текст выступления на ученической конференции - 2018
Вложение | Размер |
---|---|
sasha_doklad_konferentsiya_18_2.doc | 74.5 КБ |
Слово и время
Как писал К.Д.Ушинский, «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое... Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке - в наследие потомкам... Весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове» [5, т 2 стр.154].
Русский язык для России – это главное средство коммуникации и зеркало национальной культуры. Не будет преувеличением сказать, что русский язык – это одна из основ российской государственности. Огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.
150 млн. человек на планете Земля считаются русскоязычными и еще 100 млн. владеют им, как вторым языком. Русский язык является самым распространенным европейским языком, если смотреть с географической точки зрения. А еще это язык, который обязательно изучают космонавты, которые желают попасть на Международную космическую станцию!
Взаимозависимость языка, культуры и человека изучается гуманитарными науками, в том числе лингвокультурологией. Изучению разных аспектов лингвокультуры посвящены исследования известных ученых Ю.Н. Караулова, Г.А. Брутяна, Н.Д. Арутюновой и др. Термин «лингвокультурология» появился в 90-е годы XX века в работах отечественных лингвистов Н.Д.Арутюновой, В.А.Масловой и других исследователей.
"В русском литературном языке сконцентрирована наша национальная культура. И пока мы хорошо говорим и пишем по-русски, нам не грозит никакая денационализация" – пишет Лев Иванович Скворцов.
В 2013 г. В.В. Путин с сожалением отметил, что уровень владения русским языком среди молодежи снижается, как и интерес к литературе. «Наша страна — некогда самая читающая в мире — уже не может претендовать на это почетное звание, — признал Путин. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки».
Русский язык вместе с другими языками, словно в зеркале, отражает все перипетии нашего трудного времени. В результате вседозволенности, коммерциализации резко снизился общий уровень владения языком, при активном воздействии средств массовой информации неуклонно падает культура русского слова, вытравливаются интерес и любовь к родному языку.
Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался.
Тема моего доклада «Слово и время». Я выбрала эту тему не случайно. Молодежный сленг – особая форма языка, одна из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия. Жаргонные слова и обороты не являются чем-то новым в нашей речи и возникли они не вчера. Но проблема в том, что эти «мёртвые слова» настойчиво просачиваются в речь подростков и прочно утверждаются в ней, тем самым вытесняя литературные слова и выражения, общеупотребительные слова, делая речь вульгарной и агрессивной.
Актуальность темы заключается в активном использовании сленга в речи обучающихся во все времена, повышенном интересе к сленгу как к кодифицированному языку. Из темы вытекает проблема, с которой столкнулся русский язык на современном этапе: засилье сленговых выражений в речи нынешних подростков. Оказалось, что сленг стал неотъемлемой частью общения молодежи в конце XXвека, да и сейчас без него не могут обойтись.
Объектом данного исследования является речь подростков, предметом – молодежный сленг.
Цель моей работы– рассмотреть особенности речи современных подростков.Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Профессиональные образовательные учреждения выпускают рабочих и служащих, а наша задача - стать не только умелыми и трудолюбивыми рабочими, а компетентными, профессионально подкованными, грамотными специалистами.
Речь - это связанное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть уместны и обоснованы.
Речь современных людей - это речь жаргонизированная. Молодежный жаргон – это особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в его стихию. Молодежный жаргон основан на игре со словом, на особом отношении к жизни, отвергающим все, что правильно, стабильно, скучно, рутинно. Нередко и люди старших поколений сохраняют пристрастие к жаргону.
По мнению лингвистов, большинство новых сленговых слов возникает вполне естественным образом из конкретных ситуаций, отражая появление новых предметов, вещей, объектов, идей или событий.
У многих подростков, да и у взрослых, нередко в речи присутствуют слова-паразиты. Это разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, их употребление не оправданно содержанием и структурой высказывания. Например, слова-паразиты - такие "ну", , "вот", "типа", "значит", "короче", "как бы", "э-э-э". У людей, не склонных связывать себя моральными ограничениями, эту функцию выполняют известные стереотипные нецензурные выражения, а у тех, кто чуть построже к себе - их цензурные эквиваленты (такие как "блин", "ё-моё").
Это свидетельствует о бедности и ограниченности словарного запаса.
Ещё одним неприятным явлением в среде общественности, а тем более в среде молодёжи, является нецензурная лексика.
Многие уже не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям, а ведь матное слово - есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры.
Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
Мат начинает приобретать масштабы общенационального культурного бедствия. Эти слова повсюду – дома, на улице, в магазине, в транспорте, в школе, по телевизору… Стоит ли удивляться, что матом нынче «не ругаются, а разговаривают» не только подростки, но и младшие школьники. Происходит уничтожение человека как личности.
И это нельзя пускать на самотёк, необходимо принимать серьёзные меры по ликвидации данной проблемы.
Ныне возрастают требования к качеству образования на всех уровнях, а потому выпускники, несмотря на национальную принадлежность, должны иметь хорошую подготовку по русскому языку и литературе, истории и обществознанию, минимум правовой культуры.
В последнее время говорить правильно становится модным. Почему же, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные?
Главные достоинства сленга – выразительность и краткость. Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.
В конечном счете, судьба русского языка зависит от каждого человека. Государство не может проверить каждое сказанное слово и поставить на нем печать "грамотно". Человек сам должен заботиться о том, чтобы передать следующим поколениям русский язык в неискаженном виде. С другой стороны, общество должно всячески помогать каждому гражданину совершенствовать знание русского языка.
В Сахалинской области каждый четвёртый житель – это молодой человек. Нас, молодое поколение 21 века, очень волнует эта проблема. Мы не можем смириться с этим и оставаться в стороне, так как именно нам строить наше будущее, нам жить в этом обществе, нам создавать культурную Россию, нам растить наших будущих детей.
В результате работы я пришла к следующим выводам.
1. Сленг, который активно использует современная молодёжь – своего рода протест против окружающей действительности, против типизации и стандартизации.
2. Для сленга характерна абсурдная игра слов. Это некое «кодирование» того или иного понятия.
3. Жаргонизмы засоряют наш язык и мешают нормальному общению людей разных поколений.
О защите русского языка должны заботиться политические партии, общественные и научные организации, журналистские союзы, другие объединения граждан.
В этом деле может оказаться полезной и государственная поддержка русского языка. В качестве мер такой поддержки можно рекомендовать следующее:
Для тех, кто желает повысить уровень общей культуры, в том числе и культуры речи, советую:
1) читать хорошую литературу;
2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой;
3) практиковать выступления перед аудиторией/
Мы с вами должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
Закончить выступление я хочу словами: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове» . Библейская мудрость
Спасибо за внимание!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
Опрошены 59 человек
Скворцов Лев Иванович
Лингвист
Советский и российский лингвист, писатель, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и стилистики Литературного института им. А. М. Горького и кафедры мировой литературы и культуры МГИМО, действительный член Академии российской словесности. Автор более 400 публикаций
Цветение вишни в лунную ночь
Зимняя сказка
Вокруг света за 80 дней
Просто так
Как я избавился от обидчивости