В своей исследовательской работе ученица 2 класса, показывает, что означает пыль, какой вред она несёт. Приводит яркие примеры, как к неодушевлённым предметам так и к живой природе. Доказательства пыли через электронный микроскоп, работе по дому, исследования на отдельных листах бумаги и на рассаде огурцов.
Вложение | Размер |
---|---|
исследования на пыль, которая представляет опасность для человека | 138.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №1»
Исследовательская работа
(секция «Юный исследователь»)
« Опасная пыль»
Автор: ученица 2 «А» класса
Жидкова Валерия.
Руководитель работы:
Шабалкина Татьяна Геннадиевна,
учитель начальных классов
МБОУ « Средняя школа№1»
Содержание
1.Введение………. 3
2.Основная часть …4-8
3.Заключение……… 8
4.Список литературы 9
5.Приложение……… 10
1.Введение
«Здоровье - бесценный дар природы. Оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь». ( Иван Павлов)
Воздух, который мы называем свежим, является полезным для здоровья. Люди уже давно поняли, что воздух необходим человеку, чистый воздух – залог здоровья. Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды – пять суток, без воздуха – только пять минут. Человек за день съедает 1,5 кг пищи, выпивает около двух литров воды и вдыхает несколько тысяч литров воздуха. Он может отказаться от недоброкачественной пищи или воды сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходится тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если он загрязнён или опасен для здоровья. Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи. Каков же воздух наших квартир и школ, и как же он влияет на здоровье человека?
Проблема: меня заинтересовал вопрос: как же на самом деле чистота воздушного пространства оказывает влияние на здоровье человека? Специалисты установили, что особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха. Поэтому понятна актуальность выбранной мною темы.
Цель работы: определить состояние чистоты воздуха и его влияние на здоровье людей в нашем доме и школе. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-выявить: из чего состоит пыль, и чем мы дышим;
-как образуется пыль в помещениях и домах;
-показать, что именно отрицательно влияет на здоровье человека;
-познакомиться со способами борьбы с пылью;
-разработать рекомендации по улучшению санитарно-гигиенических норм.
Объект исследования: воздух
Предмет исследования: воздух и его влияние на здоровье человека.
Гипотеза: пыль влияет на организм человека; если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха, то со временем человеку будет сложно дышать без последствий, связанных со здоровьем.
Результат исследования: на основе анализа полученных данных разработать рекомендации по очищению воздуха в классных комнатах и других помещениях.
Методы исследования: аналитический, наблюдение.
2. Основная часть
2.1. Что же это такое пыль? Откуда она берется? Из чего состоит?
Пыль — это мелкие частицы, попадающие в дом снаружи (занесенные ветром частицы почвы, цветочная пыльца, дым) или образующиеся внутри, остаются в воздухе длительное время, и их видно в лучах солнца или при попадании на темные поверхности. Они возвращаются с поверхностей обратно в воздух при движении людей или потоков воздуха в помещении.
Пыль легко найти и рассмотреть под цифровым микроскопом. Для этого достаточно предметного стёклышка для цифрового микроскопа и время. Вот образцы пыли из нашего кабинета.
Мне удалось просмотреть не многое (волоски, частички грязи, известняк). Я узнала, что пыль состоит:
1. Из частичек омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450 г омертвевшей кожной ткани в год. Эта мёртвая ткань собирается на полу, мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.
2. Большую часть составляют минеральные частицы. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в школу, дом грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров.
3. Части шерсти и пуха домашних животных и птиц.
4. Микроорганизмы (Плесень, которая чаще всего витает в воздухе.)
2.2. Так чем же мы дышим?
Что представляет собой воздух улиц? Выбросы промышленных предприятий, выхлопные газы автомобилей, другой техники и просто пылью. Таким образом, открывая форточку, вместо чистого воздуха, мы получаем поток пыли, который в комнате смешивается с домашней пылью. Домашняя пыль - целая группа аллергенов. В её состав входит перхоть животных и человека, волокна хлопка и льна, плесневые грибы, вата, пух, насекомые, их остатки и выделения, а также многие другие компоненты.
