ученический проект "Выработка условных рефлексов у собак" выполняла Екамасова Дарья в течении 2-х лет.
Вложение | Размер |
---|---|
vyrabotka_uslovnyh_refleksov.docx | 31.35 КБ |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр имени В.Н.Татищева» с. Челно-Вершины
муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
«ВЫРАБОТКА УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ У СОБАК»
Проект выполнила:
Екамасова Дарья
ученица 8-А класса
Руководитель проекта:
Манакина Г.Н.
2017-2018 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе большинству людей, чем бы они ни занимались, где бы ни жили, приходится иметь дело с животными. Даже житель современного города, так или иначе, соприкасается с животными, будь то борьба с вредителями на кухне или общение и уход за домашними любимцами. Основную роль во всех жизненных процессах любого организма играет нервная система. Она осуществляет связь организма с внешним миром. В основе всех реакций организма на раздражения лежит рефлекс. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение нервных окончаний (рецепторов), расположенных как внутри его, так и на поверхности тела, осуществляемая через центральную нервную систему.
Актуальность
Приступить к выполнению проекта меня побудило появление еще одних членов в нашей семье – полуторамесячного щеночка: йорка. Для того, чтобы сделать из собаки преданного и послушного друга, я решила попытаться самостоятельно выработать у него условные рефлексы на разные раздражители.
Моя собака Йоркширский терьер – это декоративная порода собак, выведенная в Англии, графстве Йоркшир в XIX в. Несмотря на миниатюрность, йорк сохраняет качества, присущие терьерам больших размеров — смелость, любопытство, неутомимость. Это компаньон и любящий друг, одаренный большим чувством юмора, он любопытен, он забавен, никогда не скучает, он спокойный, но резвый. Моего питомца зовут Альма.
Объект исследования: домашнее животное (собака породы Йоркширский терьер).
Предмет исследования: выработка условных рефлексов у собаки породы Йоркширский терьер.
Цель работы: выработка условных рефлексов у собаки
Задачи исследования:
1) изучить теории (физиологические основы) поведения собаки и ее дрессировки;
2) ознакомиться с техникой дрессировки;
3) провести практическую работу по выработке условных рефлексов у собак.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ
Подготовка к дрессировке собак началась с изучения теории техники дрессировки. Теоретическими основами я взяла книгу Валерьяна Никитовича Зубко «Служебное собаководство». В книге содержатся сведения по анатомии, физиологии, конституции и экстерьеру собак служебных пород, их разведению, выращиванию и дрессировке. Публикуются конкретные методики общей и специальной дрессировки.
А те вопросы, которые нам были непонятны, мы разбирали на факультативных занятиях.
Очень важно с первого дня встречи со щенком установить с ним и поддерживать правильные взаимоотношения, добиваясь от него привязанности, послушания, преданности, а в дальнейшем и любви. Это достигается спокойным обращением, своевременным кормлением, регулярной чисткой, прогулками, занятиями (играми, воспитательными упражнениями). Все это благотворно сказывается на росте и развитии щенка, его воспитании, установлении с ним хорошего контакта и взаимопонимания.
Команды подавайте четко, умеренно громко, в повелительном тоне. Повторные команды, подаваемые при невыполнении предыдущих, подаются громче и в более строгом тоне; но ни в коем случае нельзя их выкрикивать. Запрещающая команда «Фу» всегда подается громче и строже, чем остальные. Слово «Хорошо», используемое для поощрения щенка, произносите четко, негромко, ласковым тоном, периодически подкрепляя его дачей лакомства.
Если команда не выполнена — повторите ее громче, более повелительным тоном и в случае необходимости прибегните к механическим воздействиям (надавливание рукой, легкое воздействие поводком и др.), но обязательно добейтесь выполнения команды, пусть даже не очень четкого. В противном случае щенок, а в дальнейшем и выросшая из него взрослая собака усвоит, что команды можно и не выполнять.
К посторонним людям, включая ваших соседей и знакомых, щенок должен относиться спокойно, нейтрально, без проявления особой заинтересованности и, тем более, злобности или страха. Поэтому не разрешайте посторонним ласкать, кормить, дразнить или пугать щенка, устраивать с ним игры и т. п.
