Тема героического прошлого нашей Родины на данный момент актуальна, потому что наблюдается отчуждение подрастающего поколения от исторического опыта своего народа. Многие не знают не только имён героев, но даже имён своих родственников, прошедших суровые испытания военного времени
Вложение | Размер |
---|---|
chernyshova_rybinskiy.docx | 843.15 КБ |
Полное наименование работы | Как работала Малокамалинская школа в годы Великой Отечественной войны |
Номинация | Краеведение |
Фамилия, имя, отчество автора | Чернышова Анастасия Витальевна |
Фото автора | |
Территория (район, город), населенный пункт | Рыбинский район, село Малая Камала |
Наименование образовательной организации (в соответствии с уставом) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малокамалинская основная общеобразовательная школа № 5» |
класс | 7 класс |
Место выполнения работы | ДОП «Дистанционная школа «Юный исследователь», Красноярский краевой Дворец пионеров |
Руководитель (ФИО, должность) | Тоцкая Ольга Елисеевна, учитель русского языка и литературы |
e-mail, контактный телефон | mkam05@mail.ru 89316562318 |
ВВЕДЕНИЕ
Малокамалинская школа Рыбинского района Красноярского края имеет богатую и интересную историю. Великая Отечественная война в жизни школы - особый период. В те годы перед советской школой были поставлены непростые задачи: воспитать и обучить молодое поколение, как настоящих граждан и патриотов страны. [5]
Меня заинтересовала история моей школы, в частности, как работала Малокамалинская школа в годы войны. Я многое знаю о своем селе Малая Камала из материалов школьного музея, исследовательских работ других учащихся, из рассказов родных, из книг, авторами которых являются жители нашего района. [1] Но деятельность в годы Великой Отечественной войны освещена недостаточно, поэтому я выбрала эту тему для своего исследования.
Тема героического прошлого нашей Родины на данный момент актуальна, потому что наблюдается отчуждение подрастающего поколения от исторического опыта своего народа. Многие не знают не только имён героев, но даже имён своих родственников, прошедших суровые испытания военного времени. Анализ результатов анкетирования учащихся Малокамалинской школы показал, что 82 % (19 учащихся из 23) считают себя патриотами, но имеют недостаточные знания по истории малой родины, в частности, истории своей школы. 100 % учащихся хотели бы знать о деятельности школы в годы Великой Отечественной войны больше. Тема народного образования в военное время недостаточно изучена местными краеведами, так как в школьном музее по этому разделу почти нет информации.
Исследование о деятельности Малокамалинской школы в годы Великой Отечественной войны, на уроках Мужества, на других внеклассных мероприятиях, направленных на усиление патриотического воспитания, уважение памяти предков, к традициям своего народа, к заботе о родном крае, возникновению гордости за свою историю.
Гипотеза: Предположим, что Великая Отечественная война изменила жизнь целого поколения детей и нанесла урон народному образованию в целом на примере Малокамалинской школы Рыбинского района Красноярского края.
Цель: провести исследование о деятельности Малокамалинской школы в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме: книги, статьи, энциклопедии, статьи;
- собрать материал о школе в годы Великой Отечественной войны: факты, документы, фотографии, свидетельства очевидцев;
- обобщить собранный материал для школьного музея.
Объект исследования - история Малокамалинской школы;
предмет исследования – деятельность школы во время Великой Отечественной войны.
При исследовании использованы следующие методы: сбор информации, интервью, анкетирование, беседы, опрос, работа с архивными материалами села, района, с семейными архивами, фотодокументами, историческими справками и научными статьями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
МОЯ ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Согласно данным школьного музея, первая школа в Малой Камале была открыта в 1904 году, и помещалась она в небольшом здании. К началу XX века основным типом школ являлись училища Министерства народного просвещения. Сохранился Похвальный лист ученика Малокамалинского сельского училища с трехлетним обучением Парфенчука Петра Варфоломеевича, где написано, что он «ученик третьего отделения в среднем выводном испытании и за год при отличном поведении показал успехи…», и далее следуют отличные отметки по всем предметам.
