Исследовательская работа школьника 10 класса о том, как шум воздействует на организм школьника. На его физиологические процессы (ЧСС, АД) и психические процессы (память, внимание)
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние шума на здоровье школьника | 52.82 КБ |
презентация | 1.37 МБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ермоловская средняя общеобразовательная школа»
Учебно-исследовательская работа:
«ВЛИЯНИЕ ШУМА
НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ»
Выполнил:
Козенко Сергей Николаевич
ученик 10 класса
Руководитель:
Сальникова Татьяна Константиновна
учитель биологии и химии
с. Ермоловка 2018г
Содержание
Введение…………………………………………………………...............3-4
Введение
Актуальность
Шум довольно распространен в наши дни. Шум – звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас. Но шум имеет много вредных и опасных для человека свойств. Наиболее распространённые симптомы шумового влияния - раздражительность, рассеянность. Шумовое загрязнение ограничивает продолжительность труда, приводит к преждевременному расстройству и разрушению слухового аппарата, вызывает у человека различные болезни: тугоухость, глухота, неврозы, психические расстройства, сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, аритмия), нарушения нервной системы. Шум обостряет хронические заболевания.
В связи с этим возникла серьезная проблема защиты людей от звуковых явлений.
Цель работы: изучить влияние шума на здоровье человека.
Объект исследования: шум как звуковое явление.
Предмет исследования: воздействие шума на организм человека.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: Исследование опирается на предположение о том, что учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если:
Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
В ходе исследования использованы следующие методики:
Описание методики (Приложение 1)
Эта методика была разработана и предложена к использованию психологом из Франции Б. Бурдоном еще в 1895 году. Она и по сей день пользуется большой популярностью в силу своей простоты и универсальности.
Описание методики (Приложение 2)
Звук как физическое явление представляет собой механическое колебание упругой среды (воздушной, жидкой и твердой) в диапазоне слышимых частот. Ухо человека воспринимает колебания с частотой от 16 до 20000 Герц (Гц). Звуковые волны, распространяющиеся в воздухе, называют воздушным звуком. Колебания звуковых частот, распространяющиеся в твердых телах, называют структурным звуком или звуковой вибрацией. Волны с частотой меньше 16 Гц называют инфразвуком, с частотами более 20 кГц – ультразвуком.
Для того чтобы вызвать звуковое ощущение, волны должны обладать некоторой минимальной интенсивностью, которая называется порогом слышимости. Он бывает различен для разных людей и сильно зависит от частоты звука. Человеческое ухо наиболее чувствительно к частотам от 1000 до 6000 Гц.
Следовательно, чтобы вызвать ощущение звука, необходимо выполнить три условия:
Первое различимое качество звука – это его громкость. Для разных людей один и тот же звук может казаться громким и тихим. Но одному и тому же человеку более громкими кажутся те звуки, у которых амплитуда колебаний звуковой волны больше. Любое изменение громкости звука вызывается изменением амплитуды колебаний.
Вторым качеством звука является высота его тона. Звук, соответствующий строго определенной частоте колебаний, называется тоном. Тон звука определяется частотой, с которой изменяется давление в звуковой волне. Чем больше частота звука, тем более высоким является тон.
Шум — беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Под бытовым шумом понимают всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, нарушающих тишину, оказывающих раздражающее или патологическое воздействие на организм человека
Учёные выделяют такое понятие как «шумовое загрязнение»– шум, воспринимаемый человеком в качестве помехи, один из вариантов физического загрязнения среды. Единица измерения шумового загрязнения – децибел. Шепот – это 20-40 дБ, обычный разговор – 50-70 дБ, транспортный шум оживленной городской магистрали – 120 дБ.
Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. Нормальным слухом считается такой, при котором звук громкостью 50 Дб слышен на расстоянии 6м. Такая громкость характерна для обычной разговорной речи.
Оборудование: механические часы с тиканьем громкостью 50 Дб, сантиметровая лента.
Порядок работы:
1. Приближайте часы до тех пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в сантиметрах.
2. Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять определите расстояние до часов.
3. Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние.
4. Если данные не совпадут, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух расстояний.
Оценка результатов теста
Нормальным слухом будет такой, при котором тиканье ручных часов громкостью 50 Дб будет слышно на расстоянии 600 см.
Вывод: из 12 учащихся 8-9 класса
нормальный слух имеют 7 учащихся, что составляет - 58 %
у 5 учащихся острота слуха ниже нормы, что составляет – 42 %
Слух понижен у каждого четвертого испытуемого.
