Вложение | Размер |
---|---|
kollaboratsionizm._predatelstvo_ili_sotrudnichestvo_ponevole.docx | 80.78 КБ |
Презентация исследовательской работы | 2.07 МБ |
Азовская районная научно-практическая конференция учащихся
История/ Отечественная история.
«Коллаборационизм: предательство или сотрудничество поневоле?»
Автор работы:
Донченко Елизавета Викторовна
11 класс
МБОУ Поселковая СОШ
Руководитель:
Атрохова Ольга Петровна
учитель истории
МБОУ Поселковой СОШ
п. Новополтавский
2017 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………. 1
Глава 1. Понятие коллаборационизма, история вопроса …………….. 4
Глава 2. Основные причины и формы коллаборационизма ………….. 7
2.1. Военный коллаборационизм…………………………………. 8
2.2. Экономический коллаборационизм………………………….. 11
2.3. Идеологический коллаборационизм…………………………. 14
2.4. Национальный коллаборационизм …………………………. 16
2.5. Детский коллаборационизм………………………………….. 19
Заключение ……………………………………………………………… 22
Библиографический список…………………………………………… . 24
Клио, муза истории,
не предсказывает будущее,
не возносит никому ни хвалу, ни хулу.
Она лишь описывает прошлое,
дабы каждый мог избежать
былых ошибок.
Введение
Предлагаемая вниманию исследовательская работа посвящена попытке ответить на вопрос, вызывающий горячие споры со времен Второй мировой войны и по сей день: коллаборационизм – это предательство или вынужденное сотрудничество с врагом? Я заинтересовалась данной темой после того, как однажды увидела в сети дискуссию по обсуждению полемической статьи по этому вопросу, которая имела столь острый характер, что мне стало интересно, кто же был ближе всего к истине?
Когда я достаточно погрузилась в тему, находя все больше, и больше материалов и источников по проблеме коллаборационизма, вопросов появилось еще больше.
Так, все-таки, что же такое коллаборационизм? Как общество должно относиться к этому понятию? Почему оно вызывает столько споров?
Актуальность моего исследования в том, что в современном мире, в обществе, существует подмена правовых и моральных аспектов коллаборационизма.
Спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной войны наше общество по-прежнему эмоционально воспринимает практику контактов советских людей с фашистскими оккупантами. Практически все историки, изучающие коллаборационизм, включают в свои исследования морально-нравственную оценку, выражающую их личное отношение к сути явления.
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему.
Один из них заключается в том, что коллаборационизм – это чистейшей воды предательство и это подтверждается пунктами приговора Нюрнбергского процесса.
Вторая сторона трактует понятие «коллаборационизм» , как очень сложное, неоднозначное, требующее и переоценки сложившихся стереотипов. Проблема привлекает к себе пристальное внимание не только историков из-за того, что она непосредственно касается судеб многих семей, члены которых были участниками и свидетелями Великой Отечественной войны.
Еще одна сторона проблемы этого исторического периода заключается в вопросе о «тотальном предательстве» целых народов – чеченцев, карачаевцев, ингушей, крымских татар – которые были подвергнуты депортации. На почве болезненности этой темы при ее обсуждении возникает опасность разжигания межнациональной розни.
Таким образом, основная цель моего исследования заключается в том, чтобы показать, что природа и сущность коллаборационизма не так проста и однозначна, как это может показаться на первый взгляд. Для этого мне необходимо было изучить его типы, причины, которые толкали советских граждан к сотрудничеству с врагом, а также рассмотреть основные отличия коллаборационизма в СССР от европейского.
Предметом исследования являются различные формы сотрудничества граждан нашей страны с захватчиками.
В данной работе делается попытка показать, что причины, толкнувшие наших сограждан на сотрудничество с оккупантами, имели сложный и неоднозначный характер, были порождены разными обстоятельствами бытового, психологического и мировоззренческого порядка.
Для достижения поставленной цели было необходимо изучить необходимую базу исторических источников и литературу. К ним относятся мемуары, монографии, статьи ученых-историков, а также периодическую печать времен войны, фотографии, листовки, плакаты, воззвания, как с советской, так и с вражеской стороны.1 Интерес представляли и Интернет-ресурсы, в том числе и те, которые считаются оппозиционными.2
Со многими документами, которые ранее не были общедоступны, сейчас можно ознакомиться в сети Internet. Это распоряжения, приказы, донесения о положении на временно оккупированной территории со стороны штабов партизанского движения и органов НКВД. Было бы невозможным всестороннее исследование без знакомства с выдержками из материалов различных немецких и коллаборационистских служб, документов военных комендатур, городских управ, полиции, архивов коллаборационистских газет и журналов.3 Такие источники являются наиболее весомыми, т.к., их достоверность связана со временем их появления.
Анализ литературы и базы исторических источников относятся к теоретическим методам представленного исследования. К эмпирическим методам относится проведение опроса в социальной сети и анкетирования среди различных возрастных категорий, сравнительный анализ их результатов.
Последовательность изложения материала, расположение структурных элементов работы, обусловлены результатами проведения соцопросов.
__________________________________________________________________
1. Приложение 1. Германские средства массовой пропаганды и агитации.
2. Советский коллаборационизм. Программа из цикла «Цена Победы» радиостанция «Эхо Москвы» - [электронный ресурс] - http://echo.msk.ru/programs/victory/45056/
3. Документальная экспозиция. Война Германии против Советского Союза 1941-1945 - под редакцией Рейнгарда Рюрупа - [электронный ресурс] -
http://flot.com/publications/books/shelf/germanyvsussr/10.htm
Выяснилось, что подавляющее большинство респондентов (особенно молодежи) не знает даже точного значения термина «коллаборационизм» .4 Результаты анкетирования среди жителей поселка Новополтавского показали, что подавляющее большинство людей, знакомых с этим термином, определяет его как синоним слова «предательство», не рассматривая иные варианты ответа, и не затрудняясь дать собственное определение.5
Мне представилось, что будет логично вначале раскрыть сущность данного понятия, ознакомить с историей его возникновения и вариантами его значения в разных государствах.
