Соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, с несколько выпуклой верхней коркой, без боковых выплывов. |
Форма | Округлая, овальная или продолговато – овальная. |
| Без крупных трещин и подрывов, с наколами или надрезами, или без них в соответствии с техническим описанием. Допускается наличие шва от делителя. |
Цвет | От светло – желтого, до темно - коричневого (на верхней корке). |
Состояние мякиша | Пропеченный, не влажный на ощупь. Эластичный, после легкого надавливания пальцами мякиш должен принимать первоначальную форму. |
При оценке физико-химических показателей определяют влажность мякиша, кислотность и пористость.
Повышенная влажность снижает питательную ценность хлеба, ухудшает его вкус и сокращает срок хранения. Как правило, чем выше сорт муки, тем меньше норма влажности хлеба.
Кислотность влияет на вкусовые свойства хлеба. Недостаточно или излишне кислый хлеб неприятен на вкус. По этому показателю судят о правильности ведения технологического процесса.
Чем выше пористость изделия, тем дольше они сохраняют свежесть и лучше усваиваются организмом. Хорошо разрыхленный хлеб с равномерной мелкой тонкостенной пористостью лучше пропитывается пищеварительными соками и поэтому полнее усваиваются.
Неправильное хранение приводит к плесневению хлеба, при этом он покрывается налетом различных цветов и становится неприятным на вкус. Из-за высокой влажности хлеб быстро портится, является средой для развития микроорганизмов.
1.3. Способы хранения хлеба
Хлеб не предназначен для долгого хранения. Такова его особенность: чем быстрее он будет съеден, тем лучше. При длительном хранении он усыхает, черствеет, теряет мягкость и аромат, крошится. Если хлеб хранить неправильно, он покрывается пленкой зеленоватой плесени, а в мякише накапливаются различные токсины. Именно они и делают хлеб не только невкусным, но и несъедобным...
Срок реализации хлеба из ржаной и ржано-пшеничной муки — 36 ч, из пшеничной — 24 ч, мелкоштучных изделий массой менее 200 г — 16 ч. Сроки хранения хлеба исчисляются со времени выхода их из печи. Лучше всего потребительские свойства хлеба сохраняются при температуре 20-25° С и относительной влажности воздуха 75%.
Помещения для хранения хлеба должны быть сухими, чистыми, вентилируемыми, с равномерными температурой и относительной влажностью воздуха. Каждую партию хлебобулочных изделий отправляют в торговую сеть в сопровождении документа, в котором указывают дату и время выхода из печи.
При хранении в хлебе протекают процессы, влияющие на его массу и качество. При этом параллельно и независимо друг от друга идут два процесса: усыхание — потеря влаги и черствение.
Усыхание — уменьшение массы хлеба в результате испарения водяных паров и летучих веществ. Начинается сразу после выхода изделий из печи. Пока хлеб остывает до комнатной температуры, процессы усыхания идут наиболее интенсивно, масса изделий уменьшается на 2-4% по сравнению с массой горячего хлеба.
Черствение хлеба при хранении — сложный физико-коллоидный процесс, связанный в первую очередь со старением крахмала. Первые признаки черствения появляются через 10—12 ч после выпечки хлеба. У черствого хлеба корочка мягкая, матовая, а у свежего — хрупкая, гладкая, глянцевитая. У черствого хлеба мякиш твердый, крошащийся, неэластичный. При хранении вкус и аромат хлеба изменяются одновременно с физическими свойствами мякиша, происходят потеря и разрушение части ароматических веществ и появляются специфические вкус и аромат лежалого, черствого хлеба.
Освежение хлеба. При прогревании до температуры в центре мякиша 60 °С хлеб восстанавливает свою свежесть и сохраняет ее в течение 4—5 ч — пшеничный и 6—9 ч — ржаной.
Как хранить хлеб в домашних условиях? Это мы и попытались выяснить в нашей экспериментальной части работы.
2. Практическая часть
Иногда говорят: "даже хлеба нет", подразумевая, что этот продукт должен всегда быть в каждом доме. И желательно свежий. Как правильно хранить хлеб, чтобы он не черствел, не плесневел и сохранял вкус?
2.1 Применение на практике способов хранения хлеба в таре из различных
материалов
С давних пор для хранения хлеба использовали тару из различных материалов: из дерева, металла, глины, стекла, а в наше время еще из синтетических материалов.
