Работа ученицы 4класса.Проводилась исследовательская работа.
Вложение | Размер |
---|---|
tkatskiy_stan_1.pptx | 2.89 МБ |
Слайд 1
Ткачество. Традиции и современностьСлайд 2
СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ДОМАШНЕЕ РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО 2.1. Устройство горизонтального ткацкого стана 2.2. Заправка ткацкого стана 2.3. Процесс создания тканого полотна на ткацком стане 2.4. Виды узорного ткачества 2.5. Домашнее ткачество в наши дни 3. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5. ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РАБОТЫ МАТЕРИАЛ
Слайд 3
1. ВСТУПЛЕНИЕ Домашнее ручное ткачество сегодня возрождается как вид женского рукоделия. На просторах Интернета можно найти большое количество групп в социальных сетях и блогов, где мастерицы делятся опытом, знаниями и приемами ткачества. Возрождается кустарное производство станов, от небольших настольных до сложных напольных конструкций. На виртуальных и реальных ярмарках мастеров можно заказать и приобрести различные изделия - салфетки, скатерти, палантины, одежду, выполненные как в традициях народных мастеров, так и учитывающие современные модные направления. Цель моей работы – изучить вопрос ткачества, понять устройство ткацкого стана, принцип создания полотна, разобрать несколько видов узорного ткачества. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: - изучить литературу, документальные фильмы, посетить музеи; - посетить мастер-класс по ручному ткачеству на стане; - выполнить практическую работу.
Слайд 4
2. ДОМАШНЕЕ РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО Ткачество – производство ткани на ткацких станах, одно из древнейших ремесел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения . Первоначально ткацкий стан был вертикальным , в наши дни больше используется для ковроткачества и производства гобеленов Горизонтальный ткацкий стан (кросно) , обладает более универсальной конструкцией, которая позволяет производить ткани от грубых (дерюги, половики) до тонких, ажурных (кисея) Р учные приспособления дощечки и бердышки , они позволяют ткать небольшие изделия – пояса и украшения
Слайд 5
2.1. Устройство горизонтального ткацкого стана 1 1 . Боковые стойки с плечами, соединяются между собой брусьями и крепятся клиньями. 2 . Навой . Колода вкладываемая в пазы боковых стоек. Головка колоды имеет отверстия для рычага-палки (2.1), которым колода фиксируется в процессе тканья, для обеспечения натяжения нити. С навоя начинается подготовка станка к работе. Именно на этот вал навиваются нити основы будущего полотна. 3 . Блок с ремизами . На ремизе закреплены нитченки (3.1) – нити с маленькими петлями, через которые пропускаются нити основы. Нижняя часть ремизы привязывается к подножкам – педалям (3.2), с помощью которых ремиза опускается вниз. 4. Набилка (батан) - качающаяся рама, которая состоит из двух горизонтальных планок, вставляющиеся в высокие боковые вертикальные стойки. Между планками набилки вставляется бердо (4.1). Бердо представляет собой частый гребень, зубья которого разделяют нити основы, с помощью него в процессе ткачества уточную нить прибивают к нитям основы. 5. Товарный вал (пришва, наборный навой), вдоль оси вала находится паз, служащий для крепления нити основы. В головке товарного вала имеются отверстия куда вставляется притужальник (5.1). Притужальник фиксирует товарный вал, что бы нити основы находились в натяжении. 6 .Перпендикулярно нитям основы, идущим от навоя до товарного вала, укладываются нити утка. Уток – поперечные нити ткани, пересекающиеся с нитями основы. Нити утка наматываются на иглицы или цевки . Цевка – составная часть челнока. 2 2.1 3 3.1 3.2 4 4 .1 5 5.1 6
Слайд 6
2.2. Заправка ткацкого стана (начало) Заправка ткацкого стана процесс кропотливый, требующий навыков и мастерства не меньше чем непосредственно сам процесс ткачества Шаг1. Снование. Прежде чем намотать нити основы на навойный валик, их следует собрать в пучок определенной толщины из счетного количества нитей, этот процесс называется снованием . В процессе снования подготавливают нити основы не только нужной длины, производится подсчет нитей – пасмами , по тридцать пар нитей. Нити в процессе снования образуют «восьмерку» зева или замок . Этот замок и надевается в последствии на навой . По окончании процесса снования получают «косу ». Шаг 2. Навивание основы на Навой . Процесс навивания требует усилия двух мастериц. Одна стоит за колодой и крутит руками ее на себя, вторая держит в руках «косу» из нитей основы, распускает ее по всей длине, расчесывает нити и равномерно натягивает их на себя.