Во время прогулки не разрешайте щенку лаять на людей, животных, транспортные средства, подбегать к взрослым или детям, чтобы поиграть с ними, так как это может войти в прочную навязчивую привычку и принесет вам много неприятностей. Особенно следите, чтобы щенок не подбегал к детям.
Громко и четко произнесите кличку и, как только щенок обратит на это внимание, немедленно поощрите его поглаживанием и лакомством и повторите кличку. С этой же целью используйте каждое кормление. Держа в руках кормушку с кормом, произнесите кличку и, когда щенок обратит на вас внимание, поставьте кормушку на свое место и покормите его, повторив при этом кличку.
Когда щенок станет реагировать на свою кличку и выполнять команду «Место», целесообразно приступить к отработке этих упражнений в комплексе. Сначала произнесите кличку и, как только щенок обратит на это внимание, подайте команду «Место» и добейтесь ее выполнения. За выполненную команду не забывайте своевременно поощрять щенка восклицанием «Хорошо», лакомством. В дальнейшем поощрение производится реже, лишь для того чтобы поддержать заинтересованность в выполнении команды «Место».
После того как щенок будет реагировать на свою кличку и выполнять команду «Место», приступайте к отработке команды «Ко мне». Этот навык очень важен, так как он обеспечивает постоянный контакт хозяина с собакой в любой обстановке и в любое время суток, и к его отработке следует отнестись с особым вниманием. Куда бы ни скрылся на прогулке щенок, чем бы он ни отвлекся, он должен по команде «Ко мне» немедленно подбежать к хозяину. Добиться этого нелегко и нужно проявить большое терпение, настойчивость и упорство. В противном случае щенок, а впоследствии и выросшая из него взрослая собака принесет вам немало хлопот.
Безотказное и энергичное выполнение команды «Ко мне» достигается в том случае, если оно ассоциируется у животного с приятными ощущениями (поощрение восклицанием «Хорошо», игрой, лакомством). Поэтому в начале выработки навыка используйте процесс кормления.
Щенков в возрасте от 2 до 3 месяцев продолжают приучать к выполнению команд «Место», «Ко мне», вводят отработку команд «Сидеть», «Лежать», «Фу» и начинают приучать к шлейке и поводку, продолжают прогулки и игры.
ВИДЫ ДРЕССИРОВКИ
Техника дрессировки включает в себя правила воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее необходимых навыков. Кроме того, техника дрессировки учит режиму дрессировки и последовательности выработки навыков.
Принято различать дрессировку общую и специальную, а также тренировку служебных собак.
Общая дрессировка имеет целью выработать у собаки сравнительно простые навыки общего послушания, необходимые для каждодневного управления поведением собаки, а также для выработки специальных навыков. Навыки общей дрессировки обычно называют общим курсом дрессировки (ОКД), так как с их помощью человек может дисциплинировать поведение собаки. Навыки ОКД вырабатываются у всех собак, независимо от их служебного предназначения.
Специальная дрессировка учит собак служебных пород определенной службе: караульной, сторожевой, розыскной, ездовой, пастушьей, минно-розыскной, рудорозыскной, газоразведывательной, поисково-спасательной, проводников слепых.
Тренировка собак представляет собой повторение пройденного и проводится с тем, чтобы сохранить в памяти собаки навыки, выработанные у нее при дрессировке, и совершенствовать их. Тренировку необходимо проводить в тех условиях, в которых собака применяется на службе. Умелая тренировка повышает служебные качества собаки.
Условные рефлексы — это ответные действия организма на раздражитель, выработанные при определенных условиях. Именно опираясь на условные рефлексы, человек управляет поведением собаки и использует ее на работе. В выработке у собаки нужных рефлексов и заключается физиологическая сущность дрессировки
МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ СОБАК
Обучение собак осуществляется различными методами. Под методом дрессировки понимают комплекс способов и приемов, при помощи которых у дрессируемой собаки вырабатываются условные рефлексы.
При дрессировке собак применяют четыре основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.
Механический метод. При этом методе условный раздражитель подкрепляется механическим (нажим, рывок за поводок, удар прутом). Например, команда «Сидеть» сопровождается нажимом рукой в области крестца собаки и легким натягиванием поводка вверх и назад.