Мой эксперимент начался 3 апреля 2017 года. Мы купили белый пшеничный хлеб, определили органолептические свойства хлеба:
Оценка свойств хлеба.
Внешний вид нашего объекта исследования соответствует хлебной форме, в которой производилась выпечка, с несколько выпуклой верхней коркой, без боковых выплывов. Поверхность без крупных трещин и подрывов. Цвет светло – желтого до светло - коричневого на верхней корке. Мякиш пропеченный, не влажный на ощупь. Эластичный, после легкого надавливания пальцами мякиш принимает первоначальную форму.
Нарезали хлеб равными долями для проведения экспериментов.
Подготовка хлеба для эксперимента.
Подготовили различную тару и одновременно поместили в них равные кусочки хлеба.
Эксперимент №1
Подготовили различную тару и одновременно поместили в них равные кусочки хлеба. Хлеб поместили:
1. В деревянную тару 2. В металлическую тару.
3. В пластиковую тару. 4. В глиняную тару.
5. В полиэтиленовый мешок. 6. В стеклянную тару.
Все предметы исследования были помещены в одинаковые условия.
4 апреля 2017 года – второй день эксперимента.
Все образцы сохранили характерный запах хлеба и эластичность, кроме пробы в деревянной таре - хлеб в ней начал черстветь.
5 апреля 2017 года - третий день эксперимента. Хлеб начал черстветь в глиняной таре.
6 апреля 2017 года – четвертый день эксперимента.
Из всех проб лучше всего сохранил свои свойства хлеб в пластиковой таре, остальные почерствели. А в деревянной и глиняной тарах хлеб превратился в сухари и потерял характерный запах.
7 апреля 2017 года – пятый день эксперимента.
В стеклянной, деревянной и глиняной куски хлеба превратились в сухари.
В металлической таре и в полиэтиленовом мешочке хлеб - без особых изменений. Умеренно подсушен с характерным запахом хлеба.
В пластиковой таре сохранилась эластичность хлеба, но появился посторонний запах.
8 апреля 2017 года – шестой день эксперимента. В металлической таре хлеб без изменений. В полиэтиленовом мешочке хлеб начал подсыхать. В пластиковой таре на хлебе визуально определяется плесень и с устойчивым запахом.
9 апреля 2017 года-седьмой день эксперимента.
В полиэтиленовом мешочке хлеб высох, в металлической таре хлеб сохранил эластичность, но появился устойчивый запах плесени.
Результаты эксперимента № 1 мы объединили в таблицу № 1.
Тара/День | 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | 7 день |
Деревянная | + | Х | ХХ | ХХХ | ХХХ | ХХХ | ХХХ |
Металлическая | + | + | + | Х | Х | Х | # |
Глиняная | + | + | Х | ХХ | ХХХ | ХХХ | ХХХ |
Полиэтиленовая | + | + | + | + | Х | Х | ХХ |
Стеклянная | + | + | + | Х | ХХ | ХХХ | ХХХ |
Пластиковая | + | + | + | + | + | # | * |
Условные обозначения:
Таким образом, нами были исследованы несколько способов хранения хлеба и мы выяснили, что хлеб потерял свои свойства быстрее в деревянной, глиняной, стеклянной тарах. А наиболее эффективным способом по длительности оказалось хранение хлеба в металлической таре.
2.2 Применение на практике способов предотвращения развития плесени
на хлебе
Эксперимент №2
Применение на практике способов предотвращения развития плесени на хлебе.
Я выбрала наиболее простые и доступные способы защиты хлеба от плесени с использованием:
1) яблока 2) соли
3) очищенной картофелины 4) контрольный образец
Все предметы исследования были помещены в одинаковые условия.
4 апреля 2017 года – второй день эксперимента
- во всех пробах плесень отсутствует.
5 апреля 2017 года – третий день эксперимента
- во всех пробах плесень отсутствует, хлеб в пробе с солью сверху засыхает.
6 апреля 2017 года – четвертый день эксперимента
- во всех пробах плесень отсутствует, хлеб в пробе с солью почти засох.
7 апреля 2017 года – пятый день эксперимента.
В контрольной пробе появилась плесень. В пробе с солью хлеб превратился в сухарь. В пробах с яблоком и картофелиной устойчивый запах плесени, но визуально не определяется.