Во второй главе работе рассматриваются различные виды военного, экономического, интеллектуального, национального и детского коллаборационизма.
__________________________________________________________________
4. Приложение 2. Результаты социологического опроса в сети «Что такое коллаборационизм».
5. Приложение 3. Результаты анкетирования жителей п. Новополтавского «Коллаборационизм – это…»
Глава 1. Понятие коллаборационизма, история вопроса.
В словаре Википедии понятие «коллаборационист» объясняется следующим образом: «(от франц. collaboration – сотрудничество), в юридической трактовке международного права – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству»1
Но уже в годы первой мировой войны этот термин употреблялся отдельно от слова «сотрудничество», обозначая только предательство и измену.
В нашей стране термин «коллаборационизм» для обозначения людей, сотрудничавших в различных формах с нацистским оккупационным режимом, стал употребляться лишь в последнее время. В советской исторической науке обычно использовались слова «предатель», «изменник родины», «пособник». Однако на Западе часть лиц, сотрудничавших с нацистами в СССР, обычно называли именно коллаборационистами.
Но не любое сотрудничество с врагом можно квалифицировать как измену или предательство. Если бы это было так, то пособниками гитлеровцев могли считаться все народы оккупированных стран, в том числе и 80 миллионов наших сограждан.
Нужно понимать, что все эти люди, находившиеся под властью оккупантов, не могли не взаимодействовать или не сотрудничать с ними в каких- либо формах, хотя бы ради собственного выживания и сохранения жизни своим близким и родным. Степень вины людей, которые в той или иной форме сотрудничали с оккупантами, конечно же, была разной. Например, среди старост и прочих представителей «новой русской администрации» были люди, занявшие эти посты по принуждению, по просьбам своих односельчан и по заданию советских спецслужб.
Еще необходимо учитывать социально- политические и национальные истоки коллаборационизма, а также причины личного характера, приведшие отдельных граждан к сотрудничеству с оккупантами. В условиях оккупации перед миллионами наших сограждан (особенно стариков, женщин и детей) встала проблема физического выживания.
Поэтому и природа коллаборационизма как явления не так проста и единообразна. Бесспорно, среди этих людей имелась значительная прослойка антисоветски настроенных граждан, которые добросовестно и преданно служили оккупантам.
Коллаборационизм как явление был неоднороден. Люди, осознанно и добровольно перешедшие на сторону врага и с оружием в руках, или используя свой интеллект, воевавшие на стороне Германии против своего Отечества, не могут не рассматриваться как преступники.
Однако вряд ли можно называть изменой или предательством в уголовно-правовом или даже нравственном смысле этого слова бытовой
_____________________________________________________________
коллаборационизм, как например: размещение на постой солдат противника, оказание для них каких-либо мелких услуг (штопка белья, стирка и т. д.).
Трудно обвинить в чем-либо людей, которые под дулами вражеских автоматов занимались расчисткой, ремонтом и охраной железных и шоссейных дорог. Особого внимания заслуживает судьба миллионов женщин и детей, оказавшихся тогда в экстремальных условиях войны и оккупации.
Гражданский коллаборационизм по большей части носил вынужденный характер, так как у мирных жителей, особенно в городах, не было другого способа добыть средства существования для родных и близких. Нет никаких оснований зачислять в изменники Родины всех военнопленных, так как большинство из них оказалось там не по собственной воле, а в силу не зависящих от них обстоятельств: ранение, окружение, потеря связи со своей частью.
Через 10 лет после окончания Великой Отечественной войны, 17 сентября 1955 г., был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». 1 Согласно этому документу, амнистия применялась «…в отношении тех советских граждан, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами». 2
В результате амнистии были освобождены от наказания коллаборационисты, не причастные к «убийствам и истязаниям советских граждан» (убийц амнистия не коснулась). Вместе с «изменниками Родине», которые в годы войны вынужденно сотрудничали с оккупантами (в их число входили бывшие бургомистры, старосты, коллаборационистские журналисты, работники местных вспомогательных администраций и др.) на свободе оказались многие каратели, сумевшие скрыть свои преступления. Они десятилетиями жили спокойно, получая военную пенсию и даже получая медали и ордена по случаю празднования юбилеев Победы.
В течение нескольких послевоенных десятилетий советские органы государственной безопасности приложили огромные усилия для выявления «затерявшихся» военных преступников, сотрудничавших с оккупантами. В 60-70-х годах почти по всей Центральной части России прошел ряд открытых судебных процессов по делам коллаборационистов, причастным к казням и пыткам советских граждан. Местные жители добровольно ходили смотреть на то, как судят военных преступников. Залы, рассчитанные на сотни человек, были переполнены.
Оглашение приговоров проходило в присутствии многочисленных слушателей: «…Молча стоит огромная толпа… и вот, наконец, в тишине раздается звучное: “Именем Союза Советских Социалистических Республик...“»_____________________________________________________
Несмотря на широкую огласку преступлений предателей, советские средства массовой информации по-прежнему не признавали массовость проявлений коллаборационизма, коллаборационисты представали в качестве отщепенцев, жизненный путь которых отклонился от нормального для советских людей в силу наличия негативных личных качеств (эгоизм, чрезмерное самолюбие, высокомерие, жестокость, карьеризм, корысть и т.п.). Ярким примером, характеризующим понимание феномена коллаборационизма в советском обществе, является фильм «Противостояние», снятый в 1985 г. по повести Юлиана Семенова.
