« Профилактическое влияния эфирных масел на здоровье школьников в зимний период».
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 100 КБ |
« Профилактическое влияния эфирных масел на здоровье школьников в зимний период».
Исследовательская работа
Выполнил:
Ткачёв Евгений
ученик 11-го класса
Научный руководитель:
Учитель биологии, химии
Иванова Аксана Ивановна.
Бичура 2016.
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………………...3
I. Основная часть ………………………………………………………………………………3
Заключение…………………………………………………………………………………….10
Список литературы…………………………………………………………………………….10
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Актуальность работы: состоит в нерешённости проблемы создания здоровьесберегающего пространства для школьников, включающего комплекс мер по коррекции и укреплению здоровья учащихся немедикаментозными методами.
Цель работы: ознакомить учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапия, фитоаэроионизация),воспитывать культуру отношения к окружающей природе и к своему здоровью.
Задачи:
Методы исследования.
В науке о здоровье само понятие здоровья имеет весьма общее определение, что существенно затрудняет его количественную оценку. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды.
Приходится признать, что школа порой сама способствует ухудшению здоровья детей. В наших условиях это усугубляется ещё особенностями климата: короткий световой день зимой, низкий температурный режим, короткий вегетационный период у растений. В 2014-2015 учебном году в г. Бичурском районе наблюдалась неблагоприятная обстановка по вирусным заболеваниям, гриппу и как следствию этих заболеваний пневмонии. В районе была объявлена эпидемии и школы города были закрыты на неделю.
Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма.
Проблема простудных заболеваний в нашей школе стоит остро. Попытку решения этой проблемы предлагает данная работа.
Ритм современной жизни? Спешка, стрессы, недостаток естественного движения вызывают в организме человека ряд психических и эмоциональных расстройств, создающих напряжение в мышцах, торможение циркулирующей крови и обменных процессов. И в результате “цивилизованной” жизни человек получает скопление токсических веществ, ожирение, преждевременное старение и т.д., а впоследствии – различные заболевания и недуги, непосредственные причины которых врачи не могут найти.
Тот мир, в котором мы с вами живем и называем цивилизованным, все дальше и дальше уводит человека от его естественной среды обитания. Сам факт удаления человека от природы ставит его на путь саморазрушения и болезни.
Общий уровень загрязнения воздуха внутри зданий превосходит уровень загрязнения атмосферного воздуха в 1,5-4 раза в зависимости от степени загрязнения последнего, района размещения и интенсивности внутренних источников загрязнения. К тому же для замкнутых помещений характерно отсутствие или ограниченность действия естественных факторов подавления патогенной, воздушной микрофлоры, а присутствие большого количества людей в школах, детских садах, поликлиниках и т.п., ускоряет рост численности микроорганизмов в воздухе. Поэтому проблема улучшения среды помещений является весьма актуальной.
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека. (Макарчук, 1988; Сверчков, 1981).
Растения и эфирные масла обладают направленным лечебным действием на организм человека и могут применяться при лечении различных заболеваний: сердечно-сосудистых, бронхолегочных и др., как успокаивающие, гипертензивные, антимикробные, спазмолитические, общеукрепляющие, противовоспалительные средства.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Природа фитонцидов многообразна и в большей степени неизвестна. Наиболее изученной и значительной частью летучих биологических, активных веществ являются эфирные масла. Эфирные масла легко выделяются из растений и испаряются. Состав и дозы эфирных масел легко воспроизводятся, контролируются и унифицируются, нормируются. эфирные масла обладают широким спектром биологической активности, малотоксичны, доступны и легки в применении для массового использования в различных местах. Присущие им ароматические свойства создают дополнительные возможности разнообразного воздействия на организм человека. Ассортимент эфирных масел достаточно широк, что позволяет выделять и использовать подходящие смеси по направленному воздействию на микроорганизмы в воздухе, организм человека и желательного аромата.[3]
Учитывая многовековое приспособление человека к природному уровню летучих веществ необходимо использовать концентрацию эфирных масел, не превышающие их содержания в природе.
Имеются данные, что если в операционные и послеоперационные палаты через специальные аппараты вносить эфирные масла лаванды, мяты, шалфея мускатного 3 раза в сутки по 20 мин., то в результате общая микробная обсемененность воздуха уменьшается в 2,5-3 раза, снижается количество стафилококков, стрептококков и сарцин.
