история кружевоплетения в Балахне
Вложение | Размер |
---|---|
balahninskoe_chudo.ppt | 1.78 МБ |
dokument_microsoft_office_word.docx | 93.46 КБ |
kruzhevopletenie.doc | 32.5 КБ |
Слайд 1
«Балахнинское чудо» Выполнила: ученица средней школы №12, 9А класса, Синякова Дарья.Слайд 2
Одним из самых загадочных чудес нашего края является кружево. Местный кружевной промысел ведет свою историю с последних десятилетий XVII в., его расцвет пришелся на период с конца XVIII до конца XIX в. В XIX в. кружевоплетением занималась половина всего женского населения Балахны и окрестных деревень .
Слайд 3
Набор инструментов и приспособлений для плетения кружев был доступен для простого народа и включал коклюшки, валик, подставку под валик, склок, булавки, ножницы и нитки.
Слайд 4
КОКЛЮШКИ. Балахнинские коклюшки по форме напоминают веретено с небольшой плоской головкой и имеют длину 12-15 см. Изредка они украшались неглубокими надрезами – проточками.
Слайд 5
КОКЛЮШКИ. Деревенские мастера вырезали коклюшки обычно из березы или можжевельника, хорошим деревом считался клен, а самым лучшим – липа. Коклюшки считали парами, продавались они на местных базарах сотнями. Для начала работы обычно требовалась одна сотня коклюшек.
Слайд 6
ВАЛИК. Для закрепления сколка и коклюшек во время плетения кружев служила плотная подушка, которую в Балахне называли валиком, а в старые времена – кутузом. Чаще всего валик имел длину 35-40 см и диаметр 30-40 см.
Слайд 7
В Балахне кружева плели в основном из шелковых и хлопчатобумажных ниток, реже – из льняных. Использовались нитки черного, золотисто-кремового или белого цветов.
Слайд 8
Переработав орнаменты французских и бельгийских кружев, местные кружевницы создали свой неповторимый стиль – «балахонский манер».
Слайд 9
Его основу составляют композиции из цветов и листьев, плодов граната, гроздьев винограда – узоров, служивших символами любви, земного рая, счастливой семейной жизни. Своеобразной визитной карточкой мастериц стала «балахонская роза». В сравнении с растительным орнаментом изображения животных и птиц – оленей, павлинов, орлов – на балахонских кружевах встречаются реже.
Слайд 10
Французкое и Балахнинское кружева XVII века.
Слайд 11
КРУЖЕВНИЦЫ БАЛАХНЫ. Без внимания мы не можем оставить знаменитых кружевниц, которые плели кружева. Это представительницы известных балахнинских семейств Заевых, Богдариных, Зеленихиных и других. Имена кружевниц содержатся и в архивных документах, правда, встречаются они крайне редко. Под 1863 годом названы балахнинские кружевницы – мещанские жены Агафья Федорова Половинкина, Александра Иванова Пастухова, Елизавета Алексеева Коскина. Также бабушка Максима Горького, Акулина Ивановна является кружевницей нашего городка.
Слайд 12
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ М.ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО». БАБУШКА АКУЛИНА ИВАНОВНА .
Слайд 13
ЛИДИЯ ФЕДОРОВНА ВАСИЛЬЕВА- БАЛАХНИНСКАЯ КРУЖЕВНИЦА. У удивительной мастерицы Варвары Ивановны Быковой занималась Лидия Федоровна Васильева, окончившая Вятскую школу кружевниц. В 1968 г. она возглавила цех кружевоплетения в Балахне. Вместе со своими ученицами Галиной Александровной Котовой и Ольгой Анатольевной Чернигиной собирала старинные сколки, образцы рисунков, изучала технологию многопарного плетения.
Слайд 14
БАЛАХНИНСКИЕ КРУЖЕВНИЦЫ. Галина Александровна Котова работала в цехе кружевоплетения Городецкой строчевышивальной фабрики, который существовал в Балахне с 1969 по 1994 г. Возглавляла его Лидия Федоровна Васильева, окончившая Кировское училище и приехавшая в Балахну в 1968 г. Кружевницы этого цеха стали наследницами сложного по технике исполнения «балахонского манера».
Слайд 15
Лидия Федоровна плетет косынки, шарфы, воротники “балахонского манера”. Освоила самые сложные многопарные переплетения, характерные только для Балахны, изучила художественные особенности орнаментального узора кружева, проводит работу по реставрации старинного балахнинского кружева.
