Научно-исследовательская работа по теме "Исследование особенностей агрессивного поведения подростков" включает в себя теоретическую и практическую часть исследования. Тема агрессивности подростков является чрезвычайно актуальной для педагогов и родителей.Важность данной темы определяется еще и тем, что, с одной стороны, специалисты констатируют увеличение детской преступности, а с другой стороны, остаются открытыми большое количество вопросов, связанных с природой и истоками агрессивности у подростков.
Поэтому у нас, представителей подросткового возраста, не раз возникали следующие вопросы: что такое агрессия? Что побуждает подростков на агрессивные поступки? Какие цели можно достигнуть благодаря агрессивному поведению? Какие виды агрессии используют мои сверстники и почему?
На эти вопросы нам хотелось бы найти ответ. Уверены, что и самим подросткам эта информация будет интересна, а родителям и педагогам может оказаться полезной. Поэтому целью исследовательской работы является изучение видов и особенностей агрессии в подростковом возрасте.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_osobennostey_agressivnogo_povedeniya_v_podrostkovom_vozraste.docx | 150.66 КБ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 5
1.1 Что такое агрессия и агрессивность 5
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 14
2.1 Изучение мнения подростков о понятии «агрессия» 14
2.2. Исследование уровня агрессивности и враждебности, типа темперамента и их взаимосвязь 17
На сегодняшний день проблема подростковой агрессивности чрезвычайно актуальна не только для педагогов и родителей, но и для общества в целом. Важность данной темы определяется еще и тем, что, с одной стороны, специалисты констатируют увеличение детской преступности, а с другой стороны, остаются открытыми большое количество вопросов, связанных с природой и истоками агрессивности у подростков.
Поэтому у нас, представителей подросткового возраста, не раз возникали следующие вопросы: что такое агрессия? Что побуждает подростков на агрессивные поступки? Какие цели можно достигнуть благодаря агрессивному поведению? Какие виды агрессии используют мои сверстники и почему?
На эти вопросы нам хотелось бы найти ответ. Уверены, что и самим подросткам эта информация будет интересна, а родителям и педагогам может оказаться полезной.
Цель: изучить виды и особенности агрессии в подростковом возрасте,
Задачи:
Для решения данных задач считаем целесообразным использование в исследовательской деятельности следующих методов исследования:
изучение научной литературы по данному вопросу;
анкетирование учащихся с целью изучения мнения поданной проблеме;
тестирование;
обработка и анализ полученных результатов
Гипотеза исследования – виды и степень агрессивного поведения у подростков может зависеть от типа темперамента.
Объект исследования – агрессия в подростковом возрасте
Предмет исследования – виды агрессивного поведения у подростков разного темперамента
Новизна и практическое значение: результаты исследования позволяют делать выводы об особенностях агрессивного поведения современных подростков, а также создавать некоторые рекомендации.
Литературный обзор:
Теоретическим обоснованием данной проблемы является изучение работы: Платоновой Н.М. «Агрессия у детей и подростков» (учебное пособие).
Агрессия[1](от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность[2] - устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние.
Агрессия[3] - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.
По Л. Берковицу, агрессия — это поведение, нацеленное на нанесение оскорбления или повреждения другому человеку или предмету.
В большинстве случаев под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, или обществу»[4]. А. Бассе определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы[5]. Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. При этом агрессия как акт поведения не всегда сопровождается агрессивностью как качеством личности и, наоборот, агрессивность может внешне не выражаться в агрессии (агрессивном поведении).
По форме агрессия подразделяется на вербальную, прямую и косвенную. А. Бассе ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда. В случае инструментальной агрессии страдания жертвы обычно не попадают в поле внимания субъекта.
Додж и Койе выделили реактивную и проактивную агрессию[6]. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей.
Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной[7].Злокачественную агрессию Э. Фромм определяет, как деструктивность, не связанную с сохранением жизни. Отдельно следует упомянуть о патологической агрессии, которая может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства. Она может выступать как субъективно воспринимаемое средство самозащиты, воплощение идей мессианства, проявления героизма и т. д.
А. Бассе и А. Дарки выделяют следующие 8 видов агрессии:
Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:
• Негативные — позитивные (деструктивные — конструктивные);
• Явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия — скрытая агрессия);
• Вербальные — физические (словесное нападение — физическое нападение);
• Прямые — косвенные (непосредственно направленные на объект — смещенные на другие объекты);
• Враждебные — инструментальные (с целью причинения вреда/боли другому человеку — с иными целями);
• Эгосинтонные (принимаемые личностью) — эгодистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью).
Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы, применение оружия. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.
Агрессия может быть направлена:
• на окружающих людей
• только на близких людей
• на животных
• на себя
• на внешние физические объекты
• на символические и фантазийные объекты.
Наиболее распространенными целями агрессивного поведения, не связанного с психическим расстройством, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:
• причинение боли жертве, ее страдания;
• месть за перенесенное страдание;
• причинение ущерба;
• доминирование, власть над другим человеком;
• получение материальных благ
• аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
• самоутверждение
• защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;
• отстаивание автономии и свободы;
• завоевание авторитета в группе сверстников;
• удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
• привлечение внимания.
Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:
1. По степени личностной вовлеченности: — ситуативные агрессивные реакции — агрессивное состояние— устойчивое агрессивное поведение личности.
2. По степени активности: — пассивное агрессивное поведение — активное агрессивное поведение.
3. По эффективности: — конструктивное агрессивное поведение— деструктивное агрессивное поведение.
4. По выраженности психопатологической составляющей: — нормальное агрессивное поведение; — агрессивное поведение в рамках патологических реакций; — агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств — агрессивное поведение в рамках личностных расстройств — агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов.
В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:
-поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия);
- аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства - гнев, злость, ярость);
- когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки);
-мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления.)
Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты. Главная задача психологической защиты — устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение ситуации.
Цели агрессии не всегда просты и понятны. На данном моменте мнения ученых отличаются друг от друга. В основном ученые считают, что большинство агрессивных действий мотивировано не только желанием нанести вред жертве агрессии, но и некоторыми другими. Например, желание влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью или сформировать благоприятную (предпочитаемую) идентичность. Агрессоры могут стремиться добиться своего или утвердиться в обществе.
Другие ученые идут дальше, считая, что агрессия включает не только принуждение. С их точки зрения, агрессивное поведение часто бывает направлено на поддержание и усиление власти, и доминирование нападающего. Агрессор может нападать на жертву, стремясь добиться выполнения своих желаний, но, как считают сторонники данного подхода, его главная цель — утвердить в отношениях с жертвой собственные доминирующие позиции.
Целью агрессии может быть:
- принуждение;
- усиление власти и доминирование;
- управление впечатлением;
- заработок;
- аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
- месть за перенесенное страдание;
- причинение боли жертве, получение удовольствия от ее страданий.
В качестве позитивной цели можно рассматривать защиту собственной жизни, псевдоагрессию (фехтование, борьба), конкуренцию.
Темперамент(лат.Temperamentum— «устойчивая смесь компонентов») — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности[8]. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в характере поведения человека, в степени его жизненной активности.
Типы темперамента изучали многие ученые, самая распространённая теория, теория темперамента И.П. Павлова. Он выделял следующие типы (зависимости от соотношения основных нервных процессов — силы, уравновешенности и подвижности):
- сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный);
- холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный);
- флегматик (сильный, уравновешенный, малоподвижный);
- меланхолик (слабый, неуравновешенный, слабоподвижный).
Темперамент проявляется в эмоциональных, мыслительных и волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему) динамических особенностей целостного поведения личности.
Павлов доказал, что у человека существуют 4 типа нервной системы:
- эмоционально не устойчивый тип, процессы торможения больше, чем процессы возбуждения— это меланхолик;
- эмоционально не устойчивый тип, процессы возбуждения больше, чем процессы торможения— это холерик;
- эмоционально устойчивый тип, процессы торможения чуть больше, чем процессы возбуждения— это флегматик;
- эмоционально устойчивый тип, процессы возбуждения чуть больше, чем процессы торможения— это сангвиник.
Сангвиник— уравновешенный, оптимистичный, жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легко переживает неудачи, создает приятный микроклимат в любом коллективе, но не всегда выполняет свои обещания, порой слишком поспешен в делах и суждениях и излишне самоуверен.
Холерик— горячий, несдержанный, смелый, задорный. Такие люди инициативны, с азартом берутся за любую работу (кроме рутинной) и с легкостью преодолевают трудности. Они способны схватывать информацию на лету, обладают лидерскими качествами, однако нетерпеливы, вспыльчивы и подвержены эмоциональным срывам.
