О проблемах построения правового государства в РФ
Вложение | Размер |
---|---|
О проблемах построения правового государства в РФ | 74 КБ |
О проблемах построения правового государства в РФ
Г.Усть-Джегута
ученица 10 класса
МКОУ «Лицей №1 г. Усть-Джегуты им. А.М.Тебуева»
Батчаева Лаура Хасановна
В ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993г. закреплено, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. К сожалению, в настоящее время вопрос относительного того, является ли данная норма простой констатацией факта, либо же идея правового государства выступает лишь целью, представляется дискуссионным. В нашей работе мы постараемся выяснить, можно ли говорить о России как о сложившемся правовом государстве.
Идея правового государства долгое время находится в поисках наиболее оптимальной модели ее развития, как в правовой доктрине, так и в ее реализации на практике. Состояние законности и правопорядка в государстве зависит от многих факторов, в том числе и от целостной системы законодательства, уровня правовой культуры граждан, их законопослушания, чего трудно добиться, если государство не может обеспечить его гражданам соблюдение их прав и свобод. Однако, суть правового государства не только лишь в изобилии нормативно-правовых актов и законопослушании, что также может быть и в антидемократическом государстве. Для того чтобы охарактеризовать государство как правовое необходимо изучение не только его внешних признаков, таких как верховенство закона, равенство всех перед законом, реализация прав и интересов граждан, реализация принципа разделения властей, взаимная ответственность личности и государства, наличие политического и идеологического плюрализма; необходимо так же и рассмотрение внутренних признаков: развитая правовая экономика, преодоление правового нигилизма, преодоление пустой декларированности норм, сознательное, образованное гражданское общество.
В доктрине существует множество мнений относительно того, является ли Россия сформировавшимся правовым государством, и, полагаем, что можно с уверенностью говорить о том, что большинство ученых склоняются к тому, что в РФ не сформированы основные принципы правового государства. Так, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, председатель Конституционного суда РФ, Зорькин В.Д. в своем докладе на международной конференции 2016 года, заявил: «Мы находимся в переходном этапе своего развития. Россия еще не взяла правовой барьер. Было бы трудно надеяться на это после тысячелетних стереотипов, в которых закон и право отнюдь не на первом месте, а главный принцип был - давайте жить по правде, а не по закону»[1]. Мы согласны с мнением Зорькина В.Д. и полагаем, что такая категория как «правда» является объективной, однако в современных реалиях приобретает субъективно оценочный характер, зачастую и с правовой точки зрения, что недопустимо в истинно правовом государстве.
Можно констатировать, что основное содержание данного конституционного положения правового государства заключается в том, что главной задачей развития общества и государства является человек и его интересы, а правотворчество и правоприменительная практика должны быть ориентированы на повсеместное соблюдение основных прав и свобод личности[2]. То есть, представляется, что данное положение состоит из презумпции, предполагающей сам факт соблюдения и защиты прав граждан. Одновременно можно выделить и признаки юридической фикции, так как нарушения прав и свобод все-таки присутствуют.
Автор Мосин С.А. в своей работе также отмечает, что в указанном принципе одновременно проявляются признаки нормы-цели и нормы-декларации ввиду того, что, с одной стороны, принцип правового государства связан со стремлением к всестороннему соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, с другой стороны, постоянно совершенствуемая нормативная база, призванная в том числе реализовать данный принцип в полном объеме, указывает на то, что данный процесс еще не завершен[3].
Таким образом, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день говорить о России как о сложившемся правовом государстве является преждевременным. Правовым государство станет только тогда, когда все законодательно закрепленные принципы будут реализованы де факто. И, хотя, конституционное закрепление РФ как правового государства пока не создано в том виде, в каком должно существовать, но данное положение носит перспективный характер и позволяет определить дальнейшие задачи в области политической, экономической и общественной сферах государства. Для полной реализации правового государства мы прежде всего предлагаем следующее: Внести изменение в пропорциональную избирательную систему, в частности, исключить неперсонифицированное голосование по партийным спискам; закрепить реально исполнимый порядок отзыва избираемых должностных лиц; уточнить в системе разделения властей место Центральной избирательной комиссии РФ и ее полномочия. Любое нарушение законодательства о выборах должно неминуемо должно влечь ответственность виновных, поскольку тот, кто посягает на основы народовластия, подрывает основы правового государства.
Список использованной литературы:
[1] Протокол Международной конференции «Современная конституционная юстиция: вызовы и перспективы» / [Электронный ресурс]: https://ria.ru
[2] Мосин С.А. Вариативность конституционного принципа правового государства: науч.статья / С.А.Мосин – Теория и практика общественного развития. 2015, с341-345.
[3] Васильева С.В. Конституционное право России : учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. М., 2010.
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Шум и человек
Простые летающие модели из бумаги
Сказка об осеннем ветре
Любимое яичко