Данная работа сравнивает представления об идеале женской красоты в разные исторические эпохи на примере одного живописного сюжета – мифа о рождении Венеры. Она знакомит нас с образом богини любви и красоты через шедевры мировой художественной культуры. В практической части работы рассматриваются живописные произведения различных авторов, посвященные сюжету рождения Венеры, анализируется символика и иконография образа, сравнивается видение, понимание и приемы изображения богини художниками эпох античности, Возрождения, Нового времени и ХХ века.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 805.1 КБ |
Приложения к работе | 2.98 МБ |
Направление: гуманитарные науки (искусствоведение)
Тема: «Идеал женской красоты в искусстве:
образ Венеры Анадиомены от античности до живописи ХХ века».
Авагян Алвард
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель Самарская обл.
8 класс
Научный руководитель: Минина Валентина Владимировна,
учитель ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский
2017-2018 уч. Г.
Аннотация к работе
Авагян Алвард Идеал женской красоты в искусстве: образ Венеры Анадиомены от античности до живописи ХХ века.
Данная работа сравнивает представления об идеале женской красоты в разные исторические эпохи на примере одного живописного сюжета – мифа о рождении Венеры. Она знакомит нас с образом богини любви и красоты через шедевры мировой художественной культуры. В практической части работы рассматриваются живописные произведения различных авторов, посвященные сюжету рождения Венеры, анализируется символика и иконография образа, сравнивается видение, понимание и приемы изображения богини художниками эпох античности, Возрождения, Нового времени и ХХ века.
Оглавление
Введение………………………………………………………………. | 3 стр. |
| 5 стр. 5 стр. |
| 6 стр. |
| 7 стр. 7 стр. |
|
|
| 12 стр. |
Заключение…………………………………………………….. | 13 стр |
Список использованных источников литературы…………….... | 14 стр |
Приложения |
Введение
Богиня красоты, любви и наслажденья!
Давно минувших дней, другого поколенья
Пленительный завет!
Эллады пламенной любимое созданье,
Какою негою, каким очарованьем
Твой светлый миф одет!
И.Тургенев
Актуальность данной темы заключается в том, что человечество на протяжении своей истории ищет идеалы красоты, как мужской, так и женской. Лучшие произведения мирового искусства отражают идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека.
Со времен античности идеалом женской красоты стал образ богини Венеры (Афродиты в греческом варианте). Она была богиней любви, красоты, плодородия и процветания. Она воплощала в себе вечную юность, всепоглощающую любовь, самую жаркую страсть. Согласно мифологии она носила титул прекраснейшей из женщин [5, 6].
На протяжении многих столетий и художники, и скульпторы, и литераторы поклонялись ей, воспевали и превозносили ее красоту. При этом каждый мастер старался раскрыть образ Венеры так, чтобы превзойти конкурентов и воздать славу прекрасной богине. Сейчас многие известные музеи мира хранят эти образцы восхищения в картинах и статуях богини.
Самый известный, самый красивый и самый загадочный сюжет в живописи, связанный с Венерой - это момент ее рождения. Анадиомена (др.-греч. Ἀναδυομένη – «выныривающая, выходящая из моря») - эпитет богини, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу [1]. Многие художники пытались изобразить миг появления Венеры, показать неземной красоты женское тело с капельками морской воды, застывшими на нежной коже.
В то же время в мире нет двух одинаковых картин или статуй Венеры. У каждой свой характер, своя история, свое настроение. Ведь каждый автор, работавший над этим образом, имеет свое видение, свое понимание, свое приемы работы.
Это ставит перед нами следующую проблему: какой видят и какими чертами наделяют богиню красоты художники разных эпох?
Перед началом исследования была выдвинута гипотеза о том, что изображение Венеры в различные времена могут различаться по стилю, но должны быть схожими по содержанию и сюжету.
Цель исследования: провести анализ образа Венеры Анадиомены в разные исторические эпохи.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
Объект исследования: образ Венеры Анадиомены.
Предмет исследования: произведения живописцев различных времен, посвященные мифу о рождении Венеры.
