Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом искусствоведов и востоковедов к буддийской религиозной живописи на свитках -танка, а также развитием интереса к культуре и истории родного края, буддийскому живописному наследию Бурятии. В данной работе отражены результаты исследовательской работы о современном бурятском художнике-танкописце Николае Дудко, выявлены особенности творчества художника - танкописца, предпринята попытка оценки вклада художника в развитие буддийской живописи танка
Вложение | Размер |
---|---|
nikolay_dudko_-_master_pishushchiy_bogov.ppt | 1.53 МБ |
nikolay_dudko_-_mater_pishushchiy_bogov.doc | 118 КБ |
Слайд 1
Министерство образования и науки РБ XVII Республиканская научно-практическая конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна» Номинация «Культурология» «Николай Дудко- «мастер, пишущий богов» Автор: Банзарова Александра, ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат» Руководитель: Доржиева Дулгар Лосоловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ «РМШИ»Слайд 2
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом искусствоведов и востоковедов к буддийской религиозной живописи на свитках -танка, а также развитием интереса к культуре и истории родного края, буддийскому живописному наследию Бурятии. Степень изученности проблемы – сведения о современном бурятском художнике-танкописце Николае Дудко разрознены и включены в публикации различной направленности, больше в СМИ и интернете.
Слайд 3
Объект исследования: творчество Николая Дудко – художника –танкописца. Предмет исследования: особенности стиля творчества Николая Дудко, его вклад в развитие буддийской религиозной живописи.
Слайд 4
Цель работы: - выявление особенностей творчества художника - танкописца Николая Дудко. Задачи исследования: -изучение основ буддийской религиозной живописи; -анализ творчества танкописца Николая Дудко, выявление характерных особенностей; - оценка вклада художника в развитие буддийской живописи танка; - написать и издать брошюру об основах танкописи и творчестве Н.Дудко.
Слайд 5
МЕТОДЫ - библиографические методы : разыскивание, отбор, реферирование, интервью; - сравнительно-исторический метод , позволяющий выявить как общие черты, так и характерные особенности творчества Дудко; - метод художественно-стилистического анализа , который позволяет определить специфические изобразительные средства, применяемые в тибетской живописи танка в целом и в частности в творчестве Н.Дудко; - метод иконографического анализа , дающий возможность выявить заложенные в изображениях смыслы.
Слайд 6
Источники исследования: 1. Арсентьева И.В. Буддийская традиция в тибетской живописи танка.- Санкт-Петербург, 2012 2. Алешина О. Реликвия, созданная мастером //Информ полис, 2007г №24 3. Герасимова К. М. Теория и практика буддийской художественной культуры Центр. Азии // Ист.-культурное и природное наследие: проблемы сохранения, трансляции и подготовки кадров. – Улан-Удэ, 2004; 4. Иконография Ваджраяны. – М., 2003; 5. Интервью с Николаем Дудко, записано Банзаровой А., Цыдыповой А. 28 ноября 2014 г, г.Улан-Удэ 6. Сайт Николая Дудко 7. Электронные ресурсы интернета.//Что такое живопись танка
Слайд 7
Практическая значимость материал может быть использован: 1) в качестве вспомогательного материала при изучении культуры, истории Бурятии; 2) применяться для продолжения дальнейшего изучения тибетской буддийской иконографии .
Слайд 8
Танка является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации. Танка Белая Тара Автор Николай Дудко
Слайд 9
В Тибете художников – танкописцев называют «ладжиба» - «мастер, пишущий богов» Николай Дудко – художник-танкописец
Слайд 10
Лама Дарма-Доди - духовный наставник Николая Дудко, первый учитель Учитель Ген Сангей Еше Его наказ Николаю Дудко: «Возвращайся туда, откуда приехал, и будь там полезен»
Слайд 11
Буддийская живопись – это определенные каноны, правила, от которых нельзя отходить .
Слайд 12
В мастерской Николая Дудко Поза лотоса помогает медитировать, не дает уставать.
