В работе показаны способы быстрого счёта многозначных чисел.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 248.13 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Быстрый счёт легко и просто!
Научно-исследовательская работа
Автор:
Фанин Илья Андреевич,
обучающийся 6в класса
МБОУ «Гимназия» г. Моршанска
Научный руководитель:
Крючина Елена Викторовна,
учитель математики
МБОУ «Гимназия» г. Моршанска
Моршанск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Простые приёмы умножения чисел 5
Глава 3. Нестандартные приёмы умножения чисел 6
3.1.Умножение чисел от 10 до 20 6
3.3.Умножение двузначных чисел на 22, 33, ... , 99 6
3.4.Умножение на 101, 1001 и т.д. 6
3.5.Умножение чисел на 111,1111 и т.д. 7
3.6.Умножение на число, состоящее только из цифр 9 7
3.7.Умножение двухзначных чисел 7
Список использованных источников 10
Счёт в уме является самым древним и простым способом вычисления. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчёты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результатах вычислений, выполненных с помощью калькулятора.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нижеперечисленные способы быстрого счёта рассчитаны на ум обычного человека и не требуют уникальных способностей. Кроме того освоение этих навыков развивает логику и память учащегося.
Гипотеза: Существуют устные способы умножения многозначных чисел.
Цель: Изучение приёмов устного счёта с использованием действия умножения.
Задачи:
1. Познакомить с простыми приёмами устных вычислений, при умножении чисел.
2. Рассмотреть и показать на примерах применение нестандартных способов умножения чисел.
Подсчитывать предметы люди научились ещё в древнем каменном веке - палеолите, десятки тысяч лет назад. Так, еще не умея считать, занимались древние люди арифметикой.
Устный счёт - математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор, счёты, и т.п.) и приспособлений (ручка карандаш, бумага и т.п.)
Чтобы умножить любое число на 4, надо последовательно двукратно умножить число на 2.
Примеры.
157×4=157×2×2=314×2=628
273×4=273×2×2=546×2=1092
Чтобы умножить любое число на 5, надо его вначале разделить на 2, а потом приписать справа 0.Пример:
126×5=126:2×10=630
Докажем :126×5=126×(10:2) = 126:2×10= 630
При умножении на 8 можно пользоваться двумя приёмами: Последовательное умножение.
Примеры: 48×8=48×2×2×2
56×8=56×2×2×2
8 заменяется разностью 10-2
Примеры.
127×8=127×(10-2) =127×10-127×2=1270-254=1016
269×8=269×(10-2)=269×10-269×2=2690-538=2152
Нестандартные методы – это способы, которые редко употребляются в вычислениях
К одному из чисел прибавляем количество единиц другого, сумму умножаем на 10 и прибавляем произведение единиц чисел.
Например:15 х 17 = (15 + 7) х 10 + 5 х 7 = 220 + 35 = 255
Прежде чем научиться устно, умножать на 37, надо хорошо знать признак делимости и таблицу умножения на 3. Чтобы устно умножить число на 37, надо это число разделить на 3 и умножить на 111.
Примеры:
24 х 37 = (24: 3) х 37 х 3 = 8 х 111 = 888;
18 х 37 = (18: 3) х 111 = 6 х 111 = 666.
1) Представить число 22 (33, ... , 99) в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, т.е. 22 = 2 х 11 и т.д.
2) Умножить произведение первых двух множителей на 11.
48 х 22 = 48 х (2 х 11) = (48 х 2) х 11 = 96 х 11 = 1056
16 х 66 = 16 х (6 х 11) = (16 х 6) х 11 = 96 х 11 = 1056
Чтобы любое число умножить на 101, надо к этому числу приписать справа это же число.
32 х 101 = 3232; 47 х 101 = 4747; 54 х 101 = 5454;
93 х 101 = 9393.
Чтобы трёхзначное число умножить на 1001, надо к этому числу справа приписать это же число.
324 х 1001 = 324 324; 675 х 1001 = 675 675;
869 х 1001 = 869 869.
Другие примеры:6478 х 10001 = 64786478;846932 х 1000001 = 846932846932.
Чтобы двухзначное число умножить на 111,1111 и т.д. надо мысленно цифры этого числа раздвинуть на два, три шага, сложить цифры и записать соответствующее количество раз их сумму между раздвинутыми цифрами.
24×111=2(2+4)(2+4)4=2664
24×1111=2(2+4)(2+4)(2+4)4=26664
опустим, нужно умножить 154 на 999 (99, 9999 или любое другое число из девяток). Вычисляем так:
154 х 999 = 154 х (1000 -1) = 154000 - 154 = 153999 - 153 = 153846
Меня заинтересовал нестандартный способ умножения двухзначных чисел. Он заключается в следующем. Вычитаем из 100 каждое число, получившиеся разности складываем и эту сумму вычитаем из ста. Полученное число записываем в ответ. Затем получившиеся разности умножаем и тоже записываем. Ответ 9312.
Я стал тренироваться умножать устно двузначные числа этим способом. И столкнулся с примером, на котором этот способ не работал.
93х85=78105
7+15=22 100-22=78
7х15=105
Но при умножении двухзначного числа на двухзначное произведением будет четырёхзначное число, а, следовательно, наш пример – исключение из правила.
Это исключение я сформулировал сам.
Произведение разностей числа ста и двузначных чисел, которые мы
умножаем не должно превышать ста.
37×3=111
37×6=222
37×9=333
37×12=444
37×15=555 и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе рассмотрения теоретического и практического можно сделать выводы:
1. Мы познакомились с простыми приёмами устных вычислений.
2. Рассмотрели и показали на примерах применение нестандартных способов умножения чисел.
3. Наша гипотеза подтвердилась. Существуют устные способы умножения многозначных чисел.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.http://nashol.com/2013071472446/bistrii-schet-tridcat-prostih-primerov-ustnogo-scheta-perelman-ya-i-1941.html
2. http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=224
3.Википедия
4. http://sch69.narod.ru/mod/1/6506/hystory.html
Волшебная фортепианная музыка
Позвольте, я вам помогу
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Астрономы получили первое изображение черной дыры