Слайд 16
В балахнинском кружеве вы найдете около десятка различных вариантов сеток-решеток, которые весьма плотны на ощупь, но все же не утяжеляют кружево, а наоборот придают ему особую воздушность. Кроме того в кружевном полотне используются овальные насновки, цветочные мотивы, виноградные грозди, розы, медальоны, завитки, цветочные гирлянды.
Слайд 17
В 19 веке кружевоплетением в Балахне занималось практически все ее женское население (традиционно девочек начинали обучать ремеслу с 5 лет), к тридцатым годам революционного 20 столетия кружевной промысел почти умер.
Слайд 18
Современное балахнинское кружево восстановлено по крупицам теми, для кого кружевоплетение и жизнь слились воедино.
Слайд 19
ОРНАМЕНТ БАЛАХНИНСКОГО КРУЖЕВА. Своеобразие «балахонского манера» заключалось в легкости решеток, на которых располагаются густые букеты цветов и винограда. Орнамент почти всегда очерчен толстой шелковой нитью, внутреннее пространство между лепестками заполнено прозрачной решеткой. Орнаментом балахнинского кружева в основном являлось и является растительность.
Слайд 20
Исторический факт – платье королевы Виктории украшали балахнинские кружева.
Слайд 21
Ассортимент кружевных изделий был многообразен . С одной стороны - это бельевое кружево : концы полотенец , простынь , подзоры , салфетки , скатерти, кружево на отделку подушек , на комоды , подносы ; с другой- изделия для отделки женской , а также мужской одежды : галстуки , пояса , каймы платков , наколки на причёску, головные уборы ( шапочки ), перчатки , кофты , платья , воротники , манжеты , накидки , шали , косынки и платки .
Слайд 22
Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто.
Слайд 23
Типичными для этих изделий были цветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей.
Слайд 24
Искусство кружевоплетения не забыто и сегодня. В 1970-е годы в Балахне был открыт центр кружевоплетения. В настоящее время обучение детей и взрослых кружевоплетению проводится в центрах народного творчества Нижегородской области.
Слайд 25
И, все таки, наше балахнинское (балахонское) кружеве – действительно чудо из чудес!
Слайд 26
Спасибо за внимание.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №12»
Балахнинского муниципального района
Номинация «Кустарные промыслы и ремесла нашего края»
Название «Балахнинское чудо»
Автор Синякова Дарья,
9 «а» класс, школа №12, Балахна
Руководитель Давыдова Анастасия Вячеславовна,
учитель английского языка
г. Балахна
2014
Балахнинское чудо.
Одним из кружевных центров России является город Балахна, расположенный в Нижегородской области на берегу Волги. Местный кружевной промысел ведет свою историю с последних десятилетий XVII в., его расцвет пришелся на период с конца XVIII до конца XIX в. В XIX в. кружевоплетением занималась половина всего женского населения Балахны и окрестных деревень.
Набор инструментов и приспособлений для плетения кружев был доступен для простого народа и включал коклюшки, валик, подставку под валик, склок, булавки, ножницы и нитки.
Набор инструментов и приспособлений для плетения кружев был доступен для простого народа и включал коклюшки, валик, подставку под валик, склок, булавки, ножницы и нитки. Деревенские мастера вырезали коклюшки обычно из березы или можжевельника, хорошим деревом считался клен, а самым лучшим – липа. Коклюшки считали парами, продавались они на местных базарах сотнями. Для начала работы обычно требовалась одна сотня коклюшек. В Балахне кружева плели в основном из шелковых и хлопчатобумажных ниток, реже – из льняных. Использовались нитки черного, золотисто-кремового или белого цветов.
Переработав орнаменты французских и бельгийских кружев, местные кружевницы создали свой неповторимый стиль – «балахонский манер».
Его основу составляют композиции из цветов и листьев, плодов граната, гроздьев винограда – узоров, служивших символами любви, земного рая, счастливой семейной жизни. Своеобразной визитной карточкой мастериц стала «балахонская роза». В сравнении с растительным орнаментом изображения животных и птиц – оленей, павлинов, орлов – на балахонских кружевах встречаются реже.