Слайд 13
Киноварь Краска из шафрана Золото наносится в последнюю очередь Белую краску изготовляет из раковины В палитре 85 оттенков
Слайд 14
Вайшравана (Намсарай) , нагтан – золотой рисунок на черном фоне Ма-За-Там сум, мартан-золотой рисунок на красном Ушнишавиджаи, полноцветная танка Манжушри - Бодхисаттва Великой Мудрости, танка на шелке
Слайд 15
Этап тонирования карандашного наброска выполняет ученица Сэсэг. Начало. Этап тонирования почти закончен Танка в парчовом обрамлении Этап прорисовки контуров и нанесения золота
Слайд 16
Белый Макахала Ямараджа с супругой Белая Тара Белый Манджушри
Слайд 17
Зеленая Тара, спасающая от 8 страданий Сансары: рождения; 2) старения; 3) болезни; 4) смерти; 5) от разлуки с приятным; 6) от встречи с неприятным; 7) ненахождения нужного; 8) нахождения ненужного. Зеленая Тара – правая нога спущена с «лотосового трона» и опирается на цветок лотоса небольшого размера, - богиня спешит на помощь страждущим людям «Немыслимо количество персонажей и сюжетов и их вариаций». Н.Дудко
Слайд 18
Сукхавати- рай Будды Амитабхи Будда Медицины носит одежды монаха и восседает на лотосовом троне. Левая рука находится в мудре медитации, держит монашеский сосуд для подаяний (патра) наполненный нектаром и плодами. Правая рука расположена на колене с открытой ладонью и держит стебель миробалана, растения, известного как царь всех лекарств Сукхавати — магическая страна-кшетра, созданная дхьяни-буддой Амитабхой. Когда-то очень давно Амитабха был бодхисаттвой и дал обет, достигнув состояния будды, создать свою страну, которую назвали бы Сукхавати — Счастливая страна Манла- Будда медицины
Слайд 19
Выводы: 1 .Танка используются как объекты поклонения, но в основном как средства для улучшения и вдохновения медитативной визуализации. 2 .В современном мире танка почитаются не только за свою глубину. Они ценятся и как выдающиеся произведения искусства. 3 .Н. Дудко считает, что древнее буддийское искусство современному человеку несет понимание себя и своего места в мире. 4. Несмотря на строгие руководства и иконографический канон, творчество Николая Дудко самобытно .
Слайд 20
Вклад Николая Дудко в буддийскую религиозную живопись: 1. Т анка Николая Дудко наполнены чувствами и эмоционально-личностным восприятием божества. 2. Танка Дудко отличаются изменением психологических оттенков композиции, ритма, цветовой гаммы. 3. Из сочетания 5-ти основных цветов буддийским художникам удается получить до двадцати пяти оттенков. Николай Дудко обогатил палитру до 85 оттенков. 4. Все эти нюансы приводят к совершенно неожиданной и оригинальной интерпретации канона. 5. Посвящает своих учеников в таинство божественных образов, что приравнивается служению самому божеству. 6.Работы художника дают возможность человеку, не обязательно буддисту, прикоснуться к буддийской живописи и философии.
Слайд 21
В гостях у Николая Дудко - «мастера, пишущего богов», Улан-Удэ
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Министерство образования и науки РБ
Республиканская научная конференция школьников «Шаг в будущее»
Номинация: Культурология
Николай Дудко-
мастер, пишущий богов
Автор: Банзарова Александра,
ученица 9а класса ГБОУ «РМШИ»
Руководитель: Доржиева Дулгар Лосоловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»
г.Улан-Удэ
Оглавление
Введение | 2 | |
| ||
1.1 | Буддийская живопись танка(тханка) | 3 |
2.1 | Николай Дудко - «мастер, пишущий богов» | 5 |
2.2 | В мастерской художника | 7 |
2.3 | Особенности стиля творчества Н.Дудко | 8 |
2.4 | Николай Дудко о роли танка в жизни человека | 10 |
Заключение | 12 | |
Источники | 14 | |
Глоссарий | 15 | |
Приложение | 16-19 |
Введение
Наверное, во многих семьях, проживающих на территории Бурятии, есть лунный календарь с изображением небожителей, но далеко не каждый разбирается в данной буддийской религиозной живописи, и, в частности, владеет информацией об авторе этих произведений.
Актуальность исследования обусловлена все возрастающим интересом искусствоведов и востоковедов к буддийской религиозной живописи на свитках - танка, а также развитием интереса к культуре и истории родного края, буддийскому живописному наследию Бурятии.
Степень изученности проблемы. Буддийской религиозной живописи посвящены многочисленные публикации как российских, так и зарубежных исследователей. Вместе с тем следует отметить, что сведения о художниках, работающих в этом жанре, разрознены и включены в публикации различной направленности, в том числе о современном бурятском художнике-танкописце Николае Дудко.
Объект исследования: творчество Николая Дудко - художника -танкописца.
Предмет исследования: особенности стиля творчества Николая Дудко, его роль в развитии буддийской живописи.
Цели работы:
Задачи исследования:
- изучить основы буддийской живописи;
-проанализировать творчество танкописца Николая Дудко, выявить характерные особенности;
Для решения поставленных задач в настоящей работе применялся комплекс различных методов:
-библиографические методы: разыскивание, отбор, реферирование, интервью.
-сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить как общие черты, так и характерные особенности творчества Дудко.
-метод художественно-стилистического анализа, который позволяет определить специфические изобразительные средства, применяемые в тибетской живописи танка в целом и, в частности, в творчестве Н.Дудко;
-метод иконографического анализа, дающий возможность выявить заложенные в изображениях смыслы.
Источники исследования:
1. Буддийские танка Николая Дудко.
5. Публикации о Николае Дудко в СМИ, интернете.
Научная новизна исследования: в краеведческой литературе не в полной мере отражено творчество танкописца Н.Дудко, встречаются только публикации в СМИ, интернете. В настоящей работе сделана попытка устранить этот пробел в истории культуры края. Нами также предпринята попытка определить вклад художника-танкописца в развитие буддийской религиозной живописи.
Практическая значимость Нами написана и издана книга «Николай Дудко – мастер, пишущий богов». Мы считаем, что результаты работы, отдельные положения и выводы, сделанные автором, могут быть использованы в качестве вспомогательного материала при изучении культуры и искусства Бурятии и буддийской иконографии в целом.
1.1. Буддийская живопись ТАНКА(тханка)
Танка (тханка) - это религиозные картины, прежде всего тибетской традиции, которые сложились, начиная с седьмого по двенадцатый век, это живопись на специальном холсте, который обшит в шелковую парчу. ТАНКА (тиб.: тханг ка, санскр.: пата) — живопись на холсте, реже на шелке; в бурятской иконографической традиции танка обозначается словами — хуруг "изображение", захатай бурхан, татамал бурхан — "божество в обрамлении".
Основой для создания танка являются многочисленные тексты жизнеописаний, созданные в Тибете и за его пределами. Они служат не столько предметом для иллюстрирования художниками биографических сюжетов, сколько задают глубинную основу для переосмысления и воспроизведения в живописи описанных в текстах жизнеописаний. Танка является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации.
Танка наполнена символизмом, на них обычно изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей. На них отражены величайшие инобытийные Существа, Высшие тонко-духовные Субстанции, не имеющие привычных для нас физических тел, но обладающие божественными качествами, которые и передаются во всех мельчайших деталях, - здесь каждый жест рук (мудра), поза (асана), атрибут, оттенок цвета, форма имеют конкретное значение. Танка используются как объекты поклонения, но в основном как средства для улучшения и вдохновения медитативной визуализации. Свитки танка становились для кочевников передвижными храмами - свитки более просты в транспортировке и хранении, чем статуи божеств. Танка всегда можно повесить над алтарями и на стене, и даже на ветке дерева.
Танка с изображениями жизни святых выставляются по случаю праздников в честь этих святых. На время ежегодных церемоний также вывешивают специальные танка, нарисованные великими учителями определенных линий. В Тибете традиционно вешали танка в комнатах для формальных приемов важных гостей, таких как короли, представители власти или выдающиеся духовные учителя. Иногда танка вывешивали в залах для аудиенции местных правителей.
Танка заказывают для осуществления различных действий, т.е. это своего рода магический ритуал. Например, танка заказывают для долгой жизни, для удачи, для богатства и процветания, для помощи умершим в Бардо, для нахождения важных Тулку(реинкарнаций), для преодоления препятствий и болезней.
Размеры танка изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие танка часто исполняют группы художников, а на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы.
Воспитанию художника-танкописца, формированию его мировосприятия всегда придавалось исключительное значение. Процесс обучения продолжается долгие годы под руководством избранного Учителя, который постепенно посвящает своего ученика в таинства создания божественных образов, что приравнивается к одной из форм служения самому божеству или приобретению заслуг, улучшающих последующие рождения.
Образование, которое получает художник в монастыре, по своей сути универсально и может быть применимо как в живописи, так и в архитектуре, скульптуре и т. д. Оно опирается на единые иконографические тексты, на практику медитации и ритуалы освящения, подразумевающие их принадлежность к единой мистической субстанции Будды.
Художник, долгие годы осваивая практические навыки искусства, его технический регламент и многоаспектную медитацию, получает неограниченные возможности для раскрытия своего духовного видения, для реализации духовного потенциала. Разнообразие тематик и трактовка сюжетов в буддийской живописи заключены в строгую систему, но внутри канона существует возможность для проявления творческой индивидуальности художника. Всякий раз мастер создает произведения, отличающиеся от работ предшественников нюансами композиции, ритма, цвета. Эти подчас едва заметные на первый взгляд детали приводят к новым оригинальным художественным решениям. Иконописцы, соблюдая необходимые требования иконометрии и пропорции фигур, по-своему переосмысливают образы божеств, вводят этнические черты в лики, привносят в декоративные детали, украшения, формы лотосового сидения особенности, присущие местным традициям.
