Сегодня все больше проявляется интерес не только к античным ценностям, но и к азиатской культуре. В чем же причина? Китай в этом вопросе стоит особняком. Ведь поднебесная подарила нам как множество предметов быта, без которых немыслима наша жизнь, так и великих мыслителей.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.33 КБ |
Китайская философия и её место в современном мире
Кузнецова Мария
Ученица 9 класса «Б» МБОУ гимназии «УВК №1»
Руководитель: Вышегородцева Марина Александровна, учитель географии ВКК
Сегодня все больше проявляется интерес не только к античным ценностям, но и к азиатской культуре. В чем же причина? Китай в этом вопросе стоит особняком. Ведь поднебесная подарила нам как множество предметов быта, без которых немыслима наша жизнь, так и великих мыслителей.
Цель моего исследования определить место китайской философии в современном мире.
Задачи :
В своей работе я попыталась ответить на все эти вопросы и в итоге понять, какое место занимает китайская философия в современном мире?
Книга Перемен, труды мыслителей Лао-Цзы и Конфуция — без этих трёх вещей философия древнего Китая напоминала бы здание без фундамента — столь велик их вклад в одну из самых глубоких философских систем в мире, несмотря на то, что в Поднебесной были и другие мыслители.И-Цзин» или «Книга Перемен» — один из самых ранних памятников философии Древнего Китая. Она оставила свой отпечаток в формировании Китайской философии. Некоторые учения заимствовали утверждения из книги, некоторые не соглашались с ее содержимым, однако все безоговорочно признали «Книгу перемен» философским текстом. Непростой, неоднородный текст «Книги перемен» дает ответы на многие жизненные вопросы. Однако формулировка ответа заставляет самому додумать решение проблемы, а не выдает готовый совет. Это еще раз подчеркивает гениальность «Книги перемен», вспоминается пословица «Дай голодному не еду, а удочку».
Лао-Цзы родился в деревне «Искривленная доброта» уезда «Горький» в местечке «Жестокое». Пробыв в чреве матери 81 год, он вышел из ее бедра уже древним стариком.... Имя его можно перевести как «Старый учитель» или «Вечный ребенок», «Старый ребенок» или «Вечный учитель». Любой вариант не будет лишен смысла. Лао-Цзы писал: «Существует такая вещь, образованная ещё до появления Неба и Земли. Она, самостоятельна и незыблема, изменяется циклично и не подвержена смерти. Она — матерь всего существующего в Поднебесной. Я не знаю её имени. Назову её Дао».
Дао — это Истина и одновременно Путь к ней. Дао — начало всех вещей, закон и правила жизни. Оно пронизывает собой сущее, оживляет и направляет все, в том числе и нас. Нужно забыть все «правильные» ответы, нужно отказаться от бесконечной погони за вещами и комфортом, нужно забыть про корысть и тщеславие, нужно стать самим собой: ребенком и даже глупцом — чистым и невинным, и тогда жизнь обретет гармонию и смысл. «Дао» у Лао-Цзы означает естественный путь всех вещей, всеобщий закон развития и изменения мира. «Дао» — нематериальная духовная основа всех явлений и вещей в природе, включая человека.
Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи.
В двадцать пять лет он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?»
Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой. Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»
Сегодня, во время высоких технологий и научного прогресса, мы почти не оставляем времени для изучения такой глобальной и фундаментальной науки, как философия. И уж точно, не каждый из нас проводит хотя бы час в неделю за совершенствованием своего кругозора, например посредством ознакомления с мудростью древних мыслителей.