Малокамалинская школа, построенная в 1904 году. | Похвальный лист Парфенчука Петра Варфололомеевича, выпускника Малокамалинского училища в 1910 году. |
По материалам школьного музея, трехклассная школа просуществовала до 1926 года, а далее образовалось 4 класса, где работало 3 учителя, и так ежегодно прибавлялось по классу. В 1929 году Малокамалинская школа стала называться школой крестьянской молодежи, и в ней было уже 7 классов. С 1933 по 1941 год школа размещалась в разных зданиях, потому что учащихся насчитывалось более 400 человек. До 1954 года она называлась неполной средней, а в 1955 году стала средней – десятилеткой.
Лебеденко Елена Петровна, 1924 года рождения, вспоминает: «В 1938 году мы приехали в Малую Камалу, мне было 14 лет. Хорошо помню предвоенные годы. Директором был Мощевикин Сергей Александрович. Помню учителей: Пятюкина Степана Васильевича, Алевтину Родионовну и Марию Родионовну Николаевых. Они ведь приехали в наше село совсем молодыми, в двадцатых годах, и проработали очень много лет, вплоть до 60-х годов. В книге «Земля моя Рыбинская» [1] есть информация, что «Алевтина и Мария Николаевы приехали работать в Рыбинскую волость после окончания Томской гимназии. В школе была своя конюшня, за которой присматривали рабочие. На конях сеяли зерновые, убирали, при этом участвовали дети. Был свой сад, в котором росли яблони, ягодные кустарники. В «Статистическом отчете о начальных, неполных средних и средних школах» есть сведения, что у школы был свой земельный участок, на котором садили «картофель, сеяли просо, ячмень, пшеницу, рожь и рыжик», 1935 год, директор Филистович Г.С. (Фонд 1, опись 1, единица хранения 4, архив Рыбинского района).
Особенно остро стоял вопрос о посещаемости школы, которая нарушалась по разным причинам, в том числе и из - за нехватки дров. Об этом свидетельствует выступление директора школы Мощевикина Сергея Александровича на заседании Совета депутатов трудящихся Малокамалинского сельского совета в 1940 году: «Не надо допускать пропусков в нынешнем году из - за дров. Школа плохо отапливается, ученики уходят с занятий. Сейчас в школе 7 классов, но хотим открыть и 8 класс. Просим колхоз подсобить нам, хоть частично дровами 300 кубометров. Решили: обеспечить школу 600 кубометрами дров. Секретарь П.А. Исайчева». (архив Рыбинского района, Фонд 43, опись 1, единица хранения 4).
Когда в июне 1941 года началась Великая Отечественная война, все были в растерянности: как быть дальше, будет ли работать школа? Но школа работала, и обязательным было семилетнее образование, детей в школу брали с семи лет. Помню, как призвали директора Мощевикина Сергея Александровича на фронт, и школа осталась без «головы», но назначили на время его отсутствия учителя русского языка Марию Родионовну Николаеву».
Вот что вспоминает Кузьменко Валентина Терентьевна, уроженка села Малая Камала 1935 года: «В школу пошла в 1943 году. Хоть и было восемь лет, но после школы полола на поле пшеницу. Бригадир говорил: «Скоро ты освободишься от школы, пшеница зарастает сорняком. Работать некому - отцы ваши воюют. Идем на поле, а за нами присматривает девушка лет семнадцати. За 10 километров ходили вырывать осот, васильки. Потом сенокос. Мальчишки на лошадях тянули волокуши, сделанные из березовых бревнышек и веревок. А мы, девчонки, на эти волокуши клали сено. После работы нас кормили супом, и кусок хлеба давали. Жили надеждой, что скоро придет победа. Отец – то мой Кузьменко Терентий со срочной службы сразу попал под Москву, там 6 декабря и пропал без вести.
Беседа с Кузьменко В.Т., учащейся Малокамалинской школы в 1943 –1945 годах. | Было голодно, выручала картошка, да корова была. А в школу пошла в мамкиных стоптанных, драных башмаках, без тетрадей, без ручки, только чернила были из сажи. Учебников не |
было. Помню в классе нас больше сорока человек, втроем сидели за партой и всего три «Букваря» на весь класс. Домой его никому не давали, по очереди в классе читали. Но ничего, все научились читать.