Большая заслуга сил советского Сопротивления заключается в том, что они в ходе боевых действий отказались от жесткого деления общества на «своих» и «чужих». Советская сторона отлично понимала, что лишь при консолидации всех сил возможна победа. У страны был один враг – иноземные захватчики, и их необходимо было уничтожить. Что касается остальных, с ними велась активная разъяснительная работа. Она проводилась как с мирным населением: рабочими, крестьянами, интеллигенцией, священнослужителями, – так и с полицейскими, легионерами, власовцами. Многие из оказавшихся на стороне врага раскаялись и присоединились к борьбе с захватчиками (очень показателен в этом отношении фильм «Проверка на дорогах», 1971г., реж. А.Герман). Те же, кто оставался с нацистами до конца, полностью разделяют их ответственность за кровавые преступления против человечества.
Последние годы отмечены переоценкой роли отдельных личностей и событий в истории Второй мировой войны в целом и Великой Отечественно в частности.
При поиске материалов для своей работы я отметила интересную тенденцию, особенно свойственную оппозиционным СМИ и отчетливо проглядывающую в эмигрантской печати советского периода. Это тезис, гласящий, что абсолютное большинство населения Советского Союза только и ждало удобного момента для свержения ненавистной власти, а солдаты Красной Армии, повсеместно гонимые в бой усилиями заградотрядов НКВД и угрозой репрессий, стремились переметнуться к фашистам или разбежаться.
Глава 2. Основные причины и формы коллаборационизма.
Задается объективный вопрос, что двигало людьми принимать сторону врага. Причин множества, но среди них можно выделить основные:
Как же заработала система коллаборационизма на нашей территории. В данном явлении выделяют формы сотрудничества. Например:
Само сотрудничество так же имело свои формы:
2.1. Военный коллаборационизм.
В условиях боевых действий одним из типов коллаборационизма является военный – оказание содействия противнику с оружием в руках. Он может проявляться в различных формах: служба в военных и военизированных формированиях, в полицейских структурах, в органах разведки и контрразведки.
Толчок развитию русского коллаборационизма дало пленение в июле 1942 г. советского генерала А.А. Власова,1 который с подачи нацистского руководства 3 августа 1942 г. провозгласил «борьбу с большевизмом за новую Россию». Германские власти организовали поездку Власова по оккупированным районам СССР и встречи его с населением. В сентябре 1942 г. Власов приступил к созданию т.н. «Русского комитета» – организации, которая по замыслу германских властей должна была стать главным политическим органом русских коллаборационистов. 27 декабря 1942 г.
«Русский комитет» издал «Обращение к бойцам и командирам Красной Армии, ко всему русскому народу и другим народам Советского Союза»2, в котором сообщались цели «Русского комитета»: свержение Сталина и его клики, уничтожение большевизма; заключение почетного мира с Германией; создание, в содружестве с Германией и другими народами Европы, Новой России.
18–19 января 1943 г. на заседании «Русского комитета» было принято решение о создании коллаборационистской «Русской Освободительной Армии» (РОА).3 Тем не менее, в действительности РОА создана не была – общее наименование «РОА» с пропагандистской целью получили рассеянные по тылу и фронту воинские части с русским контингентом. Работа «Русского комитета» не пошла далее, чем распространение пропаганды среди военнопленных и населения оккупированных территорий.
___________________________________________________________
Акция «Власов» была направлена не только на создание активного русского коллаборационистского движения в зоне немецкой оккупации, но и
на то, чтобы вызвать в советском тылу рецидив массовых репрессий образца 1937-1938 годов. С этой целью Власов (или более точно, немецкая пропаганда, использовавшая предателя как ширму) заявлял о том, что в Советском Союзе всегда была активная антикоммунистическая оппозиция: «В Красной Армии, в ее высших кругах, были русские люди, истинные борцы за русский народ. Они не хотели большевизма, и мы, представители этих людей, хотели эту власть уничтожить и создать русскую власть. Но, в 1937 году лучший цвет комсостава Красной Армии был уничтожен».
Выступая перед сотрудниками псковской коллаборационистской газеты «За Родину», Власов сообщил о том, что «сейчас по ту сторону фронта людям живется тяжело. Там трудно организовать восстание против сталинской клики. Но все же наши люди по ту сторону фронта не дремлют. Они соединяются между собой и готовятся к свержению ненавистного ига жидобольшевизма»1
Кроме известной армии генерала Власова (РОА), мне раньше не встречалась информация о других русских формированиях, воевавших на стороне фашистов. Из различных интернет-источников удалось составить примерный список основных коллаборационистских формирований, которых принято относить к "русским":
- Русская освободительная армия;
- Русская освободительная народная армия;
- Казачий стан (после реорганизации - Отдельный казачий корпус);
- 15-й казачий кавалерийский корпус СС;
- 29-ая гренадерская дивизия СС (Русская номер 1);
- 30-ая гренадерская дивизия (Русская номер 2);
- дивизия "Руссланд";
- Русский корпус;
- Хиви 2 (“Хиви” в переводе с немецкого “добровольные помощники”. В большинстве своем это военнопленные и местные жители, сотрудничавшие с оккупантами на добровольной основе. Немцы называли их “наши иваны”.)
- Боевой союз русских националистов.
Морально-политическое состояние этих «добровольческих частей» было весьма неустойчивым. Имели место выступления против немцев и их пособников. Отдельные группы и подразделения после перехода на сторону советского сопротивления выполняли вместе с 31 партизанами различные боевые задания. Поэтому оружие им выдавалось только для участия в операциях.
______________________________________________________________
«Русских добровольцев» запрещалось ставить на охрану складов оружия и боеприпасов. Чтобы затруднить побеги, утром и вечером устраивались переклички. Перебежчики из Красной Армии должны были подвергаться проверке на протяжении двух месяцев. Широко практиковалась засылка в подразделения тайных агентов, чтобы препятствовать появлению там антифашистских организаций и установлению военнослужащими связей с советским сопротивлением.