Методы исследования:
- поисковый (сбор информации по теме исследования с помощью различных ресурсов);
- аналитический (анализ произведений искусства);
- сравнительно-сопоставительный;
- творческий (создание презентации «Образ Венеры Анадиомены как идеал женской красоты»).
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников литературы и приложения. В первой главе мы рассмотрим образ Венеры как мифологического персонажа, познакомимся с историей ее происхождения и культом Венеры в античной Греции и Древнем Риме. Во второй главе остановимся на живописных произведениях различных авторов, посвященных сюжету Рождения Венеры, рассмотрим символику и общие черты картин, проведем анализ произведений искусства эпох античности, Возрождения, Нового времени и ХХ века, сравним видения, понимания и приемов изображения Венеры авторами различных эпох, сделаем выводы по результатам исследования.
Работа по данной теме познакомит нас с шедеврами мировой художественной культуры и их авторами, позволит сравнить представления об идеале женской красоты в разные времена. Она будет способствовать не только развитию познавательного интереса и эстетического вкуса, но и позволит глубже проникнуть в содержание живописных произведений.
С Венерой (Афродитой) связано много красивых и драматических мифов, в которых можно проследить биографию богини.
Первую легенду о появлении Афродиты на свет рассказывает Гесиод, греческий поэт конца VIII - начала VII века до нашей эры (Приложение 1). Интересно, что в самом начале своей поэмы «Теогония» он дает всего одно определение внешности богини, называя ее «Афродита с ресницами гнутыми». Так немного слов! Но сразу перед глазами встает красавица, чарующая взмахом длинных ресниц.
Далее Гесиод рассказывает, что у Геи-Земли и Урана-Неба родилось много детей-богов. Уран был жесток, он укрывал рожденных детей в утробе Геи, отчего она страдала и мучилась. Гея решила отомстить Урану и призвала на помощь своих детей. Из всех детей помочь матери согласился «хитроумный» Кронос, олицетворяющий в мифологии Время. Он поранил Урана. Кровь Урана попала в море, смешавшись с морской водой, она бурлила и пенилась. В этой пене появилась прекрасная девушка. Это и была Афродита [3].
Легкий ветер принес ее на остров Кипр, именно там она вышла на берег. В связи с этим ее часто называют Кипридой. А имя Афродита - Ἀφροδίτη происходит от слова ἀφρός - «пена» [6].
Гомер же в своей бессмертной «Илиаде» пишет, что Афродита была дочерью Зевса. Но от кого бы и где бы она ни родилась, Афродиту почитали как богиню любви [6].
Николай Кун в своей книге «Мифы и легенды Древней Греции» так описывает появление Афродиты на свет. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь» [5].
Зевс, которого Гомер называет отцом Афродиты, говорит своей «милой дочери», что ей не заповеданы «шумные брани», то есть участие в войне, и поручает ей заниматься «делами приятными сладостных браков» [6]. Гесиод пишет, что в удел Афродите, как богине любви, были даны: «Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий» [3]. Николай Кун характеризует ее следующим образом: «Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гера и Артемида не подчинены ее могуществу» [5].
Согласно мифам многие могущественные обитатели Олимпа добивались любви прекрасной богини, но она с презрением отвергла предложения богов. Афродита отказала даже верховному богу, и тот в наказание выдал ее замуж за некрасивого, хромоногого Гефеста. Кузнец и ювелир, Гефест был великим художником своего дела. С ним ни один из богов не мог сравниться в способности создавать прекрасное. Он обладал большой физической силой, и, кроме того, был мудр и умел примирять враждующих. Но союз Афродиты с Гефестом не был счастливым, ибо прекрасная богиня никогда не любила своего уродливого супруга и, оставаясь пылкой и влюбчивой, часто изменяла своему мужу [5, 6].
В «Одиссее» Гомер описывает драматические события, связанные с тем, что Афродита изменяла своему мужу Гефесту с богом войны Аресом. Гефест узнал о вероломстве супруги и задумал месть. Будучи прекрасным ювелиром, он сделал тонкую и прочную золотую сеть и поймал ею любовников. Увидев Афродиту с Аресом, Гефест очень огорчился, сетовал и скорбел, сказав о своей супруге: «Правда, прекрасна она, но ее переменчиво сердце» [6].
