Очень часто современные дети слышат от взрослых упреки в том, что они ничего не умеют. А ведь для подростков очень важна возможность демонстрировать свои способности и получать высокую оценку со стороны. Кроме того, необходимо помнить о том, что в возрасте 12-14 лет идет активное становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут пригодиться для совершенствования профессиональных способностей.
Автор решил узнал, какими умениями обладают современные подростки.
Вложение | Размер |
---|---|
Подросток: сегодня и 100 лет назад. | 113 КБ |
Что умели дети 100 лет назад | 2.04 МБ |
Результаты анкетирования, опроса по теме "Что умеют современные дети?" | 1010 КБ |
Подросток: сегодня и 100 лет назад.
Актуальность темы. Очень часто современные дети слышат от взрослых упреки в том, что они ничего не умеют. А ведь для подростков очень важна возможность демонстрировать свои способности и получать высокую оценку со стороны. Кроме того, необходимо помнить о том, что в возрасте 12-14 лет идет активное становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут пригодиться для совершенствования профессиональных способностей.
Я решил узнал, какими умениями обладают современные подростки и попросил своих ровесников назвать 10 дел, которые они умеют делать.
Цель: выяснить, можно ли современного подростка назвать умелым человеком
Задачи:
Методы: опрос, анкетирование, сравнение данных, анализ полученных результатов.
Для начала давайте разберемся с понятием термина «умение». Он имеет два значения:
1.первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение; умение переходит в навык
2. способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык – это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.
Ответы подростков на вопрос «Напиши 10 дел, которые ты умеешь делать?» получились такими:
1. есть, играть в подвижные игры
2.играть в компьютер, читать, убираться
3. пить
4. рисовать, спать, бегать
5. прыгать, писать, делать поделки, писать, гулять
6. делать уроки, развивать скорость
7. подтягиваться, отжиматься, готовить, разбирать компьютер, следить за детьми, разговаривать, пугать
В этих ответах преобладают простые физические умения, свойственные любому человеку. А спрашивая, что ты умеешь делать, мы хотим узнать о способностях осознанно выполнять какое-либо сложное действие с помощью ряда навыков, за которые человека можно назвать умелым. Умелый человек –это не тот, кто владеет каким-то действием в четко определенной (иногда даже искусственно созданной) ситуации, а тот, кто может делать это в разных условиях, находя решение в разных ситуациях.
Поэтому в этих ответах мы не нашли информацию об умениях современного подростка, за которые его можно назвать умелым человеком.
Зато если забить в поисковике вопрос «Что умели дети 100 лет назад?», сразу получаешь нужную информацию, состоящую из тех практических умений, которые детям 10-12 лет могли пригодиться в течение всей жизни.
Анализ результатов исследования
Выбрав эти умения, я провел онлайн опрос среди родителей (15 человек). Им было предложено отметить, какими умениями из списка должен, по их мнению, обладать современный подросток, и что умеют делать их собственные дети. Затем такие же вопросы были предложены детям 10-12 лет (10 мальчиков и 10 девочек).
Ответы родителей и детей я сравнил.
Были выбраны 8 умений у мальчиков и 8 умений у девочек:
Мальчик
Девочка
Ответы родителей и детей распределились следующим образом:
Умение | Ответы родителей | Ответы детей |
| 7% | 20 |
| 40 | 80 |
| 67 | 50 |
| 60 | 20 |
| 67 | 20 |
| 7 | 0 |
| 53 | 50 |
| 53 | 10 |
1 и 6 умение (Ездить верхом и Охотиться) родители отметили, как не самое важное -7 %, для детей самыми ненужными умениями оказались 6 и 8 (Охотиться и Собирать грибы и ягоды).
Самыми важными, по мнению родителей, умения 3,5,4: Чинить мебель (67%), Помогать на огороде или даче (67%) и Ухаживать за животными (60%).
Для детей на первом месте умение 2: Мастерить игрушки из различных материалов (80%).
Далее приоритеты такие:
Для родителей умения 7,8 набрали по 53 %: Рыбачить и Собирать грибы и ягоды.
Умение под № 2 Мастерить игрушки из различных материалов отметили 40 % родителей.
50 % детей считают, что современный подросток должен уметь Чинить мебель и Рыбачить.
Такие умения, как Помогать на огороде или даче и Ухаживать за животными отметили только 20 % детей.
Таким образом, только по двум позициям мнения родителей и детей совпали: родители и дети считают, что современный подросток - мальчик должен уметь Чинить мебель и Рыбачить.
Теперь посмотрим на ответы, касающиеся умений девочек.