Флегматик— спокойный, сдержанный. Он плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью. В обществе флегматик в меру общителен, не любит пустословия и не подвержен панике в стрессовых ситуациях.
Меланхолик— чувствительный, неэнергичный, болезненно реагирующий на неприятности, склонный к унынию. Люди с меланхолическим темпераментом подвержены пессимизму, излишне подозрительны и ревнивы, но обладают аналитическим мышлением, творчески подходят к работе, тонко чувствуют и доводят дело до завершения.
Таким образом, можно сделать вывод, что:
Диагностическое обследование проводилось на базе МОУ гимназии № 4 Ворошиловского района города Волгограда среди обучающихся 9,11 класса в количестве 41 человека.
Исследование осуществлялось по нескольким направлениям:
Во-первых, с целью исследования представления подростков об агрессии, ее видах и целях использования.
Во-вторых, с целью выявления агрессивных и враждебных реакций человека.
В-третьих, с целью выявления темпераментов опрашиваемых.
Изучение мнения подростков о понятии агрессия проводилось с помощью, разработанной нами анкеты (Приложение № 1).
Вопросы анкеты были сформулированы таким образом, чтобы выяснить мнение подростков об агрессии, о том, какие существуют виды агрессии, каковы ее цели и средства, какую пользу или вред она приносит и многое другое.
В результате анкетирования, проведенного с группой обучающихся 9,11 класс, в количестве 41 человека Гимназии № 4 были получены следующие результаты:
На вопрос № 1анкеты «Агрессия— это…»
Большая часть (62,5%) дали ответ «проявление злости», а 37,5% сказали, что это «особенность поведения», «состояние человека».
На вопрос № 2 предложенной анкеты «Я считаю, что агрессивное поведение в жизни современного подростка»
86,96% ответили, что это особенность поведения, которую необходимо контролировать и сдерживать
8,7% ответили, что это особенность поведения, без которой нужно и можно обходиться
4,35% выбрали вариант «неотъемлемая часть, без нее нельзя обойтись в современном мире»
В вопросе № 3 подросткам предлагалось ответить на вопрос «агрессия необходима подростку, прежде всего для того, чтобы:»
Многие школьники (36,36%) ответили«возможность защититься от нападок и унижений»
22,73% ответили «добиваться своего, доказывать свое мнение»
13,64% отметили, что это способ управлять людьми
11,36% выбрали ответ «добиваться справедливости»
9,09%% отметили, что это способ самоутверждения, самореализации
И 6,82% выбрали вариант «демонстрировать свое превосходство, бороться с конкуренцией».
Также важно отметить, что все опрошенные выбирали несколько вариантов ответа, а это значит, что многие считают, что цели агрессии очень разнообразны.
На вопрос № 4«Я считаю, что причиной агрессивного поведения у моих сверстников может быть…» подростки чаще всего отвечали «особенности характера, воспитания» (38,89%). Так же популярен был ответ «особенность возраста» (36,11% опрощенных).25% отвечали «пример взрослых, ближайшего окружения».
На вопрос № 5об отрицательном влиянии агрессии («я считаю, что агрессия может иметь отрицательное влияние, потому что в результате…») были получены следующие ответы:
30,19% - причиняется вред окружающим
28,3% - разрушаются отношения
24,53%- агрессия порождает большую агрессию
16,98% - причиняется ущерб
И ни один из опрошенных не выбрал вариант «нет отрицательного влияния»
На вопрос № 6 «Я использую агрессию в своей жизни…»
71,43%- написали «редко, только если нет других вариантов»
11,29% дали ответ «достаточно часто, по мере необходимости»
9,52% ответили «никогда, даже в случае необходимости»
4,76сказали, что используют ее чрезмерно часто, даже когда в этом нет необходимости
Вопрос № 7 анкеты. Опрошенным подросткам нужно ответить на вопрос для чего они используют агрессию («Чаще всего я использую агрессию, для того чтобы…»)
53,33% дали ответ «выплеснуть эмоции»
16,67% ответили «заявить другому человеку о своем негативном отношении»
10% отметили вариант «самоутвердиться»,
6,67% отметили «получить власть над другим человеком»
3,33% ответили, что используют агрессию, чтобы возвысить свое положение в обществе
3,33% выбрали ответ «завоевать авторитет»
3,33% написали, что используют агрессию, чтобы получить внимание, заявить о себе
Вопрос № 8 анкеты «, По моему мнению, подростки чаще всего проявляют агрессию…»
«вербально»- так ответило 36,73%
18,37.% Думают, что агрессию подростки используют через применение физической силы против кого-то
26,53.% Ответили «через раздражение, вспыльчивость, грубость»
10,2%думают, что чаще агрессия используется через слухи, сплетни, злобные шутки и обвинения
8,16.% Ответили, что битье посуды, крушение, разрушение — это проявление агрессии
И ни один подросток не думает, что агрессия проявляется через негативизм и оппозиционное поведение.