Афродита дарила свою любовь не только богам, но и людям. Так, например, она полюбила Адониса - сына царя Кипра, столь прекрасного юношу, что ни одно женское сердце не могло перед ним устоять. Адонис очень любил охоту, куда вместе с ним часто отправлялась Афродита. Она просила возлюбленного охотиться только на зайцев и серн, чтобы не подвергать себя опасности во время охоты на диких животных. Но однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса погнали вепря. Юноша в охотничьем азарте бросился в погоню, вепрь кинулся на него и нанес ему смертельную рану. Узнав о гибели Адониса, безутешная Афродита пошла по горам Кипра искать его тело. Она шла, не замечая в своем горе того, что камни и колючки в кровь ранят ее ноги. Там, куда падали капли крови богини, вырастали розы. Найдя Адониса, Афродита горько оплакала его, и пока она плакала, из крови Адониса вырос прекрасный цветок - анемон.
Могущественный Зевс, видя страдания своей прекрасной дочери, повелел своему брату Аиду на время отпускать из царства мертвых Адониса на встречу с Афродитой. С тех пор полгода Адонис живет в преисподней, а на полгода возвращается на землю к богине любви. Эти полгода соответствуют двум временам года - весне и лету [5, 6].
Сохранились и другие мифы о прекрасной златой Афродите, но приведенных рассказов достаточно, чтобы представить себе богиню любви такой, какой видели ее древние греки.
1.2. Венера в античной культуре
Венера была древнейшей по времени из богинь. В ней воплощалась идея жизни, первопричина всего живущего.
Греки обожествляли Афродиту (Венеру). В их представлении покровителем любовных наслаждений должно было быть божественное существо, обладающее наряду с совершенной физической красотой и обаянием духа. Поэтому Афродита воплощала в себе гармонию тела и духа.
При этом в Афродите (Венере) присутствовало как бы два начала. В древнем мире различали Афродиту Уранию – покровительницу целомудренной платонической любви, и Афродиту Пандемос, которая была олицетворением любви земной. Об этом подробно пишет древний философ Платон [1].
Самыми страстными и преданными почитателями Афродиты (Венеры) были молодые люди, поскольку она радовалась их любви и всегда помогала всем истинно любящим, если на их пути возникали непреодолимые препятствия.
В ее честь было построено огромное количество храмов – священных мест, куда прихожане несли дары и молитвы, где совершались культовые ритуалы. Это и храм в древнем городе Афродисия (у подножия гор Акдаг в Турции), знаменитый храм на Таманском полуострове (бывшая территория Босфорского государства), храм Афродиты Урании на острове Кифера, храм Афродиты Астарты недалеко от Александрии в Египте, храм на Акрополе в Афинах. А самый большой и знаменитый храм Афродиты находился в древней столице Кипра - городе Пафос [1].
Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой - неизвестно; но вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм в ее честь. Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до н. э., когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье, и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.
Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы, чтобы сплести из них канаты.
Празднества в честь Венеры были всегда очень красочными, и ее жрецы появлялись на них в венках из живых благоухающих цветов, символа естественной красоты. Ей были посвящены, как символы любви, мирт, роза, яблоко, как символы плодородия - мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине - дельфин и лебедь.
Афродита (Венера) вдохновляла и вдохновляет поэтов, музыкантов, художников с самых древних времен. Мы можем любоваться древними скульптурами Афродиты, созданными еще за несколько столетий до нашей эры.
За всю историю человечества с образа Венеры было написано большое количество картин, не говоря уже о таком жанре как скульптура. Эти произведения хранят самые крупные музеи искусств.
Эпитет богини, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу, – «Анадиомена», определяет особый тип ее изображения в этот момент.
Нами была сделана попытка найти и проанализировать живописные произведения, посвященные данному сюжету (Приложение 2). Результаты поисковой работы занесены нами в сводную таблицу.
