С увеличением количества населения на Земле растет количество мусора, производимого человечеством. Бытовые отходы загрязняют окружающую среду, делают наш мир опасным и уродливым. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемого мусора, а для этого им надо дать новую жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_dasha_norm.doc | 63.5 КБ |
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
гимназия № 42 Приморского района
Исследовательская работа
по предмету «Окружающий мир» на тему:
«Вторая жизнь ненужных вещей»
Выполнила:
Ученица 3 «Б» класса
Корчагина Дарья
Руководитель:
Новикова Татьяна Сергеевна
Санкт-Петербург
2017
Оглавление
Введение 3
Глава I 4
Слишком много мусора 4
Что можно сделать из ненужных вещей? Вторичное использование 5
Глава II 6
Опрос школьников 6
Мастер-класс для школьников Гимназии № 42 8
Мои поделки из ненужных вещей 9
Заключение 10
Список использованных источников 11
Работа на избранную тему является актуальной так как 2017 год объявлен Годом экологии.
С увеличением количества населения на Земле растет количество мусора, производимого человечеством. Бытовые отходы загрязняют окружающую среду, делают наш мир опасным и уродливым. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемого мусора, а для этого им надо дать новую жизнь.
Поднятая в работе тема заинтересовала меня, так как я живу в одном из самых прекрасных городов на планете, и мне больно видеть, как он превращается в мусорную свалку. Неприятно по дороге в школу вдыхать загрязненный воздух, гулять на детских площадках, где разбросаны пустые бутылки, окурки и другой мусор.
Но каждый человек, даже ребенок, может сделать что-то для решения этой проблемы. Одним из путей уменьшения количества мусора является повторное использование ненужных вещей. Кроме пользы для природы, такая деятельность также развивает наблюдательность, особый творческий взгляд на ненужные вещи, побуждает приобретать новые навыки, чтобы создавать всё более сложные произведения.
Цель работы: привлечь внимание детей к повторному использованию ненужных вещей, тем самым научить их экологически правильному поведению в родном городе.
Задачи:
Узнать, что такое ненужные вещи.
Изучить проблемы утилизации бытового мусора, посмотреть, как взрослые решают эту проблему.
Выяснить осведомленность детей о проблемах засоренности района (анкетирование).
Привлечь внимание школьников и научиться делать красивые вещи из мусора, с целью сокращения количества отходов и создания благоприятной окружающей среды. (мастер-класс).
Показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды.
Теоретическая часть
То, что мы называем мусором, по-научному называется «твердые бытовые отходы».
Твёрдые бытовые отходы - это вещи, которые утратили свои первоначальные свойства и были выброшены их владельцем.
Мы все каждый день выбрасываем мусор, который затем мусоровозы отвозят на свалку, и там эти отходы копятся и копятся.
Вот некоторые проблемы, которые возникают при этом:
Эти проблемы актуальны особенно для крупных городов, как раз таких, как наш город Санкт-Петербург.
Как взрослые решают проблему засоренности города?
Как можно решить проблему большого количества мусора?
Для этого есть разные пути.
Экологическое движение «Раздельный сбор» выпустило информационный плакат для жителей районов Санкт-Петербурга (рис. 1), где перечислены 5 простых правил:
Правило 1
Опасные отходы нужно сдавать в экомобили и экотерминалы. Батарейки, ртутные термометры, энергосберегающие лампы ни в коем случае нельзя выбрасывать в контейнеры для мусора.
Правило 2
Не выбрасывайте текстиль, одежду, обувь, книги, игрушки.
Все эти предметы можно с пользой сдать на помощь нуждающимся — для этого на улицах нашего города есть большие зеленые контейнеры.
Правило 3
Сортируйте отходы и сдавайте в переработку.
В Санкт-Петербурге можно сдать на переработку макулатуру и пластик.
Макулатуру собирают в школах, также есть специальные пункты сбора макулатуры и пластика во дворах домов.
Правило 4
Снижайте объем бытового мусора.
Для этого нужно сминать упаковки, прежде чем выбросить их.
Правило 5
Не создавайте лишнего мусора!
Нужно использовать пакеты несколько раз, или совсем отказаться от пакетов и использовать текстильную сумку, выбирать товары с меньшим количеством упаковки, отказаться от одноразовой посуды, не покупать лишнее.
Итак, один из путей борьбы с мусором — это не создавать лишнего мусора.
Кстати, людям с древних времен известно, что отходы можно использовать вторично — отходы от приготовления пищи использовались как удобрение для земли. И сейчас многие на дачах имеют компостную кучу, где выброшенные во время приготовления еды отходы превращаются в удобрение для растений.
А вот что касается ненужных вещей, почему бы не дать им вторую жизнь — не выбросить, а найти им применение?
Оказывается, это называется «вторичное использование».
Вторичное использование — это творческое преобразование отходов в предметы искусства, бытовые изделия, аксессуары, одежду.
Задачами вторичного использования являются привлечение внимания людей к вопросам экологии, уменьшение количества мусора и воспитание культуры ответственного потребления.
Идея вторичного использования включает множество техник хенд-мейд: плетение из газетных трубочек, пэчворк (шитье из лоскутков) и другие. Каждое созданное изделие получается уникальным. В Европе есть даже специальные магазины таких вещей.
Большинство техник вторичного использования сложны для детей, но всё же детям тоже нужно учиться находить применение ненужным вещам. Пусть сначала это будут простые поделки, но постепенно может выработаться особый творческий взгляд на то, что хотели выбросить, начнут появляться новые идеи, захочется овладеть новыми навыками, научиться шить, вязать, чтобы создавать действительно уникальные вещи.
Практическая часть
В ходе проведения исследовательской работы мы провели опрос учащихся 3-го класса 42 Гимназии на тему отношения к засоренности города, сбору вторсырья, способов уменьшения количества мусора.
Было опрошено 22 ученика.
1. Считаете ли вы, что наш город замусорен?
Да — 21
Нет — 1
Диаграмма 1.
Большинство детей признает, что в нашем городе много мусора.
2. Влияет ли замусоривание на красоту нашего города?
Да — 16
Нет — 5
Затрудняюсь ответить — 1
Диаграмма 2.
Большинство детей считает, что мусор влияет в худшую сторону на красоту нашего города.
3. Считаете ли верным, что отходы можно использовать вторично?
Да — 12
Нет — 9
Затрудняюсь ответить — 1
Диаграмма 3.
Большинство детей указали, что отходы можно использовать вторично, но всё же много и таких, которые об этом не слышали.
4. В сборе каких вторично используемых отходов вы примете участие?
Макулатуры — 12
Старых вещей — 1
Макулатуры и старых вещей —3
Металлолома — 4
Макулатуры и металлолома — 2
5. Как вы считаете, кто больше всего мусорит?
Подростки — 9
Ученики младших классов — 8
Взрослые — 1
Подростки и взрослые — 3
Ученики младших классов и подростки — 1
6. В чем, по вашему, главная причина замусоривания нашего города? (можно было давать несколько вариантов ответа)
Низкий уровень культуры жителей — 15
Недостаточное количество урн — 3
Отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора — 7
Ответ «Плохая работа дворников» не помечен ни одним из опрашиваемых.
7. Куда ваша семья выбрасывает мусор?
Предлагались варианты ответов: в мусорный бак, сжигаете, компостируете на даче, выбрасываете куда придется (на несанкционированные свалки).
В мусорные бак — 21 (100 %).
8. Что по-вашему может сделать ребенок для того, чтобы мусора стало меньше? (Открытый вопрос)
Варианты ответов, данные детьми:
Выкидывать в урны и помогать собирать мусор.
Сдать весь мусор на переработку.
Убрать его в мусорный бак.
Поговорить с родителями о мусоре и сказать, чтоб рассказывали другим.
Выбрасывать мусор в бак.
Выбрасывать каждую бумажку в мусорный бак.
Самому не мусорить и по возможности научить других.
Выкидывать мусор в мусорный бак.
Чтобы все выбрасывали мусор и никуда его не кидали.
Убирать на улицах, в парках, вокруг школы и вокруг дома.
Для этого он сам не должен мусорить и в мире станет меньше таких людей.
Следить за чистотой.
Больше заботиться о природе.
Быть культурным и выбрасывать мусор в бак.
Из этих ответов можно сделать вывод, что дети не знакомы с тезисом о том, что от мусора не просто нужно избавиться, чтобы стало чище — нужно постараться сделать так, чтобы мусора стало меньше!
Из всех анкет только в трех содержались такие ответы:
Не покупать лишних продуктов.
Меньше тратить бумагу.
Сдавать мусор на переработку.
Проведенное анкетирование показало, что знакомство детей с идеей вторичного использования является очень нужным и поможет им обратить внимание на проблему лишнего мусора.
Для знакомства школьников с идеей вторичного использования мы выбрали поделку из втулки.
Материал для поделки есть в каждом доме, его постоянно выбрасывают в урну, это что-то знакомое и обыденное. Тем интереснее сделать что-то из такого материала, полностью изменить его восприятие как мусора на восприятие его как материала для красивой вещицы.
Мастер-класс проводился в 3 классе и в двух вторых и четвертом классах Гимназии № 42. Дети должны были принести из дома картонную втулку, двусторонний скотч и материалы для украшения.
Техника изготовления поделки:
Дети с удовольствием приняли участие в мастер-классе, практически у всех получилось сделать заготовку. Интересно было украшать заготовку, некоторые дети раскрашивали ее. После мастер-класса мы немного рассказывали детям о том, что ненужные вещи — не всегда мусор, из них могут получиться интересные поделки (Фото 1-6 в Приложении).
Можно сказать, что изготовление поделок — это моё хобби. Мои поделки получаются в том числе и из ненужных вещей.
В качестве примера своих работ я хотела бы привести:
Также летом мы попробовали с мамой сшить сумку и пенал из старых джинс (фото 14, фото 15), а мой брат Андрей украсил рисунком стеклянную бутылку из-под сока и получилась необычная ваза (фото 16, фото 17).
Оказывается, многие люди увлекаются созданием полезного из ненужного. На эту тему есть книги, которые будут интересны детям:
Каждый день общество производит большое количество отходов, мусора. Это создает множество проблем на планете.
Оказывается, есть простые правила, руководствуясь которыми каждый может принести пользу Земле и родному городу.
Один из путей решения проблемы с замусоренностью — это вторичное использование ненужных вещей, ведь получается, что мы не выбрасываем вещь, она продолжает нам служить. Мусор превращается в произведение прикладного творчества. Можно создавать вещи, которых нет ни у кого, при этом ничего не потратив.
Чтобы по-настоящему научиться давать вещам вторую жизнь — нужно многому научиться. Но дети уже в младших классах могут создать что-то красивое из мусора, который есть в каждом доме.
Такая деятельность приучает школьников быть наблюдательными, видеть возможность использования вещей, предназначенных на выброс, побуждает овладевать новыми техниками.
Экологическое движение «РазДельный Сбор» [Электронный ресурс] СПб., URL: https://www.rsbor.ru/
Филимоновская игрушка
Лупленый бочок
Ветер и Солнце
Мороз и заяц
Аэродинамика и воздушный шарик