Пословицы, иносказательно иллюстрирующие христианские заповеди и евангельские изречения служат воспитанию положительных идеалов, позволяют задуматься о смысле жизни, о желании помочь ближнему. Эти пословицы являются одним из средств воспитания наилучших человеческих качеств и заслуживают особого внимания, т.к. вопросы нравственного становления личности актуальны во все времена.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты - Мансийский автономный округ-Югра
город Нижневартовск
«Пословицы как отражение христианских заповедей и евангельских изречений».
Направление конкурса: культурология
Автор: Чёрный Роман Сергеевич,
ученик 10 «А» класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя школа №21»
Руководитель: Винтоняк Елена Викторовна,
учитель английского языка I квалификационной категории
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя школа №21»
2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая часть
1.1.Главные ориентиры христианской жизни. ………………………………….5
1.2.Культурологический взгляд на пословицы в контексте
христианской веры……………………………………………………………….6
2.Практическаячасть
2.1. Пословицы как иносказательное выражение библейских заповедей……8
2.2.Иллюстрации евангельских изречений в пословицах…………………….10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы и электронных ссылок ……….…………………………..13
Приложение………………………………………………………………………14
Введение
В наши дни, переосмысление этических норм, существовавших в обществе еще несколько десятков лет тому назад , часто сводится лишь к отрицанию, а возникающие новые моральные ценности очень трудно назвать достойными восхищения. К сожалению, современное поколение всё больше удаляется от основ культурных традиций, корней своих предков, в том числе, от пословиц как средоточия народной мудрости.
Как жанр устного народного творчества пословица – это краткое образное законченное суждение, имеющее переносный смысл, возникающее как итог наблюдений, как обобщение опыта, как формулировка взглядов человека на то или другое явление. Пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми.
Пословицы, иносказательно иллюстрирующие христианские заповеди и евангельские изречения служат воспитанию положительных идеалов, позволяют задуматься о смысле жизни, о желании помочь ближнему. Эти пословицы являются одним из средств воспитания наилучших человеческих качеств и заслуживают особого внимания, т.к. вопросы нравственного становления личности актуальны во все времена.
Актуальность данного вопроса определили тему нашего исследования: «Пословицы как отражение христианских заповедей и евангельских изречений».
Объект исследования – христианские заповеди, Евангелие.
Предмет исследования – русские пословицы, возникшие на основе библейских сюжетов и передающие смысл христианских заповедей и евангельских цитат.
Цель исследования – показать как христианские заповеди и евангельские изречения отразились в русских пословицах.
Задачи научного исследования – на основе проанализированной литературы и интернет ресурсов
1. Изучить Евангелие;
2.Раскрыть смысл десяти библейских заповедей;
3.Выявить пословицы, отражающие христианское мировоззрение;
4.Соотнести пословицы с библейскими заповедями и евангельскими изречениями.
Методы исследования:
Гипотеза исследования: если Священное Писание и Православная культура формировали не только религиозное, но и обыденное сознание русского народа, тогда в русском пословичном фонде существует много пословиц, выражающих христианское понимание добра и зла, передающих смысл библейских заповедей и изречений.
Данная работа написана на основе трудов следующих авторов: протоиерей Серафим Слободской, Занглигер В. Ф., Даль В.И., Филиппов А.Н., Панькова И. И., Райчева А. В. и др.
Теоретическая часть.
1.1.Главные ориентиры христианской жизни. Основы христианской жизни усваивались русским народом в процессе христианизации. Священное Писание и Православная культура формировали не только религиозное, но и обыденное сознание русского народа, побуждали к осмыслению бытия в категориях добра и зла, истины и заблуждения, правды и лжи, греха и праведности.
Согласно христианскому учению настоящая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру во Христа и старается жить по этой вере. Добрые дела есть выражение любви к Богу и ближнему, а любовь есть основание всей христианской жизни. Человек получил от Бога особые средства для того, чтобы различать добрые дела и злые. Средства эти: совесть – закон Божий внутренний и заповеди Божии. Заповеди Божии даны были в Ветхом завете (их подробное описание в практической части данной исследовательской работы).
