Если с первого класса научить детей любить и уважать друг друга, несмотря на их внешние различия, тогда со временем вопрос межнациональных отношений будет решен положительно.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_mezhnatsionalnye_otnosheniya.doc | 274 КБ |
Направление: Социальное
Межнациональные отношения
между учащимися 3 – х классов
МАОУ «СОШ №6».
Исследовательская работа
Выполнена учеником 4 а класса Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением иностранных языков» Курышко Егором Алексеевичем Научный руководитель – учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением иностранных языков» Ширякова Татьяна Владимировна |
Северодвинск, 2018
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Развитие межнациональных отношений
1.1 Межнациональные отношения в советский период…………………………...5
1.2 Современные межнациональные отношения…………………………………..7
1.3 Межнациональные отношения в Архангельской области, городе
Северодвинске ……………………………………………………………………….9
1.4 Межнациональные отношения в МАОУ «СОШ № 6» между учащимися 3 – х классов ………………………..12
Заключение (результаты работы) …………………………………………………..13
Библиографический список…………………………………………………………15
Приложение 1 Анкета «Межнациональные отношения людей в современном обществе»…………………………………………………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Российское государство развивалось в результате взаимодействия различных национальностей, проживающих в нем. Вся история России - это история освоения новых земель, история присоединения новых народов, история взаимоотношений различных этносов. Россия как государство и существует только благодаря этому национальному разнообразию. Предметом гордости страны являются такие ее представители, как А.С. Пушкин (имеющий, как известно, африканские корни), В.А. Жуковский (имевший турецкие корни), Н.М. Карамзин (возводивший свой род к татарской знати), П.И. Багратион (грузин), Махмуд Исамбаев (чеченец), М.Т. Лорис-Меликов и Арам Хачатурян (армяне), протопоп Аввакум и патриарх Никон (мордвины), И.И. Левитан и Б.Л. Пастернак (евреи) и т.д. Межнациональные отношения являются одними из основополагающих в современном обществе, а межнациональные конфликты - одними из самых болезненных.
Возникновения разных народов уходят своими корнями в глубь истории. Примером тому является отрывок из сказки «Вавилонская башня» в переложении К.И. Чуковского: «Ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. И во всем Вавилоне люди перестали понимать друг друга. Никак они не могли договориться между собой. А башня стала мало-помалу разваливаться. Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут, кто бы мог их понять? И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов. И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону - строить свои города! Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир, и люди понимали друг друга. И до сих пор на всех языках света люди рассказывают эту сказку о недостроенной Вавилонской башне».
Актуальность работы связана с тем, что внимание мировой общественности к проблеме терпимости и взаимопонимания людей разных культур, национальностей приковано на протяжении последних десятилетий. С момента окончания холодной войны в мире постоянно растет число социальных, национальных, этнических конфликтов. Большее их количество перерастает в вооруженные столкновения. Под угрозой оказываются человеческие жизни.
Переход на рыночную экономику усилил миграционные процессы, а состав учащихся школ постепенно стал многонациональным. Не всегда отношения в коллективе складываются гладко. Столкновения различных ценностей в одном пространстве порождает нарушение дисциплины на уроках, психологического климата в классе. Еще не найден путь устранения подобных негативных явлений, идеи толерантности приживаются тяжело. В поиске решения проблемы заинтересованы учителя, ученики и их родители.
Новизна работы связана с тем, что в нашей школе проблема межнациональных отношений ранее не изучалась, несмотря на то, что учениками являются дети разных этнических групп.
Гипотеза: если мы научим детей любить и уважать друг друга с детства, не смотря на их внешние различия, тогда со временем вопрос межнациональных отношений будет решен положительно.
Объектом исследования - ученики третьих классов МАОУ «СОШ № 6» города Северодвинска.
Предметом исследования данной работы являются межнациональные отношения.
Цель работы: исследование межнационального общения в Архангельской области, городе, школе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования - общенаучные (анализ материалов СМИ), изучение литературы по проблеме, наблюдение, социологический опрос в форме анкетирования.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
На Восточно-Европейской равнине издревле проживали различные народности. Совместные переживания несчастий и радость побед (монголо-татарское иго, Ледовое побоище, Куликовская битва, Смутное время, Отечественная война 1812 года и другие исторические события) объединяли людей.
25 октября (7 ноября) 1917 года образовалась Республика Советов, в которой проживали люди различных национальностей.
