Старинный купеческий город Козлов издавна славился своими храмами. К началу XX века в городе с населением 50 тыс. человек насчитывалось 14 церквей, два монастыря и шесть часовен. Неоднократно город чудом спасался от страшных эпидемий, хотя поблизости тысячи людей гибли в страшных муках. Наверное, поэтому Козлов назывался когда-то Богоспасаемым городом.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_doroge_k_vzorvannomu_hramu.doc | 64 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска Тамбовской области.
По дороге к взорванному храму
Авторы: Козлова Юлия,
обучающаяся 11А класса
МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска.
Научный руководитель:
Дроздова Елена Николаевна, учитель истории и
обществознания
МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска.
I. Введение.
Дорога к Храму как душа
Должна быть чистой.
По ней ступают не спеша
Тропой тернистой.
Александр Гутман
Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия. Церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры.
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана.
Старинный купеческий город Козлов издавна славился своими храмами. К началу XX века в городе с населением 50 тыс. человек насчитывалось 14 церквей, два монастыря и шесть часовен. Неоднократно город чудом спасался от страшных эпидемий, хотя поблизости тысячи людей гибли в страшных муках. Наверное, поэтому Козлов назывался когда-то Богоспасаемым городом.
Если смотреть на современный город сверху, нетрудно заметить, что, как будто крестом, он осенен четырьмя церквями: Ильинская церковь, Боголюбский собор, Церковь Всех Скорбящих Радость и Успенский храм Троицкого монастыря.
Где же остальные храмы? Почему они были стерты с лица земли?
Поэтому участвуя в акции «Восстановление духовно - исторической памяти» мы хотели бы получить ответ на эти вопросы и как можно больше узнать о святынях нашего города.
Таким образом, объектом нашего исследования стала Вознесенская (Никитская) церковь города Козлова.
Предмет исследования – разрушенная святыня на фоне истории нашей страны и родного края.
Цель данной работы: сохранить память о разрушенной православной Вознесенской (Никитской) церкви.
Задачи исследования:
В данном исследовании был применён поисково-исследовательский метод по сбору и обработке материалов, работа в библиотеке, с различными сайтами Интернета.
II. Основная часть.
1. Источники по истории святыни
Давно уже нет в живых людей, которые помнят колокольный перезвон всех многочисленных храмов Козлова. Нет людей, почти не осталось воспоминаний. Время было другое, когда сохранить эти воспоминания не старались.
Во время проведения акции «Восстановление духовно-исторической памяти» в нашем микрорайоне Кочетовка корреспондентами школьной газеты «ВИРУС» был проведен социологический опрос, в котором участвовало 134 человека разного возраста.
Более 92 % из них ответили, что никогда не слышали о Вознесенской церкви, 5% - знают, что была такая церковь, 3% отвели, что в настоящее время на её месте находится филиал Московского университета потребительской кооперации. Но практически все высказались за то, что хотели бы узнать об этой святыне.
Для современного человека главным источником знаний стал Интернет. Поэтому и мы стали искать информацию там. Но, к нашему сожалению, сведения оказались скудными.
Эта информация нас не удовлетворила, и мы отправились в библиотеку. Там мы нашли две замечательные книги: Белых М. Сказания о козловских храмах. – Мичуринск, 2007. и Сазонов О. История церквей города Козлова – Мичуринска. –Мичуринска, 2012.
Книга «История церквей города Козлова – Мичуринска» написана на основании архивных документов. Здесь много цитат из документов. Многие факты подтверждаются архивными документами.
Вторая книга «Сказания о козловских храмах» может заинтересовать любого читателя, который интересуется историей родного края. Написана она популярным языком, хорошо иллюстрирована.
Именно используя эти две книги, мы очень много узнали о Вознесенской церкви.
2.Строительство храма и его история.
Приходская Вознесенская церковь в городе Козлове находилась в восточной его части, на вершине городского холма, на Вознесенской (ныне Революционной) улице в Стрелецкой слободе.