Суть христианской веры для человека кратко и ясно выражена в десяти Божьих заповедях [Исход,20] - главных христианских наставлениях, легших в основу христианской жизни. На вопрос одного юноши: « Что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» - Спаситель прямо говорит: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» [Евангелие от Матфея19,16] .
Более того в Новом Завете Христос учит исполнять эти заповеди гораздо совершеннее, чем их понимали до Него. Так Господь призывает верующих избегать нарушения заповедей не только делом, но и в мыслях и желаниях, требуя чистоты сердца. В Евангелии (Новом Завете) на вопрос о том, какая заповедь больше всех в законе Иисус говорит: « Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь.
Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» [Евангелие от Матфея22, 35]. Это значит: все заповеди закона говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы нарушить все остальные заповеди, т.к. все они есть отдельные части главной заповеди Иисуса Христа – любовь к Богу и ближнему.
Святой Апостол Иоан Богослов разъясняет: «Кто говорит: «Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит». Таким образом, любовь к Богу и ближнему - это главные ориентиры христианской жизни.
1.2.Культурологический взгляд на пословицы в контексте христианской веры. Усвоение русскими христианской догматики существенно изменило ценностную систему и оценку различных жизненных ситуаций, что приводило к появлению пословиц соответствующего содержания. На обилие русских пословиц библейского содержания указывают многие исследователи. "Христианское мировоззрение, - пишет А.А.Коринфский в книге "Народная Русь", - нашло слишком много родственного в русском народе и быстро приросло к его стихийной душе… ".[1]
Тексты, входящие в Священное Писание оказали огромное влияние на культуру и духовную жизнь русского человека. Перевод Евангелий, выполненный в IХ в. Кириллом и Мефодием, а затем и всей Библии, преобразил образ славянской мысли. Осуждение греховного поведения людей (злопамятности и мстительности, осуждения, жадности и сребролюбия, гордости и высокомерия), а также восхваление добродетелей (умеренность в поступках и желаниях, незлобие и др.) содержится во многих пословицах библейского происхождения.
Тематика пословиц этого типа разнообразна, как разнообразна тематика книг Ветхого и Нового заветов. Каждая такая пословица, как сжатая иллюстрация основ христианской жизни. В русском пословичном фонде пословиц на тему десяти заповедей чрезвычайно много. Выражая христианское понимание добра и зла, большинство из них передают смысл той или иной заповеди: Сгубить легко, да душе каково. // Воровство - последнее ремесло. // Где любовь, там и свет. // С богом пойдешь - к добру путь найдёшь.
Под влиянием христианской веры существенно меняется народное представление о смерти и загробной жизни. По Библии, верующим в Христа и соблюдающим его заповеди даруется вечная жизнь. Для праведников открываются врата райского блаженства, для грешников же уготованы муки ада. Эта мысль проводится во многих народных пословицах: Смерть - душе простор. //Каково житье, таково и на том свете бытье.
Важная христианская идея пословиц - смирение. Призывом сохранять внутреннее смирение, а значит, сохранять гармонию с внешним миром звучат многие народные пословицы: Терпение и труд всё перетрут. // Кто живёт тихо, тот не увидит лиха.// Кроткое слово гнев побеждает.//Смирение - молодцу (девушке) ожерелье.// Покорную голову и меч не сечёт.// Смиренный духом - не унывает.
Большое количество пословиц, в которых обозначаемые ситуации оцениваются с позиций христианской веры, говорит о том, что ко времени широкого употребления этих пословиц христианская культура стала нормой народной жизни.
Мудрые изречения пословиц воздействовали на чувства, сознание и поведение человека, формировали его нравственную культуру. Имеющиеся в этих пословицах суждения могли формироваться в народной среде самостоятельно, исходя из жизненных наблюдений без опоры на библейский текст. Подобным житейским наблюдениям народ находил в Библии лишь подтверждение. Само наличие таких смысловых совпадений говорит о близости христианских идей народному духу, народной мудрости, отражаемой в пословицах.
2. Практическая часть
2.1. Пословицы как иносказательное выражение христианских заповедей.