Кстати, сам Гитлер изначально относился к идеям вооружения коллаборационистов очень холодно:
"Никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев! Это особенно важно. Даже если в ближайшее время нам казалось бы более легким привлечь какие-либо чужие, покоренные народы к вооруженной помощи, это было бы неправильным. Это в один прекрасный день непременно и неизбежно обернулось бы против нас самих. Только немец вправе носить оружие, а не славянин, не чех, не казак и не украинец".1
Что касается отношения населения к людям, служившим в полиции и администрации оккупантов, то ни при каких условиях не мог вызвать сочувствия или симпатии тот, кто помогал противнику, вторгшемуся в нашу страну с целью ее завоевания. Наши люди были абсолютно убеждены в том, что любой человек, одетый в униформу вермахта, является личным врагом всякого русского, сообщником убийц и насильников.
Мотив политического коллаборационизма – свержение советского государственного строя – не позволяет назвать его сотрудничеством. Во-первых, политический союз с оккупантами предполагает добровольность, а не вынужденность. Во-вторых, законодательство любой страны прямо предусматривает наказание за подобного рода деятельность.
______________________________________________________________
2.2.Экономический коллаборационизм.
Экономический профиль, намечавшийся немецкими специалистами для оккупированных областей СССР, характеризовался резким пре- обладанием сельского хозяйства и добывающей промышленности над всеми видами обрабатывающей индустрии. Предполагалось частичное перемещение населения России из города в деревню, а также вывоз рабочей силы в Германию. «Мы заставим работать на нас всех, до последнего человека», – заявил Гитлер в ноябре 1941 года. Его поддержал Геринг: «Русские рабочие доказали свою работоспособность при построении мощной русской индустрии. Теперь их следует использовать для Германии».1
На оккупированной территории СССР намечалось провести своего рода деиндустриализацию, которая помимо всего прочего имела социальную направленность. Она должна была привести к ликвидации крупных промышленных центров. «Политически нежелательное скопление туземного населения в индустриальных центрах будет избегнуто», – говорилось в одном из секретных приказов ведомства Розенберга из Германии.
В городах создавались биржи труда. В их функции входил еженедельная регистрация населения города, которое было не занято на тех или иных работах, набор рабочей силы по заявкам немецких властей и частных предпринимателей, а также производство отбора рабочей силы для отправки в Германию.2
На биржах труда происходила вербовка русских девушек в немецкие дома терпимости.
Все трудоспособные граждане оккупированных городов всегда должны были иметь при себе, кроме паспорта или удостоверения личности, свидетельство с места работы или явочную карточку. Если же человек задерживался немецкими полицейскими в дневное время без этих документов, то его подвергали аресту и посылали на какую-нибудь грязную или тяжелую работу по очистке города или строительству укреплений.
Уклонение от выполнения работ грозило расстрелом. Благодаря такому строгому учету населения, введению явочных карточек и удостоверений, оккупанты имели возможность привлечения к выполнению различных работ все трудовое население городов.
Уже в первые месяцы Второй мировой войны в III Рейхе в связи с увеличением численности вермахта стал ощущаться недостаток рабочих рук, занятых в промышленности и сельском хозяйстве уменьшилось здесь примерно на 2,7 миллионов человек. Поэтому, захватив ту или иную страну, нацисты наряду с ограблением ее сырьевых ресурсов, максимальным использованием местной промышленности проводили непрерывные депортации в Германию физически крепких людей.
______________________________________________________________
Федеральный портал Единое окно доступа к информационным ресурсам. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/162/59162/29132?p_page=19
Массовая насильственная депортация советских граждан была отнесена Международным военным трибуналом в Нюрнберге к разряду военных преступлений и преступлений против человечества. Угон граждан СССР нацисты рассматривали не как временную кампанию, а как одну из важных функций и неотъемлемое условие деятельности оккупационных властей.
Из некоторых волостей оккупационные власти отправляли в Германию поголовно все население, не считаясь с возрастом, состоянием здоровья, семейными обстоятельствами.
Ни о каком «свободном труде», базирующемся на «материальной заинтересованности работника», о чем также утверждали немецкие пропагандисты, говорить не приходится. Занятое на промышленных объектах русское население сгонялось туда под страхом многочисленных репрессий, вплоть до смертной казни…
Обещания нацистов показать населению Советского Союза, «как нужно жить и работать на примере III Рейха», вылились в насильственные депортации трудоспособных лиц для использования их на наиболее тяжелых и вредных производствах Германии.
Одним из центральных пунктов фашистской экономической и политической программы являлся тезис об «избыточном населении» Германии. Предполагалось, что немцы получат на Востоке в собственность земельные наделы и непритязательных славянских сельскохозяйственных рабочих. В первую очередь землей в оккупированных областях предполагалось наделять немцев, переселенных перед войной из СССР в Германию, затем участников войны и активистов национал-социалистической партии.
Гитлеровцы разработали особо жестокий метод эксплуатации населения захваченной советской территории. В циркуляре хозяйственного штаба германского командования от 4 декабря 1941 года говорилось: «Немецкие квалифицированные рабочие должны трудиться в военной промышленности; они не должны копать землю и разбивать камни, для этого существуют русские».1
Этот циркуляр предписывал использовать труд «унтерменшей» в горном деле, на строительстве дорог, различных подземных сооружений, шахтах, вредном производстве.
По распоряжению Германа Геринга создавались «трудовые колонны» из местного населения. Когда эти колонны использовались в оперативном тылу вермахта, на них в принудительном порядке возлагалось строительство железных и автомобильных дорог, обезвреживание минных полей и т. д.2
__________________________________________________________________
Намеченные оккупантами пропагандистские мероприятия и директивные указания в 1943 году были направлены на дальнейшую эксплуатацию сельского населения, получение бесплатной сельскохозяйственной продукции для вермахта и населения Германии. Но значительно изменился тон, которым нацисты говорили с русским крестьянином. На смену приказам, угрозам и презрительным рассуждениям о «миссионерской роли немцев среди славян» пришло заигрывание и призывы «стать верным союзником в борьбе с «жидобольшевизмом». Теперь в декларациях, обращенных к сельскому населению, появились такие выражения: «крестьянство как передовой слой населения», «русский крестьянин должен быть достоин великой чести – работать на собственной земле». Жителей деревень запугивали не только тем, что «большевики возродят колхозы», но и ссылкой в Сибирь и сталинскими лагерями.