В 1922 году на карте появилось новое государство - Союз Советских Социалистических Республик. Со временем в состав СССР вошло 15 союзных республик.
Сформировалось многонациональное государство, где соблюдались права и свободы каждой народности.
Великая Отечественная война показала сплоченность народов Советского Союза. Немецкие военачальники рассчитывали на возникновение национальных столкновений в СССР, но они просчитались.
«Содружество народов СССР способствовало слаженной работе тыла. На Урале, в Поволжье, Сибири, на Кавказе, в Средней Азии, Узбекистане и Казахстане были созданы новые мощные военно-промышленные базы. Общие проблемы и заботы, тяготы и неустроенность быта, страдания, боль за потери родных и близких, вера в победу укрепляли в глубоком тылу чувства единения и подлинного братства у людей разных национальностей.
С первых дней войны страна превратилась в единый боевой лагерь. Все союзные и автономные республики, области, национальные регионы материально и морально поддерживали фронт, армию, участвовали в движении Сопротивления, помогали населению освобожденных от оккупации районов». [11]
«Мы все - это мы, наша судьба, наша жизнь. Мы защищаем ее свободу, независимость и целостность... Наша сила - в нерушимой дружбе народов нашей страны». [4, 140]
Другим ярким доказательством дружбы народов может служить освоение целинных земель. «Весной 1954 года началась целинная эпопея. За ее первые два года в Казахстан приехали 18 тысяч молодых посланцев Москвы и Ленинграда, всех республик страны. Встретили их по-братски. Миллионы гектаров новых земель могли покориться только людям сильным духом, выносливым и физически крепким. Это дело было по плечу молодым. И неважно, какой национальности работали люди в бригаде. Всех их объединило одно дело – освоение целинных и залежных земель». [8, 20]
Дружба народов выдержала великие испытания, благодаря взаимопониманию, взаимоуважению, основанных на общности судеб, на единстве целей. Каким бы сильным ни был народ, он не может жить в одиночестве, в изоляции от соседей. Человек ищет себе не только друга, а единомышленника, верного товарища в дни бедствия и часы радости.
Согласно переписи 1998 года в России проживали 128 народов! Это подтверждает то, что наша страна является многонациональным государством.
Чтобы показать единство взглядов и мыслей разных людей обратимся к истокам определения «народной мудрости». Народная мудрость – явление интернациональное, и у разных народов мы находим одинаковые пословицы и поговорки.
В пословицах и поговорках разных народов говорится о дружбе, о Родине, о труде, о человеческих качествах, то есть о тех незыблемых истинах, которые проповедуются в любом обществе, в любой религии. Например, такое качество, как доброта по словарю В. Даля: «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- Добрый человек несет мир – говорят абхазцы.
- Сделаешь добро, добро найдешь – говорят карачаевцы.
- Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем – говорят малагасийцы.
- Добро и собака не забывает – говорят осетины.
- Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи – говорят татары.
- Доброта рождает доброту – говорили персидские мудрецы.
- Доброта спасёт мир – утверждают русские.
Жизнь не стоит на месте. Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутое в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.
«Во второй половине 80-х годов в некоторых районах нашей страны произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Они выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия привели к всеобщей беде». [12]
От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать опасность обострения отношений между людьми разных национальностей, опасность для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.
Все права и свободы гражданина России записаны в Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г.: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». [7, 3]
С развитием научно-технического прогресса меняется общество и отношения в нем.
Средства массовой информации (радио, телевидение, пресса, интернет) регулярно сообщают шокирующие факты: осквернены могилы на национальных кладбищах; на памятниках появилась свастика; стали нападать на людей, чей облик отличается от привычного. В России начались националистические беспорядки после убийства болельщика «Спартака» в Москве - Егора Свиридова – 06 декабря 2010 года.
Ситуации обострения взаимоотношений наблюдаются изо дня в день. Таким примером может быть: положение на Украине, поток беженцев, теракт на самолёте из Египта. Обострение политических и экономических связей между странами является доказательством усиления межнациональных конфликтов. В связи с этим остро встаёт вопрос о принятии необходимых мер по их устранению.
Проанализировав полученный объем информации, можно выделить основные
причины межнациональной розни:
«Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.
Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности». [12]
городе Северодвинске
Межнациональная и межрелигиозная ситуация в области достаточно благоприятная. Это во многом обусловлено историческим фактором. Данные археологии, истории, этнографии говорят о том, что серьезных межрелигиозных конфликтов, за весь период существования области, практически не было. «Град Михаила Архангела издавна формировался как международный центр. Возникновение торговли на Севере помогло содружеству стран и развитию нашего края. С XVII века Англия, Нидерланды и другие европейские страны приняли участие в формировании Архангельска. До революции в городе были и православные храмы, и кирха, и костел, и мечеть, и синагога. В Архангельске был целый район, где проживали иностранцы, носивший общее название Немецкая слобода. Выходцев из Германии, Норвегии, Дании, Португалии мы можем встретить и сейчас, так как политика русских царей сохраняла национальные традиции. Конечно, были проблемы, но в целом ситуация на Севере оставалась спокойной». [6]
В настоящее время «в Архангельской области живут представители более ста национальностей и народностей, зарегистрировано около 40 землячеств, общин, автономий и диаспор. Уже несколько лет действует Совет национальностей Архангельска и Архангельской области, открыты Еврейский и Исламский общинные центры, создан Торговый Дом «Татарстан». Ежегодно проводятся различные национальные праздники - Поморский Новый год, Сабантуй, Навруз, Хануки, причем участвуют в них люди разных национальностей». [9]
Архангельск не сильно отличается от любого другого российского города. Здесь живут и русские, и представители кавказских национальностей, равно как и национальностей из других бывших союзных республик. Есть иностранцы, есть даже студенты из Африки. «Нельзя сказать, что всем им комфортно и удобно жить в этом городе. Но если сравнивать уровень отношений, взаимодействия между национальностями с центральными городами страны, тем более крупными, то Архангельск выглядит предпочтительнее. Тем не менее, работу по формированию положительного климата межнациональных отношений нельзя прекращать ни на один день и делать ее нужно всем вместе». [2]
Проблему межнациональных отношений нужно решать не тогда, когда она встает очень остро, а сейчас, когда ее еще можно предотвратить. Примером может служить случай в городе Северодвинске. «Впервые в Северодвинском городском суде в 2010 году на скамье подсудимых оказался пользователь популярной социальной сети «В Контакте». Он разместил на своей странице видеоролик, в котором озвучены высказывания, направленные на возбуждение межнациональной ненависти к народам Средней Азии, унизительные характеристики и негативные установки в отношении этих народов». [3] Молодому человеку был вынесен суровый приговор, ролик уничтожен.
В 2009-2010 годах в Архангельской области стартовала акция «Большой круг», которая была направлена на совершенствование национальной политики в регионе, профилактику экстремизма, укрепление межнациональных связей, распространение положительного опыта по межнациональному сотрудничеству, оказание руководителям общественных объединений правовой и консультативной помощи. В рамках акции в городах и поселках региона прошли круглые столы по вопросам межнациональных отношений, встречи с представителями национально-культурных объединений, выступления профессиональных артистов и коллективов художественной самодеятельности, конкурсы для молодежи и людей старшего поколения по межнациональной тематике. В школах состоялись открытые уроки толерантности. «Город Северодвинск неслучайно был выбран местом старта «Большого круга». В городе корабелов мирно живут и сотрудничают представители 92 национальностей. Градообразующие предприятия Северодвинска осуществляют ряд международных проектов с Индией, Китаем и другими странами. Семьи индийских моряков живут в нашем городе уже более десяти лет, учат русский язык и чувствуют себя на холодном Севере тепло как дома». [16]
1 октября 2014 года в Архангельском областном Собрании депутатов прошло первое заседание общественного экспертного совета по вопросам государственной национальной политики и межнациональных отношений. Поморье первым в Северо-Западном федеральном округе приняло региональную стратегию государственной национальной политики. В настоящее время разрабатывается государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Архангельской области (2015-2020 годы)».
Среди главных аспектов деятельности в сфере межнациональных отношений можно отметить проведение в Архангельской области конкурсов целевых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, в которых активно участвуют национально-культурные автономии и землячества, Северного межнационального форума и акции «Большой круг».
Невозможно нравиться всем и любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у всех разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но все могут жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать человека таким, какой он есть, то есть быть толерантными. Ученики нашей школы приветливы, доброжелательны, внимательны друг к другу, отзывчивы. В школе сложился благоприятный климат для развития дружеских межнациональных отношений.
На нашей планете живут многочисленные народы разных национальностей. Все достаточно различны между собой. Но есть какие-то общие человеческие черты, которые можно найти у представителя любого народа.
