Муллояровой Аделией было проведено исследование по теме «Идеал государственного устройства Московского государства (по «Переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским»)».
Актуальность темы исследования обусловлена существенными изменениями, происходящими в нашем обществе в последние годы, которые оказали влияние на развитие исторической науки, породили стремление осмыслить вновь весь путь исторического развития нашего государства, позволили отойти от стереотипов и дать объективную оценку прошлому. Обращение к “Переписке Ивана Грозного с А. Курбским” – это еще одна попытка переосмыслить природу происходившего в России в XVI в.
Целью исследования является анализ “Переписки Ивана Грозного с князем А. Курбским” как отражение эпохи становления самодержавия. В частности, автор сравнивает взгляды Ивана Грозного и А. Курбского по вопросу государственного устройства Московского государства.
Исследовательская работа имеет четкую структуру и состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Введение выглядит достаточно содержательным и ёмким: обоснована актуальность данной проблемы, сформулированы цель и задачи, рассматривается степень разработки темы, как в отечественной исторической науке, так и в западной историографии.
В изложении основной части научно-исследовательской работы присутствует логичность, четкость, последовательность, использование общенаучных терминов.
Грамотно сформулированы выводы.
Список литературы включает разнообразные источники и оформлен в соответствии с требованиями.
В работе прослеживаются исследовательские качества автора: самостоятельность в изучении большого объема специализированных источников информации, умение работать с историческими источниками, осуществлять сбор и обобщение необходимой информации, базовые навыки исторического сравнения и анализа. Исследован материал, выходящий за рамки школьной программы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её на уроках истории.
К недостаткам научно-исследовательской работы можно отнести то, что имеются стилевые разногласия. Однако найденные недостатки не влияют на качество исследования по данной проблеме.
Рекомендации: продолжить работу над исследованием с целью расширения доказательной базы для своих выводов. Научно-исследовательскую работу можно рекомендовать к участию в XIV городской межпредметной научно-практической конференции школьников «Сегодня – первые шаги, завтра – большая наука».
Вложение | Размер |
---|---|
referat_mulloyarova.docx | 33.47 КБ |
Утвержден Зам. директора по УВР МБОУ «СШ № 18» ______________Е.Н. Шацкая «____» _________2018г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 18»
Материалы на научно-практическую конференцию школьников
«Сегодня – первые шаги, завтра – большая наука»
Предметная секция: история
Реферат на тему:
«Идеал государственного устройства Московского государства
(по «Переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским»)»
Автор: Муллоярова Аделия,
МБОУ «СШ № 18», 10 «А» класс
Руководитель: Гордиенко Наталья Вячеславовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СШ № 18», I категория
2018
Введение………………………………………………………………………..……3
Основная часть……………………………..………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………………….10
Список литературы……………….. ………………………………………….…....12
Введение.
Актуальность темы. Существенные изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы, оказали влияние на развитие исторической науки, породили стремление осмыслить вновь весь путь исторического развития нашего государства, позволили отойти от стереотипов и дать объективную оценку прошлого, в том числе и истории Русского государства XVI в.
Вторая половина XVI в. не только период становления и укрепления централизованного государства, но и время оживления общественной жизни, интенсивных поисков в области общественной мысли. Расцвет общественной мысли нашел свое отражение в публицистике. В частности, публицистические черты носят произведения, возникшие в эти годы, в том числе и “Переписка Ивана Грозного с А. Курбским”. К ней не раз обращались историки, занимающиеся средневековой Россией. Однако в исследовании этого произведения существуют проблемы, оставшиеся вне исследовательского внимания или недостаточно изученными. В первую очередь это касается определения смысла полемики, ее движущих мотивов и целей.
Обращение к “Переписке Ивана Грозного с А. Курбским” – это еще одна попытка переосмыслить природу происходившего в России в XVI в.
Хронологические рамки работы определяются характером исследовательского материала и охватывают период с 1547 г. по 1582 г.
