Задав себе вопрос: «Каким я представляю духовно богатого человека?», я задумалась. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова даётся такое определение духовности: «Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Духовная жизнь человека, общества постоянно меняется и развивается. По-моему духовный мир человека – это есть единство разума, чувств, воли. Мир каждой личности индивидуален и неповторим.
Чтобы быть духовно богатым человеком, надо приобщаться к духовной культуре, то есть, надо научиться удовлетворить духовные потребности.
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennyy_vybor_sovremennoy_molodezhi_komfort_ili_tsennosti-kochetova.docx | 425.39 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция «Творим.Исследуем.Мыслим»
РЕФЕРАТ
«Нравственный выбор современной молодежи :комфорт или ценности?»
Выполнила:
ученица 11.3 класса
МАОУ «Лицей»36»
Кочетова Анна
Проверила :
учитель истории
Кондрашова А.Р.
Саратов 2018г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………….3
ГлаваI.Что такое нравственность и духовно-нравственные ориентиры?..…6
Глава II. Нравственное и духовное развитие человека: формы, этапы, составляющие……………………………………………………………………9
Глава III. Основные направления трансформации нравственных ценностей современной молодежи…………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….. 18
Список литературы………………………………………………………………20
Введение
«В духовной жизни, так же как и в жизни физической, существует вдыхание и выдыхание .Душе необходимо поглощать чувства другой души, усваивать их себе, чтобы ей же вернуть их обогащёнными. Без этого прекрасного явления нет жизни для человеческого сердца, ему тогда не хватает воздуха, оно страдает и чахнет.»
О. Бальзак (1799 – 1850).
Задав себе вопрос: «Каким я представляю духовно богатого человека?», я задумалась. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова даётся такое определение духовности: «Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Духовная жизнь человека, общества постоянно меняется и развивается. По-моему духовный мир человека – это есть единство разума, чувств, воли. Мир каждой личности индивидуален и неповторим.
Чтобы быть духовно богатым человеком, надо приобщаться к духовной культуре, то есть, надо научиться удовлетворить духовные потребности. Например, важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: « Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI века М.Монтень утверждал: «Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».
Не менее важно ,развивать в себе такие подлинно человеческие потребности, как любовь к человеку, дружба, товарищество, моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание.
Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с понятием нравственности. Однако далеко не все знают его истинное значение. Ведь многие люди ведут неправильный и бесчестный образ жизни. Что такое нравственность человека? Как она связана с такими понятиями, как этика и мораль? Какое поведение можно считать нравственным и почему? Что означает понятие «нравственность» ? Вот главные вопросы ,которые я попыталась проанализировать в своей работе.
Нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат. Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.
.Вот почему современной молодежи необходимо постоянно саморазвиваться и самосовершенствоваться, быть целеустремленными и энергичными, желая добиваться успехов и жить в достатке. Современные люди осуждают насилие во всех его проявлениях, нетерпимость и жестокость. Они уважают права человека и его желание жить так, как он считает необходимым.
Многие люди говорят о том, что современное общество уже начало морально разлагаться. Действительно, в нашей стране процветает преступность, алкоголизм и наркомания. Молодежь не задумывается над тем, что такое нравственность. Очень часто современные люди ставят во главе всего такие ценности, как получение удовольствия, праздная жизнь и веселье. При этом они совершенно забывают о нравственности, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями. Современная молодежь совершенно утратила такие качества личности, как патриотизм и духовность. Для них нравственность – это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Зачастую, люди готовы совершить любое деяние ради достижения своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях для других. Так ли это на самом деле? Предлагаю разобраться.
На основании вышесказанного, можно считать выбор темы: «Нравственный выбор современной молодежи :комфорт или ценности?», актуальным .
Цель работы – выяснить ,с какими нравственными проблемами в среде молодежи, сталкивается сегодня общество, раскрыть причины их возникновения и изменения .
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить что такое нравственность и духовно-нравственные ориентиры?;
-охарактеризовать формы, этапы и составляющие нравственности ;
-проанализировать причины кризиса современного российского общества ;
-рассмотреть основные направления трансформации нравственных ценностей современной молодежи.
Предметом исследования данной работы являются нравственные проблемы, а объектом – молодежь.
Методы исследования:
1.Соц. опрос
2.Наблюдение
3.Изучение учебной и научной литературы интернет ресурсы и другая информация по данному направлению.
ГлаваIЧто такое нравственность и духовно-нравственные ориентиры?
Многие поколения воспитателей, психологов и исследователей человеческой личности дискуссируют о том, что такое нравственность и духовно-нравственные ориентиры человека и какова их сила влияния на гармоничное развитие личности. Причем каждая группа называет практически идентичные (с небольшими отклонениями) нормы поведения. Что же это за факторы, существенно влияющие на качество жизни человека? Что такое духовно-нравственные ориентиры? Нравственность – это, как минимум, способность к различению добра и зла. Подрастающее поколение, молодежь формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества.[5] Трудно сказать, что эти устои в настоящее время прочны и дают четкий ориентир для развития самосознания молодежи. Отрицание нравственных традиций происходит и в искусстве, и в культуре, и особенно – в средствах массовой информации.
Нравственные нормы общества зародились достаточно давно. Каждое поколение человечества по-своему трактовала понимание добра и зла. А также по-своему интерпретировало нормы поведения. В традиционном обществе мы видим нравственный облик в неизменном виде. То есть. Человек прошлого времени не имел выбора принимать или не принимать данные нравственные нормы человечества. Ему приходилось безоговорочно их соблюдать.
Сегодня человек соблюдает или рассматривает нормы этики, как рекомендации для достижения блага для себя и окружающих. В большинстве своем современное общество больше соблюдает не моральные законы, а правовые.[5] Ранее мораль определяли, как свод правил, прописанных Богом. Однако сегодня они представлены, как общественный договор, соблюдать условия которого желательно. Если современный человек нарушает нравственные нормы, его не призовут к ответственности, а лишь осудят за семейным ужином. Принять моральные законы для себя – выбор каждого. Вы можете их отвергнуть, тогда не ждите человеческого отношения к своей персоне. Тем не менее, так сложилось, что человечество и все общество вращается вокруг морали и этики. И без них современное поколение людей не достигло бы гуманности и добродетельности. Существует мнение о том, что значение морали обществом преувеличено. Дескать, нравственные нормы человека загоняют в рамки. Однако ни один грамотный, образованный и воспитанный человек не считает себя пленником или бытовой техникой, используя жизнь по инструкции. Нравственные нормы - это те же ориентиры, схемы, которые помогают человеку выстроить жизненный путь. Не вступая в многочисленные конфликты с совестью.
Под этим термином обычно подразумевается «совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии.» .[2] К этим правилам относят: Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость. Нравственность – это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях. У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо. Так, к примеру, некоторые люди положительно относятся к гражданскому браку и не видят в нем ничего плохого. Другие же считают такое сожительство безнравственным и резко осуждают добрачные связи.
Несмотря на то ,что нравственность – это сугубо индивидуальное понятие, в современном обществе все же существуют единые принципы. В первую очередь к таковым относится равенство прав всех людей. Это означает, что по отношению к человеку не должно быть дискриминации по половому, расовому или любому другому признаку. Все люди равны перед законом и судом, все имеют одинаковые права и свободы. Второй принцип нравственности основывается на том, что человеку позволено делать все, что не идет вразрез с правами других людей и не ущемляет их интересов. Сюда можно отнести не только вопросы, регулируемые законом, но и морально-этические нормы.
Нравственность, нормы поведения человека и другие ценности являют собой воплощение морали, так как они определили особенности поведения человека и его сознание в различных сферах жизни. .[2]Например, в семье, на работе, в межличностных отношениях и так далее. Что же касается морально-нравственных норм, это свод правил, которые определяют поведение человека по принципам. .[5] Их несоблюдение причиняет ущерб не только человеческому обществу. Данные нормы сформулировали в виде определенного набора: уступать место беременным и пожилым людям; не опаздывать; здороваться и прощаться; носить определенную одежду; защищать беспомощных; помогать слабым и так далее.
Как известно, мораль выполняет свои функции в обществе в виде трех, связанных между собой элементов. Каждый из них являет собой одно из воплощений нравственности. Представим их: моральная деятельность; моральное сознание; нравственные отношения. .[4]
Некоторые люди считают, что нравственность – это лишь необходимое условие для того, чтобы попасть в рай после смерти. При жизни же она абсолютно не влияет на успешность человека и не приносит никакой выгоды.
В четвертой главе я предлагаю ознакомится со статистикой по заявленной теме.
Глава II. Нравственное и духовное развитие человека: формы, этапы, составляющие.
Духовное развитие личности сегодня из модного тренда превращается в необходимость. Каждый человек, желающий добиться успеха, осознает важность постоянного саморазвития.