Таким образом, на оккупированной территории России миллионы людей были вовлечены в экономический коллаборационизм. Однако лишь немногая часть из них активно помогала гитлеровцам в деле насаждения «нового порядка» в промышленности и сельском хозяйстве.
2.3. Идеологический коллаборационизм.
Большие усилия прилагались нацистами для улучшения качества своей пропаганды. С этой целью они обязывали группы прессы в городах регулярно составлять обзоры газет, распространявшихся на оккупированной территории, указывая на их сильные и слабые стороны. Особое внимание уделялось критическим высказываниям читателей на публикации в периодической печати. Предпринимались меры по расширению корреспондентской сети, улучшению доставки газет в населенные пункты. Значительное место в идеологической и психологической обработке населения захваченных районов оккупационные власти отводили визуальной пропаганде: кино, организации различных пропагандистских выставок, распространению плакатов.
Немцы пытались учесть специфику восприятия наглядной агитации советскими людьми, которая заключалась в том, что они, и, в первую очередь, сельское население, были приучены к моментальному восприятию четких и конкретных лозунгов, а также некоего зрительного образа. Наиболее распространенными слоганами на плакатах были следующие: «Конец колхозному рабству!», «22 июня 1941 года началось освобождение от большевистского террора», «Гитлер – освободитель» и др.
Вплоть до начала битвы под Москвой коллаборационистская печать публиковала материалы, подтверждающие тезис о непобедимости германской армии и её успехах на Восточном фронте.
Статьи в подобных изданиях носили описательно-аналитический характер:
11 сентября – «Германская армия под Петербургом», «Красный Балтийский флот без моря».
18 сентября – «Бои в вооружённой зоне Ленинграда», «Советское правительство взывает о помощи», «Боевые трофеи финской армии».
18 октября – «Разгром красных сил на путях к Москве и у Азовского моря», «Уже более трёх миллионов красноармейцев взято в плен», «Дни Москвы сочтены».
25 октября – «65 миллионов русского населения освобождены за четыре месяца военных действий.
Повсеместно распространялась информация о разложении и беспорядках в Красной армии. Особое значение придавалось деморализации солдат: печатались карикатуры на советских полководцев, предлагался переход на сторону немецкой армии, распространялись листовки с описанием комфортных условий в немецком плену. В обращении к семьям красноармейцев содержался призыв не пускать своих сыновей, отцов и мужей в армию, агитировать их «повернуть штыки против единственного врага и палача… Сталина»1
____________________________________________________________________________________________________
Другой формой провокаций являлась доведённая до абсурда лексика Главного политического управления Красной Армии. Листовки данной группы сообщали населению о том, что война была начата по инициативе СССР для экспорта мировой революции, вестись она будет до последней капли крови, а «в крайнем случае, наши вожди с нашим имуществом могут уйти за границу»
Предполагалось внушить населению мысль, что русский народ сможет получить свободу и благосостояние только после победы Германии, которая предрешена – это только вопрос времени. Резко активизировалась реклама жизненного уровня в Германии. В ней обещалось, что после войны русские крестьяне и рабочие будут жить не хуже.
Подобная пропаганда применялась, главным образом, в Советском Союзе. Предполагалось, что советские рабочие и крестьяне, жившие не в самых лучших материальных условиях, «клюнут» на обещание райской жизни. Однако проблемой оказалось разительное несовпадение воззваний листовок с реальным поведением немецких войск на оккупированной территории. В условиях зверств оккупантов геббельсовская пропаганда на население не действовала.
Необходимо было убедить солдат РККА в бессмысленности сопротивления и в необходимости сдачи в плен. Помимо воззвания к естественному желанию выжить, использовался прием «Зачем тебе умирать за эту власть!». Использовались листовки, обращение по громкоговорителям, «Пропуск в плен».1
Нацистские пропагандистские службы рассчитывали на то, что им удастся легко внести раскол в советское общество не только благодаря своим успехам на фронтах, умелой пропаганде, но и из- за событий предвоенных лет: насильственной коллективизации, необоснованных массовых репрессий, конфликта государства с церковью.
Вся эта деятельность ведомства министра пропаганды Геббельса приносила определенные плоды, особенно в начальный период войны, когда население на оккупированных территориях было дезориентировано, не имело доступа к информации о реальном положении дел на фронте.
Основные направления в деятельности нацистской пропаганды были отработаны заранее. Это позволило на первом этапе захватить инициативу. Работа облегчалась отсутствием у советской стороны возможности оперативно противодействовать вражеским акциям.
Первые успехи вермахта на Восточном фронте подорвали у части населения веру в возможность победы над Германией. Но, потом был разгром фашистов под Москвой, срыв планов «молниеносной войны», оккупационная политика по отношению к населению, а также развертывание подпольщиками активной боевой и политической деятельности. Была Сталинградская битва и коренной перелом в идеологической борьбе
__________________________________________________________________
противоборствующих сторон – нам удалось не только захватить инициативу в свои руки, но и полностью сорвать план по массовому вовлечению советских граждан в коллаборационистские формирования. Абсолютное большинство наших сограждан являлись пассивными потребителями нацистской пропаганды.
2.4. Национальный коллаборационизм.1
Проблемам расовой чистоты и необходимости бороться за нее была посвящена одиннадцатая глава первой части «Mein Kampf» Адольфа Гитлера. Она называлась – «Народ и раса». «Вершина человеческой культуры» – арийцы противопоставлялись «стае голодных крыс» – евреям. Все остальные народы занимали в этой расистской пирамиде различное место. В зависимости от него кого-то предполагалось ассимилировать, а кто-то подлежал частичному или полному уничтожению.