Как много философов, например, знаете вы? Я провела опрос среди учащихся девятых классов. Вопрос был следующий: «Китайская философия. Какие ассоциации возникают у вас?» Как это ни прискорбно, многие называли предметы мало связанные с философией: рис, дракон, кунг-фу. Но это означает нестандартный подход, что не может не радовать. Однако были и те, кто называл среди прочих ассоциациий «суши», вероятно просто забывая о том, что это блюдо относится к японской кухне и уж точно не связано с Китаем и тем более с его мфслителями. К счастью, оказались люди, которые при словосочетании «китайская философия» вспомнили о древней культуре Китая, спокойствии, умиротворении, медидации и даже мудрых высказываниях. Кто-то даже назвал имя Конфуция.
Моим вторым шагом было узнать имена Китайских философов, известных учащимся. И вновь я слышала лишь имя Конфуция (так отвечало более 65%). За исключением встречались люди, успешно переписавшие из интернет-источников именя других философов. Естесственно, в таком положении дел нельзя говорить о том, что школьники сколько-нибудь знакомы с одним из них, да и Конфуция они называли, вероятно лишь по тем причинам, что его имя легко запомнить и часто встречалось в учебниках по различным предметам.
И в заключении я спросила: «Что является главным в китайской философии?» На такой вопрос около 60% учащихся попросту не ответили, остальные говорили о поиске смысла жизни, мудрых мыслях и философских размыслениях.
Среди всех работ параллели девятых клссов был лишь один развернутый ответ, отображающий реальное отношение ученика к Китайской философии: «Китайская философия пробуждвет в человеке исключительно добрые чувства: желание мира, уважение к старшим, и чем больше людей принимают эту философию за основу жизни, тем больше на свете хороших людей». На самом деле, даже то, что таких людей лишь 1 из 43, всё равно дает надежду, что у нашего общества ещё есть хоть маленький, но шанс не скатываться по эволюционной лестнице вниз, а продолжать развиваться.
Исследование показало, что современная молодёжь формирует своё сознание и мировоззрение, делая больший акцент на интернет-ресурсы, нежели на труды мудрецов. Хотя именно китайская философия является началом для философии, как для науки в целом. Хотелось бы, чтобы в сознании подрастающего поколения при словосочетании «китайская философия» возникало больше образов, чем лишь имя одного мыслителя и не связанные с ней ассоциации в виде перечисления блюд японской кухни.
Китайская философия ничуть не уступает древнегреческой. И даже если имена Сократа, Платона, Аристотеля больше на слуху нежели имена Конфуций, Лао-Цзы, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы. Это всё равно не умаляет заслуг мыслителей поднебесной, а наоборот обвиняет нас в незнании основоположников философии.
«Книга Перемен», труды великих мыслителей Лао-Цзы и Конфуция — без этих трёх вещей философия древнего Китая вряд ли бы смогла существовать и положить основу одной из самых фундаментальных наук современности. «Книга перемен» подарила возможность развития китайской философии, «Канон о Дао и Добродетели» раскрывает смысл человеческой жизни и значение «Дао» в ней, Конфуций не только сделал многое для своей страны на государственном посту, но и является основоположником Конфуцианства – основной религии Китая, религии без Бога, но с не менее важными ценностями. Знаменитое и популярное сейчас течение Фэн-шуй есть не что иное, как нечто среднее между наукой о везении и методикой воздействия на судьбу, то есть является целой отраслью философии.
В современном мире, где совсем мало уделяется внимания на философию, можно лишь прискорбно заметить, что подрастающее поколение знает великих мыслителей только по их цитатам, которые помещают в социальных сетях. Нельзя сказать, что в этом виновата образовательная система, ведь в слишком юном возрасте ученики не смогут полноценно осознать все принципы и направления науки с тысячей вопросов и без единого ответа. Но всё же очень хочется, чтобы подрастающее поколение знакомилось с философией не вскользь, а осознанно, с пониманием мыслей великих мудрецов, дошедших до наших дней из глубокой древности. Ведь в нашем закономерном мире всё повторяется вновь и вновь, и, не зная своего прошлого, мы не сможем быть уверены в будущем.
Швейня
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
О путнике
Выбери путь
Именинный пирог