Без внимания мы не можем оставить знаменитых кружевниц, которые плели кружева. это представительницы известных балахнинских семейств Заевых, Богдариных, Зеленихиных и других. Имена кружевниц содержатся и в архивных документах, правда, встречаются они крайне редко. Под 1863 годом названы балахнинские кружевницы – мещанские жены Агафья Федорова Половинкина, Александра Иванова Пастухова, Елизавета Алексеева Коскина. Также бабушка Максима Горького, Акулина Ивановна является кружевницей нашего городка.
У удивительной мастерицы Варвары Ивановны Быковой занималась Лидия Федоровна Васильева, окончившая Вятскую школу кружевниц. В 1968 г. она возглавила цех кружевоплетения в Балахне. Вместе со своими ученицами Галиной Александровной Котовой и Ольгой Анатольевной Чернигиной собирала старинные сколки, образцы рисунков, изучала технологию многопарного плетения.
Галина Александровна Котова работала в цехе кружевоплетения Городецкой строчевышивальной фабрики, который существовал в Балахне с 1969 по 1994 г. Возглавляла его Лидия Федоровна Васильева, окончившая Кировское училище и приехавшая в Балахну в 1968 г. Кружевницы этого цеха стали наследницами сложного по технике исполнения «балахонского манера».
Лидия Федоровна плетет косынки, шарфы, воротники “балахонского манера”. Освоила самые сложные многопарные переплетения, характерные только для Балахны, изучила художественные особенности орнаментального узора кружева, проводит работу по реставрации старинного балахнинского кружева.
В балахнинском кружеве вы найдете около десятка различных вариантов сеток-решеток, которые весьма плотны на ощупь, но все же не утяжеляют кружево, а наоборот придают ему особую воздушность. Кроме того в кружевном полотне используются овальные насновки, цветочные мотивы, виноградные грозди, розы, медальоны, завитки, цветочные гирлянды.
В 19 веке кружевоплетением в Балахне занималось практически все ее женское население (традиционно девочек начинали обучать ремеслу с 5 лет), к тридцатым годам революционного 20 столетия кружевной промысел почти умер. Современное балахнинское кружево восстановлено по крупицам теми, для кого кружевоплетение и жизнь слились воедино.
Своеобразие «балахонского манера» заключалось в легкости решеток, на которых располагаются густые букеты цветов и винограда. Орнамент почти всегда очерчен толстой шелковой нитью, внутреннее пространство между лепестками заполнено прозрачной решеткой. Орнаментом балахнинского кружева в основном являлось и является растительность.
Исторический факт – платье королевы Виктории украшали балахнинские кружева.
Ассортимент кружевных изделий был многообразен . С одной стороны - это бельевое кружево : концы полотенец , простынь , подзоры , салфетки , скатерти, кружево на отделку подушек , на комоды , подносы ; с другой- изделия для отделки женской , а также мужской одежды : галстуки , пояса , каймы платков , наколки на причёску, головные уборы ( шапочки ), перчатки , кофты , платья , воротники , манжеты , накидки , шали , косынки и платки .
Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто. Выработался особый вид кружева - "балахонский манер", своеобразие которого заключалось в легком тюлевом фоне, на котором располагались букеты цветов. Типичными для этих изделий были цветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей.
Искусство кружевоплетения не забыто и сегодня. В 1970-е годы в Балахне был открыт центр кружевоплетения. В настоящее время обучение детей и взрослых кружевоплетению проводится в центрах народного творчества Нижегородской области.
Источники:
http://uch.znate.ru/docs/1353/index-5460.html
http://fr.tourismnn.ru/node/283
http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=25188
http://orelgazeta.ru/articles?page=95&p=2681
http://uch.znate.ru/docs/1353/index-5460.html
http://rukodel-nica.ru/video/shite/video-balahninskoe-kruzhevo-flv.htm…
Балахнинское чудо.
Одним из кружевных центров России является город Балахна, расположенный в Нижегородской области на берегу Волги. Местный кружевной промысел ведет свою историю с последних десятилетий XVII в., его расцвет пришелся на период с конца XVIII до конца XIX в. В XIX в. кружевоплетением занималась половина всего женского населения Балахны и окрестных деревень.
Набор инструментов и приспособлений для плетения кружев был доступен для простого народа и включал коклюшки, валик, подставку под валик, склок, булавки, ножницы и нитки.