Посмотрев на солнечный луч, который светил в моё окно, я увидела, сколько пыли висит в воздухе после генеральной уборки.
И я решила провести исследование. Взяла 3 листочка бумаги А 4, смазала их вазелином и повесила в разные комнаты. Прошла неделя. Я сняла эти листочки и через лупу увидела на них чёрные точки, точнее волоски. Самым грязным оказался листочек из прихожей. Там больше всего пыли, так как грязная обувь приводит к сильному загрязнению помещения. Домашняя пыль состоит из клещей, частей пуха животных и птиц, отмерших клеток кожи человека и минеральной части.
Пылевой клещ. В 28 граммах пыли живёт до 42 тысяч пылевых клещей. Продукты жизнедеятельности, которых являются аллергенами. Клещ может преследовать человека на протяжении всей его жизни. Основным питанием для него являются омертвевшие клетки кожи. В год человек теряет до 2 килограммов кожи, в основном оставляя на постельном белье.
Основным местом размножения клещей является постель, ковры- с натуральным ворсом, места скопления пыли. В нашей постели живут до 2 миллионов клещей. Основная опасность в том, что около 70 процентов аллергических заболеваний дыхательных путей идёт именно отсюда.
Микроорганизмы, которые живут в пыли, вызывают такие заболевания как туберкулёз, столбняк, дифтерия. Клещи, живущие в пыли вызывают аллергию, бронхиальную астму. При большом количестве минеральной пыли появляются тяжёлые болезни типа рака бронхов и лёгких. Пыль является замечательной средой для размножения бактерий. В месяц семья из 3-х человек производит около 1 кг пыли. Домашний воздух в 6 раз "грязнее" и в 10 раз токсичнее наружного. Если «дышать пылью» изо дня в день, то неизбежны заболевания дыхательной системы и аллергии.
Влажная уборка, протирки приносят лишь временное облегчение, и это естественно, так как процесс образования пыли идёт непрерывно. А ведь чем меньше частицы пыли, тем "глубже" они проникают в лёгкие. Бороться с пылью можно, только непрерывно поглощая новую пыль. И делать это лучше не лёгкими. Но достаточно ли только очистить воздух комнаты от бытовых и промышленных загрязнений, т.е. учитывать только его химический состав? Эта задача давно и успешно решена простым фильтрованием. Однако, ещё на этапе массового внедрения кондиционеров, медики столкнулись с непонятным явлением. Люди, проводившие весь день в фильтрованном воздухе, жаловались на головную боль, усталость, сонливость.
Известно, что проветривание помещения позволяет снизить уровень загрязнения воздуха.
Итак, пыль сильно влияет на организм человека: у людей засоряются легкие, появляется аллергия. Пыль можно сравнить с сигаретным дымом.
2.3. Исследовательская часть
Для того чтобы увидеть, как влияет пыль (сигаретный дым, как элемент загрязнения воздуха, на живой организм), я решила провести эксперимент. «Живым организмом» выбрала рассаду огурцов. Окуривание мы проводили дома.
В первый день мы с мамой взяли шесть семян огурцов, замочили их и поставили на ночь в холодильник. Этот процесс носит название стратификация. Охлаждение семян в холодильнике имитирует зимний период в жизни растений, последующее помещение в теплые условия – наступление лета.
Стратификация способствует более интенсивному прорастанию семян.
На третий день у семян появляются явно выраженные ростки, сажаем их в грунт на глубину 0,7 – 1,0 см.
Каждое семя помещаем в отдельный стаканчик.
На шестой день у растения были видны два листа.
А на восьмой у рассады проклевывается настоящий листок.
На десятый растение имеет два листа и хорошо выраженный третий настоящий лист.
