Работа выполнена учеником 8 а класса МБОУ «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т.Кукмор» Аскаровым Динаром
Можно ли обучаться так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья учащихся, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме детей в процессе их обучения. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость, а также сколиоз и анемия. У наших учащихся чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты связывают с организацией учебно-воспитательного процесса. К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения, болезни костно-мышечной системы. Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, так как каждый гимназист на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников. Именно поэтому разработанная нами исследовательский проект «Школа за здоровый образ жизни» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
В нашей работе были проведены различные исследования с участием учащихся МБОУ «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т.Кукмор». Научная новизна заключается в разработке конкретных валеологических программ, повышающих общий культурный, физический уровень, способствующий выбору здорового образа жизни, с целью укрепления и сохранения здоровья. Теоретическая значимость работы заключается в разработке программ, комплексных упражнений необходимых для физического воспитания учащихся, а также методов, направленных на формирование здорового образа жизни. Практическая значимость работы заключается в применении разработанных методов с учащимися и в рассмотрении полученных результатов. Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.
Исследовательский проект “Школа за здоровый образ жизни” имеет перспективность и практическую значимость. В ходе реализации наш проект совершенствуется и будет совершенствоваться. Проект дает положительную динамику здоровья детей.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_hazievoy_a.n.docx | 68.69 КБ |
Секция: физическая культура и здоровый образ жизни
Исследовательская работа
«Школа – как центр здорового образа жизни»
Работу выполнил ученик 8А класса
Аскаров Динар Фиркатович
Научный руководитель: Хазиева Алсу Наилевна, учитель физической культуры первой квалификационной категории МБОУ «Гимназия №1 им. Ч.Т.Айтматова п.г.т.Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан |
Кукмор, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. | 3 |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ | |
| 5 |
| 6 |
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ | |
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ | |
2.1. Характеристика исследуемого контингента …………………………... | 8 |
2.2. Организация исследования………………………………………….…... | 8 |
ГЛАВА III. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ | |
3.1. Основные направления деятельности ……………….….……………… | 14 |
3.2 Результаты исследований………….…………......................................... | 16 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….…. | 18 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... | 19 |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….…. | 20 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Можно ли обучаться так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья учащихся, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме детей в процессе их обучения. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников. Именно поэтому разработанная нами исследовательский проект «Школа за здоровый образ жизни» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся
Цель исследования: воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства, основы эффективного получения достойного образования, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной деятельности.
Объект исследования: процесс развития здорового образа жизни.
Предмет исследования: средства и методы для развития здорового образа жизни.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что в процессе реализации данного проекта сформируется физически, психически, нравственно здоровый; адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
Задачи исследования:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Понятие "Здоровье", его содержание и критерии
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);
- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;
- индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);
- здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
• Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
• Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
• Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным "уродом", если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
1.2. Здоровый образ жизни, определение феномена
Отечественными учеными отмечалось, что здоровый образ жизни выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья; реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.). Здоровый образ жизни зависит от:
— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
До недавнего времени под "здоровьем" в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ. Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества. Здоровый образ жизни - по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипо-кинезии (Р.Е. Мотылянская, В.К. Велитчснко, Э.Я. Каплан, В.Н. Артамонов, 1990).
СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика исследуемого контингента
В исследовательской работе использовались основные направления деятельности для формирования концепции «Школа - как центр здорового образа жизни».
2.2. Организация исследования
Данный проект «Школа за здоровый образ жизни» рассчитан на 3-5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. Участниками данного проекта являются: учащиеся, классные руководители, учителя-предметники, школьная медсестра, врач-педиатр, закрепленный за учреждением, врачи-специалисты, школьные специалисты (психолог), родители.
Функции различных категорий работников школы в контексте реализации проекта:
1.Функции медицинской службы школы:
2.Функции директора и его заместителей:
3.Функции классного руководителя:
Сотрудничество школы с другими учреждениями:
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Детская поликлиника | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение. | Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь. |
Взрослая районная поликлиника | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение. | Профосмотры, диспансе- ризации, медицинская помощь. |
Детская стоматологическая помощь | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение | Профосмортры и при необходимости, лечение |
ГИБДД | Предупреждение детского травматизма. | Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся. |
План реализации проекта «Школа – как центр за здоровый образ жизни» на 2013-2016 учебные годы
I этап ( 2013/2014 уч.г.)