Целью исследования является анализ “Переписки Ивана Грозного с князем А. Курбским” как отражение эпохи становления самодержавия.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- проанализировать степень изученности данного вопроса;
- сравнить взгляды Ивана Грозного и А. Курбского по вопросам общественно-
политического устройства;
- определить значение “ Переписки Ивана Грозного с А. Курбским” как исторического источника.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- сравнительно-исторический, позволивший выявить сходства и различия позиций Ивана Грозного и А. Курбского;
- ретроспективный, позволивший реконструировать события прошлого и дать им оценку;
- метод исторического синтеза, давший возможность обобщать изученный материал и делать самостоятельные выводы по исследуемой проблеме.
В исторической науке накоплен достаточно большой опыт изучения таких аспектов эпохи Ивана Грозного как реформы “Избранной рады” и опричнина, внешняя политика и конфликт царя с боярством. Однако общественная мысль XVI в., публицистические произведения Ивана Грозного, в том числе и переписка с А. Курбским нуждаются в более глубоком осмыслении.
В XVIII – первой половине XIX вв. значительно возрос интерес к изучению прошлого, в том числе и эпохе Ивана Грозного.
Н.М. Карамзин считал самодержавие характерной для России политической формой, но при этом подчеркивал необходимость союза самодержавия с дворянством. К переписке Ивана Грозного с А. Курбским Н.М. Карамзин подходил с психологической точки зрения:” после бегства А. Курбского в Литву ему необходимо было объясниться с Иваном Грозным: открыть душу свою, исполненную горести и негодования … В порыве сильных чувств он написал письмо царю ... Царь, волнуемый гневом и внутренним беспокойством, немедленно отвечал А. Курбскому”.
Вторая половина XIX – начало XX вв. характеризуется более глубоким подходом к эпохе Ивана Грозного. По мнению С.М. Соловьева «…спор Ивана Грозного с А.Курбским – это спор сторонников государственных и родовых начал”.
По мнению Н.И. Костомарова переписка Ивана Грозного с А. Курбским “более, чем все другое объясняет характер царя”, но не имела идеологического смысла.
Крупнейший русский историк второй половины XIX в. В.О. Ключевский не мог оставить без внимания переписку Ивана Грозного, наиболее ярко отразившей противоречия между царем и боярством. В.О. Ключевский подчеркнул странность переписки, в которой “столкнулись не два образа политических мыслей, а два политических настроения. Обе стороны отстаивали существующее, но они не вполне понимали друг друга. Каждый из них твердил свое и плохо слушал противника ”.
С.Ф. Платонов полагал, что он определил смысл полемики царя Ивана Грозного с А. Курбским, найдя объяснение опричнине (учрежденной как раз в 1564 г.), как реформе, направленной против бояр.
1940-е гг. характеризуются возросшим интересом к жизни и деятельности первого русского царя. 1944-1945 гг. были рекордными по числу работ об Иване Грозном, в которых он характеризовался как” крупный государственный деятель”, а А. Курбский “как бывший удельный князь, изменивший своей родине”.
После 1946 г. “грозненская вакханалия” пошла на спад. Академик С.Б. Веселовский выступил с критикой идеализации личности и деятельности Ивана Грозного. Для него “Переписка царя с А. Курбским” прежде всего исторический источник, проанализировав который, он пришел к выводу, что главной целью Ивана Грозного была борьба за неограниченное самодержавие, в то время как “Избранная рада” своей деятельностью внесла значительный вклад в формирование централизованного государства.
На современном этапе наблюдается исследовательский интерес к литературному творчеству Ивана Грозного, в том числе и к переписке царя с А. Курбским. Большой вклад в изучение этого источника внесли Я.С. Лурье и Ю.Д. Рыков, А.И. Филюшкин. Была доказана подлинность переписки как исторического источника, которая ни у кого из современных отечественных исследователей не вызывает сомнения.
Не осталась без внимания переписка Ивана Грозного с А. Курбским и за рубежом. Изучением личности и деятельности Ивана Грозного, а также и его перепиской с А. Курбским занимаются Э. Кинан, Франк Кемпфер.