В русском пословичном фонде пословиц на тему десяти заповедей чрезвычайно много. Раскроем смысл десяти заповедей, в Ветхом Завете, а затем, соотнесём их с той или иной пословицей (полный перечень пословиц размещён в приложении).
1-я заповедь:
«Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме Меня».Эта заповедь повелевает любить Бога больше всего и кроме Него, Творца всего мира, не воздавать никому Божеской почести. Пословицы: Жить – Богу служить.// От бога отказаться - к сатане пристать.
2-я заповедь:
«Не сотвори себе кумира(идола) и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Так как в мире всё сотворено Богом, то Ему одному следует поклоняться. Делать идолов и поклоняться всему тому, что сотворил сам Бог, не следует. Также человек не должен служить своим греховным страстям как идолам: чревоугодию, сребролюбию, гордости и т.д. Пословицы: Глупая баба и песту молится.//Свободный человек ничего не боится.
3-я заповедь:
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» запрещает произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения (в пустых разговорах, шутках).Эта заповедь запрещает такие грехи как божба, т.е. легкомысленное употребление клятвы в обычных разговорах, богохульство- дерзкие слова против Бога. Кроме того, заповедь учит бережному и внимательному отношению ко всем своим словам. Пословицы: Кто Бога всуе призывает, всуе свой век проживает.// Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
4-я заповедь:
«Помни день субботний, чтобы святить его (т.е. проводить его свято): Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя … Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Эта заповедь предполагает то, что всю неделю, кроме седьмого дня, человек должен добросовестно работать, а в воскресенье - особо послужить Богу добрыми делами и молитвой. Под именем седьмого подразумевается не только воскресный день, но и другие праздники, установленные Церковью, как и в Ветхом Завете под именем субботы разумелись святые праздники. В Ветхом Завете седьмой день – суббота. В Новом Завете со времён святых апостолов воскресение - в воспоминание Воскресения Христова. Интерпретацией этой заповеди, являются такие пословицы, как: Седьмой день не забывай - Богу посвящай.// Не хлебом живы, молитвою.
5-я заповедь:
«Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и чтобы продлились дни твои на земле».Почитать родителей значит : любить их, быть почтительными, не оскорблять их ни словами, ни поступками. Заботиться о них, когда они в нужде, болезни и старости. Молиться за них как при жизни, так и после их смерти. Уважение, и любовь к родителям раскрываются в следующих пословицах: Живы родители — почитай, померли — поминай.//. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
6-я заповедь:
«Не убивай». Эта заповедь гласит о том, что человеческая жизнь – величайший дар Божий, и только Бог волен решать, кому это дар дать, а у кого забрать. Человек виновен в убийстве и тогда, когда сам не убивает, но способствует убийству. Самый страшный из всех грехов против шестой заповеди – самоубийство, так как исключает возможность покаяния. Грешит против шестой заповеди и тот, кто питает к другим ненависть и злобу. Евангельский закон Христов говорит: «Всякий ненавидящий брата (ближнего) своего, есть человекоубийца» Завета [Евангелие от Иоанна 3,5]. Эту заповедь иносказательно выражают пословицы: Сгубить легко, да душе каково.// Удавился, так сатане обручился.
7-я заповедь:
«Не прелюбодействуй» предполагает чистоту, верность и любовь между людьми, состоящими в законном браке. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний – быть целомудренным в делах и словах, избегать соблазнительных зрелищ, безнравственных книг, картин и т.д. Эта заповедь была укоренена в русской культуре, свидетельством чего служат пословицы: Любящих и бог любит.//Муж и жена - одно дело, один дух, одно тело.
8-я заповедь:
«Не кради».Эта заповедь запрещает кражу как явную, так и тайную. Всякая попытка извлечь выгоду за счёт кого-то, также является грехом. Доказательством того, что воровство порицалось в русской культуре, служат пословицы: Воровство - последнее ремесло.//Вор ворует, а мир горюет.