Должен ли, по-вашему, современный подросток –девочка уметь?
Умение | Ответы родителей | Ответы детей |
| 40% | 0 |
| 47 | 90 |
| 27 | 80 |
| 33 | 30 |
| 33 | 0 |
| 33 | 50 |
| 40 | 100 |
| 40 | 30 |
Для девочек родители считают самыми необходимыми следующие умения:
Убираться в доме - 47 %.
Готовить еду, Присматривать за хозяйством и Собирать грибы и ягоды - 40%.
Другие умения посчитали необходимыми менее 35 % родителей: Заниматься рукоделием, Смотреть за младшими детьми и Заниматься огородом (33%), Стирать (27%)
Сами девочки единогласно на первое место поставили умение Готовить еду (100%), далее с небольшим отрывом идут умения Убираться в доме (90%) и Стирать. (80%).
Заниматься огородом считают нужным 50% девочек, Собирать грибы и ягоды - 20% .
Умение Смотреть за младшими детьми и Присматривать за хозяйством из девочек не выбрал никто.
Итак, по степени важности у родителей и девочек совпали 2 умения: Убираться в доме и Готовить еду.
Умение | Ответы родителей | Ответы детей |
| 7% | 0 |
| 30 | 40 |
| 20 | 20 |
| 40 | 20 |
| 47 | 30 |
| 7 | 0 |
| 30 | 40 |
| 30 | 50 |
По мнению родителей, мальчики лучше всего умеют Помогать на огороде или даче и Ухаживать за животными – 47 и 40 %.
Еще родители указали, что подросток умеет убираться и пожарить яичницу.
Сами подростки - мальчики считают, что они умеют Собирать грибы и ягоды (50 %), рыбачить и Мастерить игрушки из различных материалов (40%).
Ездить верхом и Охотиться не умеет никто.
Как видим, мнения родителей и детей не совпали.
«Что из вышеназванного умеет делать ваш ребёнок - девочка?»
Умение | Ответы родителей | Ответы детей |
| 47% | 20 |
| 47 | 70 |
| 33 | 30 |
| 27 | 10 |
| 47 | 0 |
| 27 | 20 |
| 47 | 50 |
| 53 | 30 |
Родители указывают, что девочки умеют Собирать грибы и ягоды (53%), а также Присматривать за хозяйством, Убираться в доме, Смотреть за младшими детьми и Готовить еду (47%).
70 % девочек утверждают, что умеют Убираться в доме и 50 % Готовить еду.
Мнения родителей и подростков по умениям девочек совпали по позициям Убираться в доме и Готовить еду.
Если взять средний % ответов родителей и детей по тому, что умеют дети, то получается, что девочки умеют больше, чем мальчики, хотя большее единодушие наблюдается в ответах родителей и подростков – мальчиков – 26% и 25%, а средний % ответов родителей и подростков-девочек составляет 41 % и 29%.
А затем я сравнил содержание умений подростков 100 лет назад и сейчас.
Умение | Современный подросток Мальчик | Подросток 100 лет назад |
Ездить верхом. | Во время прогулки в парке | С самых ранних лет мальчиков учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, |
Мастерить игрушки из различных материалов. | Делать поделки из бумаги, конструктора, пластилина | Умел мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми. |
Чинить мебель. | Починить стул, закрутить болты | Уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. |
Ухаживать за животными. | Погулять с собакой, покормить кошку | Водить на водопой лошадей, чистить их, пасти ночью. |
Помогать на огороде или даче. | Вскопать грядку, что-то посадить | Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду». С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником. |
Охотиться. | Умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, | |
Рыбачить. | На удочку | Удить рыбу или бить её острогой |
Собирать грибы и ягоды. | Знать съедобные грибы | Сбор грибов, ягод и орехов для ежедневной еды и для запасов на зиму. |
Умение | Современный подросток Девочка | Подросток 100 лет назад |
Присматривать за хозяйством. | Полить цветы, что-то посадить | Мыла посуду, убиралась, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. |
Убираться в доме. | Пылесосить, мыть полы, подметать, убраться в комнате | Подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. |
Стирать. | Загрузить стиральную машинку | Стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. |
Заниматься рукоделием. | Вышивать, делать поделки | Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Работала на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник |
Смотреть за младшими детьми. | Гулять с коляской по улице | Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи |
Заниматься огородом. | Поливать, пересаживать, копать | Занималась огородом, помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. |
Готовить еду. | Пожарить яичницу, сварить кашу, пельмени | Могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу. |
Собирать грибы и ягоды. | Знать съедобные грибы | Сбор грибов, ягод и орехов для ежедневной еды и для запасов на зиму. |
Заключение
Как видим, умения подростков разных эпох сильно отличались. 100 лет назад подростки умели гораздо больше, чем мои современники.