Рассматриваемое нами понятие не имеет четкого определения. Но исходя из его содержания, можно сказать, что духовное развитие человека - это сфера духовного воспитания, ежедневная работа, направленная на приобретение знаний, умений, веры, чувства прекрасного. Результат такого развития может быть как материальным (художественные произведения искусства), так и нематериальным (музыка, философия, религия). Нравственное воспитание предполагает развитие в личности моральных ценностей человечества. Духовно-нравственное развитие принимает следующие формы:
религия; мораль; политика; право; философия; искусство; наука. Религиозное воспитание .Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух - Божье творение. .[4] И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же - принцип единобожия и следование Божьему слову. Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей - если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие - наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания: совместное чтение и обсуждение религиозной литературы; посещение мест поклонения; соблюдение поста и священных дней; празднование религиозных праздников. Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы .В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений: основы мировых религий; светская этика; православие; иудаизм; ислам; буддизм. Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.
Моральное воспитание Идеи, принципы, законы, нормы и правила поведения в обществе являются составляющими морального воспитания. Если говорить вкратце, его основу составляют воспитание следующих качеств: чувства доброты; помощь ближнему; чувства сочувствия; потребность следовать человеческой морали.[5] Для этого нужно приучать ребёнка к моральным нормам, формировать его позитивной моральный опыт, направлять его поведение, чувства и сознание на реализацию моральных ценностей и сформировать моральный облик личности. В таком случае ребёнок, подросток или взрослый - объекты морального воспитания, а воздействуют на него семья, школа и другие общественные организации. Но возможно и сознательное самовоспитание, когда человек сам формирует деятельность, направленную на совершенствование моральных качеств и формирование привычек и поведения согласно принятым в обществе идеалам. В таком случае применяются такие приемы, как самооценка, самоприказ, самовнушение, самокорректировка, саморегулирование, самоодобрение и самонаказание.
Политическое воспитание.Политические воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью - сформировать определенные политические качества. .[6] Его основными задачами являются: укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов; распространения определенного типа политической культуры. Содержание политического воспитания включает в себя: Рациональный компонент - передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование. Эмоциональный компонент - это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов. Кроме всего прочего, очень важно формировать в молодежи будущих избирателей.
Правовое воспитание Смежным с политическим воспитанием является правовое, под которым понимают целенаправленную деятельность госорганов и социума, воздействующую на правовое сознание, культуру и поведение людей для следования закону и его норм. .[5] Благодаря правовому воспитанию у граждан формируется уверенность и самостоятельность в правовой сфере. Это стимулирует правовую активность отдельных граждан, предполагающую осознанное, инициативное, социальное, нравственное и ответственное поведение.. Правовое воспитание проводится с участием школы, вуза, СМИ, правового просвещения и самовоспитания.
Философское воспитание Несмотря на то что философия - наука сложная для детского понимания, все же именно первые серьёзные вопросы о бытие, мироздании и смысле жизни задаёт именно ребёнок. Это связано с тем, что малыш ещё не связан стереотипами и не знает философских понятий, а взрослый - в силу своего знания - стесняется или боится задавать какие-то вопросы. Ребёнок из-за чистоты сознания избавлен от стеснения и страха. Ребёнку, а позже и подростку, нужно объяснять простым языком такие философские категории, как ,сознание, время, свобода, истина, добро, справедливость, мораль, разум.
Воспитание чувства прекрасного. При словах "духовное развитие" наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа: впечатления; чувственно-эмоциональный опыт; знания; оценка. Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного. Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики - безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты. Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное.
Развитие духовной культуры в этом случае - приоритетная задача не только общества, но и государства в целом.
Глава Ш. Основные направления трансформации нравственных ценностей современной молодежи.
Очевидным является то, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. В то же время совершенно очевидно, что, находясь под воздействием непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, оно не готово к их преодолению и страдает от их последствий. Отсутствие знаний, навыков поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов, – не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. .[3] Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением.
Человек, стремясь добыть то, в чём нуждается, сознательно ориентирует своё поведение на конкретные ценности. У каждого человека своя иерархия ценностей, которая складывается в ходе формирования его личности. Система ценностей не передаётся генетически, а формируется в обществе, в ходе социализации; то есть является результатом социализации, а не её предпосылкой.