Таблица 1
Произведения живописи по сюжету рождения Венеры
№ п/п | Время создания | Автор произведения | Название произведения | Где находится |
1 | 5 в. до н.э. | - | Вазопись «Венера Анадиомена» | |
2 | 4 в. до н.э. | Апеллес | «Рождение Венеры» | Помпеи, копия |
3 | ок. 1485 г | Сандро Боттичелли | «Рождение Венеры» | Галерея Уффици, Флоренция |
4 | ок. 1525 г | Тициан | «Венера Анадиомена» | Национальная галерея Шотландии, Эдинбург |
5 | ок.1612-1614 гг | Питер Пауль Рубенс | «Рождение Венеры» | Королевский музей искусств, Брюссель |
6 | 1636 г | Никола Пуссен | «Рождение Венеры» | Художественный музей, Филадельфия |
7 | 1728 г | Куапель Ноэль Никола | «Рождение Венеры» | Эрмитаж, Санкт-Петербург |
8 | ок.1740 г | Франсуа Буше | «Рождение Венеры» | Национальный музей, Стокгольм |
9 | ок. 1806-1857 гг | Антонио Мария Эскивель и Суарес де Урбина | «Рождение Венеры» | Музей Прадо |
10 | Ок. 1822-1832 гг | Франсуа Эдгар Пико | «Рождение Венеры» | Частное собрание |
11 | 1835 г | Теодор Шассерио | «Венера Анадиомена» | Частное собрание |
12 | 1848 г | Жан Огюст Доминик Энгр | «Венера Анадиомена» | Музей Конде, Шантийи |
13 | Ок. 1853-1926 гг | Роберт Фовер | «Рождение Афродиты» | Частное собрание |
14 | 1862 г | Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль | «Рождение Венеры» | Дворец изобразительных искусств, Франция |
15 | 1863 г | Александр Кабанель | «Рождение Венеры» | Музей Метрополитен |
16 | 1877 г | Уолтер Крейн | «Рождение Венеры» | Музей Тейт, Лондон |
17 | Ок. 1877 – 1882 гг | Ханс Зацка | «Рождение Венеры» | Частное собрание |
18 | 1879 г | Уильям-Адольф Бугро | «Рождение Венеры» | Музей Орсэ, Париж |
19 | 1890 г | Жан Леон Жером | «Рождение Венеры» | Частное собрание |
20 | Ок. 1900-1910 гг | Константин Маковский | «Рождение Афродиты» | Частное собрание |
21 | 1912 г | Одилон Редон | «Рождение Венеры» | Частное собрание |
22 | 1920 г | Хейл Филипп Лесли | «Рождение Афродиты» | Частное собрание |
23 | 1922 г | Джордж Сэбб | «Венера Анадиомена» | Частное собрание |
24 | 2000ые гг | Николай Бурдыкин | «Рождение Венеры» |
Таким образом, нам удалось найти более двух десятков живописных произведений, посвященных рождению Венеры [2, 7]. На всех произведениях Венера представлена юной привлекательной девушкой, полностью обнаженной. Все образы представлены с длинными распущенным волосами. На большинстве картин богиня выжимает свои мокрые волосы, в остальных случаях она просто касается их.
Исключение - Венера Джорджа Сэбба. Автор осовременивает сюжет и изображает крупную женщину в закрытом купальном костюме 1920-х гг.. Лицо героини опущено и не видно зрителю.
Во всех произведениях присутствуют морское побережье, вода, волны, пена. Обязательный элемент – ракушка, как символ любви и рождения. В более ранних картинах присутствуют различные атрибуты морской стихии, например, дельфины, чайки, нереиды. Часто встречаются изображения амуров, как символов любви. Более поздние произведения лаконичны и ограничивают круг изображаемых элементов. Образ Венеры перетолковывается, наполняется новым смыслом.
Для проведения сравнительного анализа нами были выбраны 4 картины, относящиеся к разным историческим эпохам:
- Античность представлена творением Апеллеса;
- Возрождение представлено в лице Сандро Боттичели;
- Просвещение и стиль рококо покажет Франсуа Буше,
- символизм ХХ века – Одилон Редон.