9-я заповедь:
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» запрещает говорить ложь о другом человеке и вообще всякую ложь, сплетничать и злословить. Не следует укорять и осуждать других, если мы не призваны к этому по своему положению и должности. «Не судите, да не судимы будете» – говорит Спаситель. Согласно этой заповеди, ближний исправляется любовью, терпением, снисходительностью и добрым советом. Надо также помнить, что каждый из нас имеет довольно много слабостей и недостатков. Иносказательное выражение этой заповеди находим в пословицах: Лихо будет тому, кто неправду делает кому.// Раз солгал, а на век лгуном стал.
10-я заповедь:
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни села его, ни раба его … ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». Грех против этой заповеди называется завистью. Заповедь призывает христиан всегда быть довольными тем, что имеют, благодарить за это Бога, а чужого никогда не желать и не завидовать тому, кто живёт в большем достатке. Отражением этой заповеди служат такие пословицы: Кто чужого желает, скоро свое потеряет.//Злой плачет от зависти, а добрый от радости.// В чужих руках пирог велик и др.
Как видим, в русском языке есть много пословиц, передающих основной смысл христианских заповедей. Каждая такая пословица, как сжатая иллюстрация основ христианской жизни.
2.2.Иллюстрации евангельских изречений в пословицах.
Особенно близки пословицам мудрые библейские изречения. Рассмотрим насколько примеров, демонстрирующих точность и выразительность пословиц в интерпретации некоторых цитат из Нового Завета. Так, Изречению «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» [ Евангелие от Иоанна 15,13] близки по смыслу пословицы: Сам погибай, а друга выручай.// Друзья познаются в беде.//Товарищ за товарища в огонь бросится.// Где дружбой дорожат – там враги дрожат.
Смысл изречения «Не судите по наружности»[Евангелие от Иоанна 7,24] передают пословицы: Не все, что серо, волк.// Не все то-золото, что блестит. // С виду - малина, а раскусишь - мякина и др.
Выраженное в пословицах народное понимание христианских истин почти не отличается от библейской трактовки. Например, слова Иисуса во время его искушения дьяволом: «Ни хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» [Евангелие от Матфея 4.4 ] нашли отражение в пословице: Не хлебом живы, молитвою.
В русском языке есть масса пословиц, передающих смысл изречения из Нового Завета «Вынь сначала бревно из глаза своего и увидишь, как достать сучок из глаза брата своего» [Евангелие от Матфея 7,3]: В своём глазу бревна не видит, а в чужом соринку разглядит.// В чужом глазу сучок велик. // В чужих руках ломоть велик.
Изречение « Не судите и не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» [Евангелие от Матфея 7,2] ,очень популярное в народе, отражают пословицы: Без рассуждения не твори осуждения // В мыслях неправых не жди советов здравых.
Слова Христа «Затвори дверь твою, помолись Отцу твоему... и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» [Евангелие от Матфея 6,6] абсолютно точно передаёт поcловица: Молись втайне – воздастся въяве.
Цитате:«Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» соответствует пословица: От худого семени не жди доброго племени. Изречение «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» [Евангелие от Матфея 7,19] иллюстрирует пословица: Худое дерево с корнем вон.
Отражение изречения «Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» [Евангелие от Матфея 10,26] находим в пословицах: Шила в мешке не утаишь. //Все тайное становится явным.
Слова Христа «Терпением вашим спасайте души ваши» [Евангелие от Луки 21,19] отражает пословица: Бог терпел и нам велел.
Большое количество пословиц, в которых обозначаемые ситуации оцениваются с позиций христианской веры, говорит о том, что ко времени широкого употребления этих пословиц христианская культура стала нормой народной жизни.
Заключение
Как видим, культура русского народа неразрывно связана со Священным Писанием. Христианские истины и традиции прочно вошли в человеческий быт, а заповеди интерпретировались в многочисленные пословицы.
Многие пословицы сходны по смыслу с изречениями из Священного Писания: некоторые из них непосредственно заимствованы из Библии, другие зародились в народной мудрости самостоятельно и нашли подтверждение описываемым в них житейским наблюдениям в Библии. Наличие таких смысловых совпадений говорит о близости христианских истин народному духу, народной мудрости, отражаемой в пословицах.