Таблица (Приложение №3)
Оценка результатов
До начала исследования у всех участников двух групп было измерено давление, пульс. В среднем у учащихся: пульс – 67 ударов в минуту, давление – 116/75. После того как группы послушали музыку были получены следующие результаты: пульс 81, давление 130/85.
Таблица (Приложение №4).
Вывод:
Тест на внимательность
В урочное время школьник должен быть особенно внимателен и сосредоточен. От этого зависит его успеваемость, а значит и его будущее.
Оценка результатов:
В среднем до воздействия громкой музыки учениками было допущено 6 % ошибок. После воздействия громкой музыки число ошибок увеличилось до 16%.
Таблица (Приложение №5)
2.4 Анкетирование школьников
Особую опасность представляют наушники. Громкость звука может достигать 100-114 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость в 110 дБ максимум в течение 1,5 минуты.
Цель работы: определение количества учеников, у которых есть наушники и как часто они находятся под воздействием шума
Ход работы:
Оценка результатов
Все это приводит к снижению слуха, которое может проявиться после 25 лет, если не изменить свои привычки учащимся.
Результаты анкетирования (Приложение №6)
О полученных результатах я сообщил испытуемым школьникам. Многие из них были шокированы. Рекомендации были распечатаны и розданы всем школьникам и классным руководителям. Информация полезна при проведении классных часов и родительских собраний. Для более достоверных данных о качестве слуха школьников я планирую обследовать остальных учащихся.
Список используемой литературы:
Приложения.
Приложение 1
Наиболее простым и доступным методом аудиометрии является исследование слуха речью. Для этой цели применяют шепотную и громкую речь. В полной тишине шепотная речь воспринимается при нормальном слухе на расстоянии 20—25 м. В обычных условиях исследования, т. е. в обстановке относительной тишины, слух считается нормальным, если шепотная речь воспринимается с расстояния 6—7 м. При отсутствии восприятия шепотной речи или резком его понижении переходят к исследованию слуха громкой речью. Вначале применяют речь средней, или так называемой разговорной, громкости, которая придается голосу при обычном разговоре. Если и речь разговорной громкости различается испытуемым плохо или совсем не различается, применяют речь усиленной громкости. Исследование слуха речью не может быть единственным методом определения функциональной способности слухового анализатора, так как этот способ не объективен как по дозировке силы звука, так и по оценке результатов. Поэтому источником звукового раздражителя стали наручные часы учителя русского языка Семеновой Юлии Александровны. Громкость их тиканья составила 50 Дб, что соответствует нормальной разговорной речи.
Приложение 2
Методика «Корректурная проба»
Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы, и задание: вычеркнуть все буквы, с которой начинается строчка. Например, первая строка начинается с буквы В, значит, в этой строке вычеркиваем только эту букву. Вторая строка начинается с буквы 3 - вычеркиваем букву 3.
Для удобства расчетов текст был создан таким образом, что максимальное число вычеркнутых букв равно 100. Таким образом, количество ошибок рассчитывалось в процентах.
Приложение №3.
Результаты определения остроты слуха школьников
№ п/п | L1,см | L2,см | (L1+L2)/2 | Результаты |
1 | 548 | 532 | 540 | Ниже нормы |
2 | 255 | 259 | 257 | Ниже нормы |
3 | 604 | 598 | 601 | норма |
4 | 600 | 606 | 603 | норма |
5 | 314 | 408 | 361 | Ниже нормы |
6 | 588 | 608 | 598 | норма |
7 | 600 | 604 | 602 | норма |
8 | 456 | 480 | 468 | Ниже нормы |
9 | 608 | 590 | 599 | норма |
10 | 598 | 612 | 605 | норма |
11 | 560 | 568 | 564 | Ниже нормы |
12 | 596 | 600 | 598 | норма |
Приложение №4.
Результаты эксперимента №2 «Влияние шума на физиологическое состояние школьника»
№п/п | Пульс | Давление | Пульс | Давление |
1 этап | 2 этап | |||
1 | 60 | 110/70 | 80 | 120/80 |
2 | 70 | 120/80 | 85 | 135/85 |
3 | 60 | 110/70 | 80 | 130/80 |
4 | 65 | 115/60 | 75 | 120/80 |
5 | 62 | 110/65 | 80 | 120/70 |
6 | 75 | 110/70 | 86 | 120/80 |
7 | 68 | 120/70 | 80 | 125/70 |
8 | 70 | 130/100 | 88 | 140/100 |
9 | 65 | 120/70 | 76 | 140/100 |
10 | 72 | 120/80 | 84 | 130/100 |
11 | 60 | 100/70 | 74 | 140/85 |
12 | 75 | 130/100 | 80 | 135/100 |
Среднее значение | 67 | 116/75 | 81 | 130/85 |
Приложение №5.