На вопрос № 9«Агрессивными я считаю тех, кто…»
81,25% дали ответ «кто не контролирует себя», 12,25% ответили «кто не способен доказать свое мнение», и 6,25% (1 ученик)дали ответ – «дети из неблагополучных семей»
Опросник Басса-Дарки предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. Подростком нужно было ответить на ряд вопросов, касаемых их возможного поведения в различных ситуациях. В итоге, были получены следующие результаты (см. Таблицу № 1). Можно заметить, что больше половины подростков имеют показатели выше нормы по использованию отдельных видов агрессии. Самый распространённый тип агрессии— это физическая агрессия (60,98%), далее уже следует вербальная агрессия (43,9%), ей же несколько уступает негативизм, который составил 36,59% и раздражительность (29,27%). Самый «непопулярный» вид агрессии- это обидчивость (9,76%). Чувство вины (19,51%), подозрительность (16,63%), и косвенная агрессия (12,2%) имеют средние показатели.
Рисунок 1. Сводные результаты теста Басса-Дарки
Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии (см. Таблицу № 2). По результам исследования( см. Приложение№ 4) можно увидеть, что в группе опрашиваемыхпреобладают холерики(34,15%), хотя 2 из них со смешенным типом темперамента, практически в равныз долях флегматики(29,27%, 2 смешеного типа) и сангвиники (26,83%, 1 сос мешеным типом), меньше всего в данной группе меланхоликов(9,76%, 1 со смешеным типом).
Рисунок 2. Сводные результаты теста Айзенка
Рассматривая сводные результаты (Приложение № 4) по двум теста можно отметить, что наибольшее количество превышающих норму видов агрессии показалихолерики (4-6 из 8 возможных), причем 5-6 выборов из 8 возможных встречагтся именно у девочек.Также важно отметить,что все холерики имели хотя бы один показатель выше нормы.Из 12 опрошенных холерического типа темперамента 10 (83%) превышают показатели использования физической агрессии, 75% - по вербальной агрессии, 66% - по раздражительности, 58% - по негативизму, при этом холерикам совершенно не свойственна подозрительность.
Сангвиники из числа опрошенных подростков показывают результаты превышающие норму максимально по 3 видам агресии из 8 возможных. Причем из 13 сангвинико – 11 (92%)опрошенныхпревышают уровень по физической агрессии, 46% - по вербальной агрессии.
Среди флегматиков(10 чистых типов и 3 смешанных) только 1 человек превышает норму по 4 видам агрессии, 6 человек(46%) используют агрессию только в пределах нормы, 4 человека(31%) – превышают норму по физической агресии, 3 человека (24%) – чувство вины.
А вот меланхоликов из числа опрошенных (в нашей фокус-группе их 3 и 2 человека показали смешанный тип)трудно назвать агрессивными. Наиболее распространенный вид агрессии превышающий норму является негативизм – у 60%, ни один не использует физическую агрессию.
Анализируя взаимосвязь интроверсии и экстраверсии (см. Таблицу № 3)можно отметить,что у экстравертов (холерики и сангвиники), тех, кто ориентирован в своих проявлениях вовне, значительно больший уровень агрессии, чем у интровертов, тех, кто ориентированный вовнутрь или на себя. Причем самые «популярные» для экстровертов виды агрессии это - физическая агрессия (84%), вербальная агрессия(56%), а также негативизм и раздражительность(40%). Такие виды агрессивного поведения, чувство вины, подозрительность, косвенная агресси- по 16% - используются значительно реже. Обидчивость используется у 12% опрошенных.
Для интровертов (флегматики, меланхолики) самый распространенный вид агрессии это негативизм( 31,25%), а также физическая агрессия (25%) и чувство вины(25%). Обидчивость и косвенная агрессия используется сверхнормы только у 6% опрошенных.