Наряду с этим повышается общая неспецифическая реактивность организма. Уменьшаются сроки заживления послеоперационных ран. Эфирные масла лаванды, мяты, шалфея, эвкалипта в дозе 20-60 мг на 100 куб.м. улучшают электрическое состояние воздуха, повышают уровень легких и снижают уровень тяжелых ионов в воздухе.
История возникновения ароматерапии.
Ароматерапия – это метод лечения с применением натуральных запахов, способных нормализовать психическое состояние человека, уравновесить процессы, происходящие в организме, и тем самым повысить его сопротивляемость к вредным внешним воздействиям. Целебная сила ароматов должная помочь вернуть человеку такое равновесие внутренних сил, какое нашим предкам давало общение с природой.
За ароматерапией большое будущее, так как диапазон применения ароматов очень широк и не ограничивается медицинской и производственными сферами. Использовать эти знания можно было бы в самых разных сферах нашей жизни. Вот взять, к примеру, хотя бы школы и другие учебные заведения. Только представьте себе: перед началом занятия класс наполняется тонизирующими умственную деятельность ароматами, а по окончании, чтобы снять усталость – успокаивающими! Возможно, это оказало бы нам, ученикам, бесценную помощь, нам стало бы легче учиться по новым программам, мы бы меньше уставали, и детские стрессы проходили бы легче, не оставляя губительных ран в душе.
Считается, что прародительницей искусства ароматерапии является цивилизация Древнего Египта. .[3]
Использование эфирных масел
Эфирные масла – химические продукты растительного происхождения, являющиеся смесями летучих душистых веществ. Эфирные масла могут накапливаться в специальных структурах либо на поверхности органов, либо внутри растений. У мяты и эвкалипта они локализованы в листьях, у тмина, кориандра, фенхеля – в семенах, у цитрусов - в кожуре плодов, у корицы – в коре, у камфорного дерева, кедре – в древесине, а также в некоторых растительных смолах, бальзамах, выделяемых при ранении растительной ткани.
Эфирные масла отличаются от жирных тем, что полностью улетучиваются при нормальной температуре и не оставляют пятен на бумаге. Это прозрачные, бесцветные или слегка окрашенные жидкости, имеющие характерный запах и жгучий вку
Каждое жирное масло многофункционально, но есть общая тенденция в их действии.
Противовирусное действие эфирных масел
Отмечена активность эфирного масла шалфея мускатного против вирусов гриппа А и В. ( Джумаев Х.К., Ткаченко К.Г. , 1998). Обнаружена эффективность некоторых эфирных масел против вируса опоясывющего лишая ( Herpes zoster), эпидемического паротита, ветряной оспы. (May G., Wilchelm G., 1978. )
Антимикробное действие эфирных масел
Еще в 1955 году Келлер и Кобер доказали эффекивность эфирных масел практически против всех микроорганизмов, встречающихся в воздухе жилых помещений.
Они выявили 21 эфирное масло, которое обладало способностью снижать численность или совсем подавлять развитие таких микроорганизмов как Escherichia coli, Eberthella thyphosa, Streptococcus faecalis, Streptococcus pyogenes, Neisseria gonorrhoeae, Staphylococcus aureus, Bacillus megatherium, Corynebacterium diphteriae , Candida albicans.
Сильное антимикробное действие масла душицы, которое содержит тимол в больших количествах, подтверждено в условиях стационара. На масло не наблюдалось аллергий. Активно в концентрации 300 мг/л против золотистого стафилококка и кандида альбиканс. Действует и на другие основные возбудители заболеваний. Изучено воздействие ингаляций эфирных масел на заболевания, вызванные этими инфекциями: воспаления легких и бронхиты. ( Кондрашова Н.В. и др., 1999).
Воздействие эфирных масел на человека.
Эфирные масла имеют направленное положительное воздействие на организм человека: противовоспалительное, иммунномодулирующее, успокаивающее и др. (Гродзинский А.М.,1984; Малахов А.И. и др.. 1999; Солдатченко С.С.и др. 1999)
Эфирные масла лаванды, мяты, шалфея, эвкалипта в дозе 20-60 мг на 100 куб.м. улучшают электрическое состояние воздуха, повышают уровень легких и снижают уровень тяжелых ионов в воздухе.
