Пушкин как личность глазами подростка
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat.rabota_moy_pushkin.docx | 33.86 КБ |
Департамент образования и молодёжной политики города Нефтеюганска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ
«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..»,
посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина.
Исследовательская работа
«Мой Пушкин».
Выполнила ученица 8Б класса
Варварук Марина.
Руководитель: Абрамова Евгения Александровна,
учитель русского языка и литературы.
г.Нефтеюганск, 2018
Введение.
Подростковый возраст - это время постановки вопросов: «Какой я? Каким я вижу себя? Каким меня видят другие?»
Что как не поэзия поможет разобраться в себе, понять себя, найти собственный путь. Я решила познакомиться с собой через поэзию А.С. Пушкина. Почему? А.С. Пушкин знаком каждому человеку с пеленок. Кто из нас не переживал за князя Гвидона, Руслана? А кто не осуждал жадную старуху?
Мы все выросли с Пушкиным и идем с ним по жизни.
А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь, оставил в наследие сотни прекрасных произведений, которые вошли в фонд не только русской, но и мировой литературы. Каждое произведение показывает разные грани творчества гениального поэта. Я, знакомясь с творчеством поэта, задалась вопросом: «Мой Пушкин: какой он?» Есть ли что-то общее у меня с поэтом в восприятии себя в этом мире?
Поэтому тема моего исследования - «Мой Пушкин».
Цель работы – выяснить, какой мой Пушкин.
Задачи:
Предметом исследования является обобщенное представление о моём Пушкине.
Объект исследования - стихотворение А.С.Пушкина "Моn Portrait"
Гипотеза: если поэзия-"витамин роста личности", то в чем в первую очередь нуждаются 15-летние.
Вышеуказанная гипотеза найдет подтверждение тогда, когда будет рассмотрено и проанализировано стихотворение Пушкина «Мой портрет», которое поможет разобраться не только в собственном внутреннем мире, но и понять какой он Мой Пушкин.
Методы исследования:
1) поиск;
2)анализ;
3)синтез.
Этапы исследования:
Таким образом, получается для того, чтобы узнать себя 15-летнюю, нужно обратиться к стихотворению Пушкина, который поэт написал в годы обучения в лицее и понять, какой он Мой Пушкин именно в этот период развития моей личности.
Основная часть.
Мною было найдено стихотворение А.С. Пушкина «Мой портрет», которое было написано во время обучения в Царскосельском лицее. Данное стихотворение написано поэтом на французском языке в 1814 году, т.е. в возрасте 15-ти лет.
Вот текст данного стихотворения:
«Mon portrait»
Vous me demandez mon portrait,
Mais peint d’après nature;
Mon cher, il sera bientôt fait,
Quoique en miniature.
Je suis un jeune polisson,
Encore dans les classes;
Point sot, je le dis sans façon
Et sans fades grimaces.
Onc il ne fut de babillard,
Ni docteur en Sorbonne —
Plus ennuyeux et plus braillard.
Que moi-même en personne.
Ma taille à celles des plus longs
Ne peut être égalée;
J’ai le teint frais, les cheveux blonds
Et le tête bouclée.
J’aime et le monde et son fracas,
Je hais la solitude;
J’abhorre et noises, et débats,
Et tant soit peu l’étude.
Spectacles, bals me plaisent fort
Et d’aprèe;s ma pensée,
Je dirais ce que j’aime encor…
Si n’étais au Lycée.
Après cela, mon cher ami,
L’on peut me reconnaître:
Oui! tel que le bon dieu me fit,
Je veux toujours paraître.
Vrai démon pour l’espièglerie,
Vrai singe par sa mine,
Beaucoup et trop d’étourderie.
Ma foi, voila Pouchkine.
Почему же данное стихотворение привлекло моё внимание?
Во-первых, его нет в школьной программе. Во-вторых, существует очень мало переводов данного стихотворения. В- третьих, само название стихотворения «Мой портрет», т.е. Пушкин уже в 15 лет знал, кто он и понимал чего хочет от жизни?
Я нашла перевод данного стихотворения Генрихом Сапгиром.
«Мой портрет»
Вы попросили мой портрет,
Каков он есть в натуре.
Его рисует вам поэт
Пока в миниатюре.
Я — только юный озорник,
Сижу за партой школьной,
Но правду говорить привык
Без робости окольной.
И в целом свете нет вралей,
Ни докторов Сорбонны
Шумней, назойливей и злей
Меня — моей персоны.
С курчавой шапкою волос,
Румяный без излишка,
Я до Вильгельма не дорос,
Но и не коротышка.
Корплю я с горем пополам
Над грифельной доскою.
Люблю толпу — и смех и гам —
И не терплю покою.
Люблю спектакли и балы.
Еще сказать не смею,
Какие игры мне милы…
Прогонят из Лицея.
Здесь верно все до точки вплоть.
И если уж признаться,
Каким слепил меня Господь,
Таким хочу остаться.
Я сущий бес при том при всем,
Мартышкина мордашка.
Пройдусь по залу колесом! —
Таков уж Пушкин Сашка.
