Многолетняя история нашей школы неразрывно связана с историей железнодорожного поселка Кочетовка, города Мичуринска, а так же с историей нашей страны в целом.
Школа менялась, меняла номера... Сначала это была железнодорожная школа №82 Юго-Восточной железной дороги, затем МОУ СОШ №14 и сегодня МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска Тамбовской области.
Но история школы - это в первую очередь люди, педагоги и ученики, это традиции, это репутация...
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска Тамбовской области
Номинация «История образования»
Исследовательская работа
История школы
в истории страны
Подготовили:
Мещерякова Жанна Вячеславовна,
Бурцева Надежда Олеговна,
учащийся 11 а класса,
МБОУ СОШ №19
г. Мичуринск, ул. 7 ноября, д.11
Руководитель:
Дроздова Елена Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №19
контактный телефон:8-915-863-42-58
e-mail: elena292420@yandex.ru
Мичуринск 2017
Содержание
III.Заключение 10-11
IV. Библиографический список.
V. Приложения
Где бы ты ни был, кем бы ни стал,
помни о тех, кто тебя воспитал!
I.Введение.
Многолетняя история нашей школы неразрывно связана с историей железнодорожного поселка Кочетовка, города Мичуринска, а так же с историей нашей страны в целом.
Школа менялась, меняла номера... Сначала это была железнодорожная школа №82 Юго-Восточной железной дороги, затем МОУ СОШ №14 и сегодня МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска Тамбовской области.
Но история школы - это в первую очередь люди, педагоги и ученики, это традиции, это репутация...
Цель нашего исследования: изучить историю школы на фоне истории страны.
Предмет исследования – школа и её история.
Задачи:
1.Сбор информации о строительстве здания школы, учителях выпускниках.
2. Анализ и обобщение собранного материала.
Решая эти задачи, мы даже и не предполагали, что так увлечемся этой работой. Для того, чтобы написать ее, понадобилось много времени.
В данном исследовании был применён поисково-исследовательский метод по сбору и обработке воспоминаний, работе с семейными и школьными архивами.
Гипотеза:
Мы считаем, что история школы очень тесно связана с историей страны.
Практическая значимость:
В настоящее время многие родители начали заботиться и говорить вслух, в какую школу пойдёт их ребёнок. Сейчас времена меняются, меняются люди и во многих школах происходят значительные изменения в лучшую сторону. Перед каждой семьёй встаёт задача в выборе школы.
Работа должна восполнить недостаток информации о школе. Необходимо собрать и обобщить в одной работе информацию из разных источников. Материалы работы полезны как для выпускников школы, родителей, так и для нынешних учителей и учеников.
Своё исследование мы строила на основе интервью и бесед. Хотя беседы являются субъективным фактором и носят личную оценку автора к происходящим событиям, не всегда являются в полном объеме достоверным источником информации, однако, это непосредственная связь с историей. Люди стремятся воссоздать истинную картину прошлого и выразить свое отношение к событиям. Так же мы работали в школьном архиве, в архиве городской библиотеки, с различными сайтами Интернета.
II.Основная часть.
Мы работали с различными сайтами Интернета, где размещены материалы об истории образования в России и выяснили, что важнейшее социальное завоевание бывшего СССР - всеобщее обязательное среднее образование.
В 1940-1950-х гг. государство взяло курс на обеспечение всеобщего начального семилетнего обучения. В 1958 г. был осуществлен переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Реформа происходила путем трансформации 7-летних школ в 8-летние. В сельской местности в этот период создаются школы-интернаты, готовятся дополнительные учительские кадры, преодолевается второгодничество. К концу 1950-х гг. определилась система учебных заведений среднего образования: трехлетние общеобразовательные школы, трехлетние вечерние школы, техникумы, другие учебные заведения. С середины 1960-х гг. переход к всеобщему среднему образованию был поставлен в центр государственной политики. Следующим этапом развития системы образования в СССР было введение в 1970-е гг. всеобщего среднего образования, что означало возможность получения бесплатного полного среднего образования в рамках десятилетней школы для всех граждан государства. Всеобщее среднее образование гарантировалось Конституцией[1].