1.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и
состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика
| Мероприятия | Срок | Класс | Ответственный |
1. | Оформление медицинских карт и листков. Здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп |
сентябрь |
1-11 | Мед.сестра, Кл.руководит., чителя физ- культуры |
2. | Диспансеризация в детской поликлинике. | Октябрь- февраль | 1, 5, 7, 9
| Мед.сестра, кл.руководит., специалисты поликлиники |
3. | Профосмотры старшеклассников во взрослой поликлинике | Февраль- март | 10-11 | Мед.сестра, кл.руководит., специалисты поликлиники |
4. | Профосмотры детей в условиях школы | Декабрь апрель | 2,4,6, 8 | Мед.сестра, прикрепленный врач-педиатр |
5. | Анализ случаев травматизма в школе. | В теч. года | 1-11 | Мед.сестра, зам.директора по ВР |
6. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | В теч. года | 1-11 | Мед.сестра, Кл.руководит. |
2.Мониторинг психофизического здоровья учащихся
1. | Тестирование в рамках Комплексной прог-раммы оценки психофизического состоя-ния и функционирования возможностей организма человека. |
В теч. года |
1-11 |
Зам.директора по ВР |
2. | Психологический мониторинг здоровья уча-щихся: тест на адаптацию в нач.школе, средней школе; тест на тревожность
| Сентябрь- январь | 1, 3, 5,10 | Психолог |
3.Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении
1. | Эстетическое оформление класса и школы. | В теч. года | 1-11 | Зам.директора По ВР |
2. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | В теч. года |
1-11 |
Зам.дир. по УВР |
3. | Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление, вентиляция, уборка | Ежедневно 1 раз в нед. 2 раза в год | Все поме- щения | Зам.директора по АХЧ, зам.дир по УВР, мед.сестра |
4. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом |
Ежедневно |
|
Мед.сестра |
5. | Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями. | В теч. года |
| Зам.дир. по УВР |
6. | Организация активного отдыха на переменах. | Постоянно | 1-4 | Кл.руководит. |
4.Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
1. | Прививки детей согласно приказам Минздрава | В теч. года |
1-11 |
Мед.сестра |
2. | Профилактическая работа во время эпидемий. | В теч. года |
1-11 |
мед.сестра |
3. | Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы | В теч. года |
1-11 | Медсестра |
5.Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга
1. | Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры. | В теч. года |
1-11 | Учитель физкультуры |
2. | Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций | В теч. года |
1-11 | Учитель физкультуры, учителя нач.классов |
3. | Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и областных соревнованиях | В теч. года
|
1-11 | Кл.руководители, учителя физ-ры |
4. | Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий. | В теч. года |
1-11 | Зам.дир.по ВР Кл.руководители |
5. | Работа спортивных секций | В теч.года | 1-11 | Учителя физ-ры |
6.Профилактика травматизма
1. | Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов) | В теч. года | 1-11 | Зам.дир. по ВР, Кл.руководит. |
2. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ | По прог рамме | 1-11 | Преподаватель ОБЖ, учителя нач.классов |
3. | Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности. |
сентябрь |
1-11 | Директор школы, Кл.руководители |
4. | Статистика и анализ случаев травматизма в школе. | В теч. года | 1-11 | Медсестра, зам.директора по УВР |
7.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
1. | Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и биологии | В теч. года |
1-11 | Преподаватели ОБЖ, биологии |
2. | Тематические классные часы | В теч. года | 1-11 | Кл.руководители |
3. | Тематические родительские собрания | В теч. года | 1-11 | Кл.руководители, Зам.дир по ВР |
4. | Встречи с сотрудниками наркологического диспансера | По плану | 8-11 | Зам.дир.по ВР |
5. | Конкурсы, викторины | По плану | 11 | Зам.дир.по ВР Кл.руководители |
6.
| Лекции сотрудников районной больницы | По плану
| 6-11 | Зам.дир.по ВР, кл.руководители |
II этап (2015/2016 уч.г.)
В этом учебном году уделялось особое внимание решению следующих задач:
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.
ГЛАВА III. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Основные направления деятельности
Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная.
