Исследовательская работа по истории родного края, созданная по результатам пешего похода в Ржевском районе Тверской области
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_otechestvo_mou_sosh_12.docx | 29.67 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Ржева
Кружок «Туристическое краеведение»
«Пеший поход, как способ погружения в историю родного края»
Выполнил: В. Егоров,
Ученик 9 в класса
Руководитель: Е.В. Дивакова
г. Ржев, 2018
Оглавление
Введение
Методика исследования
Результаты исследования
Выводы
Заключение
Список источников
Введение
Школьный туризм позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении спортивных и краеведческих дисциплин, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Краеведческие пешеходные туры дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых, изучая в походных условиях историю родного края, туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм.
Актуальность разработки туристических краеведческих маршрутов обусловлена тем, что они дают возможность работать не с сухими фактами из учебников, а с живой историей, которую можно трогать, чувствовать, самому участвовать в охране исторических памятников. Древние поселения на территории Ржевского района очень мало изучены, легальные раскопки не ведутся несколько десятилетий. Поэтому необходимо привлекать интерес к таким памятникам культуры посредством организации пешеходных туристических маршрутов.
Цель данной исследовательской работы – разработать туристический краеведческий маршрут по местам поселений древних славян в Ржевском районе.
Задачи исследовательской работы:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовке;
- выявление и поддержка одаренных детей в области краеведения и исследовательской деятельности
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи и приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, формирование самостоятельности и волевых качеств, умение работать в коллективе, выработка организаторских навыков;
- решение проблем экологии и охраны природы; формирование гуманного отношения к окружающему миру;
- физическое развитие подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
По проблематике данной работы имеется очень небольшое количество источников. Большинство работ имеют большой срок давности. По теме туризма изучались работы таких авторов, как К.В. Бардин, Ю.С. Константинов, по краеведению – труды ржевского краеведа О. Кондратьева, П. Иванова, очерки В. Рыбкина и другие.
Район исследования – берег реки Волга на территории современного ДОЦ «Зарница», Ржевский район 15-20 км от г. Ржев в сторону Осташкова. Сроки проведения – ноябрь 2016 года – декабрь 2017 года.
Методика исследования
На подготовительном этапе исследования проходил сбор информации: картографической, краеведческой. Были изучены карты территории, по которой предполагалось идти, изучались условные знаки, масштаб карты. Затем была проведена работа с историческими документами. Так как информация об исторических событиях, происходивших на территории современного города Ржева и его окрестностей в XI – XIII веках практически отсутствует, были проведены научные изыскания в библиотеках города, беседы с людьми, изучающими свой край, имеющими отношение к раскопкам, проходившим на территории, выбранной для похода. Кроме того еженедельно посещался туристический кружок, где произошло знакомство с тем, что входит в личное и общественное снаряжение туриста, как правильно упаковать рюкзак, как ставить палатку, как оказать первую медицинскую помощь.
Постоянно осуществлялась физическая подготовка, а также проходили лекции по технике безопасности.
На этапе прокладки маршрута использовался экспериментальный метод. Метод непосредственного погружения, хронометража времени, фиксирования фактов.
На последнем этапе использовался метод обобщения и систематизации.
Результаты исследования
Нами был разработан маршрут историко-краеведческой направленности и одновременно – маршрут в природу. Данный маршрут пролегает в окрестностях города Ржева, проходит вдоль реки Волга примерно до деревни Добрая. Таким образом, нами было создано новое туристическое направление в окрестностях города Ржева. Маршрут пролегает по территории нынешнего ДОЦ «Зарница», по местам стоянок древних племен кривичей и полабов. Курганы сохранились по сей день, их можно видеть и в зимнее время при среднем снежном покрове. Апробация маршрута состоялась дважды с обучающимися 8-10 классов МОУ «СОШ № 12». В результате было обнаружено, что протяженность и длительность маршрута соотвествует уровню подготовки обучающихся, а также носит познавательный характер. Кроме того, позволяет провести дополнительную социализацию участников маршрута. Одновременно со знакомством с историей, обучающиеся знакомятся с природой родного края. А именно: какие птицы остаются зимовать, следы каких животных можно встретить в лесу, какая древесно-кустарниковая растительность представлена в нашем районе.
Описание разработанного маршрута
Варианты подъезда к конечной и начальной точке маршрута
Маршрут проходит от въезда на территорию ДОЦ «Зарница» и пролегает вдоль реки Волга с последующим пересечением реки Доброй, стоянкой и возвращением к месту начала маршрута.
Подъезд к началу маршрута осуществляется с помощью автомобильного транспорта. Далее пешком вдоль реки Волга 7-12 км. Отъезд с маршрута также осуществляется автомобильным транспортом.
Прохождение маршрута
От места высадки пеший маршрут. Спуск к реке Волга. Пешее прохождение вдоль реки. Через 3-4 км путь пересекает река Добрая. В зимний период она узкая (примерно около 1 метра в разных местах). Необходимо ее форсировать. Один из способов преодоления – по бревну со страховкой с помощью кольев. Выбор места форсирования зависит от обстоятельств. Если подняться выше по течению, то можно преодолеть реку просто перешагнув ее, т.к. там она сужается. В другом случае, при отсутствии уже имеющегося перекинутого на другой берег бревна, можно спилить рядом стоящее дерева, так как берега реки в большинстве своем лесистые. Продвижение осуществляется вдоль берега по пологому участку, обилие снежного покрова может вызывать дополнительные трудности. Поэтому необходимо идти след в след. Иногда, чтобы ближе познакомиться с природой, можно свернуть в лес, но ориентироваться при этом на русло Волги.