Нами были выбраны именно эти авторы и их произведения потому что, на наш взгляд, они наиболее ярко представляют свою эпоху и видение образа богини любви Венеры. Чтобы лучше понять мотивы художников, мы постарались найти историю создания и описание картин.
Картина Апеллеса, написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в.до н. э.), не сохранилась. Она известна лишь по описанию Плиния Старшего в «Естественной Истории», кн.35. данное произведение считалась лучшим творением Апеллеса. Картина находилась на острове Кос, в храме Асклепия Асклепионе. Около рубежа нашей эры её приобрел император Август, простив жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря.
История создания художником полотна связана с именами двух женщин - Фрины и Кампаспы. Фрина была прославленной гетерой, натурщицей Праксителя. Она была знаменита своим великолепным телом, но увидеть её в обнажённом виде было практически невозможно, за исключением праздника Посейдона в Элевсине. В этот день она раздевалась донага и, распуская волосы, входила в море. Именно это зрелище подсказало художнику сюжет картины. Саму же богиню, пишет Плиний, Апеллес писал со своей рабыни Кампаспы, подаренной ему Александром Македонским.
Древнеримский поэт Овидий в своей книге «Наука любви» писал:
Если б Венеру свою Апеллес не выставил людям --
Все бы скрывалась она в пенной морской глубине.
Известный искусствовед XX столетия Эрнст Гомбрих считал «Афродиту Анадиомену» произведением, предопределившим пути развития европейского искусства. Ведь именно этот образ неоднократно пытались повторить мастера последующих эпох [2, 7].
Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи Возрождения. Картина была создана для одного из представителей династии Медичи.
Перед зрителями предстает открытое пространство, море и небо. Художник изобразил раннее утро, когда уже рассеялась мгла ночи, и мир увидел прекрасную Венеру, которая только что родилась из морской пены. Эта богиня Красоты стоит на морской раковине, а подгоняет ее по волнам бог ветров Зефир и помогает ей подплыть к берегу. Появление этой богини на земле триумфально – к ее ногам летят розы, а богиня Ора преподносит юной богине Красоты драгоценный плащ, чтобы укрыть ее.
Образ героини представлен живописцем с идеально красивыми чертами, в которых поражает безупречность и гармония. Лицо богини, будто овеяно тенью печали, кротости, на ее плечи спадают длинные пряди прекрасных золотистых волос, которые развивает ветер.
Точно не известно, кто позировал Боттичелли. По самой распространенной версии, это была Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи. Красоту ее воспевали, богачи и сильные мира добивались ее благосклонности. Симонетта умерла в 23 года от чахотки, но благодаря Боттичелли, который повторял ее лицо из картины в картину и при ее жизни, и уже после ее смерти, Симонетта стала «лицом» флорентийского Ренессанса [1, 2, 7].
Картина Франсуа Буше «Рождение Венеры» представляет собой живопись эпохи рококо и неоклассицизма. Мифологические сцены древнегреческих преданий о Венере и Зевсе были излюбленной темой картин Буше. Художник всегда изображал богиню очень юной, игривой, страстной. И каждая новая картина была краше прежней.
Яркие краски в картине, посвященной рождению Венеры, приведены художником к единой сияющей золотистой гамме, напоминающей палитру старинных венецианских мастеров. Она наполнена изображением чувственных розовых тел нимф, наяд, амуров. При этом все внимание сосредотачивается на центральной фигуре – образе Венеры. Ф. Буше удается передать в своей картине образ безмятежного мира, наполненного негой, эротизмом и чувственными наслаждениями.
За эти сюжеты, не соответствовавшие чаяниям века Просвещения, он подвергся суровой критике со стороны своего современника Дени Дидро. Тот видел в художнике порождение всего, с чем боролись просветители. Но несмотря на эту критику произведения Буше пользовались огромной популярностью. Их покупали короли и императоры, герцоги и графы, богатые буржуа [1, 2].