2.1. Николай Дудко - «мастер, пишущий богов»
Чтобы быть художником - живописцем танка, надо заслужить особое разрешение стать таковым. Здесь мало иметь одно желание. Тибетцы называют художников, пишущих танка, «ладжиба» - то есть «мастер, пишущий богов». Поэтому знакомство с подобным художником - это соприкосновение с неким проводником, через которого вы сможете попробовать открыть загадочный древний шифр прекрасной и многоликой танка.
Николай Дудко - один из лучших танкописцев современности, родился в 1962 году в немецком городе Дессау в Восточной Германии, в военном гарнизоне, где служил его отец. Но уже через несколько лет отца командировали в Кяхту. Здесь и прошли школьные годы будущего художника. Родители часто возили сына в дацаны, и их таинственная красота завораживала мальчика. Начал рисовать с четырех лет. Первоначально его заинтересовала европейская живопись, которой он обучался в педагогическом училище в г. Улан-Удэ, а затем в Киевском художественном институте им. Тараса Шевченко. В Киеве он благополучно проводит три персональные выставки, но как оказалось, буддийская культура запала ему в душу глубже, чем он думал.
Но рисовать танка оказалось делом отнюдь не из лёгких. «Первые шаги в буддийском искусстве дались мне очень тяжело, - вспоминает Николай Дудко. - В то время найти специальную литературу, тем более иллюстрации, было невозможно. Поэтому в начале 80-х, когда служил в армии, узнав, что проводится выставка танка, я убежал, чтобы взглянуть на неё». Затем уже в 1986-м году встретился с дедушкой Дарма-Доди, ставшим его духовным наставником. Лама познакомил его с буддийской философией и религиозной практикой. Дарма-Доди, родившийся в конце XIX века, успел до революции, практически уничтожившей буддизм в России, получить классическое буддийское образование, в которое входило и изучение танкописи. Он был первым, кто посоветовал Николаю писать танка. Желание глубже постичь искусство религиозной живописи, приводит Николая Дудко сначала в Монголию, где он изучает тайны древнего мастерства у замечательного монгольского реставратора Хишигбаяра, а затем в Непал и Индию.
В начале 1996 года он приезжает в Дхарамсалу (город в Северной Индии, в котором находится резиденция Далай Ламы XIV) и добивается приема у личного художника танка самого Далай Ламы XIV. Ген Сангей Еше тогда уже не принимал учеников, но увидев фотографии танка, написанных Николаем Дудко, согласился заняться его обучением. Учиться было трудно. Ведь буддийская живопись - это определенные каноны, правила, от которых нельзя отходить. Но когда Николай Дудко выучил эти правила, запомнил все пропорции, стало легче. Николай Дудко занимался столь интенсивно, что за полтора года освоил пятилетний курс обучения. Каждый ученик за пять лет обучения должен написать три танка, а ему за полтора года удалось нарисовать целых пять. Когда окончил курс обучения и собирался на родину, эскизы работ, которые рисовал на бумаге, жег несколько дней. Только истинный интерес к буддийской живописи, учебе, умение творить, чувствовать то, что ты делаешь, помогло ему столь быстро одолеть этот курс. Кроме живописи танка он изучал буддийскую философию, тибетский язык. Когда Дудко получил диплом, учитель Ген Сангей Еше дал наставление: «Возвращайся туда, откуда приехал, и будь там полезен». С тех пор Николай Дудко ни разу не нарушил завета своего учителя.
По возвращении в Улан-Удэ художник много работает. Он не только пишет танка, желание познакомить людей с этим удивительным искусством побуждает Николая заняться преподаванием и проводить выставки своих работ. Его выставки проходят не только во многих городах России, но и во многих странах мира: на Украине, в Монголии, Аргентине, Китае, Италии, Латвии, Калмыкии, Туве, Тибете, Непале - и везде с огромным успехом. Популярность Николая Дудко в не только буддийских регионах и странах говорит о том, что ему действительно удалось достичь высокого уровня мастерства. Но самое главное предназначение выставок - дать возможность каждому человеку, не обязательно буддисту, увидеть то, что скрывается за стенами буддийских храмов, прикоснуться к буддийской живописи и философии. При этом художник не призывает обратиться в буддизм, но уверен, что эта религия, как и любое традиционное вероучение, несёт то этическое зерно, которое способно изменить жизнь человека к лучшему.