Вспышки заболеваемости чумой периодически случались в России.
В 1771 году большое количество умерших от чумы было в городе Козлове. По преданию, весь Козлов во время эпидемии был как бы мертвым городом. Все обыватели сидели дома и боялись выходить на улицу. Но измученные смертным страхом жители вспомнили Бога и понесли в храмы Божии свои жертвы. Болезнь, однако, не унималась, но зато и вера народная крепла, и легче стало Козловскому миру сносить иго Божие. С тех пор город Козлов славится по всей Руси богатыми церковными утварями и звучными колоколами. На площадях городских стали воздвигаться каменные храмы прочной архитектуры.
После окончания моровой язвы в 1772 году была построена Вознесенская церковь на добровольные пожертвования купцов и городских обывателей.
Церковь была довольно поздно расписана. В 1825 году в Козлове начинает работать иконописный мастер И. М. Машков. Под его руководством группа московских мастеров расписывала Вознесенскую церковь Козлова. Афанасием Надежиным для Никитской церкви написано несколько картин на библейские сюжеты: "Крещение Ольги", "Снятие с креста", "Избиение Вифлиемских младенцев", "Явление Христа в Эммаусе", которые по сути были копиями работ петербургских художников. Представить себе роспись Вознесенской церкви можно, познакомившись с картинами художника Тимофея Андреевича НЕФФа.
Церковь имела три престола, главный из которых был Вознесения Господня.
Два других: иконы Божьей Матери «Неопалимыя Купина», праздновался 4сентября; Великомученика Никиты - 15 сентября. С этим именем связано второе название церкви – никитская. Приход состоял из 475 дворов. На него приходилось 1171 душ мужского пола и 1259 душ женского пола. К приходу относились Сторожевская, Полковая, Стрелецкая слободы под общим названием «Казаки».
Церковь имела круглую колокольную башню темно-зеленого цвета. Вокруг была каменная ограда с железными решетками. В 1945 году на пожертвования купцов повесили колокол весом 318 пудов.
В 1948 году церковь пострадала от пожара, на восстановление было потрачено много средств и времени. На колокольне устроили шпиль и обили белым листовым железом. Из разбитых от пожара трех колоколов слили один.
Второй раз церковь сильно пострадала от пожара в 1965 году. Работы по восстановлению церкви продолжались 20 лет. Освящение возобновленного храма во имя Вознесения Господня произошло 25 августа 1885 года. В этом большая заслуга старосты Н. И. Курьянова, затратившего на это доброе дело значительный капитал из своих средств.
В 1878 году при Вознесенской церкви было открыто попечительство под председательством купца Ивана Лычева с 8 членами.
Большими событиями в жизни церкви было ее посещение Тамбовскими епископами: в 1891 году - Преосвященнейший Иероним, в 1896 году – Преосвященный Александр, в 1899 году – Преосвященной Георгий, в 1910 году – Преосвященнейший Кирилл. Все они отмечали, что храм благолепно украшен, находится в порядке и чистоте, школьное дело поставлено удовлетворительно.
Непосредственно перед церковью долгое время находился конный рынок и щепные ряды. Здесь торговали лощадями, упряжью, подковами и прочими товарами, нужными в обиходе того времени. В любое время года здесь была грязь и навоз. После торгового дня весь накопившийся мусор сбрасывали по Никитскую гору. Только в 1907 году конные ряды перенесли на Сенную площадь. В том же году церковь капитально отремонтировали и поставили паровое отопление.
Из книги О. Сазонова мы узнали: «В 1910 году церковный старост Никита Никитович Курьянов устроил на свои средства два придельных иконостаса фарфоровых, расписал стены и потолок всего на сумму 26000 рублей»[1]
Фаянсовые иконостасы, киоты и подсвечники отличаются прочностью, красотой, изяществом и простотой содержания.