Французский художник и критик, один из основоположников символизма, Одилон Редон также обращался к античным сюжетам. На его полотне «Рождение Венеры» появление богини из пены морской происходит на глазах у зрителя. Её тело, стоящее в раковине, уже реально и полно сил, а голова ещё только проступает из небытия. На картине преобладают красные тона, яркие на фоне голубого неба, - рождение богини показано как всплеск животворящей энергии [7].
Приведенные выше четыре картины мы описали согласно плану анализа живописного произведения (Приложение 3). Для того, чтобы в дальнейшем нам было легче сопоставить данные, мы занесли полученные результаты в сводную таблицу 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ особенностей образа Венеры
Апеллес «Рождение Венры» | Сандро Боттичели «Рождение Венеры» | Франсуа Буше «Рождение Венеры» | Одилон Редон «Рождение Венеры» | |
Эпоха создания | Античность | Возрождение | Просвещение | ХХ век |
Художественный стиль или направление | античный | возрождение | рококо | символизм |
Особенности сюжета | Показано появление богини, плывущей в раковине в сопровождении свиты. | Показано триумфальное появление Венеры и почести, оказываемые ей. | Показано появление богини в окружении свиты. | Показано пробуждение Венеры, ее рождение из недр морской раковины. |
Особенности изображения героини | Венера изображена полулежа. Она молода, обнажена и прекрасна. Ее тело украшают изящные браслеты и ожерелье. Волосы собраны в изящную прическу. Задумчивый взгляд устремлен вдаль. | Богиня стоит в центре композиции. Она юна, стройна. Обнаженное тело стыдливо прикрывает ладонями. Золотистые волосы распущены и развеваются ветром. Лицо Венеры задумчиво и кротко. На щеках играет легкий румянец. | Венера сидит в окружении свиты. Она молода и прекрасна. Обнаженное тело ее расслаблено, полно неги и покоя. На лице легкая улыбка. Светлые волосы украшены цветочным венком. | Богиня стоит в центре композиции. Зрители могут четко увидеть ее стройное обнаженное тело, но лицо Венеры прикрыто рукой и находится в тени. |
Построение композиции | Композиция картины тяготеет к симметрии. Пространство уравновешивают фигуры амуров по обе стороны от вытянутой фигуры Венеры. | Согласно композиционной схеме фигура Венеры находится словно в арке, образованной симметричными массами по краям. Чередование фигур добавляет картине ритма. | Композиция открытая, динамичная. Обилие персонажей как бы распирает границы картины. В то же время ее центром остается фигура Венеры. Она выделена цветом, весь свет картины словно сосредоточен на ней. | Весь центр композиции занимает фигура Венеры в раковине. Это создает иллюзию присутствия и масштабности картины, «съедая» глубину пространства. |
Художественные средства создания образа | В картине локальный синий цвет разбавлен оттенками розового и сиреневого, которые сконцентрированы в центре. Более темный цвет фона призван подчеркнуть светлый образ Венеры. | На картине каждый объект изображен ясно и четко. Присутствует общая освещенность и легкость цвета. Все это придает воздушности творению. | В картине преобладают сияющие золотистые тона. Весь колорит картины очень теплый и вызывает состояние легкости и покоя. | На картине преобладают красные тона, яркие на фоне голубого неба. Этот контраст цвета воспринимается как всплеск энергии. |
Сравнив 4 произведения, посвященных мифу о рождении Венеры, можно отметить следующее.
Все их объединяет общая тема и сюжет.
Прообразами каждой Венеры служили модели, отвечающие критериям идеала красоты своей эпохи. Они отличаются цветом волос, глаз, телосложением. При этом их объединяет молодость и физическое совершенство тела. Каждая из них показывает красоту и эстетику обнаженных женских форм.
В более ранних произведениях Венера изображается величественной женщиной, объединяющую в себе красоту тела и духа. Современное искусство чаще использует образ Венеры как синоним идеального обнаженного женского тела, который лишен мифологической или символической нагрузки. Это просто любование красивой натурой.
Безусловно, во всех картинах присутствует море, иначе содержание мифа о рождении Венеры было бы передано неверно. На трех более ранних произведениях присутствуют морские атрибуты - дельфины, рыбы, нимфы-нереиды, и ее традиционные спутники - амуры и купидончики.