8 апреля 2017 года – шестой день эксперимента.
В пробах с яблоком и картофелиной появилась плесень.
Таким образом, с помощью выбранных средств мы не смогли защитить хлеб от поражения плесенью с сохранением характерных свойств. Соль способствовала высыханию хлеба, так как она притягивает влагу к себе, а яблоко и картофель сами являются средой появления и размножения микроорганизмов.
Заключение
В своей работе мы провели опыт по определению на практике способов хранения хлеба в таре из различных материалов. А также опыт по применению на практике способов предотвращения развития плесени на хлебе. Мы установили, что хлеб потерял свои свойства быстрее в деревянной, глиняной и стеклянной тарах. Наиболее эффективным способом по длительности оказалось хранение хлеба в металлической таре. А вот выявить эффективный способ по предотвращению появления плесени нам не удалось.
Итак, по итогам нашего исследования можно сделать выводы:
1. Мы собрали и проанализировали информацию о хлебе, его свойствах и значении в питании человека.
2. Провели эксперименты по изучению способов хранения хлеба в таре из синтетических и натуральных материалов.
3. Применили на практике народные способы хранения хлеба, предотвращающие развитие плесени на хлебе.
4. Способ хранения хлеба в металлической таре оказался наиболее эффективным по длительности хранения, а значит наша гипотеза о том, что хлеб будет лучше сохранять свои свойства в таре из натурального материала (глины или дерева), не подтвердилась.
5. Выбранные нами народные способы предотвращения развития плесени оказались неэффективными. Соль способствовала высушиванию хлеба, а в пробах с яблоком и картофелиной плесень появилась почти одновременно с контрольным образцом.
Мы считаем, что самым разумным решением проблемы сохранения хлеба свежим, будет соблюдение простого правила: «Не покупай хлеб впрок!». Для того, чтобы всегда кушать свежий хлеб, лучше всего, если вы будете покупать его ежедневно в достаточном на сутки количестве.
Использованная литература
Слайд 1
Исследовательская работа «В чём хранить хлеб?» Автор работы: ученица 1 д класса МБОУ МО «НОШ №9» г.Нягань Бухарова КаринаСлайд 2
Изучение свойств хлеба, способов его хранения , всегда актуально, так как хлеб есть и всегда будет продуктом номер один. Удлинение сроков хранения хлеба так же имеет значение для нашего региона. Актуальность
Слайд 3
Цель работы : определить наилучший способ сохранения свойств хлеба. Для достижения цели мы решали следующие задачи : собрать и проанализировать информацию о хлебе, его свойствах и значении в питании человека; провести опыты по изучению способов хранения хлеба в таре из синтетических и натуральных материалов; применить на практике народные способы хранения хлеба, предотвращающие развитие плесени на хлебе. Цель и задачи
Слайд 4
Хлеб будет лучше сохранять свои свойства в таре из натурального материала (из глины и дерева). Гипотеза
Слайд 5
Объект исследования: белый пшеничный хлеб. Предмет исследования: способы хранения хлеба.
Слайд 6
Эксперимент №1 Подготовка различной тары и размещение в ней кусочков хлеба. 1. Деревянная тара 2. Металлическая тара
Слайд 7
3. Пластиковая тара 4. Глиняная тара 5. Полиэтиленовый мешок 6. Стеклянная тара
Слайд 10
Эксперимент №2. Применение на практике способов предотвращения развития плесени на хлебе . 1. Яблоко 2. Соль 3. Очищенная картофелина 4. Контрольный образец
Слайд 12
Выводы : 1. Собрали и проанализировали информацию о хлебе, его свойствах и значении в питании человека. 2. Провели эксперименты по изучению способов хранения хлеба в таре из синтетических и натуральных материалов. 3 . Применили на практике народные способы хранения хлеба, предотвращающие развитие плесени на хлебе. 4 . Способ хранения хлеба в металлической таре оказался наиболее эффективным по длительности хранения. 5 . Выбранные народные способы предотвращения развития плесени оказались неэффективными . 6. Гипотеза о том, что хлеб будет лучше сохранять свои свойства в таре из натурального материала (из глины и дерева), не подтвердилась.
На горке
Одна беседа. Лев Кассиль
Яблоко
Какая бывает зима
Л. Нечаев. Яма