Танка - это не только предмет религиозного культа, которому поклоняются и используют в обрядах и церемониях, но и произведение искусства, имеющее свои художественные, стилистические и композиционные достоинства. Буддизм, распространившись из Индии в Китай, Тибет, затем в Монголию и Бурятию, повлиял на возникновение ряда стилей иконописи. Их отличия заключались в выборе сюжета, цветном решении, характере рисунка, а также в технике и технологии живописи. В Тибете исторически сложились три основные школы танка-живописи: менри, карма-гадри и менсар. Дудко работает в традициях стиля менри, широко известного как непальский стиль. Стиль сформировался в период правления I Далай-Ламы, его основатель - Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» - дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы). Кроме этого, Менла Дондруб разъяснил «духовные и вспомогательные принадлежности художника», а также разработал новые пигменты и техники подготовки холста. Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.
2.2. В мастерской художника
Нам посчастливилось в мастерской художника прикоснуться к таинству танкописи... Нас гостеприимно встретили хозяин мастерской и его ученица Сэсэг. Все расположено очень компактно. Для нас открытием стал «мольберт» танкописца, который просто подвешивается к потолку и его можно расположить под любым углом.
В своих работах Дудко использует традиционные материалы - это льняная или хлопчатобумажная ткань, а иногда, для особо важных изображений, шелк. Ткань натягивается на деревянный подрамник, затем грунтуется специальной пастой, приготовленной из животного клея(варится из рогов, копыт, кожи животных) и смешанной с порошком мела. Когда паста высыхает, поверхность тщательно полируется с обеих сторон. Благодаря этому танка можно скручивать и раскручивать без всякого вреда для нее. Сначала художник карандашом наносит рисунок, а затем раскрашивает. Краски - растёртые в порошок и смешанные со связующей основой непрозрачные природные минералы, такие как коралл, бирюза, малахит, киноварь, морские раковины, а также золото и некоторые краски для цвета из растительного сырья- шафрана, индиго, коры дерева из Бутана (гья-цо по-тибетски) ветки розы - мастер готовит сам. Нужные камни покупает, когда бывает в Тибете или Индии. Краски художник смешивает с животным клеем и желчью, что дает большую яркость и чистоту цвета. Буддийская палитра состоит из пяти цветов: белый, желтый, красный, зеленый, синий. Каждый цвет несет свою символику. Белый - символ чистоты, желтый - изобилия, красный - могущества, зеленый - созидательной энергии, синий - пространства. Это элементы, формирующие Вселенную. Из сочетания этих основных цветов буддийским художникам удается получить до двадцати пяти оттенков. Палитра Николая Дудко — 85 оттенков. Каждый оттенок тоже имеет свою символику. Например, голубой, сочетание белого и синего, несет в себе качества обоих этих цветов.
Художнику блестяще удаются все разновидности танка. Полноцветная танка, выполненная всеми пятью цветами, включая золото; танка мартан, когда на красном фоне (для создания его полотно грунтуется киноварью) делается рисунок золотом, нагтан - золотой рисунок на черном фоне; сертан - рисунок на золоте, уникальная техника, которой дозволяется пользоваться не каждому художнику, ведь золото, это особое, драгоценное подношение Буддам; танка на шелк - на тонком шелке, обычно желтого оттенка, вначале выполняется рисунок тушью, а затем раскрашивается растительными красками.
Кисти для рисования художник изготовляет сам. Для этого хорошо подходят волосы, растущие на кончиках ушей колонка. Но их сначала нужно поймать, и только затем аккуратно подстричь. Живописец смеётся: «Не переживайте, животные при этом не страдают». Где-то 35 волосинок уходит на кисть, работа кропотливая, но художник считает, что когда делаешь все сам, то качество живописи получается совсем другое.
Процесс написания иконы включает несколько этапов: создание карандашного эскиза, тонирование, прорисовка контуров и применение золота. Последним и самым ответственным шагом в изображении божества считается рисование лица. Особое внимание уделяется глазам, ведь, именно они делают его «живым». После окончания письма танка вшивается в специальное парчовое обрамление. Шелк и парчу для обрамления своих танка мастер привозит из Индии и Тибета. В Бурятии же, по словам художника, есть всего 2-3 девушки - портнихи, которые понимают, какое конкретно полотно (ткань) требуется для танка, каким образом его нужно шить, и великолепно справляются с этим. И только после обрамления шелком, парчой танка освящается высоким духовным лицом. Для наиболее значительных икон на обороте делаются надписи- мантры-призывания, или похвалы божеству.
2.3. Особенности стиля творчества Николая Дудко
Художник-танкописец творит согласно твёрдо установленным каноническим правилам: сначала главные фигуры, затем окружение, небо, холмы, деревья и т.д. И тут возникает вопрос: а остаётся ли какая-нибудь свобода для самобытного творчества?