Набор инструментов и приспособлений для плетения кружев был доступен для простого народа и включал коклюшки, валик, подставку под валик, склок, булавки, ножницы и нитки. Деревенские мастера вырезали коклюшки обычно из березы или можжевельника, хорошим деревом считался клен, а самым лучшим – липа. Коклюшки считали парами, продавались они на местных базарах сотнями. Для начала работы обычно требовалась одна сотня коклюшек. В Балахне кружева плели в основном из шелковых и хлопчатобумажных ниток, реже – из льняных. Использовались нитки черного, золотисто-кремового или белого цветов.
Переработав орнаменты французских и бельгийских кружев, местные кружевницы создали свой неповторимый стиль – «балахонский манер».
Его основу составляют композиции из цветов и листьев, плодов граната, гроздьев винограда – узоров, служивших символами любви, земного рая, счастливой семейной жизни. Своеобразной визитной карточкой мастериц стала «балахонская роза». В сравнении с растительным орнаментом изображения животных и птиц – оленей, павлинов, орлов – на балахонских кружевах встречаются реже.
Без внимания мы не можем оставить знаменитых кружевниц, которые плели кружева. это представительницы известных балахнинских семейств Заевых, Богдариных, Зеленихиных и других. Имена кружевниц содержатся и в архивных документах, правда, встречаются они крайне редко. Под 1863 годом названы балахнинские кружевницы – мещанские жены Агафья Федорова Половинкина, Александра Иванова Пастухова, Елизавета Алексеева Коскина. Также бабушка Максима Горького, Акулина Ивановна является кружевницей нашего городка.
У удивительной мастерицы Варвары Ивановны Быковой занималась Лидия Федоровна Васильева, окончившая Вятскую школу кружевниц. В 1968 г. она возглавила цех кружевоплетения в Балахне. Вместе со своими ученицами Галиной Александровной Котовой и Ольгой Анатольевной Чернигиной собирала старинные сколки, образцы рисунков, изучала технологию многопарного плетения.
Галина Александровна Котова работала в цехе кружевоплетения Городецкой строчевышивальной фабрики, который существовал в Балахне с 1969 по 1994 г. Возглавляла его Лидия Федоровна Васильева, окончившая Кировское училище и приехавшая в Балахну в 1968 г. Кружевницы этого цеха стали наследницами сложного по технике исполнения «балахонского манера».
Лидия Федоровна плетет косынки, шарфы, воротники “балахонского манера”. Освоила самые сложные многопарные переплетения, характерные только для Балахны, изучила художественные особенности орнаментального узора кружева, проводит работу по реставрации старинного балахнинского кружева.
В балахнинском кружеве вы найдете около десятка различных вариантов сеток-решеток, которые весьма плотны на ощупь, но все же не утяжеляют кружево, а наоборот придают ему особую воздушность. Кроме того в кружевном полотне используются овальные насновки, цветочные мотивы, виноградные грозди, розы, медальоны, завитки, цветочные гирлянды.
В 19 веке кружевоплетением в Балахне занималось практически все ее женское население (традиционно девочек начинали обучать ремеслу с 5 лет), к тридцатым годам революционного 20 столетия кружевной промысел почти умер. Современное балахнинское кружево восстановлено по крупицам теми, для кого кружевоплетение и жизнь слились воедино.
Своеобразие «балахонского манера» заключалось в легкости решеток, на которых располагаются густые букеты цветов и винограда. Орнамент почти всегда очерчен толстой шелковой нитью, внутреннее пространство между лепестками заполнено прозрачной решеткой. Орнаментом балахнинского кружева в основном являлось и является растительность.
Исторический факт – платье королевы Виктории украшали балахнинские кружева.
Ассортимент кружевных изделий был многообразен . С одной стороны - это бельевое кружево : концы полотенец , простынь , подзоры , салфетки , скатерти, кружево на отделку подушек , на комоды , подносы ; с другой- изделия для отделки женской , а также мужской одежды : галстуки , пояса , каймы платков , наколки на причёску, головные уборы ( шапочки ), перчатки , кофты , платья , воротники , манжеты , накидки , шали , косынки и платки .
Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто. Выработался особый вид кружева - "балахонский манер", своеобразие которого заключалось в легком тюлевом фоне, на котором располагались букеты цветов. Типичными для этих изделий были цветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей.
Искусство кружевоплетения не забыто и сегодня. В 1970-е годы в Балахне был открыт центр кружевоплетения. В настоящее время обучение детей и взрослых кружевоплетению проводится в центрах народного творчества Нижегородской области.
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Сказка "Морозко"
Плавает ли канцелярская скрепка?
Мороз Иванович
Композитор Алексей Рыбников