Результаты прохождения школьниками теста на внимательность
№п/п | Количество ошибок до воздействия громкой музыки (%) | Количество ошибок после воздействия музыки (%) | Разница (%) |
1 | 1 | 7 | 6 |
2 | 4 | 11 | 7 |
3 | 4 | 9 | 5 |
4 | 12 | 13 | 1 |
5 | 6 | 25 | 19 |
6 | 3 | 16 | 13 |
7 | 6 | 14 | 8 |
8 | 7 | 14 | 7 |
9 | 11 | 17 | 6 |
10 | 16 | 59 | 43 |
11 | 0 | 2 | 2 |
12 | 1 | 4 | 3 |
Среднее значение | 5,9 | 15,9 | 9,9 |
Приложение №6.
Результаты анкетирования школьников
Вопрос | Результат |
1. Какое направление в музыке вы предпочитаете? | Рок-10% Реп-75% Поп-10% Класс.муз-5% |
2. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки? | Да-3 Нет1 Иногда-8 |
3. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку? | Колонки-25% Наушники-75% |
4. Раздражает ли вас посторонний шум? | Да - 8%. Нет –12%. Иногда – 80%. |
5. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов? | Да – 10 %. Нет -25,5% Иногда-64,5% |
6. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум? | Да – 75%. Нет –25 % |
7. Просыпаетесь ли вы под звук будильника? | Да – 80%. Нет – 15%. Иногда-5% |
Слайд 1
« ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Работу выполнил: Козенко Сергей Николаевич ученик 10 класса МКОУ Ермоловской СОШ Руководитель: Сальникова Татьяна Константиновна 2018 учебный год Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Ермоловская средняя общеобразовательная школа»Слайд 2
Цель работы: изучить влияние шума на здоровье человека. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования. Выяснить, каково влияние шума на физиологическое состояние школьника. Определить, как шум воздействует на качество внимания школьника. Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся. Задачи :
Слайд 3
Гипотеза: учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если: получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека; понизят «шумовое загрязнение» на переменах; внимательно отнесутся к рекомендациям, разработанным в ходе выполнения исследовательской работы.
Слайд 5
Эксперимент №1. «Определение остроты слуха» способом аудиометрия В качестве звукового раздражителя были использованы ручные часы учителя русского языка Юлии Александровны Громкость тиканья часов составляет 50 Дб
Слайд 6
Эксперимент №1. « Определение остроты слуха» способом аудиометрия Острота слуха снижена Нормальный слух 42 % 58 %
Слайд 7
Эксперимент №2 «Влияние шума на физиологическое состояние школьников» Измерение давления и пульса до воздействия громкой музыки и после.
Слайд 8
Результаты эксперимента
Слайд 9
Результат эксперимента №3 №п/п Количество ошибок до воздействия громкой музыки (%) Количество ошибок после воздействия музыки (%) Разница (%) 1 1 7 6 2 4 11 7 3 4 9 5 4 12 13 1 5 6 25 19 6 3 16 13 7 6 14 8 8 7 14 7 9 11 17 6 10 16 59 43 11 0 2 2 12 1 4 3 Среднее значение 5,9 15,9 9,9
Слайд 10
Вопросы анкеты: 1. Какое направление в музыке вы предпочитаете? 2. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки? 3. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку? 4. Раздражает ли вас посторонний шум? 5. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов? 6. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум? 7. Просыпаетесь ли вы под звук будильника?
Слайд 11
Рекомендации для школьников
Слайд 12
Выводы Чрезмерный шум – одна из важнейших проблем. Его вредное воздействие на организм совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен. С гигиенических позиций относительно комфортным считается акустический режим при уровне звука до 60 дБ, для нервной системы вреден шум свыше 50— 60 дБ, а при уровнях выше 80 дБ начинается область максимального дискомфорта. Чрезмерный шум способствует снижению качества внимания школьника, и это плохо сказывается на его успеваемости. Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в школе, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность. На улице нельзя слишком громко включать наушники, т. к. на уличный шум, ставший уже обыденным, будет накладываться музыка, и тем самым превысит допустимую норму. Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
Самый главный и трудный вопрос
Будьте как солнце!
Как зима кончилась
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Сказка об осеннем ветре