Мастер уверен, что в тибетском религиозном искусстве таятся огромные творческие возможности. Несмотря на строгие руководства и иконографический канон, живописец всегда имеет возможность проявить свою индивидуальность. Дудко считает, что поистине немыслимо количество персонажей и сюжетов и их вариаций - чтобы все их воплотить, не хватит одной жизни. Сама композиция танка выстраивается художником. Взять, например, так почитаемую в Азии Зелёную Тару - обычно её изображают прекрасной богиней зелёного цвета, правая нога которой спущена с «лотосового трона» и опирается на цветок лотоса небольшого размера, — богиня спешит на помощь страждущим людям. На посвящённой этому божеству танке можно нарисовать одну Тару, а можно вместе с одним из Будд; можно включить сюда Белую и Жёлтую Тары. Индивидуальность мастера проявляется, например, в цветовом решении или в разработке пейзажа. Пейзажи Николая Дудко - это фантастическая и прекрасная страна Вечного Блаженства Тушита, где обитают Небесные Божества, которых окружают изысканные водопады, горы со снежными вершинами, а переливчато-жемчужные облака - как бурливые реки «завиваются» и «текут».
И суть творчества - а это наиважнейшее - заключается в том, что если художник хотя бы немного занимается буддийской практикой и понимает Учение Будды Шакьямуни, он может на энергетическом уровне, через своё чувственное проживание во время работы над картиной передать зрителю нежность и сострадание Тары, святость этого высокого Облика. В каждую танка Николай Дудко вкладывает свои чувства и эмоционально-личностное восприятие божества. Всякий раз создается новая икона, отличная от прежней по психологическому оттенку, композиции, ритму, цветовой гамме. Эти едва заметные, на первый взгляд, нюансы приводят к совершенно неожиданной и оригинальной интерпретации канона.
Пантеон изображаемых божеств обширен. Он включает изображения «просветленных существ» - Будд, бодхисаттв, гневных «защитников учения» - дхармапал, изображение буддийской вселенной — мандалы и т.д. С непривычки крайне сложно разобраться в пантеоне богов. Глаза разбегаются при общем взгляде на этот бесконечный сонм многоруких и многоглавых божеств, вооружённых целым арсеналом воинских атрибутов, колокольчиками, чётками, культовыми предметами, такими как ваджра («молния»), колесо, магический скипетр и др. Часто бесчисленные фигуры святых лам, настоятелей монастырей показаны на картинах рядом со своими предыдущими воплощениями. Здесь множество религиозных символов, каждый из которых имеет особое значение. Но чем пристальнее мы всматриваемся в танка, тем понятнее и ближе становится её смысл - нам начинают открываться некие мистические связи, существующие между формой и её содержанием, и соподчинены они некому Высшему Фокусу, составляя единое целое, выраженное в главных буддийских магических диаграммах, называемых мандатами.
Работа над танка чрезвычайно кропотлива и требует много времени. На создание многофигурных композиций у Николая Дудко уходит до полутора лет. Пример многофигурной полноцветной танка - Рай Будды Амитабхи.
Художник одновременно работает над несколькими танка. В этом ему помогает ученица Сэсэг(учеников у Николая Дудко немного; он работает только с теми, кто пришёл сам и осознанно выбрал этот вид живописи). Грунтует, работает карандашом, тонирует. Но самые сложные этапы мастер прорабатывает сам, потому что особенность танкописи такова, что если на этапах тонировки, прорисовки или применения золота хоть немного ошибешься, работу невозможно переделать, можно только уничтожить. Но такого в творческой жизни мастера практически не случалось, потому что в его танках нет ни одной случайной детали, и он строго следует канону. «Танка - как каллиграфия, - поясняет Николай Дудко. А работа по шелку - это эталон искусства танкописи. И я заметил, что, когда рисуешь, то замедляется дыхание. Художественное творчество тесно связано с дыханием. Вдох - линия. Выдох - другая линия». Кстати, надо отметить, что художник рисует, сидя в позе лотоса, такая поза помогает медитировать, правильно дышать, не дает уставать.
2.4. Николай Дудко о роли танка в жизни человека
Николай Дудко особое внимание уделяет содержанию работ. «К примеру, танка с изображением Бодхисаттвы Амитаюс символизирует божество долгой жизни. Верующий, постоянно начитывающий мантру Амитаюс, может обрести долгую жизнь, процветание и благополучие, а также избежать внезапной смерти», - увлеченно рассказывает художник.