Исследования проблемы межнациональных отношений в школе – это прекрасная возможность увидеть достоинства ребят, то, что они ценят в дружбе, в других людях. Для этого было проведено анкетирование среди учеников 3 – х классов и было предложено ответить на ряд вопросов.
Анализ анкет показал, что практически все ребята знают, что в России живут люди разных национальностей. В нашей школе, не смотря на преобладание русских, учатся узбеки, украинцы, белорусы, казахи, грузины, армяне, евреи. Все учащиеся чувствуют себя равноправными гражданами нашей страны и имеют возможность пользовать всеми правами, гарантированными законом.
Большая часть опрашиваемых считает, что между людьми разных национальностей есть различия, причем отмечают, что люди и должны быть разными.
Однако, эмоции, которые вызывают у детей люди другой национальности - противоречивы. Большинство учащихся 3 а и 3 б классов испытывают от встречи с ними – удивление, но считают, что они такие же, как «мы». Одна часть учеников 3 в класса испытывает - радость, другая – удивление, ученики 3 г - удивление, но настораживают чувства страха, агрессии.
От 25 до 65% опрошенных школьников имеют друзей другой национальности, причем эти результаты не зависят от пропорциональности национального состава класса. Ребята познакомились с ними в детском саду, в школе, на игровой площадке, на отдыхе.
Однако примерно 60 - 70% детей уже знают, что в нашей стране существуют конфликты по поводу принадлежности к той или иной национальности. После обсуждения результатов анкетирования ни один из учеников не смог назвать истинных причин данных конфликтов и даже не видят в них смысла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня многие психологи и педагоги отмечают, что современное молодое поколение может не ощущать «той острой неприязни и нетерпимости к людям других национальностей, которые порой возникают у взрослого поколения (дети больше и чаще забывают о национальности своих друзей, с которыми играют и учатся)». [11, 4]
Нашу школу можно назвать одной дружной многонациональной семьей. Доказательством этому служит тот факт, что за все время существования в ней не было зарегистрировано ни одного факта возникновения конфликта на национальной почве. Традиции школы («День Знаний», «День Семьи», «Новогодний марафон», «Последний звонок», туристические походы, акции милосердия «Подари детям радость» и др.) направлены на сплочение школьного коллектива, на воспитание дружеских взаимоотношений, на умение ценить друг друга, то есть быть толерантными. Я горжусь тем, что живу в Архангельской области. Горжусь тем, что учусь в Доме Дружбы – школе № 6, где уважают друг друга, ценят, готовы прийти на помощь в трудную минуту.
«Исследования современных авторов в области педагогики показывают, что учет настроений молодежи, грамотно организованная работа по пропаганде культуры межнациональных отношений, по формированию толерантного сознания способна обеспечить гармоничное развитие многонационального государства. Для решения проблемы межнациональных отношений необходимо больше времени уделять изучению мировой художественной литературы, культуры, музыки, живописи. Важно, чтобы дети учились уважать чужую культуру, религию; учились слушать и слышать друг друга, уважительно относиться к иному мнению». [11, 6]. Нужно учить бесконфликтному конструктивному общению, учить не оценивать людей, а ценить их.
Еврейская притча гласит: «Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей с десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким,- самого себя».
Многое зависит от каждого человека: от его умения быть добрым и терпимым по отношению к окружающим. Действительно, иногда достаточно просто улыбнуться, чтобы помириться, чтобы подружиться, чтобы кому-то поднять настроение и стать ближе друг к другу.
Таким образом, анализируя обстановку в школе, городе и регионе, пришли к выводу, что межнациональные отношения существуют и у нас, но чтобы они поддерживались необходимо уважать культуру разных народов и соблюдать правила поведения в общении с представителями других национальностей. Если с первого класса научить детей любить и уважать друг друга, несмотря на их внешние различия, тогда со временем вопрос межнациональных отношений будет решен положительно.
Библиографический список
Приложение 1
Анкета «Межнациональные отношения людей в современном обществе»
Вопросы анкетирования:
Все люди на земле должны быть одинаковы?
Есть ли отличия между людьми разных национальностей?
Много ли людей разных национальностей живет в нашей стране?
Какие эмоции у тебя вызывают люди других национальностей?
Есть ли у тебя друзья другой национальности?
Возникают ли конфликты в нашей стране по поводу национальной принадлежности?
Какие эмоции у тебя вызывают люди других национальностей?
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Музыка космоса
Плавает ли канцелярская скрепка?
Филимоновская игрушка
Золотой циркуль