Исследовательская работа ученицы 4 класса на районную научно-практическую конференцию "Юный исследователь - 2018"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Изучение роли снега для растений" | 403.5 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Битковская средняя общеобразовательная школа»
Секция «Начальные классы»
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Исследовательская работа
«Изучение роли снега для растений»
Выполнила работу
ученица 4 класса Носкова Наталья
Руководитель: Любас Светлана Александровна,
учитель начальных классов
Битки 2018г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………..с.3
Основная часть……………………………………………………………………….с.3
Заключение…………………………………………………………………………...с.5
Список литературы………………………………………………………………….с.6
Приложения
1.Картины снежной зимы…………………………………………………………….с.7
2.В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»……………………………………………….с.7
3.Анкетирование учеников ………………………………………………………….с.8
4.Беседа с учителем биологии………………………………………………………..с.9
5.Проведение экспериментов…………………………………………………………с.9
6.Итоговая таблица измерений……………………………………………………....с.13
Введение
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите.
Так повелевает Зима в стихотворении М. Пожаровой. Каждый человек в детстве задавал себе вопрос: «Зачем зимой так много снега? Почему от холодного снега не замерзают кустики и деревья?»
Я очень хочу разобраться в этих вопросах, узнать, тепло ли под снегом.
Из книг и от взрослых я слышала, что холодной зимой мягкий снег спасает растения и животных от вымерзания и гибели. Если разгрести снег, то можно увидеть зелёные листья, например брусники. Снег сохраняет озимые всходы, тем самым спасая будущий урожай. Так же он защищает в земле корни, корневища и клубеньки многолетних растений. Там где снег отсутствует, земля промерзает и трескается, это можно увидеть в начале зимы, когда снежный покров ещё не установился. Думаю, что недаром народная примета гласит: «Пусть снег холодный, а от стужи укрывает».
Поэтому моё исследование направлено на изучение температуры снежного покрова.
Цель работы: изучение влияния снежного покрова разной толщины на сохранность растений от вымерзания.
Задачи:
Методы исследования:
1.Теоретический
2. Экспериментальный
Гипотеза: чем толще снежный покров, тем выше температура почвы.
Основная часть
1. Влияние снежного покрова на жизнь растений.
По моим наблюдениям, если вспомнить зиму прошлого года, то снега было гораздо больше, чем этой зимой. Прошлой зимой уже в конце ноября во дворе были большие сугробы, а нынче они такой высоты только в конце февраля. Так же и в лесу. Даже без лыж можно побродить этой зимой по сказочному белоснежному лесу. (Приложение 1)
Народ издавна заметил, что чем больше снега, тем выше урожай. Эта примета отражена в пословицах, поговорках, загадках и сказках. Например, «Больше снега на полях - больше хлеба в закромах», «Где зима без снега – там и лето без хлеба». В моей любимой сказке В.Ф. Одоевского Мороз Иванович сказал Рукодельнице: «…Не выпускаю зелёную травку на свет Божий потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла. Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится…» [2] (Приложение 2)
Тепло ли под снегом почве и растениям? Зависит ли температура почвы от толщины снежного покрова? Может ли быть такое, чтобы под холодным снегом было тепло? С этими, интересующими меня, вопросами я обратилась к ученикам нашей школы чтобы выяснить, что им известно про снег. (Приложение 3)
Оказалось, что все 52 ученика начальных классов нашей школы (100 %) так же как и я считают, что чем толще снежный покров, тем выше температура почвы. 46 ребят (88%) уверены в том, что снег греет почву и растения, не даёт им замерзать. Только 6 учеников (12%) предположили, что снежный покров сохраняет температуру и не пропускает холод.
Теперь у меня появилось сомнение: так греет ли толстый слой снега почву или лишь не пропускает холод? В школьной библиотеке я нашла энциклопедию «Большая универсальная школьная энциклопедия», в ней сказано о том, что снег плохо проводит тепло, поэтому под его слоем теплее, чем на поверхности. Для растениеводства это свойство снега особенно важно, ведь снег защищает от глубокого промерзания почву и растения. [1]
Со своими вопросами я решила обратиться к человеку, который лучше всех знает законы природы, к учителю биологии нашей школы, Видяковой Зинаиде Юрьевне. Она сказала, что снежный покров имеет рыхлое строение из-за формы снежинок. В пустотах между снежинками находится воздух, который отличается плохой теплопроводностью, и именно ему мы обязаны за столь замечательное свойство снега. Он, как мы нередко (но неправильно) говорим, «хорошо греет». Предохранительная функция снега или теплоизоляционная является, пожалуй, самой важной.
Благодаря снегу от промерзания сохраняется не только грунт, но и растения, которые зимуют в зеленом виде, являясь часто единственной пищей для животных, а также семена, которые являются залогом возобновления растительного покрова весной. (Приложение 4)
Сугробы не только спасают деревья от мороза. В них копится влага, которая обеспечит водой почву и напоит растения весной. Под толстым слоем почва почти не промерзает, а значит, при таянии снега влага быстро впитается почвой. [3]
Я решила проверить всю собранную информацию и убедиться в её правдивости, проведя собственные измерения и эксперименты с наступлением зимы.
Экспериментальную площадку я наметила на территории школьной спортивной площадки.
Для выполнения данной работы мне потребовались:
Для измерения температуры снежного покрова на местности я выкопала яму в снегу размером, достаточным для того, чтобы в нее залезть и не разрушить стенку (обычно 1,5 х 1,5 метра). Яму выкопала лопатой на всю глубину снега – до почвы. Снег из ямы сложила в кучу на одной из сторон, а стенку, предназначенную для описания, не задевала, не ходила по ней и не складывала на нее снег. (Приложение 5)
Я определила состояние почвы – мерзлая или нет, и измерила её температуру. Для этого я палочкой проковыряла углубление в почве и поместила туда головку бытового термометра на 1 минуту. Проверяла показания, не вынимая термометра из почвы. Место для измерения я выбирала не посередине площадки (там почва быстро изменяет температуру), а под самой снеговой стенкой. Затем проводила измерение температуры внутри снежного покрова – помещала градусник на одну минуту на разной глубине (через каждые 5см). Измерения заносила в таблицу, где так же отмечалась температура воздуха. Результаты оформила в виде таблицы «Зависимость температуры снега от глубины залегания». (Приложение 6)
Таким образом, моя гипотеза не подтвердилась, я убедились, что снег не греет, а сохраняет постоянство температуры. На глубине более 40 см, температура сохраняется почти постоянной. Перепады температуры не превышают 1 ос. Чем больше толщина снежного покрова, тем медленнее передается тепло от земли воздуху, тем медленнее изменяется температура почвы под снегом.
Заключение
Снежный покров играет важную роль для выживаемости живых организмов в зимний период. А так же для сельского хозяйства, растениеводства. Я выяснила, что снег плохо проводит тепло из-за того, что между снежинками, неплотно прилегающими друг к другу, находится воздух. Количество теплоты, которое передаётся через слой снега, зависит от высоты снежного покрова. Что играет большую роль для зимующих растений. Значительное понижение температуры в нижних слоях может вызывать гибель растений. Особенно губительны перепады температуры, в результате которых происходят изменения в тканях растений. Наблюдения показали, что на глубине 35 см температура снежного покрова не падает ниже -10ос, только в очень сильный мороз температура была -14 ос, на глубине 40-50 см перепады температур не превышают 1 ос.
Как хорошо зимовать низкорослым лесным растениям, которые целиком скрыты под снегом! Эти растения проводят зиму в несравненно более благоприятных условиях, чем деревья и кустарники. Они почти все время находятся под защитой снежного покрова, не возвышаются над ним. Этим растениям гораздо меньше грозят зимние суровые морозы, снежный покров надежно защищает их от зимних невзгод.
Проведя своё исследование, я поделилась результатами с ребятами нашей школы. Теперь мы знаем, как помочь своим садовым деревьям. Я думаю засыпать их на зиму снегом, чтобы он задерживал мороз и не выпускал тепло. Но теперь у меня возник другой вопрос. Не найдут ли мелкие грызуны, которые всю зиму живут под снегом, в моём саду тёплое место? Не повредят ли мышки стволы и корни яблонь, слив, вишни и других плодовых кустарников? Не обернётся ли моя помощь бедой? Новое исследование я начну с марта этого года, когда растает снег, я увижу в каких местах обнаружится большее количество мышиных гнёзд и какой ущерб они принесли деревьям и кустарникам. У меня много работы на лето, многое нужно узнать! К следующей зиме я подготовлю свой сад со знанием дела!
Литература
3 загадки Солнечной системы
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как нарисовать ветку ели?
Подарок