Слайд 7
2.2. Заправка ткацкого стана (продолжение) Ткацкий стан заправлен и готов к работе! Шаг 3. Заправка в Нитченки. Первая нитченка расположена ближе к колоде, вторая перед мастерицей. Берем первую пару ниток на трестинке и делим ее на две нити. Разводим нити первой нитченки так, что бы образовался «колокольчик» и пропускаем через него первую нить основы, вторая нить проходит рядом. Вторая нить основы должна пройти через «колокольчик» второй нитченки, расположенной перед ткачихой, а первая рядом. И такой процесс необходимо повторить со всеми нитями основы. Шаг 4. Пропускание нитей через бердо . Нити пропущенные через нитченки необходимо пропустить через зубья берда и привязать к товарному валу. Для процесса ткачества необходимо что бы нити основы находились в натяжении. Для этого навой фиксируется рычагом-палкой, вставленной в пазы, а товарный вал фиксируется притужальником
Слайд 8
2.3. Процесс создания тканого полотна на ткацком стане Процесс ткачества происходит следующим образом . В руках ткачихи находится иглица или челнок с намотанной уточной нитью. С помощью ножных педалей , соединенных с ремизками и регулирующих их движение вверх и вниз, ткачиха одни нити основы приподнимает, а другие опускает, в результате чего образуется зев . В полость зева, перед бердо, пробрасывается челнок, уточная нить сматывается с цевки и ложиться между нитями основы. Работая педалями, ткачиха приводит ремизки в первоначальное положение (все нити основы ложатся в горизонтальной плоскости) и, держась за набилки сбоку, резкими движениями к себе с помощью берда плотно прибивает новый ряд уточной нити к предыдущему. С помощью цвета нитей основы, количества ремиз, цвета нитей утка, а так же используя дополнительное приспособление - бральницу , тонкую деревянную, заостренную с концов пластинку, ткачиха может создавать узорное полотно в разных техниках.
Слайд 9
2.4. Виды узорного ткачества Издавна существовали и широко применялись различные виды узорного ткачества: закладное, бранное, выборное, ажурное и переборное Для закладного ткачества характерна гладкая, ровная фактура ткани. Рисунок создается только цветом, а ткань получается двухсторонней. Техника закладного ткачества – одна из самых древних и трудоемких, зато дает возможность очень свободно применять цвет. Количество используемых цветов и их расположение ничем не ограничено Выборное ткачество по способу выполнения схоже с браным, но здесь узорный уток идет не по всей ширине ткани, а отдельными участками часто различными по цвету, между ними может быть довольно большое пространство полотняного фона. Фактура ткани также рельефна, как и при браном способе ткачества При браном способе ткачества фактура ткани всегда более или менее рельефна. Узор всегда выступает над поверхностью ткани и напоминает вышивку. Название техники происходит от слов «брать», «выбирать». Для прокладки нитей утка применяют специальную дощечку – бральницу . На нее по техническому рисунку набираются нити основы, бральница ставится на ребно и в открытый зев пропускается нить утка Ажурные ткани по внешнему виду отличаются от всех других сквозными просветами, которые бывают крупными или мелкими, расположенными то в виде мережек, то в виде горизонтальных или вертикальных клеток . Для прокладки нитей утка так же применяют бральницу
Слайд 10
2.5. Домашнее ткачество в наши дни В современном мире домашнее ткачество не утратило своей актуальности. Но из плоскости насущной необходимости, оно перешло в плоскость прикладного художественного творчества. Сохраняя традиции прошлых поколений, современные ткачихи умело используют принципы и приемы создавая изделия востребованные в наши дни Ежедневник. Выборное ткачество Пиджак. Техника «половичек» Жакет. Техника «пряник»
Слайд 11
3 . ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Шаг1. Для понимания принципа создания тканого переплетения было принято решение воспользоваться ткацкой рамкой и на ней освоить основные принципы ткачества – переплетение нитей основы и утка. На рамку натянули нити основы, использовали х/б «Ирис», пропустили через брус с прорезями, имитирующий бердо, на игольницу намотали нити утка. Далее открыли зев, повернув брусок с прорезями на 45°, пропустили нить утка, закрыли зев, прибили расчёской нить утка, повторением приема соткали ткань Шаг 2. Чтение книг, походы в музеи и просмотр документальных фильмов не дают практического прикладного навыка. Поэтому было принято решение посетить индивидуальный мастер-класс, который провела мастерица Любовь Корнилова в своей домашней мастерской. Мастер-класс состоял в изучении устройства ткацкого стана, и в практической работе на нем. В практической работе были опробованы приемы браного, выборного ткачества и техника пряник
Слайд 12
4 . ЗАКЛЮЧЕНИЕ В своей научной работе я исследовала тему домашнего ручного ткачества на ткацком стане. В результате решения поставленных задач, я познакомилась с устройством ткацкого стана, принципом создания тканого полотна, видами узорного ткачества, получила практические навыки. Поняла, что и в современном мире ручное ткачество не теряет своей актуальности, остается востребованным. Мастерицы, основываясь на техниках и приемах заложенных нашими предками, создают прекрасные произведения прикладного художественного творчества. Искусно вплетая в канву современных модных тенденций нити традиций. Так же сделала вывод, что несмотря на развитие технологий, появление супер сложных станков с цифровым программным управлением, основные принципы ткачества остаются неизменными.
Слайд 13
5. ИСПОЛЬЗОВЫННЫЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РАБОТЫ МАТЕРИАЛ 1. Книги: - Осипова Е.И. Ткачество. Новгородские традиции и современность. –М.: Издательский дом Художественная школа» - 2009г; - Маршева И.В. Ткачество и вышивка Нижегородского края. – Н.Н.: Литера – 2010г 2. Документальные фильмы - Цикл документальных фильмов «Пряничный домик» Канал «Культура». Серии «Льняная сказка», «Ткацкий стан » - Михаил Задорнов «Космос в прялке» 3. Экспозиции музеев - Музей истории художественных промыслов Нижегородской области 4. Практическое занятие - индивидуальный мастер-класс нижегородской мастерицы Любови Корниловой
Одна беседа. Лев Кассиль
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Как я избавился от обидчивости
Пятёрки
Сказка об осеннем ветре