Главный признак Афродиты Анадиомены – ракушка, на которой она проплыла от острова Кифера (где появилась) до острова Кипр (где высадилась) – присутствует на всех четырех картинах. При этом в картинах Апеллеса, С. Боттичели и О.Редона раковина очень крупная, хорошо заметная, составляющая часть композиции, а на картине Ф.Буше она небольшого размера.
Отличия четырех картин наиболее ярко проявляются в построении композиции и использовании художественных средств. Каждый из живописцев по-своему выстраивает пространство изображения, однако фигура Венеры всегда является его композиционным центром. Это подчеркивается размером, положением и цветом образа.
Каждый художник использует различные цветовые гаммы в своих картинах. Но в каждой из них богиня Венера изображается светлыми и теплыми тонами. В ее изображении преобладают золотистые оттенки, что лишь подчеркивает значимость и возвышенность образа.
Созданные однажды образы не остаются одинаковыми раз и навсегда. Каждый автор привносит свое видение и подвергает переработке ставшие классическими сюжеты. При этом творения великих художников живут своей жизнью в смене исторических этапов. Они помогают нам увидеть идеал красоты не как статичный канон, а как изменяющийся образ.
Заключение
Закончив исследование по выбранной нами теме, можно отметить, что образ Венеры (Афродиты) действительно стал синонимом женской красоты. Корни этого убеждения берут начало в период античности. Венера - совершенное воплощение, лучший образец женственности, который объединяет в себе любовь земную и любовь небесную. Она дает и поддерживает жизнь, она соединяет людей, она привносит в жизнь красоту и гармонию, она спасает, она не умирает. Может быть, поэтому Венера во всех культурах бессмертна и почитается как божество.
Сюжет рождения Венеры не теряет популярности уже две с половиной тысячи лет. Афродита Анадиомена - этот эпитет означает "выныривающая, выходящая из моря", будет выходить из-под кистей и придворного художника Александра Македонского, и любимого живописца Наполеона III, и – Огюст Редон. У каждого, разумеется, в своем варианте.
Работая над темой, нам пришлось обращаться не только к произведениям искусства, но и литературы. Чтобы лучше понять героиню, пришлось познакомиться с мифами и легендами Древней Греции. Хорошим подспорьем в этом стала одноименная книга Н.Куна.
С помощью виртуальных галерей нам удалось заглянуть в различные музеи мира и подобрать подходящие по сюжету картины разных авторов. Нам удалось насчитать около 2 десятков произведений данной тематики, проанализировав которые, мы смогли выделить общие черты иконографии в изображении богини Венеры. В ходе работы нам удалось более подробно узнать о творчестве таких художников, как Апеллес, Сапндро Боттичели, Франсуа Буше и Огюст Редон.
Анализ четырех произведений, относящихся к эпохам античности, Возрождения, Просвещения и ХХ века позволил найти сходство и различие в образах Венеры Анадиомены, а заодно закрепил умение работать с живописными творениями. Несмотря на столетия, которые разделяют эти произведения, они продолжают жить, продолжают удивлять и восхищать не только искусствоведов, но и простых людей. Это и есть показатель того, что творения выдающихся художников пережили время и свидетельствуют об их гениальности и величии.
Но самое главное, это то, что анализ живописных произведений помог нам ответить на главный вопрос исследования: какой видят и какими чертами наделяют богиню красоты художники разных эпох?
Таким образом, цель работы достигнута, все задачи решены. Гипотеза о том, что изображение Венеры в различные времена могут различаться по стилю, но должны быть схожими по содержанию и сюжету, нашла свое подтверждение.
В дальнейшем планируется завершить работу по теме исследования тем, что для учащихся 8 классов будет подготовлен материал в виде презентации «Образ Венеры Анадиомены как идеал женской красоты». Использование данного материала на уроках искусства будет свидетельствовать о практической значимости работы.
Список использованных источников литературы
Интернет-источники: поиск произведений живописи
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Свадьба в Малиновке
Вокруг света за 80 дней
Как Снегурочке раскатать тесто?
Смекалка против Змея-Горыныча