К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей. Трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых условиях, и в то же время по христианской традиции служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Поэтому детям с раннего детства прививали такие понятия как сыновний или дочерний долг, уважение к старости, и понимание того, что семья – это самое главное в жизни. А любой труд на ее благо был уважаем.
На мой взгляд, современным подросткам не хватает не только практических умений, но и послушания.
В то же время хочу отметить, что мои ровесники умеют то, что не умели подростки 100 лет назад и делают они это даже лучше своих родителей. Об этом свидетельствуют данные опроса – это умение играть в компьютер, разбираться в технике и собирать кубик Рубика.
Таким образом, можно сделать вывод, что современного подростка назвать умелым человеком можно в умении играть в компьютер, а вот в области практических умений, которые могут подростку пригодиться в реальной жизни, есть еще много пробелов.
Хочется пожелать современным подросткам меньше времени проводить в виртуальном мире, а больше учиться практическим навыкам, чтобы уметь делать что-то своими руками и быть более приспособленными к жизни.
Список использованной литературы
Проблемы современных подростков http://www.hintfox.com/article/problemi-sovremennih-podrostkov.html
Что умели крестьянские дети 100 лет назад http://storyfiles.blogspot.ru/2016/07/100.html
И. Ф. Харламов. Педагогика
Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе. СПб, «Речь», 2004 г., с.90
Слайд 1
Что умели крестьянские дети 100 лет назадСлайд 3
«Отец сына не на худо учит» Основы мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату.
Слайд 4
Мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду». Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником. Работа на земле
Слайд 5
Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших. Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой. Уход за скотиной
Слайд 6
Промысловые занятия Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом.
Слайд 7
с 5-6 лет девочки уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной. К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».
Слайд 8
Крестьянский быт Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех домашних хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку.
Слайд 9
Пестунство Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи».
Слайд 10
В поле вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину .
Слайд 11
Ткачество Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено. К 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник.
Слайд 1
Подросток: сегодня и 100 лет назад Корнеев Роман, 12 лет Клуб «Пресс-центр»Слайд 2
Цель: выяснить, можно ли современного подростка назвать умелым человеком Задачи: • изучить литературу по теме • провести анкетирование среди родителей и детей • сравнить ответы родителей и детей • сопоставить умения современных подростков с умениями подростков прошлого века • сделать выводы Методы: опрос, анкетирование, сравнение данных, анализ полученных результатов.
Слайд 3
1.Первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение; умение переходит в навык 2. Способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык – это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения. Термин «умение»
Слайд 4
«Напиши 10 дел, которые ты умеешь делать?» 1. есть, играть в подвижные игры 2.играть в компьютер, читать, убираться 3. пить 4. рисовать, спать, бегать 5. прыгать, писать, делать поделки, писать, гулять 6. делать уроки, развивать скорость 7. подтягиваться, отжиматься, готовить, разбирать компьютер, следить за детьми, разговаривать, пугать
Слайд 5
Умелый человек –это не тот, кто владеет каким-то действием в четко определенной (иногда даже искусственно созданной) ситуации, а тот, кто может делать это в разных условиях, находя решение в разных ситуациях.
Слайд 6
Умения, которыми должны обладать подростки
Слайд 7
№ Умение Ответы родителей Ответы детей Ездить верхом. 7% 20 Мастерить игрушки из различных материалов. 40 80 Чинить мебель. 67 50 Ухаживать за животными. 60 20 Помогать на огороде или даче. 67 20 Охотиться. 7 0 Рыбачить. 53 50 Собирать грибы и ягоды. 53 10 Должен ли, по-вашему, современный подросток, мальчик, уметь?
Слайд 8
Ответы родителей . Должен ли, по-вашему, современный подросток уметь? мальчик девочка
Слайд 9
Ответы детей. Должен ли, по-вашему, современный подросток уметь? мальчик девочка
Слайд 10
Сравнение ответов родителей и детей. Мальчики
Слайд 11
Сравнение ответов родителей и детей. Девочка
Слайд 12
Должен ли, по-вашему, современный подросток (мальчик) уметь?
Слайд 13
Должен ли, по-вашему, современный подросток (девочка) уметь?
Слайд 14
Средний % по ответу на вопрос Что из вышеназванного умеет делать ваш ребёнок?
Тупое - острое
Три орешка для Золушки
"Портрет". Н.В. Гоголь
Новогодние гирлянды
Фильм "Золушка"