Рисунок 3. Показатели видов агрессии по шкале инроверсия-экстраверсия
Также мы рассмотрели прояление агрессии с учетом типа нервной системы – эмоционально устойчивость и эмоциональная не устойчивость. (по И.П. Павлову).К эмоционально устойчивым стоит относитьфлегматиков и сангвиников, а к эмоционально неустойчивым -холериков и меланхоликов (см. Таблицу № 4).
Рисунок 4. Показатели видов агрессии по шкале эмоциональной устойчивости
Как можно увидеть на диаграммеэмоционально неустойчивые типы темперамента более склонны к проявлениюа агресссии, в основном это физическая агрессия (66,76%), а также одинаково популярны вербальная агрессия и негативизм(61,11). Далее уже раздражительность(44,4%), меньшуючасть занимает косвенная агрессия(22,22), а самая мала доля у обидчивости(16,67%) и подозрительности(11,11%).
У эмоционально устойчивых типов темперамента, а именно, у флегматиков и сангвиников, самый популярный тип агрессии- это физическая агрессия(56,52), следует за физической агрессией вербальная и составляя 30,43%. Далее идет подозрительность, негативизм, раздражительность, доля каждой этих частей составляет 17,39%. Также у эмоционально устойчивых типов темперамента можно встретить и чувство вины(13,04%), но самую малую часть составляют обидчивость и косвенная агрессиия (4,35%), что значительно меньше показателей холериков и меланхоликов.
Таким образом,можно заметить, что превышающие норму проявления агрессии характерны для эмоционально не устойчивыхтипов нервной системыв большей степени, чем для устойчивых.
Таким обрахом можно сделать вывод, что:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования особенностей агрессивного поведения у подростков и его взаимосвязи с типом темпераметна мы подтвердили гипотезу о том, чтовиды и степень агрессивного поведения у подростков может зависеть от типа темперамента.
Также сделали следующие выводы:
Под агрессией подростки чаще всего понимают злость или же описывают агрессию как определенную особенность поведения. У большинства цель агрессии это выплеск эмоций. Представления об агрессии у подростков достаточно противоречивое: с одной стороны, осуждая агрессию, большинство определяют ее как особенность поведения, сопровождаемое злостью, которую нужно контролировать и сдерживать.
С другой стороны, как бы оправдывают свое агрессивное поведение, считая ее основной целью возможность защититься от нападок и унижений добиваться своего, доказать свое мнение.
Самооценка агрессивности часто расходиться с результатами теста по Басса Дарки, так, большинство респондентов, которые считают, что используют агрессию редко, или же не используют вообще, показывают повышенные показатели агрессивности по нескольким видам. Самый распространенный вид агрессии — это физическая.
распространенный вид агрессии — это физическая.
Также в вопросе о целях использования подростками агрессии выбираются несколько вариантов, а оценивая собственные цели, отмечают лишь одну. Самый распространенный ответ - выплеснуть эмоции
Взаимосвязь уровня агрессии и темперамента ярко выражена, самыми агрессивными в данной группе являются холерики, а менее агрессивными меланхолики.
Также при выявлении зависимости уровня агрессии от психотипа подростка можно заметить, что у экстравертов более выражены многие виды агрессии, нежели у интровертов. Для экстравертов более "популярна" физическая и вербальная агрессии, а вот для интровертов негативизм.
В зависимости от эмоциональной устойчивости и эмоциональной неустойчивости выявлен разный уровень агрессии, то есть у эмоционально неустойчивых личностей, а именно меланхоликов и холериков, показатели значительно больше, чем у устойчивых типов темперамента.
Опросник Басса-Дарки, адаптированный Г.А.Цукерман.
Инструкция испытуемому:
«Оцените, насколько характерны для вас следующие реакции. Обведите номера тех вопросов, на которые вы дали положительные ответы. Отметьте количество обведённых номеров в каждой строчке бланка для ответов и постройте график».
Время выполнения: 15 минут.
Текст опросника
1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне не справедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
9. Мне кажется, что я могу ударить человека.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.
12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые могут довести меня до драки.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Иногда я могу взорваться как пороховая бочка.
20. Если мною пытается кто-то командовать, я поступаю ему наперекор.
21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.
22. Довольно много людей мне завидует.
23. Если я злюсь, я могу выругаться.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать всё, что о нем думаю.