Но я решила сама перевести это стихотворение, но я не знаю французского языка, поэтому воспользовалась Интернет-программой «Виртуальный переводчик» и вот что у меня получилось.
«Мой портрет».
Вы спросите меня, каков же "мой портрет",
Какой он от природы;
Мой дорогой, он будет скоро,
Хотя в миниатюре.
Я молодой повеса,
Пока еще в классах;
И правду говорю
Хотя пока в гримасах.
Но в целом нет пока шумней,
Ни доктора Сорбонны —
Изобретательнее и озорнее.
Меня-моей персоны.
Мой ростик низок,
Вильгельма я не догоню.
Но свежий цвет лица
И кучерява голова
Я мир люблю и шум его.
От одиночества бегу
И избегаю я дискуссий,
Пустую болтовню и тишину
Мне нравятся спектакли и балы,
Я б Вам сказал ещё,
Что я люблю,
Если б не был в школе.
После этого, мой дорогой друг,
Могу тебе признаться:
Таким уж сотворил Господь,
Таким я и хочу остаться!
Во мне игривость черта
И рожа обезьяны.
Пройдусь я колесом.
Весь в этом Пушкин Саша.
Если сравнить переводы двух стихотворений Сапгира и мой собственный, то сходство конечно есть. Меня поразило, как юный Пушкин легко и непринуждённо рассказывает о себе, сообщая не только положительные, но и отрицательные черты своего характера, не боясь выглядеть смешно в глазах окружающих его людей (учителей, друзей).
В его стихотворении присутствует и юмор, и ирония. Поэт самокритичен к себе, но и говорит о том, что не хочет и не будет меняться. Его устраивает и внешность (свежий цвет лица, кучерява голова, ростик низок), и характер (веселость, игривость). Также Пушкин открыто говорит о том, чего он не любит (одиночество и тишину).
У Пушкина есть чему поучиться, например, с долей юмора относится к себе, любить себя таким, какой ты есть, не стесняться быть собой. А также открыто говорить о том, что нравится и что не нравится.
А.С. Пушкин призывает читателя не загонять себя в рамки, которые определило общество, а нужно найти свою стезю и смело идти по ней. Поэт в 15 лет определил для себя своё призвание, и в стихотворении «Мой портрет» уже определены его жизненные принципы, которым он будет следовать.
Первый принцип – говорить людям правду «… правду говорить привык без робости окольной…»
Второй принцип - быть в центре событий и самому принимать участие в них, не скрываясь и не прячась «…милее, назойливее и злее, меня – моей персоны…»
Третий принцип – оставаться таким, какой ты на самом деле и не нужно меняться в угоду окружающим тебя людям.
Принципы Пушкина близки каждому 15-летнему подростку, но не все ещё осознают себя в этом мире, и не все, как Пушкин, знают, чего хотят.
Так какой же Мой Пушкин?
Во - первых, это человек, который точно знает, что он хочет от жизни.
Во – вторых, человек, который не играет никакой роли перед другими людьми и делает то, что хочет (веселится, играет, посещает интересные ему места).
В- третьих, человек, который самокритичен к себе и доволен своей внешностью, по- доброму завидует друзьям (росту Вильгельма).
Таким образом, из всего сказанного выше делаю следующий вывод:
Мой Пушкин.
Что Пушкин для меня?
Средь простых и скучных дней
Он - дивная жар – птица,
Сосуд добра и счастья он.
Мой Пушкин – дивная краса,
Очарованье и мечты.
Он факел на моём пути, несущий свет
Добра и состраданья.
В минуты радости, унынья и печали
Он рядом, он со мной.
Утешит, напоит живительной строфой
И позовёт в загадочные дали.
Научит быть меня самой собой.
Ценить друзей и уважать врагов.
Любить себя и мир внутри себя.
Ведь я одна, как он, неповторима.
Заключение.
Гениальность А.С. Пушкина в том, что неважно, сколько лет читателям его произведений, каждый найдет своего личного Пушкина и пронесет его обобщенный образ через всю свою жизнь. Я знаю, что Мой Пушкин будет меняться из года в год. Но самым искренним, чистым и игривым для меня останется Мой 15-летний Пушкин, потому что в нем я отчасти увидела отражение себя, и он помог мне лучше понять себя. Ведь Пушкин тоже познавал себя, а теперь помогает другим познать себя и найти своё призвание. Гипотеза обоснована. 15-летние подростки нуждаются в помощи на пути познания себя. Помочь им в этом может поэзия А.С. Пушкина. Каждый подросток найдет своего Пушкина, как я нашла своего.
Список использованной литературы
Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837). |
1. Сочинения А. С. Пушкина : [в 8 т.] / ред. П. А. Ефремова. - [Санкт-Петербург] : издание А. С. Суворина, 1903-1905. - 24 см . |
I. Ефремов, Петр Александрович (1830-1908).1. Сочинения. Пушкин, Александр Сергеевич (1799 - 1837). 2. Русский язык (коллекция). 3. ВТБ (коллекция). |
2.Виртуальный переводчик
https://translate.yandex.ru/translator/French-Russian
3.https://www.tania-soleil.com/a-s-pushkin-mon-portrait
Шелковая горка
Шум и человек
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Хризантема и Луковица
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"