Национальный вопрос с самого начала занял видное место в идеологии германского фашизма. Крайний национализм, согласно положениям которого исключительными правами обладает лишь немецкая нация, способствовал циничному подходу нацистов к решению проблемы межнациональных отношений на оккупированной территории. Если антиеврейская кампания фашистов имела первоначально преимущественно внутригерманский адрес, то антиславянская струя в фашистском расизме была ориентирована на «внешние объекты».
На территории Западной Украины, Западной Белоруссии и Виленщины гитлеровские власти разместили польские полицейские батальоны, как созданные из местных жителей, так и переведённые из генерал-губернаторства (так называемая синяя полиция). Они жестоко расправлялись с мирным населением — украинцами, белорусами, литовцами.
Литовские, латышские и эстонские батальоны полиции, где была введена германская система воинских званий, пользовались большим доверием со стороны гитлеровских властей: при батальоне имелся только 1 немецкий офицер-наблюдатель.
Конечно, далеко не все представители прибалтийских национальностей встали на путь активного сотрудничества с нацистами. Но сам факт, что именно их гитлеровцы рассматривали в качестве «союзного населения» на Северо-Западе России, можно объяснить рядом причин. Во-первых, необоснованными массовыми репрессиями по национальному признаку, которые проводились в Советском Союзе в 30-е годы. Во-вторых, Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР только в 1940 г. Многие граждане этих государств обвиняли в потере своей национальной независимости Сталина. Поэтому немецкие войска встречались ими как освободители.
__________________________________________________________________
В-третьих, немецкие разведывательные и пропагандистские службы имели здесь хорошо подготовленную агентурную сеть из местного населения.
В крымско-татарских деревнях горно-лесной части Крыма были созданы отряды самообороны из числа жителей этих деревень. Они получали боевое оружие и принимали активное участие в карательных экспедициях против партизан. Они совершали карательные акции в отношении местных населённых пунктов, жители которых взаимодействовали с партизанами.
Нацисты не возражали против тезиса о том, что первоочередной задачей крымских татар является возрождение их нации. При содействии немецкого командования стали организовываться мусульманские комитеты в городах и районных центрах Крыма.
Полицейские и охранные силы использовались гитлеровцами для разжигания национальной вражды. При этом украинских полицейских направляли в Белоруссию, литовцев и эстонцев — на Украину, латышей — против партизан в России, Украине, Белоруссии, Польше и Югославии.
Особенно эффективно использовали немцы националистические настроения на Украине. Украинские шуцманшфт-батальоны, использовались исключительно как карательные подразделения против мирного населения Украины и Белоруссии.
После того, как они доказали свою низкую эффективность в качестве разведывательно-диверсионных, в карательные подразделения были "перекованы" находившиеся ранее в подчинении Абвера "Роланд" и "Нахтигаль". Они стали 201-м полицейским батальоном, на счету которого десятки уничтоженных населенных пунктов в Белоруссии. А сегодня они — "герои Украины". Заместителем командира карательного подразделения был будущий лидер УПА Шухевич.
Именно украинская вспомогательная полиция проводила массовое уничтожение людей в Бабьем Яру в Киеве, в Ровенском гетто. Только в Бабьем Яру нелюди – украинские коллаборационисты – под руководством немцев уничтожили около 150 тысяч человек! И это лишь - малая доля их преступлений.
Именно эта самая вспомогательная полиция, состоящая из активистов ОУН, стала основой для формирования УПА. Украинские госпропагандисты сегодня говорят о том, что УПА якобы была создана "патриотами" для "освобождения Украины". Как бы ни так! Сами сотрудники нацистских спецслужб в ходе Нюрнбергского трибунала свидетельствовали о истинной роли УПА в ходе войны.
В государствах, образовавшихся после распада СССР, особенно в Прибалтике и Украине, произошла политическая и юридическая реабилитация коллаборационистов, которые теперь рассматриваются в качестве главных борцов за национальную независимость. Героем национальной историографии в Украине стал, например, С. Бандера. Ряд отечественных исследователей, образно выражаясь, надувает мыльные пузыри: малозначимые (хотя, несомненно, интересные) явления и события представлены ими в виде основополагающих, а заурядные исторические личности изображены эпическими героями.
Начиная с 1980-х – 1990-х годов на волне очернения всего "советского" публицисты-русофобы, а вслед за ними авторы желтой прессы, продвигали в массы тренд, что "Великой Отечественной войны" якобы не было, а была "гражданская" — так как на стороне Гитлера якобы воевало от миллиона до двух миллионов "русских". Со временем, по ходу восстановления исторической справедливости в 2000-е, этот тренд "отошел в тень", но в 2014 году он был актуализирован уже "под новым соусом". Силам "Майдана" на Украине, героизирующим Шухевича, Бандеру и других гитлеровцев,1 нужно было срочно доказать, что главный коллаборационист — "кто-то другой", лучше всего — "москали".
Оккупировав часть территории СССР, нацисты стремились посеять раздор между представителями различных наций. Это делалось, с одной стороны, для ослабления сопротивления захватчикам, а с другой – с целью физического уничтожению части местного населения. Всё это, по замыслу фашистов, должно было способствовать освобождению жизненного пространства «Великой Германии» от нежелательного национального элемента. Однако оккупантам за время своего хозяйничанья в западных областях РСФСР не удалось разыграть национальную карту в том объеме, на который они рассчитывали. Их запоздалая ставка на русский национализм провалилась.
Национализм может оправдать коллаборационизм, но не меняет его предательскую сущность.
_________________________________________________________________
2.5. Детский коллаборационизм.
Можно выделить ряд форм детского коллаборационизма в условиях нацистской оккупации.
Например, гитлеровцы использовали детей и подростков как своих агентов, которым поручалось собирать сведения разведывательного характера, а также совершать различные преступления, в частности, поджоги и диверсии.