Примерно через 7-8 км на высокой площадке на берегу Волги место для стоянки. Стоянка с разведением костра. Имеются дрова, но в сырое время разведение костра потребует много времени, поэтому дрова целесообразно взять с собой, распределив поровну между всеми участниками. Вода, пригодная для питья и приготовления пища берется из реки Волга. Из продуктов с собой брали макароны, тушенку, лук. На костре готовили макароны и чай. Однако в зимнее время стоянка не должна быть продолжительной, так как при отсутствии движения возможно быстрое охлаждение организма. При этом одним из вариантов является разведение костра с помощью принесенных дров и вырубленных на месте стоянки. Обучающиеся могут расчищать площадку, помогать перетаскивать дрова, засыпать макароны в котел.
После стоянки возвращение назад тем же путем, или другими вариантами. При этом на обратном пути возможно сделать еще одну стоянку, примерно в 3 км от начала маршрута. Также на высокой ровной площадке. Варианты стоянки могут варьироваться, так как территория вдоль берега облагорожена, имеются рукотворные стоянки. С дровами и водой проблем не возникает. Снятие с маршрута – у ворот ДОЦ «Зарница».
Историческая и краеведческая справка
Маршрут пролегает по историческим местам Ржевского района. На маршруте велись раскопки. В окрестностях Ржева земля просто кишит историческими артефактами, мы буквально ходим по истории, как по асфальту, причем сохранились не только памятники времен Великой Отечественной войны, но и более древние сооружения. Наша земля, как открытая книга – бери, читай, если понимаешь ее язык. Например, на территории лагеря Зарница, на берегу Волги расположены древние курганы. Когда-то на этом месте жили племена, объединявшие кривичей и полабов. В 60 км от современного города стоял польско-литовский городок. По древним представлениям, когда человек умирал, делали склеп, внутри которого находился прах, сверху насыпали землю и клали камни. Так получался курган. Хоронили предков на высоком месте, недалеко от становища, потому что считалось, что высокий ток небесных сил способствует тому, чтобы человек, ушедший в мир нави, мог реинкарнироваться и снова жить здесь. Остров на Волге в районе Зарницы считался сакральным местом, на нем жили двое волхвов. Если нужно было попасть на берег, они переходили реку вброд. Сохранился капищный камень, который планируется перенести на новое место с целью продолжения традиций славян.
Все остатки человеческой деятельности – курганы, капищный камень, Богороща сохранились и доступны для изучения в любой период.
Планируемые результаты
Прямыми критериями оценки результатов освоения маршрута служит краеведческая осведомленность обучающихся, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях, расширение исторических и краеведческих знаний, проявление интереса к родному краю, воспитание патриотизма.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
По завершении прохождения маршрута участники должны знать:
- - основные исторические и географические сведения о родном крае;
- вопросы туризма и экологии;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
уметь:
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- ориентироваться по компасу и карте;
-- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах;
Заключение
На заключительном этапе был проведен анализ полученных результатов.
Главным результатом мы считаем то, что смогли изучить исторические объекты Ржевского района «вживую». Кроме того, было достигнуто следующее.
Во-первых, было установлено, что длительность и протяженность маршрута являются оптимальными.
Во-вторых, были уточнены места стоянок согласно первоначальной карте.
В-третьих, была выяснена необходимость в дровах и уточнены безопасные спуски к реке Волга с целью забора воды.
В-четвертых, весь маршрут в целом был уточнен с точки зрения целесообразности прохождения определенных препятствий (р. Добрая) в конкретных местах.
В-пятых, мы стараемся обобщить полученные исторические сведения, изучить необходимый объем литературы, связаться с местными краеведами, написать научные работы.
В дальнейшем по данной территории планируется создать более длительный маршрут (до реки Добрая), а также организовать летний палаточный лагерь в июне 2018 года.
Отдельную благодарность выражаем директору МОУ «СОШ № 12» г. Ржева, Чаленко Е.А, завучу по воспитательной работе Невзоровой А.Ю., а также одному из руководителей и спонсору похода Кузнецову А.В.
Выводы
Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. Подобные способы внеурочной деятельности помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности.
Список литературы.
1. Нормативная:
1.1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.
1.2. К.В. Бардин «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.
2. Краеведческая:
2.1. «Ржев: восемь веков». О. Кондратьев
2.2. Краеведческий альманах «Изучая историю — смотрим в будущее».
3. Туризм:
3.1. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983г.
3.2. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.
3.3. Топография и ориентирование. Туристская техника:
3.4.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.
3.5. А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 2010 г.
4. Подготовка и проведение похода:
4.1.Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.
4.2.А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 2005г.
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Как Снегурочке раскатать тесто?
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Композитор Алексей Рыбников
По морям вокруг Земли