Считаем, что задачи исследовательской работы выполнены, цели достигнуты, гипотеза доказана.
Пословицы, отражающие христианские ценности являются средством приобщения к богатствам Православной культуры. Иносказательно выражая христианское мировоззрение, они направляют к Истине, учат подлинной любви к ближнему, сопротивлению злу в делах, словах и мыслях. Такого рода пословицы помогают осознать, что морально-нравственные принципы «не лги», «не кради», «не завидуй», «чти отца и мать» только тогда будут понятны, когда мы на деле, а не только словом будем стараться их выполнять.
В перспективе планируем расширить и дополнить данную работу, включив вопросы изучения крылатых слов, выражений и поговорок из евангельских притч.
Литература и электронные ссылки
1.Даль В.И.Филиппов А.Н. - 1000 русских пословиц и поговорок. //Источник информации - Электронная библиотека - http://profilib.com/chtenie/130994/vladimir-dal-1000-russkikh-poslovits
2.Занглигер В. Ф. Автореферат диссертации на соискание ученой степени « Русские пословицы и их отбор для активного усвоения студентами-русистами болгарских вузов», София, 2005//Источник информации - http://cheloveknauka.com/
3.Коринфский А.А. «Народная Русь»//Источник информации - Электронная библиотека - http://www.booksite.ru/fulltext/kor/inp/hsky/index.htm
5. Протоиерей Серафим Слободской. Руководство для семьи и школы «Закон Божий».- Санкт-Петербург: Издательство «Сатись», 2013.
6.Панькова И. И., Райчева А. В. « Русь святая в пословицах и поговорках». Программа факультатива. Пояснительная записка.// Источник информации -http://pandia.ru/text/78/245/28778.php
ПОСЛОВИЦЫ КАК ИНОСКАЗАТЕЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ | ||||
1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме Меня». | ||||
|
| |||
2-я заповедь: «Не сотвори себе кумира (идола) и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». | ||||
|
Смирение - молодцу (девушке) ожерелье | |||
3-я заповедь:«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». | ||||
|
| |||
4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его (т.е. проводить его свято): Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». | ||||
|
| |||
5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и чтобы продлились дни твои на земле». | ||||
. |
| |||
6-я заповедь: «Не убивай». | ||||
|
| |||
7-я заповедь: «Не прелюбодействуй». | ||||
|
| |||
8-я заповедь: «Не кради». | ||||
|
| |||
9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». | ||||
|
| |||
10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни села его, ни раба его … ничего, что у ближнего твоего». | ||||
|
|
ИЛЛЮСТРАЦИИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ИЗРЕЧЕНИЙ В ПОСЛОВИЦАХ Изречению Христа «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» [Евангелие от Иоанна 15,13] близки по смыслу пословицы:
Смысл изречения "Не судите по наружности" [Евангелие от Иоанна 7,24] передают пословицы:
Слова Господа Иисуса Христа во время его искушения дьяволом: «Ни хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» [Евангелие от Матфея 4,4 ] нашли отражение в пословице: Не хлебом живы, молитвою. В русском языке есть масса пословиц, передающих смысл библейского изречения из Нового Завета «Вынь сначала бревно из глаза своего и увидишь, как достать сучок из глаза брата своего» [Евангелие от Матфея 7,3]:
Изречение « Не судите и не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы»[Евангелие от Матфея 7,2],очень популярное в народе, отражают пословицы:
Слова Христа «Затвори дверь твою, помолись Отцу твоему... и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» [Евангелие от Матфея 6,6] абсолютно точно передаёт пословица:
«Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» [Евангелие от Матфея 7,17]
«Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» [Евангелие от Матфея 7,19]
Смысл изречения «Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» [Евангелие от Матфея 10,26] очень точно передают пословицы:
Слова Христа «Терпением вашим спасайте души ваши» [Евангелие от Луки 21,19] отражает пословица:
|
[1] Коринфский А.А. «Народная Русь»//Источник информации - Электронная библиотека- http://www.booksite.ru/fulltext/kor/inp/hsky/index.htm
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как напиться обезьяне?
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Рождественский венок