32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Шкалы | Номера вопросов | |||||
Физическая агрессия (Ф) | 1 | 9 | 17 | 25 | 33 | |
Косвенная агрессия (К) | 2 | 10 | 18 | 26 | 34 | |
Раздражительность (Р) | 3 | 11 | 19 | 27 | 35 | |
Негативизм (Н) | 4 | 12 | 20 | 28 | 36 | |
Обидчивость (О) | 5 | 13 | 21 | 29 | 37 | |
Подозрительность (П) | 6 | 14 | 22 | 30 | 38 | |
Вербальная агрессия (В) | 7 | 15 | 23 | 31 | 39 | |
Чувство вины (Ч) | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 |
Построенный график показывает, какие проявления агрессии характерны именно для тебя.
Точка, расположенная на графике выше пунктирной линии, говорит о выраженности данной формы поведения.
Тест Айзенка на определение типа темперамента
1. Тебе нравится находиться в шумной и веселой компании?
2. Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?
3. Когда тебя о чем-либо спрашивают, ты чаще всего быстро находишь ответ?
4. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Бывает ли такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
7. Тебе иногда мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда выполняешь все сразу, так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Было ли когда-нибудь так, что тебе становится грустно без особой причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты вообще веселый человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Бывает ли так, что иногда тебя почти все раздражает?
14. Тебе нравилась бы такая работа, где все надо делать очень быстро?
15. Было ли когда-нибудь так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-либо причинам не смог ее сохранить?
16. Ты можешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?
17. Бывает ли так, что твое сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не волнуешься?
18. Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком или девочкой, то ты всегда первым начинаешь разговор?
19. Ты когда-нибудь говорил неправду?
20. Ты очень расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?
21. Тебе нравится шутить и рассказывать веселые истории своим друзьям?
22. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?
23. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?
24. Ты, как правило, всегда бываешь всем доволен?
25. Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть более обидчивый человек, чем другие?
26. Тебе всегда нравится играть с другими ребятами?
27. Было ли когда-нибудь так, что тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?
28. Бывает ли, что у тебя без особой причины кружится голова?
29. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе все надоело?
30. Ты любишь иногда похвастать?
31. Бывает ли такое, что, находясь в обществе других ребят, ты чаще всего молчишь?
32. Ты обычно быстро принимаешь решения?
33. Ты шутишь иногда в классе, особенно если там нет учителя?
34. Тебе временами снятся страшные сны?
35. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании других ребят?
36. Бывает ли, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?
37. Тебя вообще легко обидеть или огорчить?
38. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо?
39. Можешь ли ты сказать о себе, что ты беззаботный человек?
40. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?
41. Ты всегда ешь все, что тебе дают?
42. Когда тебя о чем-то просят, тебе всегда трудно отказывать?
43. Ты любишь часто ходить в гости?
44. Был ли хотя бы раз в твоей жизни случай, когда тебе было очень плохо?
45. Бывало ли такое, чтобы ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями?
46. Как ты думаешь, тебя считают веселым человеком?
47. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
48. Бывает ли такое, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?
49. Говоришь ли ты иногда первое, что приходит в голову?
50. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?
51. Бывает, что ты чувствуешь себя одиноким?
52. Ты обычно стесняешься заговаривать первым с незнакомыми людьми?
53. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно?
54. Когда кто-либо кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
55. Бывает ли, что ты становишься очень веселым или печальным, без особой причины?
56. Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании ребят?
57. На тебя влияет погода?
1. Шкала «лжи» (оценка достоверности результатов и самоотрицания – самоутверждения): ответ «да» по вопросам: 3, 23, 41. Ответ «нет» по вопросам: 4, 12, 15, 19, 27, 30, 34, 36, 45. Сумма баллов по данной шкале желательна не более 5.
2. Шкала экстра- и интровертности: ответ «да» по вопросам: 1, 3, 9, 11, 14, 16, 18, 21, 24, 26, 32, 35, 39, 43, 50, 54. Ответ «нет» по вопросам: 6, 31, 48, 52, 56.
3. Шкала нейротизма: ответ «да» по вопросам: 2, 5, 7, 10, 13, 17, 20, 22, 25, 28, 29, 57. Ответ «нет» по вопросам: 34, 36, 37, 40, 42, 44, 47, 49, 51, 53, 55.