Можно начинать окуривание. Для этого мы создали прибор: взяли трехлитровую банку, в крышке проделали два отверстия, в одно из которых вставили мундштук, а в другое – систему от капельницы со спринцовкой на конце. Сигарету вставляем в мундштук и, нажимая на спринцовку, «выкуриваем» её.
В банке накапливается сигаретный дым. Снимаем крышку и одеваем банку на огурец в стаканчике. У нас всего 6 подопытных растений, три из них мы «окуриваем» два раза в день, а три развиваются в нормальных условиях. Использование в эксперименте шести особей позволит исключить возможность случайности.
Когда мы накрываем банкой с большим содержанием сигаретного дыма растение, то, во-первых, твердые составляющие, то есть смолы и никотин начинают оседать на листьях. Они закупоривают поры растения, начинают разрушать клетки. А, во-вторых, концентрация угарного газа значительно выше, чем необходимо рассаде. Но погибание происходит не сразу, а постепенно.
На тринадцатый день у «окуриваемых» растений завяли два листа, у третьего настоящего листа по краю заметны следы увядания. Здоровые растения имеют два листа и два настоящих листа, в два раза больше по размеру «окуриваемых».
На пятнадцатый день растения, которые «курили» два раза в день погибли.
У здоровых особей появляются пятые настоящие листочки.
Данный опыт показывает, что рассада огурца при двухразовом ежедневном окуривании погибает полностью на пятый день.
Вывод: то же самое происходит и с нашим организмом, при сильном загрязнении воздуха, при отсутствии влажной уборки комнат дома и кабинетов в школе, при нежелании регулярно проветривать помещения.
Мы решили провести опрос.
(Вопросы Вы можете увидеть в Приложении 1.)
Результаты представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты анкетирования.
Выводы:
1. Анкетирование учащихся нашего класса выявило тот факт, что большинство из них знают о том, как пыль влияет на их здоровье, но не знают, как с ней бороться.
2. Пыль и как следствие загрязненность помещений наносит вред нашему здоровью.
3. Больше пыли образуется там, где люди находятся в постоянном движении, либо помещение мало проветривается. Чистота же достигается соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Мы долго думали над изученным и решили, что Пыль - это «великан», который преследует нас повсюду. Пыль встречается везде – на улице, дома, в школе, и даже в кровати. Она встречается на каждом шагу. От неё никуда не деться! Образование пыли остановить просто невозможно.
3. Заключение.
Я провела исследование по изучению влияния пыли на здоровье школьников и узнала, что микроорганизмы присутствуют везде и в воздухе, и на поверхности предметов, а также на покровах человека.
Большое количество бактерий отмечается в плохо проветриваемых помещениях, что может привести к повышению заболеваемости людей простудными и вирусными заболеваниями.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
На основании выше сказанного, делаю выводы и рекомендации:
1.Обязательное проветривание классных помещений после каждого проведённого урока на 10 – 15 мин.
2. Ежедневная влажная уборка кабинетов не только после окончания уроков, но и на больших переменах, которые длятся не менее 15 мин.
3. Ежедневная влажная уборка в кабинетах не только полов, но и классной мебели (шкафов, подоконников).
4.Во время влажной уборки пользоваться моющими средствами без вредных для здоровья химических веществ.
Пыль вредна для человека. С ней необходимо бороться. Берегите своё здоровье и будьте здоровы!
Список литературы
4.Энциклопедия «Человек и здоровье»; Москва «РОСМЭН», 2012;
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа. Влияние пыли на здоровье.
Приложение 1.
Как вы считаете, нужно ли делать генеральную уборку в школе чаще, чем 1 раз в 5 недель?
Да |
Нет |
Сколько раз вы делаете дома влажную уборку?
Один раз в неделю |
Два раза в неделю |
Три раза в неделю |
Два раза в месяц |
Каждый день |
Используете ли вы при влажной уборке специальные моющие средства?
Да |
Нет |
Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?
Да |
Нет |
Заповеди детства и юности
В Китае испытали "автобус будущего"
Золотой циркуль
Девятая загадочная планета Солнечной системы
А теперь — мультфильм