Учила нас Реун Татьяна Никифоровна. Она сама – то только семь классов окончила, а учителей не хватало, вот ее к нам и поставили. Отправили ее на учительские курсы в город Канск, а потом в нашу же Малокамалинскую школу определили. Так я ее и сейчас помню: красивая, в старом застиранном платье, с атласными лентами в косичках. А осенью ходила в мужских кирзовых сапогах, наверно, от отца остались, ведь он у нее погиб в бою в июне 1943 года под Ленинградом (Книга памяти Красноярского края, том 6, стр. 332). Как она могла с нами справляться, ведь больше 40 человек в классе было ?!
Наверное, уже никто не помнит, кто был директором школы, но я помню, что директором школы был Мощевикин Сергей Александрович. В 1941 году он был призван на фронт (данные военного комиссариата г. Заозерный Рыбинского района «рядовой, служащий, в ряды РККА призван 25 июня 1941 года», но согласно Книге приказов 1941 года Мощевикин С.А. был призван в ряды РККА 8 августа 1941 года. Архив Управления образования Рыбинского района). В село он не вернулся – погиб. Где и как погиб – неизвестно, документов никаких не сохранилось.
В его отсутствие исполняющей обязанности директора школы была назначена Николаева Мария Родионовна, преподававшая русский язык и литературу. (Согласно Книге приказов 1941 года, Архив Управления образования Рыбинского района).
Известно, что во время войны повсеместно проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на трудности военного времени, которые постепенно преодолевались. [4]
Об этом свидетельствует выписка из решения подлинных протоколов заседания исполкома Рыбинского райсовета трудящихся от 04.03.1943 года:
1. «Особо обратить внимание учителей на повышение идейно – политического уровня учеников.
2. Потребовать от сельских советов организовать заготовку дров, вывозку лесоматериалов на ремонт школ.
3. При каждом сельсовете иметь книгу регистрации детей школьного возраста.
4. При всех школах восстановить работу родительских комитетов и использовать их по осуществлению Сталинского закона о всеобуче.
5. Во всех сельсоветах решить проблему одежды учеников и создать мастерские по пошиву одежды и ремонту обуви в условиях военного времени». (Архив Рыбинского района, фонд 2, опись 1, единица хранения 13).
В Малой Камале учителя ходили по домам, убеждали, что нужно учиться обязательно, что трудно всем, ведь это война.
Беседа с Верба Прасковьей Христофоровной. | Верба Прасковья Христофоровна, уроженка села Малая Камала1931 года, рассказывает: «В школу пошла в 1941 году. Зимой 1942 года в Малую Камалу |
стали поступать дети, а иногда и семьи из мест, занятых немцами. Почти все были из Смоленска. Организовали два детских дома. Эвакуированные дети тоже посещали Малокамалинскую школу.
«Детдомовским» давали конфеты. Они придут с ними в школу, а мы смотрим, иногда откусить давали. Для нас варили в большом чане «затируху» - суп из муки с луком».
Краевед Криуляк Зоя Ивановна (учитель Малокамалинской школы с 1952 по 1987 годы) рассказывает: «Хочу про детские дома сказать. Руководить детскими домами было непросто. В отличие от местных, детдомовских детей кормили привозными продуктами, и склад несколько раз пытались разворовать. Еду готовили в основном сами эвакуированные женщины, они же и воспитателями были. Работников не хватало. В 1941 году директором детского дома был назначен Иванов Михаил Иванович, но с трудностями не справился, с 1943 года по 1951 год - Матанин Андрей Павлович, заместитель директора по учебной части – Демянник Нина Гавриловна, а в 1952 году директором был Здзярский Александр Иванович. Вскоре детский дом был расформирован». (Об этом свидетельствует книга приказов 1950 – 1960 гг. архива Рыбинского Управления образования).
На фронт из Малой Камалы ушло 80 человек, назад возвратилось 35 человек. Кто – то был призван совсем юным, «со школьной скамьи», и среди них – Анатолий Решетень. Он родился в 1925 году 3 октября, призван на фронт в ноябре 1942 года. Воевал в составе 616-го отдельного минометного полка, 3-й гвардейской танковой армии, демобилизован в 1945 году.