Основная часть
Cередина XVI века – переломный период в русской истории. Масштабные общественные перемены, связанные с процессом становления и укрепления Русского централизованного государства, затронули жизнь всей страны, всех социальных слоев и групп. Появилась необходимость осмысления и практического решения ряда возникших проблем, в том числе вопросов о формах власти, о степени участия главных социальных сил общества в управлении страной.
Политика Ивана Грозного, направленная на укрепление самодержавия и ущемление интересов боярской знати, привела к недовольству со стороны последней. Политическая элита второй половины XVI века (бояре и дворяне) не сомневались в необходимости стоящей над обществом наследственной монархической власти, но считали, что царь должен делиться своими полномочиями с верхушкой общества. В 1560-е годы конфликт между царем и боярством выступил на поверхность политической жизни и стал ее основным содержанием. Наиболее полно это столкновение отражено в переписке Ивана Грозного с князем А. Курбским, которая позволяет сделать вывод об идеалах государственного правления первого русского царя и “идеолога боярской оппозиции”.
Вопросы о взаимоотношениях царя с боярством, о пределах царской власти, а именно: должен ли царь отчитываться за свои действия перед подданными, либо он отвечает за них только перед богом, а также вопрос о том, что важнее для государства - точное соблюдение обряда или истинная вера, занимали центральное место в полемике Ивана Грозного с А. Курбским. Обострение интереса к этим вопросам не случайно: Русское государство в XVI веке имело много проблем, и только под единым руководством можно было справиться с ними.
Бегство А. Курбского в Литву в 1564г. положило начало знаменитой дискуссии русского самодержца с первым русским диссидентом, как называют А. Курбского некоторые исследователи. Эмиграция дала ему возможность высказать то, о чем бояре боялись говорить на родине.
Первое его письмо к царю содержит две основные идеи: жалобы на несправедливые гонения на него и других воевод и обвинение Ивана IV в неправедном, антихристианском поведении. В самом обращении к царю звучит упрек: царь утратил облик идеального правителя. А произошло это, по мнению А. Курбского, потому что царь окружил себя “нехорошими, злыми ласкателями, развращающими душу его и толкающими на неправедные деяния”. То есть, выступая от имени бояр, он обвиняет Ивана Грозного в уничтожении советников, в резком отходе от всего того, что прежде составляло его славу. А. Курбский спрашивает:” за что царь уничтожает опору страны – преследует воевод, данных ему для борьбы с врагами, а верных слуг, всегда желавших ему добра, называет изменниками и чародеями”.
Вспоминает А. Курбский и все беды, которые ему пришлось претерпеть от царя, все свои воинские заслуги перед отечеством, не оцененные по достоинству Иваном Грозным. В последующих посланиях царю А. Курбский обвиняет его в злоупотреблении самодержавной властью. Источником всех бед, обрушившихся на Русское государство, он считает своеволие Ивана Грозного
В своих посланиях к царю А. Курбский стремится показать все пороки самодержавной политики царя. Он против усиления власти Ивана Грозного и настаивает на том, чтобы царь по всем вопросам и принимаемым решениям советовался с боярством, то есть выступает за такой политический строй, при котором царь правит совместно с боярами – “советниками”.
На письмо А. Курбского, содержащее дерзкие упреки и обвинения, Иван Грозный отвечает посланием почти в двадцать раз более пространным, чем письмо А. Курбского. Как видно из заголовка “Послание великого государя царя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича во все его великое государство против крестопреступников, князя Курбского с товарищами, об их измене”, оно было адресовано всему Русскому государству, а точнее сказать, товарищам А. Курбского по измене. В своем письме Иван Грозный развивает две темы. Первая – концепция неограниченной царской власти, данной ему от бога. Второй темой была “преступная” деятельность А. Курбского, А. Адашева, Сильвестра и других членов “Избранной рады”, он подробно перечисляет все “подлости” и измены, начиная с так называемой эпохи боярского правления и кончая бегством А. Курбского.
Свой ответ Иван Грозный начинает с доказательства законности своей власти, унаследованной им от предков:’’…истинно православное самодержавство Российского царства началось от великого князя Владимира, великого князя Владимира Мономаха, от великого государя Александра Невского, великого государя Дмитрия, великого князя Ивана, великого князя Василия и до нас дошло.…Мы ни у кого царства не отняли, а как родились на царстве, так и воцарились”.