Для детей в СССР создавали самые благоприятные условия. Детские сады стоили очень дешево, а то и вовсе были бесплатны. Поэтому вырастить детей не составляло особых проблем. Родители же легко могли работать или учиться. Стали появляться школы со спортзалами, появилась аппаратура в кабинетах физики и реактивы в кабинетах химии. В школах заработали кружки.
Пойдя в школу, все дети в СССР, в первом классе становились октябрятами, в третьем — пионерами, а в седьмом — комсомольцами. На праздники в школах проводились праздничные линейки и утренники. На Новый год родители делали для детей карнавальные костюмы.
Школы в СССР очень сильно отличались от современных. И была у советской школы одна особенность. Общая для всей страны школьная форма. Самое интересное, что форма тех времен до сих пор популярна у выпускниц — школьное платье с белым фартуком, как правило, белые гольфы и обязательные белые банты.
А какой была школы, в которой мы учимся?
1.Строительство школы.
1 сентября 1970 года на станции Кочетовки Юго-Восточной Железной дороги открылась новая общеобразовательная школа №82. В школе был не полный комплект классов, так как отсутствовал выпускной 10 класс. Но, несмотря на это, в школе было очень много обучающихся. Учились в две смены, классов на всех не хватало.
Первых классов было три. Их классными руководителями были Бобкова Зоя Михайловна, к сожалению, умерла, Курсакова Евгения Ивановна, Ефимова Зинаида Андреевна. Первым директором в новой школе была Ушакова Екатерина Герасимовна, а первым завучем был Мацнев Василий Прокопьевич. К большому сожалению, этих людей сейчас нет.
По словам очевидцев здание школы построили очень быстро. Примерно, строительство началось в 1967 году. Строительством школы занимался строительно-монтажный поезд №380.Увы, этих людей найти не удалось.
Итак, давайте вернемся в те времена и попробуем представить новую школу изнутри. Школа была рассчитана на 960 мест. В школе было 24 классных комнат. Просторные помещения для кабинетов химии, физики, биологии, столярной и слесарной мастерской, большой спортивный зал, столовая с кухней, пионерская комната, кинозал и комната для кружковой работы. Так же школу обеспечили разной техникой: проигрыватели, ленточные магнитофоны, фильмоскопы для просмотра диафильмов. Тамбовский магазин учебно-наглядных пособий обеспечил новую школу, новым полным комплектом оборудования для кабинета химии, начальных классов и столярной мастерской. Так же было завезено многое другое, для других классов, например спортивный инвентарь для занятия физической культурой. Шефы из вагонного депо поделали вешалки для раздевалки, купили шелковую ткань для занавесок, выделили средства на приобретение литературы для школьной библиотеки. Труженики вагонного депо передали слесарные верстаки и для библиотеки стеллажи. Так же большую помощь школе оказали железнодорожники Мичуринского отделения в закупке и доставке мебели. Все комнаты были выкрашены в светлые, спокойные тона. Все это было, для того чтобы дети жителей станции Кочетовки Юго-Восточной Железной дороги могли приобретать знания в светлых уютных просторных помещениях.
Проходит время, дети учатся в новой школе, получают новые знания, становятся образованными, а школа понемногу продолжает свое развитие. Про нее уже пишут в газетах, говорят по радио, слышат от знакомых. А школа становится все лучше и лучше. Это мы можем доказать с помощью статьи, которая была опубликована 27 февраля 2003 года в газете «Мичуринская жизнь». В ней было написано: «В Кочетовской школе №82 состоялось торжественное открытие отремонтированного спортзала!» Да, и действительно, событие торжественное, долгожданное и радостное. Ремонт в спортзале длился около двух с половиной лет. Была проведена большая работа: заменили полы, заменили перекрытие спортсооружения, покрасили стены в светлые приятные тона, новое электроосвещение, замена систем отопления. На ремонт было израсходовано 600 тысяч рублей от города, и еще 650 тысяч рублей от железной дороги. На праздник приехал глава администрации г. Мичуринска В.Н. Макаров, начальник отдела кадров Мичуринского отделения ЮВЖД А.А. Переславцев. Городская администрация подарила школе волейбольные мячи, а Мичуринское отделение дороги - баскетбольные. Шеф школы, вагонное депо Кочетовка, подарил спортивный тренажер. А еще одной радостной новостью, в тот вечер, порадовали нас железнодорожники. Они подарили школе 39 компьютеров.
2. Традиции школы
Школа без традиций - это мертвое здание, в котором дети от шести до семнадцати лет отбывают томительные часы, получая определенную информацию. Школа с традициями - это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, знания об окружающем мире, о своем месте в обществе, о своих возможностях самореализации.
С годами в школе складывались свои традиции. Некоторые ушли в прошлое, так как были связаны с политическим положением в стране, а некоторые остались и продолжают жить, не смотря на смену общественного строя.
В 70-80 –е годы была традиция отмечать «Праздник дружбы народов» 30 декабря. В этот день каждый класс, начиная с младшего звена, представлял республику, по желанию. Все классы переодевались в национальные костюмы, танцевали, пели национальные песни и танцы. 15 классов-15 республик. Обычно младшее звено, с 1 по 4 классы, оценивались отдельно, от старших. Эта традиция была связана с Советским Союзом. Традиция существовала с начала открытия школы и продолжалась до 1991 года. Почему конкурс перестал существовать? Ответ прост:26 декабря 1991 года Союз Социалистических Республик распался.
Еще одной замечательной традицией до 1976 года была посадка «Аллеи выпускников». Когда школа только, только открылась, учителя и обучающиеся столкнулись с такой проблемой, как пустые не засаженные поля вокруг школы. И тут решают, что все выпускники школы и их классные руководители должны будут посадить свое дерево. Первых выпускных классов было три. Руководителями были: Царева Валентина Ивановна, Скопинцева Валентина Андреевна, Марьинская Лидия Ивановна, к сожалению, их нет в живых. Те деревья, которые сейчас окружают, защищая ее от пыли и грязи напоминают нам о выпускниках тех лет.
«Зарница» - это военно-спортивная игра. Еще одна замечательная традиция, существовавшая в нашей школе. Все классы, начиная с младшего звена, делились на две команды: четные и нечетные, вместе с ними участвовали и учителя. Выбирали место, которое командам необходимо завоевать и удержать позицию. Та команда, которая сумеет это сделать, побеждает. Традиция существовала с момента открытия школы. Проводилась 23 февраля, на день Советской армии. Перестала проводиться с 2000 года. На смену «зарнице» пришла еще одна традиция «Парад войск». Так же проводился 23 февраля.
С момента открытия школы была создана пионерская дружина имени А. П. Гайдара. Вот что вспоминает учитель технологии И.Б. Тюняева: «В пионеры посвящали в день рождения В.И.Ленина. Как сейчас помню, как было страшно и волнительно. Сильное сердцебиение, гордость, когда старшеклассники повязывали галстук. Я стала пионеркой в 4 классе. Сначала принимали всех тех, кто учился на 4 и 5,затем всех остальных. Учили слова клятвы, манифесты, потом нас проверяли. Если не выучили, то делали предупреждение и брали слово, что мы обязательно их выучим. Делали большой выговор за мятый галстук. Приходилось каждое утро его утюжить. Как не странно, это никогда не надоедало. Строго соблюдалась школьная форма. Нельзя было краситься в школу, за это наказывали. Заставляли смывать косметику прямо школе, становилось ужасно стыдно. Тогда
старшей вожатой у нас была Рыкова Людмила Николаевна. С утра она собирала совет отрядов и давала указания на день. В наши обязанности входили игры с октябрятами и поддержание порядка и чистоты. На сборе
дружины в центр вызывали двоечников и при всех позорили. Я всегда помогала отстающим в учебе. Участвовала в тимуровском движении.