На оккупированных территориях немецкие солдаты подкармливали ребятишек, представляясь в положительном свете, а потом выдавали им динамит и тротил, прося взрывать железную дорогу. Не все дети делали это, но те, кто исполнял поручения, вряд ли действовал осознанно, понимаю всю ответственность и последствия.
Немцы в процессе вербовки обращали в первую очередь внимание на беспризорных и безнадзорных детей.
Вербовкой подростков для службы гитлеровцам занимались и представители местной русской коллаборационистской администрации.
Пример: задержанный Софоновским РО УНКВД 26 августа 1941 г. Макуров Георгий из дер. Приселье Ярцевского района показал, что назначенный немцами старшина села Приселье Лиличкин Александр 10 августа вызвав к себе его, Макурова, вместе с Фроленковым Павлом. Староста предложил им идти к гитлеровцам и выполнить их поручение. Встретившие ребят немцы поручили им разведать, есть ли на реке Вопь переправа и имеются ли там красноармейцы.
При попытке ребят отказаться немецкие офицеры угрожали расстрелом. Под угрозой расправы Макуров и Фроленков ходили в разведку, но по возвращении обманули немцев, заявив, что переправы и красноармейцев на р. Вопь не видели. Макурову и Фроленкову немцы за это давали табак.1
Руководители Абвера ищут все новые, и новые приемы совершения диверсий, надежные кадры диверсантов, чтобы ударить по самому уязвимому месту Красной Армии – железнодорожному транспорту и, прежде всего, вывести из строя паровозный парк. Для этого и предполагалось широко использовать в качестве диверсантов детей-подростков.
Во-первых, как рассуждали оккупанты, их много бродит по дорогам войны, осиротевших и неприкаянных.
Во-вторых, психология подростков такова, что, используя бурную активность детей, их можно толкнуть на любые действия, на любую авантюру, лишь бы их удалось заинтересовать и увлечь.
Гитлеровцы рассчитывали, что подростки-диверсанты не привлекут внимания советской контрразведки, а военнослужащие Красной Армии,
______________________________________________________________
1 .Ковалев Б.Н./Коллаборационизм в России в 1941-1945 гг.: его типы и формы; НовГУ имени Ярослава Мудрого, - Великий Новгород, 2009. – с.310.
http://window.edu.ru/resource/237/69237/files/Kovalev_2009.pdf
население прифронтовой полосы отнесутся к ним снисходительно.
Кому же из взрослых придет в голову, что несчастные дети, которые бродят по вокзалам или станциям, на самом деле закладывают мины под рельсы или забрасывает их в склады угля и тендеры паровозов?
В качестве таких диверсантов нацисты начали использовать детей с шести лет. Под видом нищих они должны были побираться около железнодорожных станций, а при первой возможности подбрасывать в угольные кучи тол, замаскированный под уголь. Безусловно, большинство малышей не выполняли заданий немецких спецслужб, но кто-то за конфетку, шоколадку, а то и просто доброе слово отправлял советские эшелоны под откос. Таких было очень мало, но нацистов это нисколько не смущало: рабочий материал был слишком дешев. Даже если из сотни русских детей один выполнял задание, прямая выгода была налицо: ребенку нужно меньше еды, да и обмануть его было гораздо легче, чем взрослого.
Большое значение нацисты придавали образованию, как эффективному методу «промывки мозгов» подрастающему поколению. Для этого чистились программы и учебники от «всяческого коммунистического хлама».
На уроках обществоведения будут использованы материалы книг, газет, брошюр, плакатов, из которых учащиеся узнают о прекрасной жизни народов Германии. Главное методическое указание сводилось к разъяснению учащимся всех классов, «кто является первым другом и злейшим врагом русского народа».
Воздействовать на подрастающее поколение нацисты пытались по-разному: через средства массовой информации, штатных пропагандистов и подпольную агентуру. Не ограничиваясь этим, оккупанты систематически стали устраивать для молодёжи гулянки. Все они обязательно предварялись выступлениями агитаторов, которые призывали юношей вступать в отряды самообороны, организуемые против партизан, а также в ряды Русской освободительной армии генерала Власова.
В школах на учителей возлагалась обязанность пропаганда идей Русской освободительной армии (РОА).
Детский коллаборационизм в условиях нацистской оккупации мог проявляться в нескольких формах: участие в разведывательных и военных структурах нацистской Германии и ее союзников; оказание гитлеровцам каких-либо услуг бытового плана; обучение в школе с дальнейшей работой пропагандистом. В первом и последнем случаях после освобождения этой территории советскими войсками подростки могли привлекаться к уголовной ответственности.
История Великой отечественной войны полна примерами противоположного характера. Примерами мужества и героизма могут служить имена пионеров-героев Вали Котика, Марата Казея, Зины Портновой, Юты Бондаровской, Володи Дубинина и других.1
______________________________________________________________________________________________________
За боевые заслуги десятки тысяч пионеров были награждены орденами и медалями, четверо удостоены звания Героев Советского Союза: А. Голиков, М.Казей, З.Портнова, В.Котик. Многие были казнены и подвергнуты пыткам, но не стали предателями.
Война не делает никаких скидок на возраст. Если говорить о детях, оказавшихся в экстремальных условиях оккупации, то они, как и взрослые, вынуждены были переносить все проблемы, лишения и сложности, связанные с ней. Лишь крайне незначительная часть подростков встала на путь сознательного предательства. В остальных случаях, я считаю, дети являлись жертвами изощренной пропаганды, хорошо продуманной геббельсовской политики. Многие из них в силу своего возраста (5-10 лет) и тяжелых условий жизни не могли в полной мере понимать цели, в которых они использовались гитлеровцами.
Из всех приемов вербовки населения для работы на свой режим власти, использование детей я считаю самым подлым, гнусным, недопустимым с точки зрения общечеловеческой морали.
Заключение.