Иван Грозный считает свою власть дарованной ему от бога и придает ей не только политическое, но и религиозно – нравственное значение. А. Курбский признает божественное происхождение царской власти, но считает, что власть дается царю не ради его личности, а для выполнения определенных функций.
Иван Грозный с презрением относится к правителям с ограниченной властью, ограничение последней представляется ему явным признаком несовершенства государственного и политического устройства той страны, где такой монарх царствует. Иван Грозный считает, что от порядка, ограничивающего власть самодержца, хорошего ждать не стоит. В руках царя должна быть сосредоточена вся полнота власти, и только сильная власть может спасти страну от междоусобных войн:” а если царю не повинуются подданные, то никогда междоусобные брани не перестанут”.
Еще более вредным Иван Грозный считает ограничение царской власти аристократией. Именно поэтому он протестует против той показной роли, которую ему хотели навязать Сильвестр с “Избранной радой”. Впервые, в письмах к А. Курбскому Иван IV вскрыл затаенное и никому до тех пор не высказанное негодование против “Избранной рады” во главе с Сильвестром, которые ограничили царскую власть. Иван Грозный признаёт, что все дела совершались не только по его указанию, но часто против его желания.
Многие историки отмечают, что первое послание Ивана Грозного А. Курбскому – это “программный документ” опричнины, и видят намек на подготовку этого мероприятия в словах Ивана IV “может бог из камней воздвигнуть детей Авраама”, то есть на смену боярству придут новые люди, в среде которых царь встречал полное понимание тех его мыслей, которые вызывали протест со стороны боярства. То есть основной смысл аргументаций посланий Ивана Грозного сводится к тезису о “ великой” измене в среде бояр, за которую они заслуживают наказаний. Иван IV считает, что верность своему господину в любых обстоятельствах, независимо от того прав он или нет, нравственный и христианский долг его подданных, поэтому устранение бояр-изменников от власти он рассматривает, как осуществление законных прав.
В своей полемике как Иван Грозный, так и А. Курбский выступают не только как защитники (и соответственно критики) той или иной политики, но прежде всего, как теоретики; защита своей собственной идеологии, а также критика политических взглядов своего оппонента ведутся и Грозным, и А. Курбским с позиций определенной – у каждого своей – политической теории. В рамках, которых они дают критику политической жизни и политической борьбы в Русском государстве, причем характер их теоретических воззрений оказывает влияние на освещение и оценку событий и фактов политической истории, в том числе и на проблему государственного правления.
Иван Грозный считал необходимым введение в стране абсолютной монархии, при которой вся власть была бы сосредоточена только в руках царя. Такую точку зрения А.Курбский считал неприемлемой, так как его идеалом общественно-политического устройства государства было двоевластие царя и “избранной рады».
Заключение
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
“Переписка Ивана Грозного с А. Курбским“ – уникальный по своей широте, объему и информационной ценности источник, позволяющий увидеть события прошлого глазами современников. А. Курбский и Иван Грозный в своей переписке дали развернутую оценку событиям общественно-политической жизни России XVI в. Несмотря на то, что послания наполнены цитатами из религиозной литературы, из греческой, римской, византийской истории, полемика первого русского самодержца с князем–изменником представила особенности времени, затронула почти все острые проблемы, волновавшие русскую общественную мысль второй половины XVI в.
Переписка является интересным памятником политической мысли XVI в., раскрывающим два противоположных взгляда на государство и общество. В столкновении этих взглядов решался вопрос о способе управления окрепшего Русского государства. Обсуждение вопросов государственной важности на уровне переписки свидетельствует о высоком интересе общества к данным проблемам.
Проблема самодержавной власти, разрабатываемая на протяжении всего периода становления и укрепления централизованного государства, в переписке Ивана Грозного с А. Курбским получила наиболее полное освещение. В ней отражены социально–политические взгляды крупнейших фигур на общественной арене своего времени: царя и представителя боярской оппозиции. Такие вопросы, как происхождение, сущность и функции государственной власти, решались ими совершенно по-разному, и именно эти расхождения предопределили серьезные политические трения между двумя государственными деятелями.
Главным политическим принципом, основой деятельности Ивана Грозного была идея никем и ничем не ограниченной личной власти. Он был приверженцем сильной царской власти, поэтому его возмущало вмешательство церкви и аристократии в управление страной. Подчинение, в котором он нуждался, было бы сложно добиться без применения силы, без жестокого режима едва ли он смог бы централизовать государство. Абсолютная монархия того времени, которую Иван Грозный не только отстаивал в полемике с А. Курбским, но и пытался применить на практике, была необходимой, хотя и печальной страницей русской истории.
Его оппонент родовитый боярин, крупный государственный деятель, князь А. Курбский, пытавшийся осмыслить происходящие на его глазах и с его участием политические процессы, считал самодержавие губительной для государства формой правления и настаивал на ограничении царской власти. Исконным желанием боярского класса, представителем которого являлся А. Курбский, было право “совета” в государственных делах, поэтому политическим идеалом для него было двоевластие царя и “избранной рады”.
Таким образом, в переписке Ивана Грозного с А. Курбским были сформулированы два политических идеала государственного устройства России, правда, далеко неравносильных, за осуществление в будущем.
Список литературы
1.Источники
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. / Под ред. Я.С.Лурье, Ю.Д. Рыкова. М.: Наука, 1993. 432с.
2.Монографии
Альшиц А.Д. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного./ АН СССР. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. 241с.
Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 309с.
Вернадский Г.В. Московское царство. Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1997. 512с.
Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1944. 100с.
Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М.: Мысль, 1964. 535с.
Иоанн Грозный. Петр Великий. А.Д. Меньшиков. Г.А. Потемкин: Биограф. очерки. М.: Республика, 1998. 366с.
Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из “Истории государства Российского”. / Сост., вступ. ст. Г.П. Макогоненко; комм. Г.П. Макогоненко и М.В. Иванова. М.: Правда, 1989. 768с.
Ключевский В.О. Курс русской истории: В 12 т. Т.2. М.: Гос. изд. Политической литературы, 1957. 468с.
Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.: Московский рабочий, 1989. 175с.
Костомаров Н.И. Русская История в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: В 2т. Смоленск: Русич, 1996. (Тирания).
Московское государство. Век XVI. / Под ред. С. Елисеева. М.: Молодая гвардия, 1986. 608с.
Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993. 424с.
Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. Вступ. статья Д.С. Лихачева. Сост. и общая редакция Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М.: Худ. литература, 1986. 640с.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Р. на – Д.: Феникс, 1997. 572с.
Послания Ивана Грозного. Подготовка текста Д.С.Лихачева и Я.С. Лурье. Пер. и комментарии Я.С. Лурье. / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 715с.
Россия на путях централизации. Сб. ст. М.: Изд-во Наука, 1982. 296с.
Русские цари.1544-1917. / Под ред. Ханса - Иоахима Торке. Р. на – Д.: Феникс, 1997. 576с.
Скрынников Р.Г. Переписка Ивана Грозного и Курбского. Парадоксы Эдварда Кинана. Л.: Наука, 1973. 134с.
Соловьев С.М. История России с древнейших: В 15кн. Кн.3. / АН СССР. Ин-т истории; Отв. ред. и авт. вступит. ст. Л.В. Черепнин; Коммент. В.Т. Пашуто. М.: Изд-во социально-экономической лит-ры, 1960. 815с.
Татищев В.Н. История Российская: В 7 т. Т.1. М.-Л.: Наука, 1966. 565с.
Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М.: Мысль, 1973. 359с.
Филюшкин А.И. Андрей Михайлович Курбский. // Вопросы истории. 1999. № 1. С. 82-96.
Флоря Б.Н. Новое о Грозном и Курбском. // История СССР. 1974. № 3. С. 142-154.
Хью Ф. Грехем. Вновь о переписке Грозного и Курбского. // Вопросы истории. 1984. № 5. С. 172-178.
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Есть ли лёд на других планетах?
Спасибо тебе, дедушка!
Пейзаж
Сочинение