К сожалению, сегодня приходится признать, что число школьников, имеющих психические и физические заболевания, в последнее время увеличивается.
Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок. Неслучайно психологами выделяется термин «школьный стресс».
Очень важно вести работу по профилактике и преодолению школьного стресса среди обучающихся.Технология БОС направлена на профилактику психоэмоционального напряжения.
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_zdorovya_protiv_shkolnogo_stressa.docx | 34.54 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Маслянская средняя общеобразовательная школа
Технология здоровья
против школьного стресса
Выполнила:
Горюнова Юлия, ученица 9 класса
Руководитель:
Мыльникова Н.В., учитель-логопед
п. Маслянский
2018 г.
Технология здоровья против школьного стресса
Актуальность работы
К сожалению, сегодня приходится признать, что число школьников, имеющих психические и физические заболевания, в последнее время увеличивается.
Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок. Неслучайно психологами выделяется термин «школьный стресс».
Очень важно вести работу по профилактике и преодолению школьного стресса среди обучающихся.
Тема проекта: Технология здоровья против школьного стресса
Цель: ознакомление с технологией БОС, направленной на профилактику и преодоление школьного стресса.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
Объектом исследования является процесс профилактики и преодоления школьного стресса через здоровьесберегающую технологию БОС.
Предмет исследования: технология БОС как основа сохранения и укрепления здоровья.
При проведении исследования был применён комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам:
Практический результат проекта: создание исследовательского проекта, буклета с рекомендациями по выработке диафрагмально-релаксационного дыхания, представление результатов работы в форме слайд – шоу.
Источники устной информации: рассказы учителя-логопеда, одноклассников, родителей.
Источники документальной информации: литература по теме, интернет - ресурсы.
Гипотеза: если освоить диафрагмально-релаксационное дыхание по методу БОС, то можно защититься от школьного стресса, следовательно - повысить уровень здоровья.
Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, важно знать причины стресса у школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека исследовал проблемы стресса. Наиболее полно его учение изложено в труде «Стресс без дистресса».
Не надо думать, что стресс – это абсолютное зло и его необходимо искоренять подобно страшному вирусному заболеванию. Ганс Селье сказал: «Стресс – это жизнь». Стресс - это неспецифическая защитная реакция организма и ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды, реакция, которая помогает нам приспособиться, выжить в изменчивом мире.
Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).
Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья.
Виды стресса.
Следует различать виды стресса:
• кратковременные и долгосрочные (со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники);
Физиологи опытным путём доказали, что небольшой, несильный и недолгий стресс даже полезен мозгу и организму в целом.
• физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).
Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.
Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально.
Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.
Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).
Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.
Симптомы стресса.
Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими проявлениями как истерика, повышенное упрямство, мышечные подергивания, заикание и т. д.
Самое существенное влияние на характер развития стресса оказывают индивидуальные особенности человека. Такие качества как: оптимизм, чувство юмора, волевые качества, доброжелательность – способствуют преодолению стресса. Важной чертой характера, которая помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением и деятельностью – является самообладание. Человек с развитым самообладанием умеет при любых обстоятельствах сохранить ясность ума, подчинить свои эмоции голосу разума. Неслучайно в рекомендациях по обновлению содержания и структуры общего среднего образования указываются, что одной из целей образования является необходимость «формирования у учащихся способности к организованной, ритмической учебной и трудовой деятельности…, воспитание умения выдержать кратковременные значительные нагрузки, справляться с различными стрессовыми ситуациями».
Организм отвечает на стресс мышечным напряжением. Напряжение мышц у человека в состоянии стресса неизбежно вызывает затруднения при дыхании, а нарушение дыхания может усилить действие стресса. Кроме того, стресс приводит к сужению периферических сосудов. Именно при эмоциональном напряжении так холодеют руки и ноги.
До сих пор многие специалисты считают, что единого рецепта, с помощью которого можно избавиться от стресса не существует, поскольку то, что помогает одному человеку, не подходит для другого. Но технология здоровья БОС может избавить от негативных последствий стресса любого человека.
Диафрагмальное дыхание налаживает гармонию работы сердца и лёгких, улучшает гомеостаз, поэтому учителя, школьники и их родители, обучившись диафрагмальному дыханию, могут сознательно противостоять любому стрессу, контролировать своё здоровье.
Существуют две причины, дающие право утверждать, что именно диафрагмальное дыхание заключает в себе мощный потенциал здоровья.
Во-первых, диафрагмальный тип дыхания заложен в нас природой.
Во-вторых, этот тип дыхания приводит в гармонию работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Диафрагмальное дыхание совпадает с естественными механизмами активизации внутренних резервов организма людей любого возраста.
Техника освоения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания следующая:
- необходимо занять удобное комфортное положение, сидя;
- плечи расслаблены и опущены, руки лежат на коленях;
- сделайте медленный вдох через нос и постарайтесь при этом надуть живот;
- сделайте плавный, медленный выдох через рот, губы при этом должны быть полусомкнуты в виде «трубочки», живот нужно втянуть;
- следите за тем, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании. Для контроля одну руку положите на грудь, другую на живот. Двигаться должна только рука, находящаяся на животе;
- необходимо, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха (вдох на 1-2, выдох на 1-2-3-4). За выдохом без задержки и паузы должна наступить фаза вдоха;
- применять какие-либо усилия во время выдоха не надо, воздух свободно покидает легкие;
- при правильном выполнении частота дыхания составляет 6-12 дыхательных движений в одну минуту.
Для оценивания промежуточных результатов используются паспорта здоровья, где отслеживается величина ДАС (она должна увеличиваться), ЧД (должна быть 6-8 раз). Чем больше величина ДАС, тем лучше гомеостаз человека, лучше функционируют физиологические системы. Именно поэтому показатель ДАС является средством оценки уровня здоровья. Этот показатель даёт возможность выставлять на каждом занятии оценку за здоровье.
По окончании курса оздоровительной дыхательной гимнастики, каждый ученик получает индивидуальный отчет (анализ результатов оздоровительного курса для каждого учащегося с рекомендациями), а также памятку для самостоятельных занятий дома.
Вся информация по сеансам «БОС» проходит компьютерную обработку. Данные учеников фиксируются в индивидуальных файлах, где отражаются результаты уроков. Далее результаты всех учащихся обрабатываются, что позволяет получить исчерпывающую информацию об изменении состояния здоровья ученика или группы учеников, в ходе курса оздоровительных уроков.
Занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю.
Дыхание животом помогает снять напряжение, расслабиться.
Сейчас мы с вами поучимся расслабляться.
(Звучит тихая, спокойная музыка.)
Во время релаксации делайте лёгкий вдох носом, живот надувается, выдох через рот, живот сдувается. Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте себя далеко-далеко от шума улиц и стрессов жизни. Услышьте звуки природы: журчание ручейка, пение птиц, почувствуйте нежное, ласковое летнее солнышко.
Расслабьтесь, сбросьте напряжение дня и отправляйтесь в удивительное путешествие туда, где вы больше всего любите отдыхать, где вам легко, спокойно и комфортно.
Отдыхайте, пока звучит музыка. Дышите животом. На счет 3 откройте глаза. 1–2–3 – открываем глаза. Поздравляю Вас с первым уроком! Вы освоили технологию здоровья БОС, направленную на снятие психоэмоционального напряжения и укрепление здоровья.
В результате тренировок, которые благодаря приборам БОС длятся недолго, человек сохраняет навык этого дыхания на всю оставшуюся жизнь. И таким образом может защитить себя от болезни, стресса, психоэмоционального напряжения.
Навык здоровья, который обретают обучающиеся на занятиях по программе «БОС-Здоровье» в школе, останется с ним на всю жизнь. Жизнь долгую, здоровую и счастливую.
Школьники говорят: Уроки здоровья помогают брать себя в руки в трудных ситуациях, например, быть спокойными и сосредоточенными на контрольной работе или во время экзаменов. Уроки здоровья учат противостоять стрессам.
Медики утверждают: Уроки здоровья защищают наших обучающихся от простуд, ОРЗ и ОРВИ, а также от бронхо - лёгочных и сердечно-сосудистых заболеваний
Положительные результаты отметили и родители. Очевидно, применяемая технология здоровьесбережения имеет положительное влияние на здоровье учащихся.
Большинство учащихся отмечают, что освоили навыки диафрагмального дыхания, научились расслабляться, стали хорошо разбираться в компьютерной программе и могут научить других детей и своих родителей. Все школьники с большим желанием занимаются повторными сеансами «БОС», быстро вспоминают навык диафрагмального дыхания и показывают высокие результаты.
Таким образом, гипотеза во время исследования подтвердилась. Диафрагмально-релаксационное дыхание по методу БОС защищает от школьного стресса, следовательно - повышает уровень здоровья.
В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом». Сегодня вы освоили технику диафрагмального дыхания, чтобы закрепить результат я предлагаю вам памятки. Дышите и будьте здоровы!
Памятка для выполнения домашних упражнений по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания.
1. Тренировку дыхания Вы можете производить в любом месте и в любом положении (стоя, сидя, лежа).
2. Ослабьте тесную одежду, обеспечивая свободные движения передней стенки живота.
3. Дыхание нужно производить животом, стараясь делать так, чтобы грудная клетка оставалась неподвижной. Обратите внимание! На вдохе живот должен выпячиваться, а при выдохе медленно втягиваться. Вдох делается произвольно без усилий через нос, выдох – медленно, плавно, спокойно, лучше через слегка сомкнутые губы.
4. Обращайте внимание на выдох. Выдох – это самое главное. Старайтесь выполнять его так же, как на занятиях в кабинете БОС.
5. При выполнении упражнения стремитесь делать его без усилий, достигая максимально комфортного состояния. Следите, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании.
6. Старайтесь, чтобы выдох был, по крайней мере, в два раза длиннее вдоха. Например: вдох на «раз-два», а выдох: на «раз-два-три-четыре». Можно на выдохе считать про себя до шести, тогда выдох получится в три раза длиннее вдоха.
7. При правильном выполнении упражнения частота дыхания должна составлять 5-7 дыханий в минуту.
8. Диафрагмальное дыхание станет для Вас привычным при условии постоянных тренировок. Тренируйтесь 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Эффект проводимого курса.
Нормализуется взаимодействие дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Одновременно снимается психоэмоциональное напряжение, улучшаются общее самочувствие, сон, работоспособность, настроение, происходит оздоровление организма в целом.
Список литературы:
1. Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб., 1996.
2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность. СПб., 2006
3. Сметанкин А.А. Здоровье без лекарств: Биологическая обратная связь. СПб., 2001.
4. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. СПб.: Питер, 2005 .
5. Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу; Г. Селье. Стресс без болезней.) - Спб, ТОО “Лейла” , 1994.
6. Учебник здоровья для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.
7. Учебник здоровья для среднего школьного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.
8. Учебник здоровья для старшего школьного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.
9. Интернет- ресурсы-http://www.medlinks.ru/article.php?sid=43753
10. Инетернет ресурсы- http://school46tver.narod.ru/html/eksamen.htm
11. Инетернет ресурсы- http://www.icfcst.kiev.
Аэродинамика и воздушный шарик
Несчастный Андрей
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Позвольте, я вам помогу
Четыре художника. Осень