Сейчас в это трудно поверить, но чуть более ста лет назад европейские интеллектуалы искренне заявляли о том, что XX век будет золотым веком для всего человечества. Веком научно-технического прогресса и мира без войн. По поводу развития науки и технологий они, конечно, угадали. Но две мировые войны и огромное количество локальных конфликтов сделали прошедшее столетие самым кровавым за всю историю цивилизаций. Вторая мировая война была трагическим испытанием для многих миллионов людей. Смерть и разрушения, голод и нужда стали элементами повседневной жизни.
Особенно тяжело переживалось все это на захваченных врагом территориях. Любой человек хочет жить. Любой человек хочет, чтобы жили его родные и близкие. Но существовать можно по-разному. Есть определенная свобода выбора: можно стать участником движения сопротивления, а кто- то предложит свои услуги иноземному захватчику. В условиях оккупации западных районов нашей страны деятельность коллаборационистов, взявших в свои руки оружие или предложивших оккупантам свой интеллектуальный потенциал, должна быть охарактеризована как измена Родине, как в уголовно-правовом, так и в нравственном смысле этого понятия. Однако, осуждая тех лиц, кто реально сотрудничал с врагом, мы должны со всей ответственностью осознавать всю сложность положения миллионов наших сограждан, оказавшихся на захваченной территории. Их коллаборационизм во многом являлся вынужденным. Это был коллаборационизм выживания.
С точки зрения обывателя (употребляя слово «обыватель» не в пренебрежительном смысле) коллаборационисты Второй мировой войны — это, безусловно, изменники и предатели, а само явление коллаборационизма, будучи предательством интересов родины, достойно всяческого осуждения. При этом юридическая оценка коллаборационизма, на мой взгляд, должна более строго исходить из четкого понимания понятий «вина» или «невиновность», «военное преступление», всех норм права, основываться на привлечении всех доказательств в пользу того или иного суждения. Лишь такой подход позволит сделать объективные выводы по каждому факту сотрудничества с немцами в годы войны, будет способствовать вынесению максимально объективного вердикта.
С точки зрения исторической науки абсолютно точно и однозначно оценить явление коллаборационизма практически невозможно. Исследователю необходимо трезво и максимально объективно анализировать каждый реальный случай сотрудничества конкретного лица с немцами в годы войны, выявляя те условия, которые подтолкнули его к такому нелегкому шагу. И сегодня не следует считать всех коллаборационистов из представителей разных народов СССР тривиальными предателями.
Безусловно, любой факт предательства в годы войны можно рассматривать как пример коллаборационизма, но не любой случай коллаборационизма есть проявление предательства. В то же время ясно, что объективно коллаборационисты выступали на стороне Гитлера, хотя возможно, что люди, формально вступавшие в националистические антисоветские формирования, на деле не поддерживали цели Гитлера и не разделяли нацистских взглядов.
Коллаборационисты - это всегда проигравшая сторона. И действительно, если мы осуждаем коллаборационистов и употребляем это слово, вкладывая в него негативное содержание, мы тем самым констатируем тот факт, что они оказались в стане потерпевших поражение. Ибо в противном случае, если бы они оказались в стане победителей, то и мы сегодня определяли бы их иначе, и сама история повернулась бы к ним другой стороной.
Рассмотренные в данном исследовании материалы дали мне основания и возможность подвести следующие итоги :
Библиографический список.
http://militera.lib.ru/docs/da/gbvov/index.html
Документальная экспозиция. Под редакцией Рейнгарда Рюрупа
http://flot.com/publications/books/shelf/germanyvsussr/10.htm
http://klubkom.net/posts/113485
http://www.fsb.ru/fsb/history/organibezvov.htm
http://echo.msk.ru/programs/victory/45056/
Слайд 1
Автор работы: Донченко Елизавета Викторовна 11 класс МБОУ Поселковая СОШ Руководитель: Атрохова Ольга Петровна учитель истории МБОУ Поселковой СОШ Исследовательская работа по истории на тему: «Коллаборационизм: предательство или сотрудничество поневоле?»Слайд 2
-Политический -Военный -Административный -Идеологический -Национальный -Детский Виды коллаборационизма:
Слайд 3
Германские средства массовой пропаганды и агитации
Слайд 4
Обращения к красноармейцам и их семьям
Слайд 5
Пропуска в плен
Слайд 6
Национальные коллаборационистские формирования А. Власов кавказские вспомогательные войска 1942 г.
Слайд 7
Литовская самооборона К азачество на службе у Гитлера Украина , 1943 г. Доброволец дивизии Галичина прощается с сестрой.
Слайд 8
Советское населения на дорожных работах, июнь 1942 Советские женщины на погрузке камней. Украина, 1943 г. местного населения в деревне представителями вермахта. Лето 1942г.
Слайд 9
Результаты опроса в социальных сетях. Всего опрошено – 94 респондентов.
Слайд 10
Результаты анкетирования жителей пос. Новополтавский :
Слайд 11
Коллаборационизм сегодня
Слайд 12
1. Вполне возможно отделить сотрудничество от предательства используя в качестве критерия мотив взаимодействия. Тогда сущность сотрудничества идентифицируется как поведение, не причиняющее вред борьбе своей Родины со страной-агрессором . 2. Все действия людей, вступивших тем или иным образом в контакт с оккупантами, рассматриваются в двух аспектах – правовом и нравственном. При этом проблема предательства – сотрудничества все равно остается до конца не ясной, поскольку условия, породившие эту проблему, уникальны своим мировым статусом событий 1939-1945 гг. и отечественным характером событий 1941-1945 гг. 3. Послевоенные поколения смотрят на исторические факты и явления глазами потомков, а не современников этих событий. Значит важно рассматривать и оценивать каждый пример коллаборационизма учитывая эту особенность. Выводы:
Слайд 13
Спасибо за внимание! «Коллаборационизм: предательство или сотрудничество поневоле?»
Заяц-хваста
Новогодние гирлянды
Лавовая лампа
Простые новогодние шары из бумаги
Военная хитрость