Нет практически ни одной сферы человеческой деятельности и жизни, где не использовались бы геометрические фигуры, числа и законы их употребления. Можно ли представить мир без чисел? В повседневной жизни нас повсюду окружают числа и фигуры.
Я задала себе вопрос : « Как и где возникли первые числа и фигуры» . Я решила изучить историю возникновения чисел и представить полученный материал в виде презентации.
Слайд 1
Автор проекта: Якупова Алена Руководитель : Созыкина Л.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение» Подовинновская средняя общеобразовательная школа» 2018 г Летопись открытий в мире чисел и фигур . Информационно-познавательный проектСлайд 2
Цель моего проекта На основании учебно –популярной литературы попытаться воспроизвести историю возникновения и развития понятий числа и фигур. Задачи: 1. Изучить соответствующую литературу; 2. выяснить удивительные факты из истории возникновения чисел и геометрических фигур, не изучаемые в школьном курсе; 3. оформить собранный материал в форме презентации. Введение
Слайд 3
Нет практически ни одной сферы человеческой деятельности и жизни, где не использовались бы геометрические фигуры, числа и законы их употребления. Можно ли представить мир без чисел? В повседневной жизни нас повсюду окружают числа и фигуры. Я задала себе вопрос : « Как и где возникли первые числа и фигуры» . Я решила изучить историю возникновения чисел и представить полученный материал в виде презентации . Актуальность
Слайд 4
Жизнь наших предков была много проще, но даже они вынуждены были прибегать к использованию цифр. Древний человек хотел учитывать вещи, которыми он владел. Сколько у него инструментов? Сколько оружия? Счет зародился в глубокой древности. По данным ученых это произошло 2,5 млн. лет назад в эпоху древнего каменного века – палеолита, когда первобытный человек, захватывая в одну руку предмет, стал выделять его из множества. Так появился элемент «один». Зарождение счета в глубокой древности
Слайд 5
При выражении понятия «три» встретилось затруднение: у человека нет третьей руки; это затруднение было преодолено, когда человек догадался помещать третий предмет у своих ног. Таким образом, «три» характеризовалось поднятием обеих рук и указанием на ногу, а «четыре» - на обе ноги. Зарождение счета в древности Человек догадался обратиться к самому близкому ему, самому естественному счётному аппарату – к своим пальцам.
Слайд 6
Пересчитываемые предметы заменяются какими-либо другими однородными между собой предметами или знаками: камешками, косточками, ветками . Иногда такие примитивные орудия счета (камешки, раковины, косточки) нанизывали на шнурок или палочку, чтобы не растерять. Постепенно люди пришли к выводу, что числа удобно записывать. Первая примитивная «запись» – зарубки топором на палках или дощечках. Развитие числовой записи
Слайд 7
Запись чисел у древних египтян Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры египтяне придумали свою числовую систему, в которой для обозначения ключевых чисел использовались специальные значки – иероглифы. Чтобы изобразить 3252, рисовали: - три цветка лотоса (три тысячи), - два свёрнутых пальмовых листа (две сотни), - пять дуг (пять десятков), - два шеста (две единицы): Развитие числовой записи
Слайд 8
Римская нумерация чисел сохранилась и до наших дней. Её цифры знакомы всем, хотя им уже 2,5 тысячелетий. Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека Развитие числовой записи ДРЕВНИЙ РИМ
Слайд 9
Предки русского народа – славяне – для обозначения чисел употребляли буквы. Над буквами ставились специальные знаки – титла. Чтобы отделить такие буквы – числа от текста, спереди и сзади ставились точки. Этот способ обозначения цифр называется цифирью. Такой способ обозначения чисел был очень неудобен. Поэтому Петр 1 ввел в России привычные для нас десять цифр, которыми мы пользуемся до сих пор. А система называется десятичной. Цифры русского народа . Развитие числовой записи
Слайд 10
Древние индийцы впервые в 5 веке изобрели для каждой цифры свой знак. Они также открыли понятие «нуля» ( шунья ). Именно от них пошла десятичная система исчисления, которой мы пользуемся . Арабы были первыми, кто заимствовал цифры у индийцев, и привез их в Европу в 10 веке. Они ноль называли « сифра ». С тех пор и появилось слово «цифра». Откуда взялись современные цифры
Слайд 11
200 тысяч лет тому назад были изготовлены орудия сравнительно правильной геометрической формы, а потом люди научились шлифовать их. Учеными-археологами был найден папирусный свиток с геометрическими задачами, в которых упоминались геометрические фигуры. Название "геометрическая фигура" придумали древние греки. И названия многим геометрическим фигурам дали тоже древнегреческие ученые. Первые геометрические фигуры Развитие земледелия положило начало развитию геометрических представлений древних людей . В то время и зародилась практическая геометрия как наука об измерении земли. Само слово «геометрия» означает землемерие (« гео » – земля, «метрия» – меряю).
Слайд 12
Ещё в глубокой древности люди использовали для охоты луки. Возможно, именно натянутая тетива стала прообразом понятия линии. На это указывает сходство в словах «линия» и «лён», из волокон которого делали нити и шнуры. Лён на латинском языке называют линум . Произношение этого слова по-русски также созвучно со словом «линия». Происхождение геометрических терминов Сумма всех сторон многоугольника – периметр – означает «измерение вокруг»(греческое «пери»-вокруг, около ). « Цилиндр» происходит от слова « цилиндрус », « колиндрус », означающего «валик», «каток». « Конус» - это греческого слова « конос », означающего сосновую шишку
Слайд 13
Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Написание арабских цифр состояло из отрезков прямых линий, где количество углов соответствовало величине знака. С тех пор этими цифрами пользуется весь мир. Числа составляют часть человеческого мышления . Само возникновение понятия числа- одно из гениальных проявлений человеческого разума. Развитие чисел происходит и в наше время. Учёные делают великие открытия, связанные с числами. Понятие числа и фигуры взяты не откуда- нибудь , а только из действительного мира. Заключение
Слайд 14
ЛИТЕРАТУРА 1 . Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника матема ики . – М.: Просвещение, 1989. 2. Крейг А. и Росни К. Наука. Энциклопедия. – М.: « Росмэн », 1994 . 3. Ризванова Х.Я. Книга для внеклассного чтения по математике. – Уфа: Китап , 1998. 4. Глейзер , Г. И. История математики в школе./ Г. И.Глейзер — М.: Просвещение, 1964. — 376 с. 5. http ://school-collection.edu.ru история чисел
Слайд 15
Летопись открытий в мире чисел и фигур. Познавательный проект Автор проекта: Якупова Алена Наставник проекта: Созыкина Л.В.
Галка в чужих перьях
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Пчёлки на разведках
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Чья проталина?