О себе пишет так:
И мы семнадцатки – мальчишки
Пошли Отечество спасать,
И я, оставив класс и книжки,
Как все, подался воевать.
После скорой подготовки был отправлен на Курскую Дугу, участвовал в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой. Это было месиво железа, мяса и крови. Там, в окопах, Анатолий начал писать свою поэму «Прохоровка», к которой вернулся уже после войны.
А.А. Решетень, 1943 год. Курская Дуга. | Анатолий Афанасьевич прошел всю войну, был ранен, Победу встретил в Баку, где лежал в госпитале после ранения. Он ветеран Великой Отечественной войны и Почетный гражданин города Бородино. Родную школу и ее учителей он помнил всегда. В своей поэме «Малая Камала» он вспоминает старейших учителей – Пятюкина, сестер Николаевых: |
«Они для нас святыми были!» В 2006 году он вновь посетил нашу школу и подарил свои поэтические произведения – поэму «Малая Камала» и поэму «Прохоровка» с надписью «Малокамалинской школе. Бывший ученик и автор А. Решетень».
Реун Татьяна Никифоровна и Алевтина Родионовна Николаева, работавшие в Малокамалинской школе в годы Великой Отечественной войны. (фото 70 – х годов) | Учителя военной поры. Они учили детей без скидок на войну, они были строги и требовательны. Учителя, по воспоминаниям учеников военной поры, как могли, старались украсить скудную радостями жизнь. Как и в мирное время, проводили вечера, концерты, новогодние ёлки, приёмы в октябрята и пионеры, вели занятия в кружках. [4] Советское учительство героически |
трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.
В 1949 году было награждено орденами и медалями свыше ста тысяч учителей. Многие из них удостоены ордена Ленина. [4]
Мария Родионовна Николаева – директор и учитель русского языка и литературы в годы Великой Отечественной войны. Награждена Орденом Ленина. | Орденом Ленина была награждена и директор Малокамалинской школы Николаева Мария Родионовна за самоотверженную работу по воспитанию и обучению детей в годы Великой Отечественной войны. Подвиг учителей в годы войны подтвердил значение личного примера в воспитании подрастающего поколения. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя историю Малокамалинской школы в годы Великой Отечественной войны, я поняла, как важно все это знать каждому, кто учился и учится в этой школе. Ведь начинаешь не только гордиться, что твоя родная школа – часть великой истории нашей страны, но и понимаешь, что нужно ценить мир на земле, ценить то, за что наши деды погибали: за наше счастливое будущее. В годы войны не хватало книг, нечем было писать, но дети стремились учиться. У нас сейчас есть все: светлые, теплые кабинеты, оборудование, занятия по интересам, но не все хотят учиться хорошо.
В ходе работы мне довелось беседовать со старожилами, и все они со слезами на глазах вспоминают свое голодное, обездоленное детство. У кого – то 2 класса образования, у кого – то 1 класс, а кто – то не умеет читать и сейчас. Кому повезло, у того 5 классов. У многих отцы и братья погибли, и они сами «пробивались в жизнь, как могли». С большой теплотой вспоминают своих учителей военной поры, которые, несмотря на личные тяготы, учили «подранков», что надо жить честно и с достоинством.
Хочется отметить, что на самом деле в годы войны не хватало бумаги, тетрадей. Я убедилась в этом, когда мы работали с архивами Рыбинского района, где многие протоколы заседаний исполкома райсовета трудящихся написаны на газетах, а какие – то заявления на обертках от банок со сгущенным молоком.
Я думаю, что цель исследовательской работы достигнута, все задачи реализованы, и работа пополнит школьный музей, архив села и района новыми данными о школе села Малая Камала Рыбинского района Красноярского края.
ЛИТЕРАТУРА
ИСТОЧНИКИ
3. Интервью с выпускниками Малокамалинской школы.
4. Интервью с учителем – ветераном педагогического труда Криуляк З.И.
5. Интернет:https://studopedia.ru/ (дата обращения 12. 11.2017)
6.Интернет:https:.com/osnovyi-pedagogiki/ (дата обращения 11.01.2018)
Что общего у травы и собаки?
Белый лист
Девочка-Снегурочка
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Этот древний-древний-древний мир!