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Порядковый номер | Тип темперамента | пол | Тест Басса-Дарки | Итого | |||||||
Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражительность | Негативизм | Обидчивость | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины | ||||
Флегматик | М | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | |
Флегматик | Ж | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 0 | |
Флегматик | Ж | 2 | 3 | 2 | 5 | 1 | 4 | 4 | 5 | 4 | |
Флегматик | Ж | 0 | 1 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 4 | 2 | |
Флегматик | Ж | 0 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4 | 1 | |
Флегматик | Ж | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 1 | |
Флегматик | Ж | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 | 0 | |
Флегматик | Ж | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | |
Флегматик | М | 4 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 0 | |
Флегматик | М | 4 | 1 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | |
Флегматик-Меланхолик | Ж | 5 | 1 | 2 | 1 | 3 | 0 | 2 | 3 | 1 | |
Флегматик-Сангвиник | Ж | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 0 | 0 | |
Меланхолик-Флегматик | Ж | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | |
Меланхолик | Ж | 3 | 2 | 2 | 4 | 0 | 3 | 4 | 2 | ||
Меланхолик | М | 2 | 4 | 5 | 4 | 4 | 2 | 2 | 5 | 5 | |
Меланхолик | М | 2 | 0 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | |
Холерик | Ж | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 6 | |
Холерик | М | 5 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | |
Холерик | Ж | 4 | 3 | 4 | 2 | 0 | 3 | 4 | 1 | 3 | |
Холерик | Ж | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | |
Холерик | Ж | 4 | 2 | 4 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | 6 | |
Холерик | М | 3 | 3 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 4 | |
Холерик | Ж | 5 | 3 | 5 | 1 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | |
Холерик | М | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 0 | 3 | 2 | 2 | |
Холерик | М | 4 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | |
Холерик | М | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 1 | 4 | |
Холерик | Ж | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 2 | 5 | 2 | 4 | |
Холерик | Ж | 0 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | |
Сангвиник | Ж | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | |
Сангвиник | М | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 0 | 4 | 1 | 3 | |
Сангвиник | Ж | 0 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 0 | |
Сангвиник | М | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
Сангвиник | М | 4 | 1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | |
Сангвиник | Ж | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | |
Сангвиник | М | 5 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 | 4 | 1 | 2 | |
Сангвиник | М | 5 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 3 | 3 | 0 | |
Сангвиник | М | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 1 | |
Сангвиник | М | 5 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 1 | 3 | |
Сангвиник- холерик | М | 4 | 4 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | |
Холерик- Сангвиник | Ж | 4 | 0 | 5 | 4 | 3 | 4 | 2 | 0 | 4 | |
Холерик-Сангвиник | М | 4 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
Итого | (человек) | 25 | 5 | 12 | 15 | 4 | 6 | 18 | 8 | ||
Итого | (в процентах) | 60,98% | 12,2% | 29,27% | 36,59 | 9,76% | 16,63% | 43,9% | 19,51% |
Памятка педагогам и родителям
1.Подростки-холерики. Такие дети чаще всего проявляют агрессию, у них она выражается физически, то есть с помощью физической силы, направленной против другого лица или объекта, также и вербально, то есть словесная агрессия, нанесение обид, оскорблений, сквернословие, обвинения, сплетни и грубый тон разговора. Также подростки этого типа темперамента более раздражительны, но им абсолютно не свойственна подозрительность
2.Подростки-сангвиники. Такие подростки не самые агрессивные, но все равно превышают показатели по некоторым видам. Среди этого типа подростков популярна физическая, то есть агрессия с помощью физической силы, направленная против другого лица или объекта, и вербальная, то есть словесная агрессия, нанесение обид, оскорблений, сквернословие, обвинения, сплетни и грубый тон разговора.
3.Подростки-флегматики. Флегматики используют агрессии в пределах нормы, редко можно встретить превышающие показатели по физической агрессии, то есть агрессия с помощью физической силы, направленная против другого лица или объекта, также у них часто встречается чрезмерное чувство вины.
4. Подростки-меланхолики. У этого типа темперамента реже всего встречается агрессия, самое распространенное ее проявления — это негативизм, то есть склонность отказать или сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям.
[1]Википедия
[2]Википедия
[3] Энциклопедия практической психологии ПСИХОЛОГОС
[4]Л. М. Семенюк. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие
[5]Л. М. Семенюк. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие
[6] «Психология человека от рождения до смерти» Под общей редакцией А. А. Реана
[7] Платонова Н.М. «Агрессия у детей и подростков»
[8]Интернет источник
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Извержение вулкана
Простые летающие модели из бумаги
За еду птицы готовы собирать мусор
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский