«Загадки фамилий». Исследование частотности ошибок при склонении русских фамилий и способов преодоления этих ошибок
(текст к выступлению)
Слайд 1
Исследование частотности ошибок при склонении русских фамилий и способов преодоления этих ошибокСлайд 2
Широкое использование в русской лексике. Особенности происхождения и склонения русских фамилий. Профилактика ошибок, наиболее часто встречающиеся при склонении фамилий разных типов. Поиск путей обучения правильному склонению фамилий и воспитания ответственности при оформлении документов.
Слайд 3
Описать происхождение русских фамилий; определить морфологические особенности фамилий; собрать фамилии учащихся школы и дать им характеристику с точки зрения особенностей склонения; выявить уровень сформированности знаний учащихся о правилах склонения фамилий; выявить объем знаний о фамилиях, даваемых в учебниках русского языка; наметить пути работы над правильным склонением фамилий на уроках и во внеклассной деятельности.
Слайд 4
Фамилия – семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. У князей и бояр – в XIV-XVI в., у дворян, купцов – в XVI-XVII в., у духовенства – в XVIII-первой половине XIX в. Большинство крепостных крестьян не имели фамилий до 20-х годов XX в. Русские фамилии – «фамилии, русские по форме и встречающиеся среди русских».
Слайд 5
От христианских, православных имен, а также от прозвищ; Прозвища, так или иначе отражающие их особенности и свойства; «Профессиональные» фамилии; От географических названий; От престольных праздников церкви.
Слайд 6
Фамилии продуктивного типа склонения Фамилии непродуктивного типа склонения -ов, -ев, -ин фамилии, имеющие форму прилагательного и причастий на -а, -я на согласный с суфф. -ок, -(ч)-ек, -ец на -их, -ых на гласные, в том числе на –ко У учащихся и сотрудников школы №243 из 263 фамилий 195 13 5 24 4 1 22 Всего – 208 фамилий продуктивного типа Всего – 55 фамилий непродуктивного типа
Слайд 7
Смирнов Иванов Кузнецов Соколов Попов Лебедев Козлов Новиков Морозов Петров Волков Соловьёв Васильев Зайцев Павлов Семёнов Голубев Виноградов Богданов Воробьёв
Слайд 8
Мужские Женские Во множ. числе И. Тургенев Пушкин И. Тургенева Пушкина И. Тургеневы Пушкиных Р. Тургенева Пушкина Р. Тургеневой Пушкиной Р. Тургеневых Пушкиных Д. Тургеневу Пушкину Д. Тургеневой Пушкиной Д. Тургеневым Пушкиным В. Тургенева Пушкина В. Тургеневу Пушкину В. Тургеневых Пушкиных Т. Тургеневым Пушкиным Т. Тургеневой Пушкиной Т. Тургеневыми Пушкиными П. о Тургеневе о Пушкине П. о Тургеневой о Пушкиной П. о Тургеневых о Пушкиных Мужские Женские Во множ. числе И. Достоевский Толстой И. Достоевская Толстая И. Достоевские Толстые Р. Достоевского Толстого Р. Достоевской Толстой Р. Достоевских Толстых Д. Достоевскому Толстому Д. Достоевской Толстой Д. Достоевским Толстым В. Достоевского Толстого В. Достоевскую Толстую В. Достоевских Толстых Т. Достоевским Толстым Т. Достоевской Толстой Т. Достоевскими Толстыми П. о Достоевском о Толстом П. о Достоевской о Толстой П. о Достоевских о Толстых
Слайд 9
Мужские Женские Во множ. числе И. Герцен Хемингуэй Герцен Хемингуэй Герцены Хемингуэи Р. Герцена Хемингуэя Герцен Хемингуэй Герценов Хемингуэев Д. Герцену Хемингуэю Герцен Хемингуэй Герценам Хемингуэям В. Герцена Хемингуэя Герцен Хемингуэй Герценов Хемингуэев Т. Герценым Хемингуэем Герцен Хемингуэй Герценами Хемингуэями П. о Герцене о Хемингуэе о Герцен о Хемингуэй о Герценах о Хемингуэях Мужские Женские Во множ. числе И. Бабель Ширяевец Вовчок Бабели Вовчок Р. Бабеля Ширяевца Вовчок Бабелей Вовчок Д. Бабелю Ширяевцу Вовчок Бабелям Вовчок В. Бабеля Ширяевца Вовчок Бабелей Вовчок Т. Бабелем Ширяевцем Вовчок Бабелями Вовчок П. о Бабеле о Ширяевце о Вовчок о Бабелях о Вовчок
Слайд 10
Мужские Женские Во множ. числе И. Петрарка ДюмА не изменяются лучше использовать описательные конструкции – «члены семьи Окуджава», «семейство Дюма» Р. Петрарки ДюмА Д. Петрарке ДюмА В. Петрарку ДюмА Т. Петраркой ДюмА П. о Петрарке о ДюмА на –ых, -их (Белых, Черных); на конечный гласный и на -ко (Гюго, Лонгфелло, Макаренко, Короленко); на конечный –а.
Слайд 11
Фамилия (формы м., ж. рода и мн.ч.) Количество допущенных ошибок (всего - 52 работы) Белых (-), (-) 3 (7,5%) Тургенев (-а), (-ы) Пушкин (-а), (-ы) 12 (30%) Достоевский (-ая), (-ые) Толстой (-ая), (-ые) 9 (22,5%) Герцен (-), (ы) Хемингуэй (-), (и) 30 (75%) Окуджава (-), (-) Моруа (-), (-) 30 (75%) Носители продуктивных фамилий Носители непродуктивных фамилий Количество ошибок 15 (37.5%) 3 (7,5%)
Слайд 12
анализ материалов тестирования учащихся школы №243 анализ учебников русского языка для 5-11 классов; проведение занятия-практикума по правилам склонения фамилий разных типов; внеклассная работа в 6-7 классе на тему «Корни»; подготовка брошюры-справочника с правилами склонения фамилий.
Слайд 13
Подтвердилась гипотеза о том, что правильность употребления форм фамилий в устной и письменной речи может быть достигнута при условии целенаправленной работы с данными онимами на уроке и вне его. Специальные занятия в рамках уроков русского языка, а также внеклассные мероприятия и создание справочных материалов окажутся полезными не только для учащихся при отработке навыков правильного склонения фамилий , но и для учителей, администрации школы в случае затруднений с грамотным употреблением формы той или иной фамилии при оформлении школьной документации.
Слайд 14
Ойрах Эльвира, Постникова Дарья учащиеся 7 класса ГБОУ школы № 243 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Научный руководитель – Воронкина Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 243 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Прекрасная арфа
Рукавичка
Почему Уран и Нептун разного цвета
Зимний дуб
Глупый мальчишка