В храме была прекрасная акустика. По большим праздникам в церковном хоре пели две знаменитые певицы – Макарова и Николаева. Послушать этот дуэт приходили не только горожане, но и приезжали из Тамбова, Кирсанова, Липецка и др.
3. Священно – церковно служители
До 1862 года штат Вознесенской церкви состоял из 1 священника, диакона, дьячка и пономаря. После штат Вознесенской церкви состоял из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков.
Батюшка, приход – это понятие традиционное, оно существовало веками.
Документы сохранили имена священников, которые служили в разное время в храме. Среди них есть люди, которые очень много сделали для храма и для развития народного образования в городе Козлове.
Николай Андреевич Воскресенский родился в с. Левые Ламки Моршанского уезда в семье священника. С аттестатом первого разряда закончил Тамбовскую Духовную Семинарию. В 1859 году Николай Андреевича был рукоположен в сан священника Вознесенской церкви. С 14 мая 1884 года по 24 февраля 1886 года исполнял должность Благочинного городских церквей.
Н.А. Воскресенский был награжден орденом Святой Анны 3-й степени за труды по народному образованию.
Таким же орденом был награжден священник Василий Алексеевич Лачинов за усердное исполнение обязанностей по обучению в народных школах.
Трагична судьба священников, которые служили в церкви в советское время.
23 августа 1908 года в сан священника Вознесенской церкви был положен Николай Васильевич Сосновский, который родился в 1882 году в городе Рязани. С 1914 по 1916 год он исполнял пасторские обязанности в запасных пехотных батальонах.
В 1929 году священник Никитской Н.В. Сосновский приговорен по статье 58 -10,11 УК РСФСР к заключению в концлагерь сроком на 5 лет с конфискацией имущества. Реабилитирован 2 октября 1989 года.
Василий Иванович Лачинов родился в 1882 году в г. Козлове в семье священника. В 1915 году был назначен священником Вознесенской церкви.
В 1930 году приговорен в высшей мере наказания – расстрелу. Сведений о приведении приговора в исполнение нет. Реабилитирован в 1961 году.
.
4. Советское время
В 1917 году в России произошла октябрьская революция, в результате которого к власти в стране пришли большевики. Придя к власти, большевики сразу же начали войну против Церкви.
К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г.
В 1925 году в Вознесенской церкви произошел пожар. В результате, которого на глазах многих прихожан рухнул огромный крест, погрузившись головой в землю. После этого огонь пошел на убыль и вскоре прекратился.
Церковь восстановили на средства собранные жителями города. Но в 1929 году с нее сбросили колокола, а в следующем году взорвали.
Нам удалось поговорить с меной жительницей Г.Ф. Логуновой, которая проживала на улице Революционной в 50-е годы. В ее памяти остались груды развалин и какой – то особый кирпич, который не был похож на обычный. На месте церкви было построено здание кооперативного техникума (ныне Мичуринский филиал Московского государственного университета потребительской кооперации).
III. Заключение.
В завершении хочется сказать, что акции «Восстановление – духовно-исторической памяти» взволновала многих.
Люди не равнодушные к истории города, страны помогают нам по крупицам находить сведения о Вознесенской церкви. Хотя беседы являются субъективным фактором и носят личную оценку автора к происходящим событиям, не всегда являются в полном объеме достоверным источником информации, однако, это непосредственная связь с историей. Люди стремятся воссоздать истинную картину прошлого и выразить свое отношение к событиям.
Только очень жаль, что так мало осталось свидетелей того времени, да и время было очень сложное. Но мы не теряем надежды узнать как можно больше о том далеком времени и об утраченной святыне.
Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.
Дорога к Храму как душа
Должна быть чистой.
По ней ступают не спеша
Тропой тернистой.
[1] Сазонов О. История церквей города Козлова – Мичуринска. – Мичуринска, 2012. с.478
«Течет река Волга»
Подарок
Новый снимок Юпитера
Девочка-Снегурочка
Три способа изобразить акварелью отражения в воде