Эфирные масла лаванды, мяты, шалфея, эвкалипта и их сочетания в дозе 60 мг на 100 куб.м 2 раза в день по 20-30 мин в течении 3 недель, снижают повышенное артериальное давление и повышают низкое артериальное давление до нормальных пределов; нормализуют сердечный ритм, уменьшают частоту и выраженность тахикардии и брадикардии, уменьшают аритмию. Поэтому их можно применять для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, в частности сосудистой дистонии и гипертонической болезни.
Эфирное масло душицы и тимьяна оказалось эффективно при бронхитах и воспалении легких. (Ткаченко К.Г. и др., 1999 )
Эфирное масло многоколосника фенхельного обладает бактерицидным действием, используется для лечения простудных заболеваний.
Методы использования эфирных масел.
ИНГАЛЯЦИИ: 1 ложка горячей (40-45о С) воды + 4 капли эфирного масла, накрыться полотенцем и вдыхать 5-8 минут.
ПОЛОСКАНИЯ: 1 стакан теплой воды + 1 чайная ложка соды или соли + 4 капли масла, разведенные в 1 чайной ложке меда. Полоскать горло и рот 3-5 раз в день.
МАССАЖ: 0,5 стакана растительного масла + 20 капель растительного масла. Использовать только 1 ст. ложку смеси. Массаж делать раз в 2-3 дня, курс – 1-12 процедур.
Хранение эфирных масел
Выводы
Таким образом, все масла:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Время проведения. Январь 2016 года.
Место проведения. МБОУ «БСОШ №3».
Объект исследования. Учащиеся 2, 3 класса, контрольный класс – 4
Предмет исследования. Распространение вирусных заболеваний среди учащихся.
Гипотиза. Эфирные масла имеют направленное положительное воздействие на организм
человека: противовоспалительное, иммуномодулирующее действие.
Проблема. Степень влияния эфирных масел эвкалипта, лаванды настоящей, шалфея мускатного на здоровье школьников
Методика проведения
Для проведения исследований были взяты группы детей вторых и третьих классов нашей школы, т.е. где дети находятся в течение всего учебного дня.
Изучались три варианта применения эфирных масел: эфирное масло эвкалипта, лаванды настоящей, эфирное масло шалфея мускатного и смесь этих эфирных масел. Контролем служил 4 класс нашей школы.
Количество внесенных масел рассчитывалось для достижения терапевтической концентрации масла в воздухе классов - 0,7 мг/ м3 . Эфирные масла распылялись в воздухе помещений 3 раза в день в течение месяца. Для достоверности полученных результатов распыление планируется проводить в феврале.
Определение бактериальной загрязненности воздуха в классе проводилось седиментационным методом. В каждом экспериментальном классе ставилось 5 чашек Петри с мясо-пептонным агаром ( способом конверта), такое же количество чашек Петри ставилось в четвёртом контрольном классе, где не распылялись эфирные масла. Чашки были открыты по 30 минут, затем их закрывали и ставили в термостат при температуре 37 0С. После 24 часов в термостате, проводили подсчет колоний в каждой чашке и высчитывали среднее значение из 5 чашек каждого класса.
Количество микробов в одном кубическом метре воздуха класса проводили по формуле Омелянского.
Х=A x 5 x100 x 1000 где
B x C x 10 A-количество колоний B-площадь чашки (63,5 кв.см.)
C-экспозиция (30 минут)
После проведения эксперимента был вычислен процент заболевших детей в экспериментальных и контрольных классах, во время проведения эксперимента, а также до и после его проведения.
Определение коэффициента заболеваемости детей в классе по методике Ю.В. Науменко. Приложение 1
Вывод. Коэффициент заболеваемости детей в классе, где проводилось распыление эфирных масел нижем, чем в контрольном где не проводилось распыление.
РЕЗУЛЬТАТЫ влияние применения эфирных масел на бактериальное загрязнение воздуха в учебных классах
В результате проведенных исследований выяснилось, что применение эфирных масел шалфея мускатного, лаванды настоящей и их комбинации в начальной школе уменьшают бактериальное загрязнение воздуха в учебных классах.