Рассматривая танку «Колесо сансары», мы знакомимся с основами буддизма, с такими понятиями, как карма, клеши, шесть миров, взаимозависимость, четыре благородные истины, путь просветления как возможность вырваться из круга сансары.
Считается, что Зеленая Тара - это проявление великой первоосновы, природы, она мать всех Будд. Она обладает множеством проявлений и функций (богини - Тары могут быть всех пяти цветов, то есть представлять все Будда-семейства). В случае болезни чаще всего обращаются к Белой Таре, она лечит, успокаивает. Когда нужна энергия, обращаются к Зеленой Таре. Это одна из самых почитаемых богинь в Тибете, Непале, Монголии. Легенды повествуют, что она возникла из луча света, посланного Буддой Амитабхой. Кожа зеленого цвета символизирует ее активность, движение (цвет элемента «воздух»), правая нога спущена с лотоса вниз - это демонстрирует постоянную готовность помочь. Считается, что Зеленая Тара - заступница сразу готова прийти на помощь к тому, кто взывает к ней с мольбой и преданностью. Зеленую Тару величают «Заступницей от восьми несчастий»: пожаров, наводнений и штормов, эпидемий, от попадания в тюрьму, нападения животных (слонов, львов, змей), от грабителей и разбойников.
Зеленую Тару изображают как юную 16-летнюю девушку в царских одеждах и украшениях. Она сидит на лотосовом троне, на лунном диске, поза энергичная, взгляд направлен прямо на зрителя. На ней надета короткая полупрозрачная рубашечка-пелерина, юбка, полосатые чулки пяти радужных оттенков, на плечи накинут длинный шелковый шарф-тарчанг. На голове золотая корона с пятью диадемами, сзади за головой пропущен шарф - малый тарчанг, который завязывается бантами по бокам короны. Тара украшена пятью видами драгоценностей бодхисаттв: кроме уже упомянутой короны это ожерелья, пояс, браслеты на руках и ногах, а также серьги. В руках она может держать один или два цветка утпалы - голубого лотоса. У растения один венчик цветка полностью открыт, что символизирует активность божества в настоящее время, полуоткрытый венчик - будущее и бутон - прошлое.
Но самый любимый образ у Дудко - это Будда Шакьямуни, основатель религиозно философского учения, данного им более двух с половиной тысяч лет назад. По преданию, Будда - первый буддийский иконописец. Чтобы лучше донести до своих последователей смысл учения, он начертал на полотне образ Колеса Сансары.
Самым первым шагом на пути освоения искусства танка-живописи является: 1) рисование головы и 2) сидящей фигуры Будды Шакьямуни. Это очень важный этап. Так, в Тибете в первый год обучения Дудко занимался преимущественно этим и в итоге способен был воспроизводить образ по памяти, легко, изящно и без ошибок.
Пропорции изображения Будды сохраняются неизменными с древнейших времен. В разных культурах могут присутствовать те или иные особенности (например, удлиненная форма ушнины, соединенные на одной линии брови, заостренная или округлая форма носа, большая или меньшая длина и толщина мочки уха и пр.), но основа всегда одна.
Так, высота стоящей фигуры Будды составляет 125 сор (малых условных единиц). Двенадцать малых единиц (м.е.) образуют одну большую единицу (б.е.). Например, размер лица от линии роста волос до подбородка составляет 1 б.е., высота шеи составляет 4 м.е., высота груди 2 б.е., длина бедра также 2 б.е. и т.д. При построении изображения обычно используется масштабная линейка, сделанная из полоски бумаги. Величина единицы высчитывается исходя из того, какого размера изображение Будды нужно построить.
На наш вопрос, что значит для него танка - искусство или религиозный объект, Николай Дудко ответил нам: «Вначале это произведение искусства, только потом религиозный объект. Мы несем красоту и культуру, и только потом через визуальную форму люди, вначале на подсознательном уровне, а затем и осознанно, начинают постигать глубокий философский смысл, заложенный в буддийской иконе». И выразил полную уверенность в том, что древнее буддийское искусство современному человеку несет понимание себя и своего места в мире, гармонию с собой и окружающим миром, внутренний покой, которых так не хватает в нашей жизни, переполненной волнениями и стрессами. Это своего рода наглядное пособие для погружения в глубокую буддийскую науку.
Заключение
Живописная традиция танка дошла до наших дней благодаря тому, что ее на протяжении веков бережно оберегали монахи-художники. Мастера из поколения в поколение передают и сохраняют секреты живописи. Эти секреты изложены в бережно сохраняемых канонах. Каждая фигура должна соответствовать канонам, при этом различие в выражениях лиц или жестов Будд не должны нарушать установленных правил.
Передача секретов из поколения в поколение обеспечивает преемственность традиций и мастерства. Одновременно такая модель наследования способствует проявлению ярких индивидуальных талантов. Несмотря на то, что художник никогда не ставит свою подпись на произведении, каждая танка несет яркую печать индивидуального таланта автора. Каждый раз, создавая новое произведение, мастер может передавать свое внутреннее видение образа, свое понимание гармонии и красоты.
Николай Дудко - бурятский художник, один из самых талантливых танкописцев современности. Танка мастера являются объектом поклонения во многих буддийских храмах, а также хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира, среди которых – Япония, Америка, Италия, Голландия, Франция и Аргентина. "Буддизм подобен кристаллу, - говорит Николай Дудко. - Кристалл один, а грани разные. Каждая грань - это отдельное божество. И эта многогранность буддизма меня вдохновляет на протяжении почти 30 лет».
Таким образом, подводя итоги своей работы, мы пришли к следующим выводам:
В заключение хотелось бы сказать, что мы очень рады, что у нас в Бурятии живёт такой человек, который своей верой и талантом делает людей добрее и терпимее. И мы уверены, что Николаю Дудко удалось то, что он считает своим предназначением - донести до современного мира тайны буддийского искусства. И данная исследовательская работа - это наш посильный вклад в познание мира, в котором мы живем. Встреча с мастером сподвигла нас на дальнейшее изучение искусства танкописи, и сейчас перед нами стоит задача познакомиться с другими авторами, в том числе с работой факультета иконографии буддийского университета «Даши Чойнхорлин» имени Дамба Даржа Заяева при Иволгинском дацане.
Источники:
Глоссарий
АРЬЯ (санскр.) — тот, кто вступил на высший путь, "возвышенный". В иконографии достигшим уровня арья присвоены следующие символы: нимб вокруг головы; сияние, исходящее от тела; сидение из солнца, луны и цветка лотоса; трон со спинкой. Угрожающие формы идамов и гневные дхармапала "покинувшие шесть сфер существования" изображаются без гало или нимба вокруг головы и вместо сияния вокруг тела они окружены клубящимися языками пламени.
БОДХИСАТТВА (санскр.) - тот, кто реализовал бодхичитту "мысль просветления", очищающую поток сознания от веры в "я" и от пяти загрязняющих аффектов (клеша), ради блага пробуждения живых существ.
БУДДА (санскр.) - тот, кто достиг наивысшего, полного, совершенного просветления, всезнания, реализовал полноту признаков совершенства.
ВАДЖРА (санскр.) - в ведийской мифологии самый драгоценный камень, который может рассечь даже алмаз. Когда-то некий мудрец (риши) целые столетия медитировал на горе Меру. После смерти его кости превратились в ваджру; царь богов Индра обнаружил их и сделал из них для себя оружие, ваджру с сотней заостренных концов.
ВОСЕМЬ БЛАГИХ ЭМБЛЕМ - символические предметы: 1) золотые рыбки, 2) зонт, 3) раковина, 4) бесконечный узел, 5) штандарт, 6) сосуд, 7) лотос, 8) колесо - из золота, серебра, нефрита и т.д., обозначают чудесное проявление тела, речи и мысли будд.
ДАЛАЙ ЛАМА (монг., тиб.: та лай бла ма) - "Учитель подобный океану", официальный титул духовного и светского главы Тибета. Преподнесен в 1578 г. Гьялва Сонам Гьяцо — главе школы гелукпа Алтан-ханом Туметским. Слово "далай" представляет перевод тибетского "гьяцо": океан, входит составной частью в имена всех Далай Лам.
ДАЦАН (бурят.) - в бурятской буддийской традиции монастырь, совмещающий комплекс храмов: "место собрания общины" (бурят.: согшон дуган), храмы, посвященные божествам (бурят.-, шутэнэй сумэ).
КАРМА (санскр.) - "деяние", в буддизме закон причинно-следственной связи, приводящий в конечном итоге к вступлению на путь совершенствования, т.е. карма - это Дхарма и свою карму человек может изменить лишь сам.
МАНДАЛА (санкср.) - "круг", "опора" созерцания: дворец идама с его окружением, т.е. ментальная структура, представляемая в уме адепта. МАНТРА (санкср.) — серия звуковых и графических символов-слогов, используемых в тантрийской практике. Для мантр идамов предписано произнесение в уме, "опору" для концентрации которого мантры представляют.
НАГТАН (тиб.: наг тханг) - название живописного свитка, в котором для фона изображений используется черная тушь.
Свадьба в Малиновке
Швейня
Басня "Две подруги"
Сказка "12 месяцев". История и современность
Рождественские подарки от Метелицы