А еще мы собирали металлолом. В конце года мы всегда ездили в поездки по разным городам. Я побывала в Харькове, Полтаве, на Курской дуге. Хорошее было время! Все занимались делом, были равны между собой. Жили легко и весело. Хочется вернуть это прекрасное время, но может не в точности так, как раньше. Были и свои минусы, но хорошего было больше!»
Но, к сожалению, и эта традиция ушла в прошлое вместе с Советским Союзом.
А некоторые традиции сохранились и сейчас. Примером этого является конкурс «Школьная осень». Школьная осень проводится каждый год, но в разные даты. Школьная осень проходила в школе всегда, с первых дней открытия школы, но называлась по-разному. Сначала это был « Осенний бал», потом «Звездный дождь», а сейчас «Школьная осень». Сейчас каждый класс представляет четыре номинации: хореография, флеш-моб, вокал и оригинальный жанр. В таком противостоянии и проявляются таланты нашей школы.
Еще одной традицией стал конкурс «Бальные танцы». Первый раз конкурс «Бальные танцы» в нашей школе состоялся в 1987 году. Эта традиция пришла к нам из лагеря «Иловайский». Танцевали в те годы под музыку баяна, костюмы были простые и незамысловатые. Было придумано много номинаций: «За смелость», «За учтивость», «За находчивость»…Одной из проблем, с которой столкнулись дети, было то, что заместитель директора был против этого конкурса. Но после первого выступления, 1 марта 1987 года, пересмотрел свое решение и одобрил. Позже, появилась профессиональная аппаратура для музыки, микрофоны, костюмы становились все ярче и красивее. Со временем конкурс «Бальные танцы» в нашей школе стал традиционным. В нем принимают участие ученики нашей школы с 0 по 11 класс.
Некоторые учителя принимали участие в этом состязание.
Когда-то Лариса Щеглова, ученица 8 класса, принимала участие в конкурсе «Бальные танцы», а сейчас Каширина Лариса Владимировна-учитель биологии и химии, работает у нас в школе.
Наташа Першина, ученица 6 класса, а сейчас Антонова Наталия Владимировна - учитель русского языка и литературы, вспоминает, что когда-то сама принимала участие в конкурсе «Бальные танцы». В 1995 году Наталия Владимировна стала преподаватель в школе уроки танцев. Благодаря её трудам появился танцевальный коллектив «Шанс». В него входят многие ученики, выпускники и не только. Активной участие принимают ученицы других школ.
В 2014 году, наша школа первая в области решила провести прямую трансляцию конкурса в Интернете. Идею подал Мягков Виктор, ученик 10 а класса, а затем ее и реализовал.
III.Заключение
Таким образом, мы доказали, что история школы тесно связана с историей страны. Все что происходит в государстве, влияет на положение школы.
На этом наша работа не заканчивается. В дальнейшем мы хотим создать доску почета, найти золотых медалистов, узнать, как медаль повлияла на их жизнь и чего они добились.
Родная школа. Гулкий коридор.
Как много утекло воды с тех пор.
С душевным трепетом вступаю на порог ,
Открывший в жизнь большую тысячи дорог.
Нас помнят здесь, и любят всех, и ждут.
Все очень сильно изменилось тут...
Все очень ново, стильно, современно
И лишь одно навечно неизменно- счастливый,
Звонкий слышен смех детей и добрые глаза учителей.
Так быть должно всегда, так будет бесконечно.
Все бренно в этой жизни быстротечной...,
Но в школе смысл земного бытия ,
Без знаний смысла в жизни нет, друзья....
Эти строки посвятила родной школе и всем учителям ее - нынешним и прежним выпускница нашей школы Лариса Шичкина (Лариса Пашигорева (Балашова)
Источники:
http://nibler.ru/cognitive/14524-shkola-zhizn-v-sssr.html
http://izvestia.ru/news/309397#ixzz3M57oE
Приложение. Презентация.
[1] Конституция СССР 1977г. Глава 7, статья 45.
Воздух - музыкант
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Два плуга
Два морехода
Бабочка