Механическим методом можно выработать многие, но не все рефлексы. Например, нельзя выработать этим методом навыки выборки предметов по запаху. Кроме того, механические воздействия нередко вызывают у собаки боязнь дрессировщика, угнетенное состояние. Поэтому дрессировщик должен умело пользоваться механическим методом, не допускать частых и длительных болевых воздействий, учитывать индивидуальные особенности поведения собаки.
Вкусопоощрительный метод. При этом методе условный раздражитель подкрепляется дачей собаке лакомства. Например, команда «Ко мне» сопровождается показом собаке лакомства, а когда собака подойдет, дрессировщик отдает ей его. Вкусопоощрительный метод используется для выработки у собак общедисциплинарных и специальных навыков.
Понять первопричину любого поведения животного — значит, ответить на вопрос: какая потребность вызвала его. Например, отношение к корму у голодного животного будет иным, чем у сытого.
Применяют подкрепление регулярно либо эпизодически (вероятное подкрепление). Для поддержания уже выработанного навыка (поведения) на определенном уровне надежности следует прекратить регулярные подкрепления и перейти на эпизодические, случайные в непредсказуемом порядке, но с определенной вероятностью. При вероятном подкреплении (50 процентов) некоторые условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем при 100-процентном подкреплении, что связывают с эмоциональным возбуждением, достигающим максимума именно в данной ситуации.
Контрастный метод. Суть метода в том, что действие условного раздражителя подкрепляется раздражителем механическим, а затем раздражителем пищевым. Например, подав команду «Сидеть», делают нажим в области поясницы и натягивают поводок вверх и назад, а когда собака сядет, дают ей лакомство. Контрастный метод способствует четкой, безотказной работе собаки в различных условиях. Кроме того, благодаря вкусовому поощрению он способствует поддержанию и укреплению привязанности собаки к дрессировщику.
Подражательный метод. Основан на использовании врожденной способности животного подражать действиям другого животного. Например, достаточно одной собаке возбудиться, как на ее лай начинают реагировать и другие собаки.
Подражательный метод применяют при обучении собак преодолению препятствий, хватке за одежду помощника, задержанию убегающего, проявлению лая по команде и многого другого, а также при воспитательной дрессировке щенков.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для выполнения проекта я запланировала выработать условные рефлексы на разные команды. Для этого я применила четыре основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный, ориентировочный. При механическом методе условный сигнал подкрепляется механическим воздействием - нажим рукой. Например, команда "Сидеть" сопровождается нажимом руки в области поясницы собаки и легким натягиванием поводка вверх и назад. При вкусопоощрительном методе условный раздражитель подкрепляется лакомством. Команда "Ко мне" сопровождается показом собаке лакомства и дачей его, когда животное подойдет. Контрастный метод заключается в том, что сигнал подкрепляется сначала механическим раздражителем, а когда собака совершит нужное действие - лакомством. Практическая работа с питомцем оказалась не только интересной, но и трудоемкой. Самое первое с чего начала дрессировку – это приучение к кличке питомца и команде «Место».
После того как щенок стал реагировать на свою кличку и выполнять команду «Место», приступила к отработке команды «Ко мне». На это ушло две недели
Примерно в возрасте 3 месяцев, продолжая приучать к выполнению прежних команд, вводила отработку команды «Сидеть», эту команду Альма без ошибок стала выполнять через три недели. На выработку условного рефлекса «Лежать» мы потратили всего одну неделю, а вот «Дай лапу» около месяца. Самое сложное было приучать к поводку и отрабатывать команду рядом. В домашних условиях выполнение этой команды проходило успешно, но когда мы выходили на улицу, то новая обстановка, посторонние раздражители делали собаку непослушной. Пришлось совершать прогулки на поводке каждый день. Примерно месяца через полтора, Альма выполняла эту команду послушно.
Сказать, что я достигла поставленной перед собой задачи дрессировки моего питомца, конечно же нет, потому что, чтобы сохранить в памяти собаки навыки, выработанные у нее при дрессировке, необходимо повторять пройденное регулярно
ПРАВИЛА ДРЕССИРОВКИ СОБАК
При дрессировке собак необходимо соблюдать следующие правила:
Список литературы
Мастер-класс "Корзиночка"
Сказка на ночь про Снеговика
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Что такое музыка?