Влияние применения эфирных масел на бактериальное загрязнение воздуха в учебных классах. Приложение 2
Наиболее выраженный антимикробный эффект был отмечен у эфирного масла шалфея мускатного. При его применении число бактерий в воздухе класса было минимальным , в среднем 158 щт/ куб.м., или почти в 5 раз меньше чем в контрольных классах , без обработки эфирными маслами. . Применение смеси эфирных масел шалфея мускатного и лаванды настоящей, а также одной лаванды настоящей тоже оказалось эффективным. При этом число микроорганизмов в воздухе уменьшилось более чем в 2 раза при применении смеси - 341 шт/куб.м, и почти в 2 раза при применении лаванды -420 шт/куб.м., по сравнению с контролем. Поэтому эфирное масло шалфея мускатного, эвкалипта и лаванды настоящей можно применять для снижения бактериальной загрязненности учебных классов, в целях профилактики простудных заболеваний.
Влияние применения эфирных масел на заболеваемость детей
В связи с сильным антимикробным действием эфирных масел на патогенную микрофлору воздуха учебных классов эффект применения эфирных масел на заболеваемость детей более заметен.
Так во время проведения эксперимента отмечен меньший процент заболевших детей по сравнению с контрольным классом, где не применялись эфирные масла, а также в сравнении с этими экспериментальными классами, но до и после проведения эксперимента.
Заключение
1. Применение эфирных масел эвкалипта, лаванды настоящей, шалфея мускатного и их смеси путем распыливания в воздухе учебного кабинета школы, в терапевтической концентрации 0,7 г/ м3 не вызывает аллергических реакций у детей.
2.Наиболее эффективно применение эфирного масла шалфея мускатного, которое снижает количество бактерий в воздухе класса до 158 шт/куб.м , т.е почти в 5 раз по сравнению с контролем.
3. Применение смеси эфирных масел эвкалипта, шалфея мускатного и лаванды настоящей уменьшает бактериальную загрязненность класса до 341 шт/куб.м, т.е более чем в 2 раза по сравнению с контролем.
4,Применение эфирного масла лаванды настоящей уменьшает бактериальную загрязненность класса до 420 шт/куб.м, т.е почти в 2 раза по сравнению с контролем
5.Применение эфирного масла эвкалипта, лаванды настоящей, шалфея мускатного и их смеси в воздушной среде учебных кабинетов школы, в терапевтической концентрации 0,7 г/ м3 снижает процент заболевших детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Определение коэффициента заболеваемости детей в классе по методике Ю.В. Науменко.
класс | Количество учащ -ся | Среднее число дней, пропущенных по болезни | Коэффициент заболеваемости | Процент учащихся, не болевших | ||
ноябрь | декабрь | январь | ||||
2 | 26 | 6 | 11 | 10 | 0,34 | 76 |
3 | 27 | 8 | 10 | 10 | 0,34 | 85 |
4 контроль | 25 | 11 | 14 | 18 | 0,57 | 64 |
Формула.:(С +О+Н)/(3х N), где N количество учащихся в классе.
Итоговый коэффициент.
От 0,3 – 0,5 - в образовательном учреждении организована эффективная система профилактики типичных заболеваний школьников.
От 0,5-1 – в образовательном учреждении существует профилактика типичных заболеваний школьников, которая требует совершенствования.
Если коэффициент равен или более 1, то в образовательном учреждении отсутствует система профилактики типичных школьных заболеваний.
Приложение 2
Влияние применения эфирных масел на бактериальное загрязнение воздуха в учебных классах
Вариант | Среднее число колоний шт/чашка | Среднее число колоний шт/ куб.м | Бактериальная загрязненность, % к контролю |
Контроль ( средний по 3 классам) | __28__ 13-103 | 735 | 100 |
Эфирное масло шалфея мускатного | __6__ 3-10 | 158 | 21,4 |
Эфирное масло лаванды настоящей | _16_ 12-20 | 420 | 57,1 |
Смесь эфирных масел эвкалипта, шалфея мускатного и лаванды настоящей | _13_ 4-16 | 341 | 46,4 |
Нора Аргунова. Щенята
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Огонь фламенко
О чем поет Шотландская волынка?
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью