В работе раскрывается история появления музыкальных инструментов мордвы, их назначение, прослежен путь их развития. На примере некоторых инструментов показана самобытность культуры мордвы, связь с природой.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Музыкальные инструменты мордвы: прошлое и настоящее" | 30.11 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курташкинская средняя общеобразовательная школа»
Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия
Республиканская учебно-практическая конференция школьников
«Мордовия глазами детей»
Исследовательская работа
Народные музыкальные
инструменты мордвы: прошлое и настоящее.
Секция «Начальные классы»
Выполнила ученица 4 класса
Ухваткина Алина
Руководитель Маскайкина
Татьяна Анатольевна
2018г.
Оглавление
I.Введение…………………………………………………………….стр 2.
II.Основная часть…………………………………………………… стр 3-5
2.1. Возникновение музыкальных инструментов и их связь с бытом и культурой мордвы.
2.2. Ударные музыкальные инструменты - идиофоны……………
2.3. Духовые музыкальные инструменты – аэрофоны……………
III.Заключение………………………………………………………….стр 6
Библиографический список…………………..……………………….стр.7
Приложение……………………………………………………………стр.8-14
I.Введение
Весной прошлого года в нашей школе прошёл районный семинар учителей мордовских языков. Наш класс подготовил мероприятие, посвященное приходу весны. На это мероприятие мы с классом изготовили необычный посох, а наша учительница рассказала нам, что раньше он служил музыкальным инструментом. Мне стало интересно, а на каких еще музыкальных инструментах играли мордовские народы в древности. Какой материал они использовали для их изготовления?
Актуальность исследования: Исследование интересно и актуально для обучающихся, которые хотят узнать больше о культуре мордовского народа.
Проблема: Учащиеся нашей школы изучают мордовский язык, но не все знают мордовские народные музыкальные инструменты, их предназначение, происхождение инструментов, их прошлое и настоящее.
Гипотеза: Возникновение мордовских музыкальных инструментов связано с культурой и бытом мордвы.
Цель работы: Узнать историю появления музыкальных инструментов, назначение, проследить путь их развития.
Задачи: Изучить историческую, учебную, справочную литературу о мордовских народных музыкальных инструментах; систематизировать полученную информацию; на примере некоторых инструментов показать, самобытность культуры мордвы, связь с природой.
Предмет исследования: мордовские народные музыкальные инструменты, их прошлое и настоящее.
Методы исследования: анализ, обобщение, классификация, сравнение.
Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.
II. Основная часть.
2.1.Бережно хранит мордовский народ свою музыкальную культуру, свои песни и наигрыши, и, конечно же, народные инструменты. Ведь предки наши верили в магическую целительную силу звука.(Слайд 3)
Традиционными музыкальными инструментами мордовского народа являются как простейшие приспособления предметов окружающей природы и домашнего быта, так и более сложные и разнообразные по конструкции музыкальные инструменты специального изготовления.
Мордовские инструменты прикладного назначения со временем стали уходить в прошлое, а вот национальные музыкальные инструменты принимают новый вид.
Музыкальные инструменты изготовлялись из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев.(Слайд 4)
Некоторые музыкальные инструменты мы решили изготовить сами вместе с папой, а некоторые я нашла в нашем школьном музее.
2.2. Существует классификация мордовских народных музыкальных инструментов.
Первая группа –ударные музыкальные инструменты (идиофоны).(Слайд 5)
К ним относятся: байдяма,кальдерьфнема, шавома, шуфтонькуцюфт.
Магическими качествами оберега от болезней и злых сил наделяли мокшане пайгоня –это металлические колокольчики, нанизанные на шнур и висящие на поясе у женщин. Веря в их магическую силу, колокольчики вешали на посох. По преданию, посох принадлежал одному из почитаемых богов мордвы. У мокшан этот инструмент называется байдяма. Он часто использовался в различных ритуалах.(Слайд 6)
А это четырехгранная коробочка из цельного бруска берёзы называется кальдерьфнема. На веревочку прикреплен кусочек дубового сучка, который при раскачивании ударяется о коробочку. С помощью колотушки подавались сигналы сбора на обед для людей.(Слайд 7)
Инструмент шавома – это еловая или берёзовая, гладко выструганная доска. По ней можно ударять деревянными молоточками или деревянными ложками (куцюфт)- они так же служили как самостоятельный инструмент. Шавома часто использовали в ритуалах или при обряде первого дня выгона скота, который шел после долгой зимы, а также для отпугивания хищников от скота, так как ей приписывалась особая магическая сила, которая была способна отпугивать злых духов.(Слайд 8)
Рубе́ль — деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и глажения белья. Рубель - валёк использовали также в качестве музыкального инструмента. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой.(Слайд 9)
2.3 .Вторая группа музыкальных инструментов – духовые (аэрофоны)(Слайд 10)
Самым распространенным инструментом из данной группы является нюди, существовавший с середины второго тысячелетия нашей эры. Это полая деревянная трубка, которая существовала в каждой мордовской семье.С появлением младенца в семьях мастерили дудочку, с язычком и одним отверстием на стволе. С каждым годом жизни ребенка на стволе появлялось отверстие, а всего их было 6, так как в семилетнем возрасте ребенок становился помощником по хозяйству. (Слайд 11)
В традиционной мордовской поэзии нюди — символ грусти. «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище». А ёщесчиталось, что звуки нюди могут остановить кровотечение.
Сюра— труба из бычьего или коровьего рога. Одну сторону катушки для ниток стачивали и вставляли в отверстие рога, а на другой делалось углубление для губ. Сюра использовали пастухи в качестве сигнального инструмента, а также ритуального, способного якобы отгонять злых духов.(Слайд 12)
Обрядовым музыкальным инструментом у мордвы был варган. Мокшане называют его цингоряма. Он представляет собой подковообразную железную пластинку с гибким стальным язычком посередине. Звук этого инструмента использовали в песнях, и танцевальных наигрышах. Почитаемым животным у мордвы является лошадь. На этом инструменте легко изобразить топот копыт. На инструменте играли преимущественно плясовые мелодии.
(Слайд 13)
На семейных календарных праздниках исполнялись наигрыши на пустотелой свистульке из обожённой глины с игровыми отверстиями «севоненьвяшкома». Свистульки чаще всего были в форме уточки, так как по преданию верховный Бог у мордвы Шкабаваз плыл по воде на камне в форме утки. Инструмент известен с начала 1-го тысячилетия н. э. (Слайд 14)
Торама- древний духовой сигнальный инструмент. Он изготавливался из колец липы, вставленных друг в друга в форме расширяющейся трубки. Внутрь вставлялся язычок из бересты. По преданию, торама принадлежал первому мордовскому царю Тюште. Во время егоправления на мордовской земле воцарились мир и благоденствие. За это мордва приравняла его к богам и наделила бессмертием. Покидая мордовскую землю, Тюштя оставил своему народу тораму и завещал он:«Вы живите, проживайте в дружбе,торама – труба моя, как прежде, будет собирать вас вместе».(Слайд 15)
С середины 19 века в быт мордвы повсеместно вошли балалайка и гармоника, заимствованных у русских.(Слайд 16)
III.Заключение
Подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать, что мордовские народные музыкальные инструменты возникли сначала как помощники в нелёгком быту людей леса и изготавливались из того материала, который был вокруг них. Впоследствии люди стали на них играть во время отдыха или на праздниках.
Музыкальные инструменты мордвыкак и песенное творчество создавались и развивались на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни, быта и труда. Возникновение инструментов происходило на различных стадиях эволюции культуры народа и в соответствии с общим развитием человеческого общества и во взаимосвязи народов.
В традиционной музыкальной культуре мордвы инструментальная музыка занимала важное место. Как составная часть духовного наследия народа она была неотъемлемым атрибутом быта мордвы, в том числе языческих обрядов и праздников (календарных и семейно-бытовых); инструментальной музыке придавалось магическое, лечебное и воспитательное значение.
В настоящее время многие мордовские национальные инструменты применяются народными музыкантами на праздниках песни и фольклорных фестивалях.
Библиографический список
1.Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовских народов — Саранск, 2004.—992 с.
2.Мордва: историко-культурные очерки / Ред. кол.: В. А. Балашов (отв. ред.), В. С. Брыжинский, И. А. Ефимов; Рук.авт. коллектива академик Н. П. Макаркин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — С. 463—464.
3.Вертков К.А. и др. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М., 1963; Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. — Саранск, 1983; Он же. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. — Саранск, 1988;
За еду птицы готовы собирать мусор
Глупый мальчишка
Почему люди кричат, когда ссорятся?
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Рисуем акварельное мороженое