Какие ценности у молодежи 21 века? Статистика выявила следующую картину:
Большинство на первое место поставили семью, а личную выгоду на последнее. Мнение девушек и юношей совпадают. Однако, для женского пола намного важнее семья, чем для юношей. Зависимо от возраста молодежи, статистика показывает их интересы и занятость в свободное время (опрос проводили на сайте Анкетолог.ру):
Статистика интересов молодежи на первое место выводит интернет. Причем достаточно много времени пользователи проводят в соцсетях. Из-за этого проблематично становится заводить реальных друзей. При опросе 5 тыс. людей выяснилось, что одиночеством страдает 32% современной русской молодежи. Статистика одиночества показывает, что каждый восьмой не имеет близких друзей.
Согласно результатам опроса в интернете 49% пользователей смотрят юмористические передачи, а 44% новости спорта. Тогда как политика не входит в список основных интересов молодых людей в возрасте 14–30 лет.
Статистика занятий спортом среди молодежи показывает, что активный образ жизни ведут около 38% опрошенных. При этом количество подростков занимающихся спортом за два года значительно выросло.
На что тратит деньги молодежь по статистике? Опрос студентов показывает следующее:
Активность современного поколения в политике невелика. Статистика молодежи в политике выявляет лишь 14% пользователей соцсетей (18–24 лет), которых интересуют новости политики. Ввузах лишь 18% студентов вступают в политическую дискуссию с преподавателями.
Статистика молодежи на выборах также демонстрируют низкую активность. Уровень электоральной активности не превышает 40%. На вопрос об участии в политической или общественной жизни за последние два года – 49% дали отрицательный ответ. Статистика среди молодежи распределяется так – низкий уровень электоральной активности зафиксирован в столице (28%), а высокий в селах (38%).
У людей разные интересы, уровень занятости, образ жизни. Многое зависит от характера индивида. Однако есть некоторые привычки, которые обобщают молодежь. Они увеличивают риск развития различных заболеваний и повышают смертность. Например, очень сильно курение среди молодежи. Статистика показывает, что в высших учебных заведениях около 75% парней и 64% девушек используют сигареты. В возрасте 20–29 лет доля курящих женщин в 10 раз больше, чем среди 60-летних.
Если рассматривать возрастную категорию от 15 до 19 лет. То количество курящих распределяется так – 40% юношей и 7% девушек. Основная причина – так делают окружающие. Для большинства курильщиков сигареты стали обычной привычкой, которая может стоить им жизни.
Насколько распространен алкоголизм среди молодежи? Статистика подростков употребляющих спиртные напитки:
Основные причины:
В 2017 году на учете в наркологических диспансерах состояло 318 тыс. несовершеннолетних с диагнозом алкоголизм. Под воздействием спиртного теряется контроль над собой. Статистика преступлений молодежи:
Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития , гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.
Заключение.
В своей работе я попыталась разобраться с нравственными проблемами сегодняшней молодежи. Мною были использованы различные методы исследования : изучение научной литературы по вопросам нравственности , проведение соц.опрос ,наблюдение за поведением молодого поколения нашего общества и сделаны следующие выводы .Все вышеперечисленные нравственные проблемы современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Но однако за последнее время четко и ясно формулировалась национальная идея и была определена руководством нашего государства стратегия развития молодежной политики России , что в свою очередь очень сильно повлияет на нравственное и патриотическое воспитание нашей молодежи приведет к решению многих проблем в молодежной среде. Я думаю, что, в современном российском обществе, в целом, однозначно, будет сформирована единая устоявшаяся система и иерархия ценностей, что приведет к решению многих нравственных проблем. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.
Поэтому надо строить не тюрьмы, лагеря и колонии, а восстанавливать пионерские лагеря, спортклубы, детские площадки, парки отдыха. Повышать уровень профессиональной подготовки педагогов, практических психологов, да и просто вести пропаганду здорового образа жизни, труда и т.д. А родителям нужно понять, что накормить, одеть, обуть это все нужно, это все хорошо, но не надо забывать и о моральной стороне воспитания. Не нужно думать, что подростки никогда не начнут колоться или воровать и если (не дай Бог) это уже случилось, то не следует от них отворачиваться, а просто помогите им выкарабкаться из этого. Поймите, что дети хотят быть понятыми, нужными и просто хотят, чтоб с ними считались. Они хотят быть взрослыми – так помогите им…
Список литературы:
Интернет ресурсы:
2. http://plook.ru/index/cennostnye-orientacii
3.Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи // http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047702.
4.Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведённого с 15 июня по 10 сентября 2007 года // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt.
Нарисуем попугая цветными карандашами
В Китае испытали "автобус будущего"
3 загадки Солнечной системы
Отчего синичка развеселилась
Как напиться обезьяне?