1.Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям. | Сентябрь- ноябрь |
2.Валеологический анализ расписания уроков. | Сентябрь, январь |
3.Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на свежем воздухе (1-4-е классы). | В течение года |
4.Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы двигательному режиму учащихся разных возрастов. | В течение года |
5.Включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии и др. | В течение года |
6.Контроль за выполнением норм самообслуживания. | Октябрь, декабрь,март |
7.Контроль за правильным использовнием ТСО. | Ноябрь, февраль |
8.Валеологический анализ урока. | Декабрь |
9.Повышение валеологической грамотности учителей. | Январь |
10.Структурирование учебных программ на основе валеологических принциппов. | Май |
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среди обитания
1.Создание паспорта «Здоровье» | Сентябрь-октябрь |
2.Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой). | Октябрь-март |
3.Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации и их функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп. | Сентябрь-март |
4.Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении их в школу ( с учетом сложности программы обучения. | Апрель-май |
Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
1.Плановый медосмотр. | Сентябрь, январь |
2.Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов | Сентябрь-октябрь |
3.Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов. | В течение года |
4.Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отоп-ление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация. | В течение года |
5.Плановая диспансеризация. | Октябрь |
6.Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов). | Ноябрь-декабрь |
7.Контроль за состоянием рабочей мебели. | Ноябрь, февраль |
8.Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации. | Январь, май |
9.Плановая диспансеризация учащихся. | Февраль-апрель |
10.Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы. | Март, апрель |
Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс ( в частности, курса, валеологии для учащихся младших, средних, старших классов).
1.Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса. | Сентябрь-ноябрь |
2.Обеспечение научно-методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов. | В течение года |
3.Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов. | Декабрь-январь |
Информационно-просветительная работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
1.Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья | В течение года |
2.Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личными примером учителей ( привлекательность внешнего вида, доброжела-тельность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек). | В течение года |
3.2. Результаты исследований
Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.
Проект “Школа за здоровый образ жизни” имеет перспективность и практическую значимость. В ходе реализации наш проект совершенствуется и будет совершенствоваться. Проект дает положительную динамику здоровья детей:
Динамика достижений школы:
2013 год – диплом победителя конкурса общеобразовательных учреждений,
внедряющих инновационно – образовательных программ.
2013 год – грамота Министра РФ Обороны.
2013 год – первое место на олимпиаде по физической культуре среди учащихся общеобразовательных школ в Елабужском институте КФУ (Гарифуллина Фанзиля)
2014 год – первое место РТ слет среди военно- патриотических клубов РТ.
2014 год – за активное участие в Республиканской ярмарке – продаже изделий продукции, произведенной учащимися учреждений начального и общеобразовательных школ , посвященной 70- летию государственной системы образования в РФ и РТ.
2014 год- лауреат республиканского конкурса среди общеобразовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
«Дорога без опасности - 2014»
2014 год- I место Республиканского военно- спортивной игре « Зарница».
2014 год- I место в соревновании по военно- прикладным видам спорта г. Казань на приз КГТУ.
2014 год – первое место в личном зачете в рамках муниципального этапа республиканского конкурса среди команд общеобразовательных организаций Кукморского муниципального района (Гарифуллина Фанзиля)
2014 год – первое место по волейболу в рамках II зимней Спартакиады работников образования РТ
2015 год – первое место в турнире по мини-футболу среди учащихся 2000 г.р. и моложе.
2015 год – второе место по баскетболу среди мальчиков 2005-2006 г.р.
2015 год – первое место в соревнованиях по бегу в рамках летней Спартакиады работников образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.
На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха), ест с книгой. Поэтому надо обязательно продумывать свои жизненные задачи и цели, чтобы выделить тем самым время для укрепления своего здоровья.
Научная новизна заключается в разработке конкретных валеологических программ, повышающих общий культурный, физический уровень, способствующий выбору здорового образа жизни, с целью укрепления и сохранения здоровья.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке программ, комплексных упражнений необходимых для физического воспитания учащихся, а также методов, направленных на формирование здорового образа жизни.
Практическая значимость работы заключается в применении разработанных методов с учащимися и в рассмотрении полученных результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тематические классные часы
1 – 11 классы
|
18. Береги здоровье смолоду. 19. О вкусах не спорят, о манерах надо знать. 20. Гармония тела. 21. Роль спорта в жизни человека. 22. Система питания старшеклассника 23. Культура гигиены девушки. 24. Культура гигиены юноши. 25. Победить зло. 26. Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ. 27. Наркотики и их жертвы. |
Тематика родительских собраний
Конкурсы, викторины
1.Конкурсы рисунков: «Осторожно, дети!»; «Я за здоровый образ жизни!»; «Зеленая аптека». 2.Конкукрс плакатов: «Жизнь без наркотиков»; «Нет вредным привычкам». | 3.Викторины: «Красный, желтый, зеленый»; «Кушайте на здоровье». 4.Ролевая игра «Суд над табаком». 5.Веселые старты. 6.Спортивные соревнования «Моя спортивная семья». 7.Товарищеские встречи по разным видам спорта. |
Зимняя сказка
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Весенние чудеса
Сочные помидорки
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны